Архимандрит Исаак (Бояджийски): Я благодарен возможности осваивать науку в Общецерковной аспирантуре и докторантуре, и надеюсь, что когда-нибудь эти знания послужат укреплению русско-болгарских церковных связей

Архимандрит Исаак (Бояджийски): Я благодарен возможности осваивать науку в Общецерковной аспирантуре и докторантуре, и надеюсь, что когда-нибудь эти знания послужат укреплению русско-болгарских церковных связей

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2014/p1050726.jpg'
There was a problem loading image 'images/stories/news2014/p1050726.jpg'

p1050726.jpg

Архимандрит Исаак (Бояджийски), магистрант Общецерковной аспирантуры и докторантуры, рассказал о своей жизни в Болгарии, о том, что привело его в Россию, и поделился планами на будущее. 

− Расскажите, пожалуйста, о начале Вашего духовного пути.

−Интерес к православию у меня появился в 4 классе, когда я начал ходить на уроки по вероучению. С этого момента у меня возникло желание узнать о Боге, о Пресвятой Богородице, о Троице. Тогда я впервые прочитал Библию, жития Святых Отцов. Тогда же начал ходить в храм. Все это подтолкнуло меня к поступлению в семинарию. В 13 лет я был зачислен в Софийскую семинарию св. Иоанна Рыльского, в 2001 году поступил на Богословский факультет Софийского Университета. А уже на следующий год после его окончания я принял монашество в Успенском монастыре Видинской епархии Болгарской Православной Церкви, клириком которой являюсь. После окончания семинарии, я начал работать в администрации своей духовной школы и трудился в ней на протяжении десяти лет, параллельно учась в университете. С февраля 2011 года по благословению митрополита Видинского Дометиана и решением Епархиального совета я был назначен в Ломскую духовную епархию на должность благочинного. 

− Почему Вы решили продолжить свое обучение в Общецерковной аспирантуре? 

−Еще в 2009 году меня спросили, где бы я хотел продолжить свое образование – в России или в Греции. Я сразу ответил, что в России, поскольку знал о связях между нашими народами, Поместными Церквами. Я много читал, смотрел документальные фильмы о Русской Православной Церкви и ее многочисленных верующих, монашестве, старцах, больших монастырях и храмах, богослужениях. В России я могу не только усвоить богословскую науку, но и изучить русский язык, познакомиться с богатой культурой и традициями русского народа. Можно сказать, приезд в Россию – моя детская мечта, которая неожиданно осуществилась. Теперь я могу узнать о богослужебной, церковно-организационной и монашеской жизни в Русской Православной Церкви. 

Итак, по благословению священноначалия больше года назад я приехал учиться в Москву в Общецерковную аспирантуру и докторантуру. Это молодое учебное заведение, известное не всем. Однако мне повезло учиться именно здесь. Ректор Аспирантуры, митрополит Волоколамский Иларион, неоднократно приезжал в Болгарию, где выступал с лекциями в различных учебных заведениях. А в апреле 2012 года Софийский университет культурного наследия присвоил докторскую степень Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Всё это подтолкнуло меня всерьез задуматься о дальнейшем образовании именно в России. О том, чтобы учиться в таком престижном высшем духовном учебном заведении, как ОЦАД, я не мог и надеяться. 

− Вы так рано поступили в семинарию. Для русских это очень необычно. Расскажите в двух словах, если возможно, о системе образования в Болгарии. Чем отличается обучение в высших духовных учебных заведениях Болгарии от учебы в Общецерковной аспирантуре?

−Если сопоставить наше образование с российским, то болгарскую семинарию можно сравнить со средним специальным учебным заведением. Как и в России, у нас можно получить аттестат о неполном среднем образовании в 14-15 лет. Однако в России для поступления в семинарию достаточно общего полного среднего образования, а у нас достаточного неполного. Так как я поступил в семинарию за год до окончания школы, мне выдали сразу два аттестата.

В Болгарии есть всего две семинарии – в Софии и Пловдиве – и четыре духовных высших учебных заведения. Все они аккредитованы Министерством образования и науки Республики Болгария. После окончания семинарии выдается диплом, признанный государством, и любой ее выпускник может поступить в университет в Болгарии или заграницей. Духовные учебные заведения Болгарии сотрудничают со многими зарубежными университетами. Например, богословский факультет Софийского университета сотрудничает с Бернским университетом в Швейцарии, Йенским в Германии, Даремским в Великобритании и др. В ОЦАД есть много возможностей для обучения, но ее миссия – подготовить лучших специалистов в научной, дипломатической, педагогической и административной сферах деятельности Церкви. В Аспирантуре осуществляется подготовка по разным направлениям. Например, курсы для церковных архивистов, курсы повышения квалификации архиереев, на которых обучающиеся могут познакомиться с актуальной проблематикой церковного служения. Такого в Болгарии нет. 

