В день памяти преподобного Серафима Саровского ректор Общецерковной аспирантуры совершил Божественную литургию на Черниговском подворье

В день памяти преподобного Серафима Саровского ректор Общецерковной аспирантуры совершил Божественную литургию на Черниговском подворье

фото

15 января 2011 года, в день второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) совершил Божественную литургию в столичном храме Усекновения главы Иоанна Предтечи на Патриаршем Черниговском подворье.

Владыке сослужили проректор Общецерковной аспирантуры протоиерей Владимир Шмалий, архимандрит Серафим (Шемятовский) (Православная Церковь Чешских земель и Словакии), клирик храма священник Михаил Немнонов.

По окончании богослужения Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) поздравил архимандрита Серафима (Шемятовского) с тезоименитством.

Обратившись к верующим с архипастырским словом, Владыка сказал:

«Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с днем памяти преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. Преподобный Серафим жил в близкие к нашему веку времена – не прошло еще двух столетий со дня его кончины, – но по святости жизни уподобился древним святым и многих из них превзошел. Он жил в те времена, когда в России пускал свои корни атеизм, в образованных кругах общества было распространено вольнодумство, когда происходили в нашем обществе процессы, которые позднее привели к революции, свержению самодержавия и отвержению людьми Бога. Преподобный Серафим не был святителем Церкви Божией, не был ярким проповедником или обличителем безбожия, но всей своей жизнью и обликом своим он являл миру величайшую красоту Православия, которая есть основа нашего бытия, которая всегда составляла основу жизни нашего народа.

В XVIII и XIX веках началось отдаление людей от Бога. Оно стало происходить в верхах общества – в аристократических кругах, но постепенно безбожие и вольнодумство проникло и в народную среду. Если бы не было этого постепенного разъедания народного сознания ржавчиной атеизма и вольнодумства, может быть, не было бы и революции и всего того, что за ней последовало. Преподобный Серафим был одним из тех людей, которые вопреки веяниям времени жил в вечности, жил тем, что составляет неотъемлемое достояние каждой человеческой души и чем можно жить в любые времена вне зависимости от моды, настроения толпы, вне зависимости от того, чем живет современное общество.

Он начал свой путь с того, что ушел в монастырь и был обычным иноком, каких много было тогда в России, но затем воспринял на себя особый подвиг отшельничества и подвижничества. Мы знаем из его жития, что преподобный Серафим много дней провел в полном уединении, что тысячу дней и тысячу ночей подвижник простоял на камне в непрестанной молитве и что после многих лет удаления от людей, отшельничества и безмолвия он стяжал особый и редкий дар – дар непрестанной любви и радости. После этого он открыл себя миру для того, чтобы приходившие к нему люди могли приобщиться к этой внутренней духовной тишине, к миру и радости, которые он стяжал внутри себя благодаря многим годам молитвы, отшельничества и безмолвия. Они удивлялись его мудрости, спокойствию, удивлялись той радости, с которой преподобный всегда встречал обращавшихся к нему. Он был созерцателем Божественного света, и этот Божественный свет и Божественное тепло через него распространялось на людей.

К святому Серафиму Саровскому приходили люди из мира, который уже тогда находился под сильным влиянием лжеучений, безбожия, атеизма, вольнодумства, вольтерьянства и прочих течений, которые захватывали умы. Но многие в этой обстановке продолжали искать истину и приходили за советом к старцам, одним из которых был преподобный Серафим. Неслучайно к его келье стекались самые разные люди: купцы и промышленники, простые крестьяне и представители аристократии – все они чувствовали нужду в том, чтобы получить совет великого старца, все они ощущали необходимость пообщаться с человеком, который живет вне этого мира, который, находясь телом здесь, духом и умом пребывает в вечности.

Преподобный оставил нам наставления, которые сейчас мы с благоговением читаем. Но самое главное, что он оставил после себя, – светлый образ, который мы созерцаем на иконах, а также на его прижизненных портретах. Мы видим на этих изображениях человека немощного телом, но сильного духом, человека, чей духовный взор проникнут Божественным присутствием, и понимаем, что это один из тех немногих людей, которые в земной жизни достигли того полного и всецелого соединения с Богом, которое святые отцы называли обожением.

Преподобный Серафим Саровский – яркая и незаходящая звезда на небосклоне русской святости. Он сияет всем нам сегодня, напоминая о том, что мы призваны к жизни горнего мира, что мы должны строить свою земную жизнь по заповедям Божиим и никогда не забывать о том, что является главным и единым на потребу, – о внутреннем мире и духовной тишине, которые приходят от Бога благодаря нашему опыту богообщения.

Будем просить преподобного Серафима Саровского о том, чтобы он помогал нам идти по жизненному пути, исполняя заповеди Божии и приобщаясь к вечной благодати, которая никогда не оскудевает и всегда щедро изливается на всякого человека, приходящего к Богу с открытым сердцем и открытым умом. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС 

{gallery}/news/012011/01/{/gallery}