Божественная литургия перед началом выпускного акта

Божественная литургия перед началом выпускного акта

b_1200_530_16777215_0_0_images_1_15.jpg

25 июня 2017 года​, перед началом торжественного выпускного акта Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, ​​ректор этого учебного заведения, ​председатель Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором Черниговского Патриаршего подворья​.​
 
​Ректору ОЦАД сослужили прибывшие на торжественный акт выпускники магистерской программы епископ Глазовский и Игринский Виктор​ и​ главный секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви епископ Мелнишский Герасим​. Среди сослуживших были также​ ​заведующий кафедрой библеистики ОЦАД, ректор Минской духовной академии архимандрит Сергий (Акимов), ​​проректор ОЦАД по учебной работе иеромонах Иоанн (Копейкин), секретарь Ученого совета ОЦАД иерей Димитрий Сафонов, инспектор ОЦАД иерей Михаил Немнонов, руководитель организационного отдела Нижегородской епархии протоиерей Александр Малафеев, клирик Русской Православной Церкви Заграницей протоиерей Петр Холодный, учащиеся ОЦАД в священном сане.
 
За богослужением архиерей рукоположил в сан диакона Дмитрия Серова, руководителя Международного отдела Общецерковной аспирантуры.
 
По окончании Литургии митрополит Иларион обратился к ​собравшимся со словом проповеди:
«Всякий раз, когда мы собираемся в храм на Божественную литургию, он наполняется благодатью Божией, присутствием святых, ангелов небесных. Мы ощущаем себя участниками не только Литургии, которая совершается на земле нашими человеческими усилиями, устами и руками, но и той небесной Божественной литургии, в которой принима​ют участие и ангелы, и все святые, и все усопшие. Предстоя престол​у​ Божи​ю​, мы ощущаем присутствие среди нас Бога живого, ощущаем, как вместе с нами молятся ангелы и святые.
 
​И всякий раз, когда мы участвуем в Литургии, Господь научает нас своим Божественным словом​. Сегодня мы слышали чтение из Евангелия от Матфея​: это часть Нагорной проповеди, ​в которой Господь Спаситель изложил основы своего духовно-нравственного учения. Мы слышали сегодня один из заключительных ее разделов, где Господь говорит​: "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне​" (Мф. 6​​, 24). Это те слова, которые Господь однажды адресовал своим ученикам, но которые обращены к каждому из нас​.
 
Еще ​Господь говорит: "Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем" (Мф. 6,34). Очень часто люди не понимают, как можно не заботиться о завтрашнем дне, если мы только и занимаемся тем, что готовимся к каким-то мероприятиям или обеспечиваем себе будущее. Как же можно не заботиться о завтрашнем дне, если у нас есть семья, дети, если нам нужно обо всем заранее подумать? Как можно не заботиться о завтрашнем дне, если завтра ответственное мероприятие и придут важные гости?
 
Но Господь не ​учит нас жить беспечно, Он говорит о том, чтобы мы в своей жизни правильно расставляли приоритеты, чтобы на первом месте у нас всегда был Бог, чтобы жизнь наша была служением Ему и предстоянием Ему, чтобы все остальное мы выстраивали вокруг этой основной и главной ценности. Если Бог будет царствовать в нашем сердце, тогда все остальное будет выстраиваться вокруг ​нее так, как должно, а если Бога не будет в душе и в сердце, тогда ничто другое не поможет. Господь - это центр духовной жизни, и во всех своих поучениях ​Спаситель напоминает об этом. Он не призывает нас к безделью, беспечности, лености, Он призывает нас к тому, чтобы мы свой внутренний взор, свое внутреннее око сосредоточили на Боге. 
 
Неслучайно в Нагорной проповеди Он сказал, что "​Светильник для тела есть око" (​Мф. ​6, ​22). А что такое око? Это не просто глаз, которым мы смотрим и созерцаем внутренний мир, это то внутреннее око, которое позволяет нам распознавать присутствие Бога, отделять правду от неправды, отличать добро от зла. Это внутреннее око всегда должно быть широко раскрыто для того, чтобы сам Господь просвещал его Своим небесным светом, и тогда те слова, которые Господь обратил к Своим ученикам: "Если свет, который в тебе, - тьма, то какова тогда тьма?!" (Мф.6, 22-23), не будут относиться к нам. Мы будем сиять не своим собственным светом, а тем светом, который Сам Господь нам даст, о котором Он сказал в той же Нагорной проповеди: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5, 16). 
 
У нас у каждого внутри есть греховная тьма, и Господь Сам приходит к нам в причастии Святых Христовых Тайн и в других церковных таинствах, чтобы эту внутреннюю тьму озарить Своим небесным светом. Подобно тому, как после Своего страдания, после Своей смерти на Кресте Он сошел во ад, чтобы мрачные глубины ада наполнить Своим присутствием, озарить их Своим Божественным светом и попалить всякую греховную тьму Своим Божественным огнем, точно так же Он сходит в темные глубины нашей души, когда мы причащаемся ​Святых Христовых Тайн -  чтобы попалить всякую греховную скверну, чтобы изнутри озарить нас, просветить Своим Божественным светом и наполнить Своим Божественным присутствием. 
 
Иногда заповеди Божии кажутся неисполнимыми или трудноисполнимыми. Когда мы читаем Нагорную проповедь, то часто спрашиваем себя: "А для кого она написана? На каких людей она рассчитана? Разве возможно жить так, как Господь заповедал?". Но Господь отвечает нам на это вопрошание через Божественную литургию, Господь говорит нам: "​Человекам это невозможно, Богу же все возможно"​ (Мф. 19, 26)​. Когда человек соединяется с Богом, то уже не своими силами исполняет заповеди и делает добрые дела, а Сам Бог через него и в нем начинает действовать.
 
Вот почему мы, всякий раз приходя на Божественную литургию, просим Бога о том, чтобы Он пришел и вселился в нас, чтобы Его Божественное Тело соединилось с нашим телом, а Его Честная Кровь стала нашей кровью, чтобы мы принадлежали не самим себе, а Ему, чтобы через нас действовала не наша человеческая сила и не какая-то иная, чуждая, преходящая сила, но Сам Господь. Будем просить Бога, чтобы он даровал нам любовь к Нему, веру в Него, надежду на Него, упование на Его Божественную благодать, чтобы Господь всегда жил в нас и никогда не оставлял нас, и чтобы Его Божественная благодать через нас совершала в этом мире Его Божественную волю. Аминь»​.​
   
Пресс-служба ОЦАД