Сергей Кожухов – первый кандидат богословских наук, защитившийся в Общецерковном диссертационном совете

Сергей Кожухов – первый кандидат богословских наук, защитившийся в Общецерковном диссертационном совете

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/11_nov/14/_05.jpg'
There was a problem loading image 'images/stories/news2013/11_nov/14/_05.jpg'

_05.jpg

3 сентября 2013 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялось заседание Общецерковного диссертационного совета. Главным пунктом повестки дня стала защита диссертации С.А. Кожухова по теме «Терминология Иоанна Кесарийского Грамматика» на соискание ученой степени кандидата богословия. Диссертационный совет по результатам тайного голосования вынес решение ходатайствовать перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом об утверждении соискателя кандидатом богословия. Первый в истории Общецерковного диссертационного совета кандидат наук Сергей Кожухов рассказывает о своей учебе в Общецерковной аспирантуре и Латеранском университете в Риме, а также делится опытом по написанию и подготовке диссертации.

- Сергей Алексеевич, пожалуйста, расскажите о Вашей работе - почему выбрали именно эту тему, в чем ее актуальность для современной церковной науки и для Вас лично?

- Патрология и, в частности, христология заинтересовала меня еще во время учебы на втором курсе семинарии. Именно тогда я приступил к чтению и изучению текстов святых отцов под руководством опытных патрологов профессора А. И. Сидорова и С. Н. Говоруна (впоследствии архимандрита Кирилла). Иоанн Кесарийский, названный «Грамматиком», - один из тех отцов, о текстах которых исследователи узнали лишь в середине XX века. Будучи последователем Халкидонского собора (451 г.), он полемизировал с его противниками - монофизитами. Одной из важнейших тем в сочинениях Иоанна Кесарийского была терминология, которая являлась камнем преткновения в формулировках основных положений учения о Воплощении Сына Божьего между последователями и противниками Халкидонского собора. Иоанн Кесарийсий придерживался установленного отцами -Каппадокийцами и Халкидонским собором различия между терминами «ипостась» и «природа». Кесариец отождествлял первый с «лицом», а второй с «сущностью», тогда как его оппоненты отожествляли термины «ипостась» и «природа», делая их равными по значению. 

- Можно попросить Вас коротко рассказать о том, в чем суть Вашей работы, какое Вы сделали в ней главное открытие? 

- Халкидонский собор, к сожалению, был принят далеко не всей полнотой Церкви. Результатом раскола, который образовался в церковном сообществе после собора, стало создание параллельной иерархии духовенства и образование так называемых монофизитских, или дохалкидоских Церквей. Диалог с ними продолжается и в наши дни. Кроме того, христология Иоанна Кесарийского недостаточно изучена. В своей работе я анализирую важнейшие термины христологической полемики, такие как «природа», «ипостась» и другие в текстах Иоанна Кесарийского и его оппонента Севира Антиохийского. На этом основании производится сравнительный анализ значения этих и других терминов с предшествующей традицией отцов Церкви – святителей Григория Богослова и Кирилла Александрийского. Моя задача - показать, что в интерпретации терминологического аппарата в христологической полемике позиция Иоанна Кесарийского более адекватно отражает предшествующую церковную традицию, нежели подход Севира Антиохийского. Главное открытие работы состоит в том, что были найдены несколько доктринально важных отличий учения Севира от учения тех отцов, на мнение которых Севир ссылался как на авторитетное для обоснования своего учения о «единой сложной природе Бога Слова». Для иллюстрации можно привести такой пример: формула «сложная природа» - основополагающая формула христологии Севира Антиохийского – является непосредственно его изобретением. Севир Александрийский ссылается на святителя Кирилла Александрийского, однако у самого Кирилла этой концепции нет,  более того, она чужда его христологии. 

- Ваша диссертация - первая кандидатская работа, которая защищена в ОЦАД. Почему Вы выбрали для своей научной работы именно Общецерковную аспирантуру?

- Общецерковная аспирантура и, в частности, кафедра богословия, представлена ведущими специалистами церковной и светской науки, поэтому мне хотелось защищать диссертацию именно здесь. 

- Расскажите, пожалуйста, о Вашем научном пути - где учились, какие вопросы изучали, почему именно их?

- Я окончил Московскую духовную семинарию в 2005 году. Ещё со школы я был сильно увлечён древней историей, но в семинарии на втором курсе меня больше привлекли сочинения отцов Церкви, то есть патрология. Под руководством профессора А.И. Сидорова я написал дипломную работу по антропологии святителя Василия Великого с переводом с древнегреческого языка двух его гомилий «Об устроении человека». Затем продолжил свое обучение в Италии в Латеранском университете в Риме в Институте патристики «Августинианум», где у меня была возможность посещать лекции известных специалистов по истории христианства - М. Симонетти, Б. Штудер, А. Беррардино, К. Делль Оссо, А. Камплани, К. Морескини, В. Гросси, М. Принцивалли и познакомиться с обширной литературой по патристике. В 2010 году я защитил там магистерскую диссертацию, вернулся в Московскую духовную академию, и начал преподавать там Латинскую патрологию и Эгзегетику латинских отцов. В 2010 году экстерном окончил Московскую духовную академию и в том же году приступил к написанию кандидатской диссертации «Терминология Иоанна Кесарийского Грамматика» на кафедре богословия Общецерковной Аспирантуры. 

- Вы имеете возможность сравнивать различные системы образования и различные подходы к образованию. Можно попросить Вас сравнить те школы, в которых Вам довелось учиться? Какие положительные моменты в подходе к образованию Вы бы могли выделить в каждой из них?

- Как МДА, так и «Августинианум» являются духовными учебными заведениями, в них изучается церковная наука.  В обоих учебных заведениях большое внимание уделяется духовному воспитанию, поскольку студентов готовят к будущему пастырскому служению. Системы обучения, особенно за последние годы в связи с реформами в наших духовных школах, стали очень близки. Учебный процесс стал более целенаправленным. В католических университетах, и, в частности в Августиниануме, очень много спецкурсов, позволяющих сосредоточиться на одной из областей богословской науки, не оставляя и общеобязательных дисциплин. Наличие хороших библиотек при учебных заведениях в Италии даёт студентам возможность знакомиться с качественными научными изданиями текстов, монографиями и журналами на разных языках. В Италии я соприкоснулся с более либеральным научным подходом в изучении истории и богословия, чем тот, который знал по учебе в МДА, и это позволило мне лучше понять свою собственную точку зрения и получить опыт общения с несколько иной традицией. Считаю, что для православных студентов стажировка и в целом обучение за рубежом очень полезна. Именно с точки зрения приобретения научного опыта, знакомства с иным мировоззрением, культурой и языком непосредственно от представителей той или иной национальности или конфессии. 

- Чем Вы планируете заниматься в будущем (в научном и профессиональном плане)? 

- В настоящее время я занимаюсь написанием докторской диссертации в Общецерковной аспирантуре и Московской духовной академии. Планирую продолжать преподавание и занятие переводами текстов отцов Церкви с древнегреческого и латинского языков. 

{gallery}stories/news2013/11_nov/14{/gallery}

Беседовала Ольга Богданова

Общецерковная аспирантура и докторантура