Интервью доктора богословских наук В.В. Акимова, выпускника Общецерковной аспирантуры и докторантуры

Интервью доктора богословских наук В.В. Акимова, выпускника Общецерковной аспирантуры и докторантуры

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/11_nov/b_720_540_16777215_0___images_stories_31102013bg01.jpg'
There was a problem loading image 'images/stories/news2013/11_nov/b_720_540_16777215_0___images_stories_31102013bg01.jpg'

b_720_540_16777215_0___images_stories_31102013bg01.jpg

8 ноября 2013 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялась защита диссертации заведующего кафедрой библеистики и богословия Минской духовной академии Виталия Викторовича Акимова «Библейская Книга Екклезиаста в контексте литературы мудрости Древнего Египта» на соискание ученой степени доктора наук. Защитившийся докторант рассказывает о своей научной  работе и делится ожиданиями в связи с предстоящей общецерковной научно-богословской конференцией на тему «Современная библеистика и Предание Церкви», которая пройдет в Москве с 26 по 28 ноября 2013 года.

- Виталий Викторович, Вы - первый докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры, который защитил диссертацию на кафедре Библеистики. Пожалуйста, расскажите немного о Вашей диссертационной работе, о чем она?

-  Диссертация, которая была подготовлена в период моего обучения в Общецерковной аспирантуре и докторантуре, посвящена рассмотрению книги Екклезиаста в контексте литературы мудрости Древнего Египта. Первоначально я планировал изучить параллели, которые существуют между этой книгой и литературными памятниками различных ближневосточных народов. Однако объем подобных параллелей оказался столь велик, что для диссертации хватило одного египетского материала,причем только классического периода древнеегипетской литературы, эпохи Среднего Царства. В основной текст диссертации не вошел месопотамский материал, который был издан мной в виде отдельной монографии объемом около 300 страниц.

- Насколько эта тема актуальна, что помогает понять Ваша диссертация и кто мог бы воспользоваться наработанными Ваши материалами?

- По моему мнению, в отечественной библеистике,  и в современном русском богословии в целом, не до конца осознается важность подобного рода исследований, которые кому-то могут представляться даже опасными. Еще несколько десятилетий назад литературные связи Библии и произведений древних народов использовались в атеистической пропаганде. Конечно, можно прятаться от очевидных фактов, не замечать их. Но это будет проявлением боязни, страха, основанного на собственном маловерии. Ведь если Священное Писание истинно, богодухновенно, то должен быть и правильный ответ на проблему литературных параллелей. В своей диссертации я хотел продемонстрировать то, что компаративные исследования могут сыграть большую роль для понимания, правильного толковании и лучшего перевода книги Екклезиаста, что они способны выявить уникальный богодухновенный характер библейского текста, а результаты подобных исследований не вступают в противоречие с православной экзегетической традицией, подтверждают и развивают ее. Сравнительное изучение Библии и древней литературы может стать изучением "земного родословия" библейских книг. Результаты моего исследования уже используются в учебном процессе в Институте теологиии на историческом факультете Белорусского государственного университета. Они значимы для изучения других библейских книг литературы мудрости, для перевода Библии, для составления современных толкований и комментариев, имеют практическую значимость для церковной проповеди и христианской миссии. Актуальность диссертации связана и с непреходящей актуальностью проблем, поднимаемых в книге Екклезиаста. Это проблемы смысла жизни и творчества, страданий и несправедливости. Книга Екклезиаста показывает, что человеческая мудрость вне Бога приводит к обессмысливанию существования мира и человека и что этот мир может иметь смысл только тогда, когда рядом с ним есть Бог. Как ни странно, в отечественном богословии до сих пор эта книга, как и ее темы оставались малоизученными. 

- Почему для защиты Вашей диссертации Вы выбрали именно ОЦАД?

- До открытия Общецерковной аспирантуры и докторантуры в богословских учебных заведениях Церкви не существовало образовательных докторских программ. К моменту поступления в ОЦАД я уже имел 10-летний опыт работы в светских университетах и Минской духовной академии, занимался научной работой. Поэтому с большим энтузиазмом использовал возможность поступления в только что открытое учебное заведение, которое создавалось в целях вывести отечественные богословские исследования на принципиально новый уровень.

- Что дала Вам учеба в докторантуре?

