Митрополит Волоколамский Иларион: будем просить Господа, чтобы Он дал нам крепкую веру

Митрополит Волоколамский Иларион: будем просить Господа, чтобы Он дал нам крепкую веру

фото

10 мая 2010 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион возглавил Божественную литургию в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Владыке Илариону сослужили наместник обители архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря архимандрит Порфирий (Шутов), игумен Петр (Еремеев), духовенство обители. За богослужением пел Знаменый хор Лавры и Московских Духовных школ.

Архипастыри сугубо молились о новопреставленном епископе Якутском и Ленском Зосиме.

По окончании литургии митрополит Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:

«Христос воскресе!

Ныне, в один из последних дней празднования Пасхи Христовой, за богослужением совершалось чтение из Евангелия от Матфея о том, как Господь Иисус Христос посетил Свои родные места, и люди встретили Его со словами: “Что это за Человек? За кого Он себя выдает? Разве мы не ведаем, что Он сын плотника, не знаем Его сродников, братьев? ” (см. Мф. 13. 54–56). И Господь не сотворил из-за их неверия там многих чудес.

В Евангелии неоднократно подчеркивается связь между чудесами и верой. Когда Господь исцеляет того или иного человека, Он нередко спрашивает: “Веруешь ли, что Я могу это совершить?” Когда же исцеление происходит, Он говорит: ”Это произошло по вере твоей“.

В наши дни очень многие люди задают вопрос: “Почему не происходит чудес? О них же рассказывается в Евангелии, и жития святых наполнены историями о чудесах. Почему же в наши дни чудеса не происходят?” Чуда нет в жизни тех людей, которые не верят или верят мало, и это не значит, что чудеса не происходят, – просто из-за неверия своего или маловерия люди не чувствуют, не осознают их. Вот произошло какое-то чудесное событие, а неверующий или маловерный человек говорит, что это всего лишь стечение обстоятельств, вследствие которого и произошло некое событие; а вот верующий человек видит: это было чудо.

На самом деле, чудеса происходят и в наши дни, в нашей с вами жизни, и их не меньше, чем было в древние времена или во времена жизни великих святых. Чудо происходит всякий раз, когда мы, отчаявшись в своих жизненных обстоятельствах, обращаемся с молитвой ко Господу, к Его Пречистой Матери или к одному из Его угодников – и вдруг неожиданно к нам приходит помощь. Неверующий человек скажет: “Повезло, тебе выпала удача”. А мы говорим: “Чудо с тобой произошло, Господь услышал твои молитвы“. Вот и вся разница между теми людьми, которые говорят, что чудес нет, и теми, которые знают, что чудеса есть и они происходят постоянно.

Вот мы приходим в церковь, и во время Божественной литургии по молитве священника и всех, кто присутствует в храме, Святой Дух сходит на нас и на Святые Дары, хлеб, и вино, которые стоят на престоле, становятся Телом и Кровью Христа. Люди, которые пришли в церковь и причастились Святых Христовых Таин, духовно обновляются и всем своим естеством – не только духовным или душевным, но и физическим составом –соприкасаются с Божеством и соединяются с Ним. Разве сие не чудо? И чудо это мы с вами, верующие люди, ощущаем по своему опыту. Мы знаем, что что-то происходит с нами всякий раз, когда мы причащаемся. Мы приходим в храм одними, а выходим – другими. Может быть, мы не можем словами передать, что происходит, может быть, мы не в силах рационально объяснить, что это за изменение, которое происходит в человеке, причастившемся Святых Христовых Таин, но мы знаем, что это великое и таинственное изменение совершается, и оно происходит с каждым из нас.

А неверующий человек, зайдя в храм Божий, скажет: ”Ничего особенного, это сочетание отдельных элементов: иконы висят, пение красивое звучит знаменное, настраивающее верующих на особые эмоциональные переживания, дым кадильный – все специально сделано для того, чтобы верующие приходили в экстаз”. Явления же духовной жизни, которые мы с вами осознаем как благодатные и чудесные, неверующие люди не воспринимают вообще, предпочитая думать о них как об обмане или же случайном сочетании элементов, которое приводит к определенным результатам.

Есть не только неверующие, но и люди маловерные – те, которые вроде бы относят себя к Православной Церкви, которые говорят, что верят Бога или некую высшую силу, или высшее добро, однако не считают нужным ходить в церковь. “Ведь Бог везде, Он в моем сердце, а все эти ритуалы не нужны“, – полагают они. Эти люди уверены, что Бог не вмешивается в человеческую жизнь, что быть верующим – значит жить, как живешь, ни в чем себе не отказывая, ни в чем не поступаясь, ни к чему себя не принуждая и не побуждая, а только осознавая, что там где-то на небесах есть какая-то высшая сила. В их жизни также не бывает чудес, а если чудесные события и происходят с ними, такие люди не осознают того, ибо слишком мала их вера.

Дорогие братья и сестры, помните: все зависит от веры. От нее зависит то, как человек воспринимает свою жизнь и жизнь окружающих людей. От веры зависит, будет происходить с человеком чудо или нет, поймет ли человек, что оно произошло, или подумает, что это просто стечение обстоятельств.

Здесь, у мощей великого святого земли Русской преподобного и богоносного отца нашего Сергия, чудеса бывают ежедневно. Они происходят с множеством людей, которые приезжают из разных городов и стран, которые припадают к преподобному со своими мольбами – кто об излечении от болезней телесных, кто об исцелении от недугов духовных и душевных. Кто-то обращается с молитвой о себе самом, кто-то – с молитвой о своих ближних, живых и усопших, – и всех слышит преподобный Сергий, всем помогает и, обращаясь с молитвой ко Господу, посылает Божественную благодать. Но эти чудеса, совершающиеся по молитвам святых, осознают только люди с крепкой верой, люди, которые являются не духовно слепыми, но духовно зрячими.

Будем просить Господа о том, чтобы Он дал нам крепкую веру, чтобы чудеса совершались и в нашей жизни, чтобы, когда они совершаются, мы их замечали и благодарили за них Господа. Будем просить угодника Божия преподобного Сергия, чтобы он был нам Небесным заступником и покровителем, чтобы он слышал наши молитвы и помогал нам, чтобы его предстательство сопутствовало нам во все дни нашей жизни. Аминь.

Христос воскресе! »

{gallery}/news/052010/07/{/gallery}