Святые мученики князь Михаил Черниговский и боярин Фёдор

Святые мученики князь Михаил Черниговский и боярин Фёдор

Икона Михаила князя Черниговского

Святой князь Михаил родился в 1179 году. Он происходил из одного из самых влиятельных черниговских родов. В 1223 году после гибели своего дяди - князя Мстислава Святославича в знаменитой битве на р. Калке Михаил занял черниговский престол. Кроме того, он княжил в разное время в Переяславле Южном, Новгороде, Киеве, Галиче; почти беспрерывно воевал, часто менял союзников.

Это было время междоусобной брани между князьями Древней Руси. Хотя Русь была уже христианской, однако, несмотря на заветы Христовой веры о любви и искоренении вражды и ненависти между братьями, князья часто воевали друг с другом.

Князь Михаил боролся с князем Ярославом Всеволодовичем, отцом святого благоверного князя Александра Невского, за Новгородский престол, но был изгнан вместе со своим сыном Ростиславом. Некоторое время жил в Венгрии и Польше. Позже, после женитьбы своего сына на дочери венгерского короля Белы IV, Михаил возвращается в родной Чернигов.

К тому моменту татары уже разорили и сожгли Киев, на месте некогда большого и славного города находился лишь пустырь. Князья Киевской Руси должны были ездить в Орду и получать от хана ярлык (специальную грамоту) на княжение. Михаил также отправился за ярлыком в Орду.

О дальнейших событиях мы узнаем из "Сказания об убиении в Орде князя Михаила и боярина его Фёдора", которое появилось почти сразу после их мученической кончины.

По обычаю, принятому у татар, когда русские князья являлись к Батыю, их сначала проводили между огнями для очищения, и требовали, чтобы пришедшие поклонились "кусту, и огню, и идолам их". Также и часть даров, которые князья приносили с собой, сначала бросали в огонь. Только после этого князей вели к хану. Многие князья с боярами проходили сквозь огонь, надеясь получить из рук Батыя города. И хан давал им тот город, о котором его просили.

Как повествует сказание, князь Михаил перед поездкой в Орду, посетил своего духовника, который предостерег его от отречения от Христа посредством прохождения языческих обрядов. Князь пообещал своему духовнику стойко хранить веру Христову и просил молитв.

В Орде Михаилу было предложено совершить обряд прохождения между огнями, а также поклониться на юг Чингисхану. Он отказался, сказав, что является христианином и не станет воздавать честь языческим идолам. Ответ князя привел хана в гнев, он велел убедить Михаила пройти традиционные татарские обряды, но тот оставался непреклонен. Княжеская дружина также просила поклониться хану, один лишь боярин Фёдор поддержал князя.

Затем князь и его верный боярин начали отпевать сами себя и причастились Святых Христовых Таин, которые дал им с собой духовник перед поездкой. После истязаний князю Михаилу и боярину Фёдору татары отрезали головы.

Тела святых мучеников Михаила и Федора перевезли на Русь: сначала во Владимир, а затем в Чернигов. Уже вскоре после смерти их стали почитать как святых. Церковное празднование мученикам сначала установилось в Ростове, где жила дочь князя Михаила княгиня Мария. Ею был возведен и первый храм во имя святого Михаила Черниговского. В XVI веке при царе Иване Грозном мощи святых были перенесены в Москву и положены в церкви во имя Черниговских чудотворцев, которая находилась в Кремле, близ Тайницких ворот. Затем по повелению императрицы Екатерины Великой мощи были перенесены в Архангельский собор, где пребывают и поныне.