- Докторантура - это, конечно, самый высший уровень богословского образования, на котором исследователь должен проявить способность к решению существенных научных проблем. Обучение в докторантуре не предполагает аудиторной работы, оно нацелено на самостоятельную исследовательскую деятельность, навыки которой, если быть откровенным, до недавнего времени не прививались в нашем традиционном духовном образовании. Для меня учеба в ОЦАД не была легкой. Современные библейские исследования невозможны без знания древних иновых языков. Пришлось углублять познания в древнеевнейском и древнегреческих языках, приступить к изучению азов аккадского языка,на протяжении полутора лет посещать интенсивные занятия по английскому языку. Обучение в докторантуре дало толчок к воплощению давней задумки - созданию библейского научного журнала, альманаха «Скрижали», который до сих пор является единственным библейским научным журналом в Русской Православной Церкви.

- Что, на Ваш взгляд, должно давать духовное образование в целом?

- В рамках современной системы богословского образования подготовка к научной работе осуществляется с уровня магистратуры. Огромную важность имеет и самый первый уровень, бакалавриат, на котором студент должен в первую очередь изучить, прочувствовать, традицию Церкви, встроить себя в церковную жизнь, ощутить свою причастность к единому церковному организму. Однако следует отметить, что и в целом духовное образование должно прививать человеку осознание единства богословской доктрины и практики жизни. Любые богословские исследования имеют практическое измерение, формируют христианское мировоззрение, христианское отношение к жизни. Может я скажу очень резкие слова, но в области богословия теория без практики богопротивна и может привести к разрушительным последствиям. В этой связи мне вспоминается книга Иова. Я очень долгое время не мог понять, почему Бог осуждает друзей Иова, ведь они говорят совершенно правильные слова, высказывают мысли, которые в несколько иных формулировках повторяют и современные наши единоверцы. Но потом я осознал причину осуждения друзей Иова. Бог осуждает их не за то, что они говорят, а за то, что они, зная Бога, безразличны к Нему, за то, что, в отличие от Иова, они не стремятся к живому Богообщению, к живой, а не теоретизированной правде. Распространяющиеся в наше время антицерковные настроения в обществе проистекают зачастую от того, что мы, призванные быть проповедниками Правды, не всегда следуем этой Правде.

- Кому бы Вы посоветовали поступать на библейскую кафедру ОЦАД ?

- Библейские исследования - дело нелегкое. Но в богословии они имеют первостепенное значение. Мне кажется, многие недостатки отечественного богословия проистекают именно из-за того, что библеистике у нас уделяется незначительное внимание. Современные библейские исследования должны опираться на глубокую языковую подготовку, на сравнительные исследования. На кафедре библеистики Общецерковной аспирантуры есть не только понимание важности этого, но и подходящие условия для развития современных библейских исследований, сочетающих православную традицию с современными научными достижениями. Немалую роль играет здесь личность заведующего кафедрой – профессора Михаила Георгиевича Селезнева. Кафедра библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры - кафедра для тех, кто осознает ключевую роль библеистики в развитии богословия, не боится сложностей при изучении языков и готов всецело посвятить себя изучению главного источника христианского вероучения.

- Мы берем у Вас интервью в преддверии Общецерковной научно-богословской конференции  «Современная библеистика и Предание Церкви», которая пройдет в Москве с 26 по 28 ноября 2013 года. Что Вы ждете отконференции?

- Проводимая в этом году Общецерковная библейская конференция - явление знаковое. Она свидетельствует не только о том, что к нам приходит осознание важности библейских исследований, но и о том, что в нашей Церкви формируется научное библейское сообщество. Формирование этого сообщества невозможно без создания площадок для непосредственного знакомства, общения, обмена мнениями и дискуссий. Поэтому значение проводимого научного форума трудно переоценить. Будем смотреть правде в глаза: исследователей Библии у нас ничтожно мало, при этом между этими исследователями нет единства. Преодолению разобщенности библеистов может помочь и проведение подобных конференций, и создание периодических научных и научно-популярных изданий по библеистике. В Белоруссии мы также пытаемся работать в этом направлении: третий год издается библейский альманах «Скрижали», проводится ежегодная конференция исследователей Библии «Иеронимовские чтения». Для библейского сообщества нашей Церкви на данном этапе очень важно наметить общие задачи и направления деятельности. Наконец, хотелось бы выразить надежду на то, что в ближайшем будущем осознание важности библейских исследований, подкрепленное созданием хорошей кадровой базой, подготовленной в том числе в Общецерковной аспирантуре и докторантуре, приведет к созданию Общецерковного библейского исследовательского института.

Беседовала Ольга Богданова

Общецерковная аспирантура и докторантура