− Какие предметы являются для Вас новыми? Хватает ли базы знаний, полученных на родине, для обучения в ОЦАД?

−Я думаю, что человек учится до конца своей жизни и все равно никогда не может сказать, что он знает все. Поэтому надо учится каждый день. 

На кафедре Внешних церковных связей есть много новых для меня дисциплин, охватывающих разные церковные направления, связанные со взаимоотношениями между всеми Православными Поместными Церквами, с другими христианскими церквами, с государственными и международными учреждениями и организациями и т.д. К сожалению, в Болгарских духовных школах в то время, когда я учился, не было таких предметов. Хотелось бы отметить, что в Общецерковной аспирантуре работают высококвалифицированные и преданные своему делу специалисты, которые прилагают все усилия, чтобы учащиеся развивали свои способности в разных направлениях.

− Столь интенсивное обучение невозможно без знания русского языка. Вы уже знали язык, когда приехали учиться в Россию?

−В Болгарии, я думал, что,раз наши языки похожи, то я смогу хоть немного понимать и говорить по-русски. Но,приехав в Москву,обнаружил, что это не так. Мы учимся по особой интенсивной программе. Русский язык изучается ежедневно, чтобы мы могли быстрее подготовиться к самостоятельному написанию работы. Благодаря жизни в России у меня есть возможность активно практиковаться. Ведь без знания языка невозможно ни учиться, ни служить, ни даже в магазин сходить. 

− Насколько отличаются условия проживания? 

−Прежде всего, хотел бы поблагодарить ректора Аспирантуры, митрополита Волоколамского Илариона, за заботу. Иностранные учащиеся получают стипендию, на которую каждый может купить карту на метро, книги, пособия и т.д. Хотел бы сказать, что внимание к иностранным учащимся, на мой взгляд, в Аспирантуре больше, чем к русским. Наверное, это связано со стереотипом, что жить иностранцам в России очень трудно. 

− Поделитесь, пожалуйста, своими первыми впечатлениями о Русской Православной Церкви, России, русских.

−До моего приезда в октябре 2012 года я никогда не был в России. Когда меня везли из аэропорта на Болгарское подворье, я увидел большой, замечательный, сияющий город: огромные здания, проспекты, на каждом углу – храм, а потом узнал, что в городе также много монастырей. Уже на следующий день я пошел на службу. Больше всего меня впечатлило, что в храме много народа. И это был будний день! Потом удивлялся тому, как много причастников – каждый день, каждое воскресенье, каждый праздник люди приходят в храм, приводят своих детей, исповедаются, причащаются. Люди принимают активное участие в Святых Таинствах Церкви, и это благодаря трудам духовенства Русской Православной Церкви. Я вижу, как быстро восстанавливаются храмы и монастыри, как строятся новые. Это впечатляет. Вашу страну по праву называют Православной Русью и на Востоке, и на Западе. 

Что я могу сказать о русских... только как о своих. Я чувствую себя здесь как дома. Русский народ – славянский народ, православный, верующий. Люди очень добрые, впечатляют своим теплым отношением. Я знаю, что наши народы всегда были очень близки. Сейчас, когда я живу среди русских, я не только узнал, но и почувствовал это отношение, эту любовь.

− Что бы вы хотели получить от обучения в Общецерковной аспирантуре?

−Отвечая на этот вопрос, хотел бы сразу процитировать одного современного богослова: «Помни о том, что ученость нужна не ради учености, не ради мудрости земной, а для того, чтобы, как говорил святитель Григорий Богослов, изучив все науки и собрав всю премудрость Востока и Запада, положить ее к ногам Христа».В Общецерковной аспирантуре подготовка ведется на высоком уровне. Поэтому надеюсь, что во время учебы я получу максимум тех знаний, которые мне предлагаются в ее стенах, и когда-нибудь смогу положить их к ногам Христа, на благо Церкви.

− И в заключение расскажите о своих планах на будущее. 

−Если человек строит планы на будущее, значит, ему чего-то хочется, он что-то ищет. У меня нет планов, потому что я знаю одну мудрость:«Никогда ничего не ищи, и никогда ни от чего не отказывайся...». Человек предполагает, а Бог располагает. Все мои планы в руках Божиих. В Общецерковную аспирантуру, конечно, я поступил, чтобы учиться. И, как все учащиеся, я надеюсь, что в срок подготовлю свою магистерскую диссертацию и смогу успешно защитить ее.

Информационная служба ОЦАД