Игумен Арсений (Соколов Андрей Павлович), доктор богословия, профессор кафедры
Образование, ученые степени и звания:
1985-1986 гг. – Рижское летно-техническое училище гражданской авиации.
1989-1992 гг. исторический факультет Томского государственного университета.
1995 г. – Московская духовная семинария.
1998 г. – Московская духовная академия, кандидат богословия.
2012 г. – доктор богословия (Общецерковная аспирантура и докторантура)
Монашеский постриг, хиротонии:
В 1992 г. епископом Красноярским и Енисейским Антонием пострижен в монашество и поставлен в иеродиаконы с назначением в клир Успенского кафедрального собора г. Енисейска.
В 1997 г. епископом Красноярским и Енисейским Антонием поставлен в иеромонахи и назначен председателем епархиального отдела по взаимодействию с пенитенциарными учреждениями.
К Пасхе 2009 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан игумена.
Защита диссертаций, повышение квалификации:
В 1999-2000 гг. стажировался в Папском Библейском институте в Риме.
В 2003 г. защитил в Московской духовной академии кандидатскую диссертацию на тему «Книга Иисуса Навина: опыт историко-экзегетического анализа» (научный руководитель — протоиерей Леонид Грилихес). Ученым советом МДА работа рекомендована в качестве учебного пособия для студентов духовных учебных заведений.
В 2012 г. защитил в Общецерковной аспирантуре и докторантуре докторскую диссертацию на тему «Книга пророка Амоса: историко-филологическая, традиционная еврейская и святоотеческая экзегеза» (научный консультант — М.Г. Селезнев).
Педагогическая деятельность
В 1996-1998 гг. преподавал патрологию на Красноярских епархиальных пастырско-богословских курсах.
C 2017 – профессор кафедры библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры.
Страницы биографии
Родился в 1968 г. в г. Шарья Костромской области. С 1976 г. жил и учился в г. Лесосибирске Красноярского края.
В 1986-1988 гг. служил в Военно-воздушных силах на территории Монголии.
В 2001 г. Священным Синодом назначен настоятелем новообразованного Христорождественского прихода в Мадриде, Испания. В 2001-2003 гг. по поручению председателя ОВЦС митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и епископа Корсунского Иннокентия осуществлял также организацию церковно-приходской жизни на новообразованных приходах в других крупных городах Пиренейского полуострова: Барселоне (Испания), Малаге (Испания), Лиссабоне (Португалия), Порто (Португалия).
В 2003-2013 гг. — настоятель Всехсвятского прихода в Лиссабоне.
Решением Священного Синода от 25-26 декабря 2013 г. (журнал № 165) назначен настоятелем подворья Русской Православной Церкви в Бейруте (Ливан) и представителем Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока.
Член Синодальной Библейско-богословской комиссии.
Входит в Итальянскую Библейскую ассоциацию (Associazione Biblica Italiana), объединяющую учёных-библеистов Италии.
Член Совета Императорского православного палестинского общества.
Владеет итальянским, португальским, испанским и французским языками.
Публикации игумена Арсения Соколова
Монографии
1) «Книга Иисуса Навина» (Москва, изд-во Крутицкого подворья, 2005. 208 с.).
2) «Книга пророка Амоса: введение и комментарий» (1е изд.: Москва, изд-во Новоспасского монастыря, 2012; 2е изд.: Лиссабон, 2012. 400 стр.).
3) «Пророк и блудница. Комментарий к 1-3 главам книги пророка Осии» (Москва, изд-во ББИ, 2016. x+142 стр.).
4) «Буква и Дух. Сборник статей и докладов по библеистике» (Бейрут, изд-во Meouchy & Zacharia, 2016. 184 стр.).
Переводы с итальянского языка
1) Адальберто Майнарди. Праздник Рождества Христова на Востоке и на Западе: исторические и богословские аспекты. В сборнике: “Праздник: благодарение, освобождение, единение” (сост. – К. Сигов). Изд-во “Дух i Лiтера”, Киев, 2011.
2) Энцо Бьянки. Оптина пустынь и русское старчество. “Церковь и время”, №21 (2002).
3) Энцо Бьянки. Богословие красоты. “Церковь и время”, №33 (2005).
4) Альберто Мелло. Шехина в Евангелии от Матфея. “Церковь и время”, №35 (2006).
5) Энцо Бьянки. Миссия Сына продолжается в миссии Церкви. “Церковь и время”, №37 (2006).
6) Энцо Бьянки. Преображение в Евангелии: библейско-духовная экзегеза. “Церковь и время”, №41 (2007).
7) Энцо Бьянки. Духовное отцовство: библейские составляющие. “Церковь и время”, №45 (2008).
8) Энцо Бьянки. Отворить врата надежды. “Церковь и время”, №48 (2009).
9) Энцо Бьянки. Духовная борьба: библейские составляющие. “Церковь и время”, №49 (2009).
10) Энцо Бьянки. Эсхатологическое значение христианского праздника. “Церковь и время”, №53 (2010).
11) Орацио Симиан-Йофре. Богословское послание книги пророка Амоса. “Страницы”, №15:2 (2011).
