Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования Русской Православной Церкви
Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Брурия Ашкелони: Безусловно, изучение христианства невозможно без изучения патристики

Брурия Ашкелони: Безусловно, изучение христианства невозможно без изучения патристики

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2014/01_jan/ .jpg'
There was a problem loading image 'images/stories/news2014/01_jan/ .jpg'

  .jpg

10-11 октября 2013 года состоялась конференция «Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие». 

К участию в конференции были приглашены ведущие специалисты по творчеству преподобного Исаака Сирина, патрологи и сирологи из России, с Ближнего Востока, из Европы и Америки.

Профессор Еврейского университета г. Иерусалима, специалист по изучению духовной литературы, рассказала учащимся Общецерковной аспирантуры и докторантуры о преподавании патрологии и его значении для науки.

— Профессор Ашкелони, расскажите немного о системе образования в Еврейском университете Иерусалима? Какие в нем представлены факультеты и программы?

— В нашем университете иная образовательная система по сравнению с Россией. Прежде всего, у нас есть один большой факультет гуманитарных наук, разделенный в свою очередь почти на семьдесят разных отделений. В их числе есть отделение религиозных исследований, где изучают иудаизм, ислам и христианство. Таким образом, мы анализируем христианство не только и не столько с религиозной точки зрения, но и с научной. Имеется в виду, что можно изучать ислам, иудаизм и христианство и с позиции истории, проводить их сравнительные характеристики и т.п. С момента основания этого отделения в 1956 году изучение христианства вошло в программу. Я хочу особенно подчеркнуть, что изучение христианства – давняя традиция факультета. 

Также у нас есть два нововведения. Четыре года назад мы стали присуждать степень бакалавра, тогда как раньше существовала только степень магистра. То, что мы не могли готовить студентов по программе бакалавриата, являлось одной из главных проблем в процессе изучения христианства. Сразу же после открытия новой программы, возросло количество студентов, желающих обучаться на ней. Например, на предмет «Новый Завет» ежегодно записывается около 70 студентов, на «Введение в христианство» — более ста студентов и т.п. Теперь мы присваиваем степени бакалавра, магистра и степень PhD. Еще одно знаменательное событие состоялось в 2000 году, когда в университете был создан центр изучения христианства, профессором которого я являюсь. Задача деятельности центра — стимулировать изучение христианства посредством выдачи стипендий, обмена преподавателями и подготовки аспирантов.

В нашем центре изучения христианства запущены две онлайн-библиотеки, одна из которых посвящена сирийским проблемам. Они пользуются большой популярностью у исследователей. Изучение христианства в еврейском университете составляет часть общего изучения культуры, в том числе и часть истории иудаизма, так как невозможно понять еврейскую историю, не понимая взаимосвязь между иудеями и христианами. Такова подоплека всего нашего направления по исследованию христианства. Но стоит отметить, что мы не занимаемся богословием, мы изучаем только филологию и историю религий, поскольку наш университет — государственный. Мы изучаем с филологической точки зрения самые разные тексты, как богословские, так и философские и мистические. Я, к примеру, изучаю тексты, связанные с аскетизмом, монашеской жизнью.

 

— Известно, что патристика является важной составной частью в изучении христианства. Как происходит преподавание этой дисциплины в Вашем университете?

— Безусловно, изучение христианства невозможно без изучения патристики. Для этого уже с первого курса наши студенты усиленно обучаются иностранным языкам, как бакалавры, так и магистранты. Кроме того, от студентов требуются знания греческого, латинского и сирийского языков. Таким образом, когда учащиеся поступают на магистерскую программу, их знания достаточны, чтобы читать подлинники текстов. Конечно, на магистерскую программу поступает меньше людей, так что количество студентов не очень велико.

Исследованию патристики мы уделяем особое внимание. Для этого еще десять лет назад мы начали активно пополнять фонд нашей библиотеки. Благодаря государственным структурам нам удалось значительно увеличить количество книг. В настоящее время у студентов не возникает проблем с материалом. К тому же сейчас есть интернет, а также обмен электронными публикациями, в котором мы активно участвуем. 

 

— Как вы думаете, из чего сегодня состоит патристическое исследование? Каковы проблемы в этой области, и какова ее специфика?

— Я полагаю, самая важная проблема на сегодня — это понимание патристики не в отрыве от контекста. Именно это и является основной задачей для студентов: понять логику, которой руководствовался автор, написавший эту книгу в IV-м или V-м веке. Для этого необходимо знать философский, этический и исторический контексты.

 

— Какова роль патристики в современных исследованиях христианства?

— Думаю, сегодня эта тема актуальна как никогда. Прошлым летом мы организовывали в Иерусалиме патристическую конференцию совместно с l'Association des Études Patristiques (Международной организацией по изучению патристики, созданной в 60-х годах). Темой конференции была релевантность патристики в изучении христианства. По сути, мы не можем понять культуру, не понимая патристики. Без знания, так сказать, патристического фона, невозможно вести исследования Сирии, понять схоластическое движение в Средние века и т.д. Так что, по моему мнению, патристика очень важна, и это объясняет, почему она привлекает исследователей из самых разных областей науки. 

— Считаете ли Вы патристику перспективным направлением теологических исследований?

— Я думаю, что не только теологических, но и философских, и культурных в целом. Мы не можем изолировать в нашей интеллектуальной традиции теологию или патристику от других наук.

 

— А каков Ваш личный опыт в патристических исследованиях?

—В своей первой работе я рассматривала отношение к паломничеству Отцов церкви IV и V столетий. К примеру, я изучала свт. Григория Великого, свт. Иеронима, блж. Августина и других. Сегодня я преподаю различные направления патристики. Признаюсь, что мои любимые авторы — отцы-каппадокийцы. Тексты Григория Нисского, и в особенности Василия Великого и Григория Богослова, я подробно разбираю со студентами на своих занятиях, так что это вопрос личных предпочтений. Никто не обязывает меня преподавать того или другого автора. Например, работая со студентами, учащимися на бакалаврской программе, я каждый год стараюсь дать широкий обзор патристических исследований. Мы начинаем разбор со второго столетия, и я стараюсь довести работу до седьмого века, чтобы просто ощутить разницу между Востоком, Западом, Сирией. А на семинаре по патристике я фокусируюсь на капппадокийцах, вернее, провожу один семинар по каппадокийцам, а затем по сирийским отцам. Таков мой подход.

 

— И последний вопрос: каково соотношение между патристикой и теологией? Можно ли сказать, что патристика — это начало теологии?

— Да, ведь если бы не было патристической традиции, как можно было бы говорить о теологии? Теология могла возникнуть только на основе творений Святых Отцов. Патристика же, безусловно, необходима. Это основание, базис, на котором можно анализировать и создавать теологическую систему, традицию, а потом уже решать, что делать с ней: как преподавать, как учить в соответствии с теми смыслами, которые удалось обнаружить в этих текстах. Я думаю, человечество погибнет, если не будет знать и опираться на патристическую традицию. 

 

—Благодарю Вас за беседу.

Беседовал Сергей Мишин

Информационная служба ОЦАД

 

 

Научно-образовательная теологическая ассоциация Патриархия - сайт Церковь и время Учебный комитет Богослов.RU