Андреа Риккарди: Единый голос христиан может пробудить людей от летаргического сна индивидуализма

Андреа Риккарди: Единый голос христиан может пробудить людей от летаргического сна индивидуализма

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2014/10_oct/andrea-riccardi.jpg'
There was a problem loading image 'images/stories/news2014/10_oct/andrea-riccardi.jpg'

andrea-riccardi.jpgИзвестный историк, общественный деятель, основатель Общины святого Эгидия профессор Андреа Риккарди рассказал в интервью для сайта ОЦАД почему важно изучать пути религиозного развития народов и как улучшить жизнь бедных людей. Беседовал руководитель проектов ОЦАД И.А. Парфенов.

– В зарубежной прессе Вы часто выступаете как критик общества потребления? Что Вы предлагаете изменить, чтобы улучшить жизнь простых людей?

– Я думаю, что современная модель развития привела нас в тупик, и недавний экономический кризис подтвердил это. Я не считаю себя критиком общества потребления, однако, думаю, что необходимо переосмыслить экономику и поставить в ее центр человека и его нужды, и не исключать целые части планеты или слои общества. Я думаю, например, о драме многих стариков, в том числе и состоятельных, которых наши общества считают бесполезными, поскольку они непроизводительны. Логика рынка рискует сделать правителей и простых граждан циничными, бесчеловечными, в некоторых случаях безжалостными.

– В России считают, что в Европе идет процесс дехристианизации континента. Так ли это на самом деле? С чем связан упадок веры в Европе?

– У каждой христианской эпохи свои трудности и свои положительные черты. Если вспомнить ситуацию в Советском Союзе и центрально-восточной Европе в XXвеке, когда христиан преследовали, я не могу сказать, что сегодня мы страдаем больше, чем в прошлом. В 1960-е годы говорили о «смерти Бога», то есть о неминуемом конце священного и трансцендентного на Западе, в то время как сейчас мы видим возвращение религии, порой, к сожалению, и в фундаменталистском ключе. Нашему времени свойственен индивидуализм, который удаляет людей от Бога, поскольку побуждает их чувствовать себя самодостаточными, чувствовать себя как Бог. Однако, по моему опыту работы в Общине святого Эгидия, и сегодня многие ищут Бога, может быть, даже больше, чем вчера. Нужно найти способ коснуться их сердец. Это великий вызов, стоящий перед нашими Церквами: услышать вопросы, часто невысказанные, многих людей, неприкаянных и ищущих.

– Община святого Эгидия известна всему миру делами милосердия. Вы являетесь ее основателем. Что подвигло ее создать?

– Община святого Эгидия – воплощение юношеской мечты, проживаемой с энтузиазмом и евангельским постоянством. В 1968 году, особом году для европейской молодежи, во время студенческих митингов в Италии и Франции, целое поколение боролось за изменение мира, прежде всего, согласно марксистским идеалам. Я тоже думал о том, что мир должен измениться и о способах его изменения. Тогда же произошло мое открытие Евангелия, что породило критическое отношение к различным идеологиям и помогло понять, что для изменения мира нужно менять себя, начинать с самих себя. Следующим этапом стало знакомство с римскими окраинами, миром бедных, незнакомым для таких благополучных юношей, каким был я. Как и сегодня, многие бедные жили на обочине общества, спрятанные, забытые. Встреча с Евангелием и встреча с бедными имели основополагающее значение для появления Общины святого Эгидия. Сегодня наша Община действует в 70 странах мира, и везде, где есть ее члены – есть христиане, которые учатся быть верными Евангелию в служении бедным. 

– Как ученый Вы исследуете христианство нового и новейшего времени. Над какими проблемами работаете сейчас?

– Мой интерес к истории христианства нового и новейшего времени появился из убеждения, что религиозный фактор является немаловажным элементом для изучения истории. Убежден, что фактор этот влиял и продолжает влиять на международные отношения, на связи между народами и культурами, на историю многих стран, в том числе Италии. Изучение путей религиозного развития народа – попытка уловить подземные течения истории, которые рано или поздно выходят наверх, часто в самые неожиданные моменты. Кроме того, я уверен, что, как христиане, мы призваны «творить историю», быть закваской в истории. 

