Печать
24 Ноябрь 2010

logo-new.png

13 октября 2009 года, в перерыве между лекциями в Санкт-Петербургской Духовной академии, Председатель ОВЦС ответил на вопросы, посвященные Общецерковной аспирантуре и докторантуре, рассказав о целях и задачах новообразованной структуры, ректором которой он является.

Архиепископ Иларион, в частности, отметил, что  создание Общецерковной аспирантуры  и докторантуры инициировано самим  Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Поскольку задача этого учебного заведения – поднять на более высокий образовательный уровень тех, кто уже имеет высшее богословское или светское образование, в Общецерковную аспирантуру принимаются выпускники как Духовных академий, так светских вузов. Однако последние при поступлении должны пройти достаточно серьезный экзамен по богословию – по сути, продемонстрировать богословские знания в объеме Духовной академии.

Как и  всякая аспирантура, это учебное  заведение не предполагает ежедневных занятий, лекционных курсов. Обучение происходит по трем программам: кандидатской (включающей в себя написание кандидатской диссертации для тех, кто не имеет степени кандидата богословия); докторской (для тех, кто имеет степень кандидата богословия) и программе повышения квалификации, рассчитанной на то, что человек прослушает те курсы предметов, которые необходимы ему в дальнейшей научной или практической деятельности. Первым две программы рассчитаны на три года обучения, третья – на два.

Особенность Общецерковной аспирантуры, по словам архиепископа Илариона, заключается  в том, что на кандидатскую программу могут поступать люди, формально не имеющие богословского образования, что открывает дорогу в нее выпускникам светских вузов, однако в докторантуру принимают только тех, кто уже имеет степень кандидата богословия. Кандидаты философских, исторических, экономических и других наук, таким образом, поступить в докторантуру не могут, поскольку не имеют необходимой низшей богословской степени.

Председатель  ОВЦС особо отметил тройную функцию  Общецерковной аспирантуры и  докторантуры. Это, во-первых, воспитание богословов высокого уровня, способных работать с первоисточниками и написать диссертацию в соответствии с современными стандартами. «При подготовке стандартов, которые мы сейчас разрабатываем, будут учитываться требования Высшей аттестационной комиссии. Мы будем стремиться к тому, чтобы наши ученые степени признавались государством. Поэтому требования, особенно в отношении докторских диссертаций, будут достаточно высокими», – подчеркнул архиепископ Иларион.

Вторая  функция нового учебного заведения – подготовка церковно-дипломатических кадров – «священнослужителей и мирян, которые будут работать на церковно-дипломатическом фронте, в частности нести ответственность за внешние связи Русской Православной Церкви».

Рассказывая о третьем направление деятельности аспирантуры – подготовке будущих управленческих кадров Церкви, особое значение которой придает Святейший Патриарх Кирилл, председатель ОВЦС сказал: «До сих пор случалось, что члены Священного Синода, а иногда и сам Святейший Патриарх не успевали достаточно близко узнать кандидата в епископы. Старая система давала сбои (как в случае с бывшим епископ Диомидом), и будет заменена более эффективной. В ней для будущих архиереев предусмотрено пребывание в аспирантуре, прохождение курсов предметов, которые они не изучали в семинарии и академии. Во время обучения в аспирантуре к кандидатам успеет присмотреться Священноначалие». Владыка Иларион также напомнил, что недавно завершились первые вступительные экзамены в Общецерковную аспирантуру, и на первый курс поступило в общей сложности 67 человек, из них 20 монашествующих.

Архиепископ Иларион подчеркнул, что в Общецерковной  аспирантуре и докторантуре особое внимание будет уделяться изучению языков. На вступительных экзаменах абитуриенту предлагается самому избрать иностранный язык, по которому его будут экзаменовать. В ходе обучения в аспирантуре человек будет совершенствовать знания этого языка и параллельно изучать второй, для того, чтобы в итоге их было как минимум два.  «Я хотел бы, чтобы на выходе каждый выпускник умел говорить на одном иностранном языке и хотя бы еще один знал пассивно, умел бы на нем читать», –  завершил свое выступление Владыка.


Поделиться:
FaLang translation system by Faboba