Митрополит Иларион: Своей жизнью, а часто и подвигом мученической смерти святые являют присутствие Царства Божия на этой земле

Митрополит Иларион: Своей жизнью, а часто и подвигом мученической смерти святые являют присутствие Царства Божия на этой земле

b_1200_530_16777215_0_0_images_stories_news2016_02_feb_ECR_2567.jpg7 февраля 2016 года, в Неделю 36-ю по Пятидесятнице, когда празднуется Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской и день памяти святителя Григория Богослова, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Этот храм входит в комплекс Черниговского Патриаршего подворья, в зданиях которого размещается Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Архипастырю сослужили проректор ОЦАД по учебной работе иеромонах Иоанн (Копейкин), секретарь Ученого совета ОЦАД, заведующий Сектором межрелигиозных контактов ОВЦС священник Димитрий Сафонов, преподаватели и учащиеся Общецерковной аспирантуры и докторантуры в священном сане.

После сугубой ектеньи митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.

По окончании Литургии владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Церковь совершает память святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, которая совпадает с днем памяти святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского.

Святитель Григорий жил в IV веке, когда Церковь, с одной стороны, благоденствовала, потому что гражданская власть активно ей содействовала, помогала в строительстве храмов, создании митрополий; с другой стороны, Церковь была раздираема ересями, основной из которых была ересь арианская. Многие из нас читали о том в учебниках, в книгах по истории Церкви, но, может быть, не всякий сознает, насколько опасно было арианство. Арий, константинопольский пресвитер, учил, что Господь Иисус Христос не был единосущен Богу Отцу, что Он был одним из творений Божиих – конечно, более высоким, чем обычные люди, но все-таки не равным Богу и не единосущным Своему Отцу.

Когда люди в Константинополе, а затем и в других местах, услышали об этом новом лжеучении, народ Божий ощутил в этом какую-то неправду, почувствовал, что здесь что-то не так. С этой ересью начали разбираться богословы. Святитель Афанасий Великий, который на Первом Вселенском Соборе, осудившем Ария, присутствовал в качестве диакона,  после прилагал особые усилия для борьбы с арианством, потому что, несмотря на то, что Собор прошел и ересь была осуждена, она продолжала распространяться  и к середине IV века захватила многие митрополии, епархии и приходы.

Тогда Господь воздвиг трех Каппадокийских учителей: Василия Великого, его брата Григория Нисского и Григория Богослова. И именно святителю Григорию Богослову было суждено стать тем человеком, который наиболее точно сформулировал православное учение о Святой Троице. Он это сделал в своих «Пяти словах о богословии», которые произнес в тот недолгий период, когда возглавлял Константинопольскую кафедру. В них святитель ясно сказал о том, что все три Лица Святой Троицы – Отец, Сын и Святой Дух – равны между Собой. Они равночестны и единосущны, но Они не три Бога, а один Бог. Один Бог в трех Ипостасях. И Сын Божий, единосущный Богу Отцу, стал человеком, принял на Себя человеческую плоть и через это стал единосущным нам. Бог сошел на землю для того, чтобы нам не надо было восходить на небо, чтобы здесь, на нашей земле, создать Церковь и Самого Себя преподать нам в пищу и питие, чтобы мы могли здесь, не дожидаясь исхода из временной земной жизни, питаться Его Божественным Телом и Его Божественной Кровью и ощущать присутствие среди нас Царства Небесного, о котором Господь сказал в первых словах Своей проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4. 17). А еще до Него об этом сказал святой пророк и Предтеча Господень Иоанн.

Царство Небесное приблизилось не в хронологическом смысле. Оно приблизилось, потому что сошло на землю. И с тех пор, как Сын Божий стал Сыном Человеческим, нет больше разделения между землей и небом. Нет больше непреодолимой преграды между Царством Небесным и царством земным. Преградой для человека являются только его собственные грехи, только его собственное нежелание или неспособность приобщиться к Царству Небесному, которое уже здесь и теперь присутствует в нашей земной жизни.

На протяжении многих веков Господь воздвигал святых, которые всей своей жизнью, а часто и подвигом своей мученической смерти, являли присутствие Царства Божия на этой земле, среди людей. И XX век не стал исключением. То был век жесточайшего гонения на Церковь Христову не только в нашей стране, но и в других государствах, где возникали революционные течения, коммунистические режимы, где к власти приходили люди, одержимые атеистической, безбожной идеологией, и начинали жестоко преследовать Церковь Христову. В это тяжелое время гонений Господь воздвиг великое множество мучеников и исповедников – они не преклонили свои головы под власть земного властителя, не склонились на посулы безбедной жизни, не отреклись от Христа даже под пытками, даже испытывая тяжелейшие физические и моральные страдания.

Мы знаем о том, как в первые века христианства, еще до Вселенских Соборов, многие мученики отдавали свою жизнь за Христа. Но, как правило, это происходило публично – например, на стадионах, когда страдальцев выводили на арену, а на них набрасывались львы. И вся местная община знала о подвиге того или иного мученика. Или же мучеников ставили перед лицом властителей, которые допрашивали их, а потом предавали на смерть. Даже протоколы, известные как мученические акты, сохранились от этих первых веков христианской истории.

В XX веке многие новомученики и исповедники Церкви Русской умирали в полной безвестности. И они не могли знать, что когда-нибудь Церковь прославит их, потому что сначала этих людей изолировали от общества, отправляли в далекие места, где новомученики томились в суровых условиях, а затем без суда и следствия расстреливали. И даже до сих пор многие протоколы этих допросов и приговоры так называемых «троек», которые заменяли суды, остаются засекреченными.

Но у Господа нет ничего тайного – Он видит жизнь и смерть каждого человека. Если были люди, которые не сумели сохранить веру в чистоте, не смогли пронести до конца возложенный на них крест, но сломались по пути к своей Голгофе, то было и великое множество людей, которые не сломались, не отреклись от Бога и до последнего своего вздоха жили присутствием Божиим. Царство Небесное было явлено в мученическом подвиге наших святых, и сегодня мы прославляем их как наших небесных покровителей и заступников.

Мы обращаемся к ним с молитвой о том, чтобы они у Престола Бога и Царя молились за Церковь Русскую, молились за каждого из нас, за нашего Патриарха, за Священноначалие нашей Церкви, за то, чтобы больше никогда наш народ не подвергся одурманивающему влиянию безбожной сатанинской идеологии, чтобы Русь Святая всегда хранила веру Православную, ибо в этой вере – спасение и для всего нашего народа, и для каждого из нас.

Я поздравляю отца проректора, всех начальствующих, учащих и учащихся с праздником. Радуюсь тому, что этот храм возрожден, что в нем теперь совершается ежедневно утром и вечером богослужение, что чреду здесь несут и преподаватели, и студенты Общецерковной аспирантуры.

Надеюсь на то, что с Божией помощью, под покровом Пресвятой Богородицы и по молитвам святого пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, небесного покровителя этого святого храма, все мы будем восходить от силы в силу, а наша духовная школа будет процветать и развиваться.

С праздником! Храни вас всех Господь!»

 

Служба коммуникации ОВЦС