– Взаимодействует ли Община с Русской Православной Церковью?

– Да, Община святого Эгидия связана с Русской Православной Церковью тридцатилетней дружбой. Впервые я был в Москве в 1980-е годы, но уже в 1970-е знал о притеснениях  христиан в России и сохранил чувство уважения ко многим верующим, которые героически держали горящим свет веры во мраке коммунистического режима. Помню, с каким восторженным чувством я присутствовал на Литургии в Богоявленском кафедральном соборе, помню встречу с одним из первых наших друзей – митрополитом Филаретом (Вахромеевым), тогда возглавлявшим Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата.

За эти годы было много знаменательных моментов в наших отношениях. Община святого Эгидия высоко ценит встречи со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и митрополитом Волоколамским Иларионом. Тема милосердия, любовь к бедным нас объединяют. Я полагаю, что очень важны православно-католические конференции, посвященные милосердию, которые мы регулярно проводим совместно с Отделом по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, возглавляемым епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном, с которым меня связывает ценнейшая дружба. Одна из конференций прошла в Москве в зале Храма Христа Спасителя в декабре 2012 года.

– Насколько важен в современном мире межконфессиональный диалог? По Вашему мнению, на каком этапе своего развития он находится?

– Я полагаю, что диалог между христианами сегодня не только важен, но и срочен и жизненно необходим. В современном мире, который ставит в центр только экономические и потребительские интересы, единый голос христиан может пробудить людей от летаргического сна индивидуализма, в который многие погрузились. Если христиане не восстанут против того, что Папа Франциск называет «культурой отбросов» и «глобализацией безразличия», мир будет становиться все более жестоким, отвергающим и непредназначенным для жизни всех, в том числе христиан. Перед нами стоят общие вызовы, на которые нужно отвечать, и еще неизведанные пути сотрудничества. Кроме того, мы должны думать о страдающих и гонимых сегодня христианах – я молюсь о христианах на Ближнем Востоке и в различных регионах Африки и Азии.

– В 2011 году неожиданно для всех Вы попали в обновленный состав правительства Италии. Многие газеты пытались понять, как будучи католическим миссионером, Вы оказались в большой политике. С чем было связано это решение? Продолжаете ли Вы свою политическую деятельность?

– Мое назначение министром интеграции и международного сотрудничества в «техническом» правительстве под руководством Марио Монти было неожиданным, хотя лично и с Общиной святого Эгидия я более тридцати лет занимаюсь подобной проблематикой. Правительство Монти было образовано исключительно из «техников», то есть деятелей итальянского общества, специалистов в различных областях, не принадлежащих ни к одной из партий. Такое условие позволило мне принять это назначение. Жить по-христиански в обществе в любом случае означает интересоваться общественными делами, общим благом. Можно вести политику, и не принадлежа к какой-либо партии или коалиции. Естественно, я говорю о политике с большой буквы, а не о той политике, которую мы видим, читая новости. 

– Как Вы считаете, слышен ли голос Русской Православной Церкви в Европе? Считаются ли с ее мнением по актуальным вопросам?

– Голос Русской Православной Церкви авторитетно звучит на всем европейском континенте. Ее присутствие в многочисленных международных организациях очень важно. Я убежден, что все больше мы должны будем сотрудничать бок о бок для утверждения христианских идеалов, евангельских принципов в наших обществах и на нашем европейском континенте.

– В октябре 2014 года Вам был вручен диплом почетного доктора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. Что для Вас значит этанаграда?

– Конечно, первой моей реакцией была благодарность Общецерковной аспирантуре и докторантуре, ее ректору – митрополиту Волоколамскому Илариону и Святейшему Патриарху Кириллу, утвердившему решение Ученого совета. Для меня было большой честью первым получить диплом honoriscausa в вашем учреждении, и, я думаю, что это еще одно звено в нашей истории сотрудничества и дружбы, связывающей меня лично и всю Общину святого Эгидия с Русской Православной Церковью.