12) Сабино Кьяла. Исаак Ниневийский и его учение: между уединением и общением. “Церковь и время”, №54 (2011).
13) Сандро-Паоло Карбоне, Джованни Рицци. Таргум книги пророка Осии. “Страницы”, №15:3 (2011).
14) Адальберто Майнарди. Время святых. Время Божие и время человеческое между Востоком и Западом. В сборнике: “Встреча с братом. Христианское предание между Востоком и Западом”. Киев, 2012. С. 17-26.
15) Адальберто Майнарди. Смысл праздника. В сборнике: “Встреча с братом. Христианское предание между Востоком и Западом”. Киев, 2012. С. 286-302.
16) Альберто Мелло. Раши и его экзегетический метод. “Скрижали”, №6 (2013).
17) Орацио Симиан-Йофре. Амос и Осия о монархии, священстве и богослужении. “Скрижали”, №9 (2015).
18) Альберто Мелло, «Божья любовь в Псалмах» (Москва, изд-во ББИ, 2014).
19) Альберто Мелло, «Кто такие пророки? Грамматика пророчества» (Москва, изд-во ББИ, 2015).
20) Альберто Мелло, «Страсти пророков» (Москва, изд-во ББИ, 2016).
Переводы с португальского языка
1) Жоаким Каррейра даж-Невеш. Исайя: сборник сборников. http://www.bogoslov.ru/text/4637348.html
Переводы с испанского языка
1) Луис Алонсо-Шёкель, Хосе-Луис Сикре. Книга пророка Наума. http://www.bogoslov.ru/text/4589207.html
2) Луис Алонсо-Шёкель, Хосе-Луис Сикре. Книга пророка Софонии. http://www.bogoslov.ru/text/4616424.html
Научные статьи
1. «Задачи библейского богословия». “Миссионерский листок” (газета миссионерского отдела Красноярско-Енисейской епархии), №3 (1998).
2. «Доброе слово об экзистенциализме». “НГ-религии”, №7(30) за 14.04.1999.
3. «Исторический контекст книги пророка Амоса». “Церковь и время”, №24 (2003).
4. «Пастух из Фекои». “Церковь и время”, №32 (2005).
5. «Книга пророка Амоса как литературное произведение». “Церковь и время”, №33 (2005).
6. «Иисуса Навина книга» (в соавторстве с А.Е. Петровым). Православная энциклопедия. Т. 21. Москва, 2009. С. 713-731.
7. «Пророчества против язычников в книге пророка Амоса». “Церковь и время”, №50 (2010).
8. «Единство книги Двенадцати пророков». “Страницы”, №16:1 (2012).
9. «День Господень – свет или тьма?». “Журнал Московской Патриархии”, №10 (2012).
10. «Восстановление давидова царства». Комментарий к книге пророка Амоса, 9:11-15. Альманах “Скрижали”, вып. 5 (2013).
11. «Слово Божие – реальность, созидающая церковную общину». “Церковь и время”, №63 (2013).
12. «Верить свидетельству других». В сборнике: “Свидетельство: традиции, формы, имена (сост. – К. Сигов). Изд-во “Дух i Лiтера”, Киев, 2013.
13. «Как звучат пророческие речи». “Страницы”, №17:3 (2013).
14. «Библейские основы епископского служения». “Церковь и время”, №65 (2013).
15. «Жанровое многообразие пророческих текстов». “Страницы”, №18:2 (2014).
16. «Последние цари Израиля». Альманах “Скрижали”, вып. 8 (Минск, 2014).
17. «Мученики и мученичество в Священном Писании». “Журнал Московской Патриархии”, № 9 (2014).
18. «Странный брак, необычные дети. Комментарий к книге пророка Осии, 1:2b-9. “Церковь и время”, №69 (2014).
19. «Расторгнутый и восстановленный завет. Комментарий к книге пророка Осии 2:2-23». “Церковь и время”, № 72 (2015).
20. «Комментарий к книге пророка Осии, 3:1-5. Альманах “Скрижали”, вып. 10 (2015).
21. «Общение и Евхаристия». “Церковь и время”, №71 (2015).
22. «Мессианско-эсхатологические пассажи книги пророка Осии и их интерпретация в LXX и в Таргуме Йонатана». “Страницы”, №19:3 (2015).
23. «Parabole di misericordia in Lc 15». In: “Atti del XXIII Convegno ecumenico internazionale di spiritualità ortodossa”. Bose, изд-во “Quiqaion”, 2015 (на ит. яз.).
24. «Осия 4:1-3 как программное введение в Ос 4-11». Альманах “Скрижали”, вып. 11 (Минск, 2016).
25. «Притчи о милосердии в 15-й главе Евангелия от Луки». “Церковь и время”, №75 (2016).
26. «Критика культа у пророка Осии. Богословско-исторический комментарий к Ос 4:11-19. “Страницы”, №20:2 (2016).
27. «Супружеская метафора в пророческой литературе». “Церковь и время”, №76 (2016).
28. «О духовном наследии сирийских христиан». В сборнике: “Русь – Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства” (материалы научной конференции, приуроченной к 1000-летию присутствия русских монахов на Афоне: Сергиев Посад, 2016). Москва, изд-во Синодального отдела по монастырям и монашеству, 2017.