Епископ Якутский и Ленский Роман: Желание учиться у современного человека вызвано жизненной необходимостью

Епископ Якутский и Ленский Роман: Желание учиться у современного человека вызвано жизненной необходимостью

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2014/06_june/bishop_roman_lukin_01.jpg'
There was a problem loading image 'images/stories/news2014/06_june/bishop_roman_lukin_01.jpg'

bishop_roman_lukin_01.jpg

Интервью с епископом Якутским и Ленским Романом, выпускником Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

– Ваше Преосвященство, позвольте поблагодарить Вас за то, что согласились уделить время и ответить на вопросы Информационной службы Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

Разговор хотелось бы начать с вопроса о Вашей учебе на двухлетних курсах повышения квалификации ОЦАД, которая завершилась в 2011 году. На тот момент Вы уже окончили Московскую духовную академию, имели светское образование, возглавляли первый в Ставропольском крае теологический факультет Института Дружбы народов Кавказа. Чем было продиктовано Ваше желание пройти курс обучения в Общецерковной аспирантуре, что нового Вы узнали, какие остались впечатления?

– Желание учиться у современного человека вызвано жизненной необходимостью. Особенно ощущаешь важность, потребность в продолжении образования в условиях нынешнего информационного мира, когда существует постоянная нужда своевременно и качественно реагировать на все процессы, происходящие в глобальном социуме.

Необходимость обучения в Общецерковной аспирантуре была продиктована в первую очередь этими соображениями. Однако не в последнюю очередь это было связано и с новым церковно-дипломатическим послушанием, возложенным в тот момент на меня Святейшим Патриархом и Священным Синодом, – я в течение почти полутора лет служил в Грузии, окормляя русскоязычную общину.

От всего сердца благодарю Святейшего Патриарха Кирилла за возможность окончить курсы повышения квалификации. И хотя это был первый набор в Общецерковную аспирантуру, уровень педагогического мастерства преподавателей был очень высоким, что дало возможность получить нужные, практические, а не отвлеченные, умозрительные знания. О времени обучения в Общецерковной аспирантуре остались исключительно теплые и добрые воспоминания.

– А в Вашей практической деятельности как правящего архиерея, как миссионера эти знания удается применять на практике?

– В народе говорят: «Что знаешь – на спине не носишь». Несомненно, образование вообще и в ОЦАД в частности явилось весьма полезным и необходимым.

Никогда не знаешь, что может тебе пригодиться в церковном служении, тем более в таком богатом во всех смыслах крае, как Якутия. И в первую очередь этот регион богат людьми. Практически все, что когда-либо мною изучалось, фиксировалось, прочитывалось и просматривалось, рефлексировалось, оказалось для меня полезным и помогает в архипастырском служении на якутской земле. 

– Раз уж мы заговорили об образовании, как Вы оцениваете реформы последних лет в сфере духовного образования, в какой мере они коснулись жизни Якутской семинарии?

– Несомненно, процессы, происходящие в сфере духовного образования нашей Церкви, не могут оставаться в стороне от Якутии и Якутской семинарии.

Реформы – всегда процесс непростой, но чрезвычайно необходимый в современной парадигме церковно-государственных и церковно-общественных отношений. Идея реформирования всегда связана с улучшением или по крайней мере с оптимизацией образовательного процесса и итогового результата.

Осмысление целей и задач процессов реформы полагается во главу угла и в Якутской Духовной семинарии. Новые учебные планы уже с момента возрождения некогда старейшего учебного заведения Якутска выстраиваются в соответствии с нормативами Учебного комитета Русской Православной Церкви и Министерства образования и науки России. Мы стараемся активно сотрудничать с духовными и светскими учебными заведениями нашей страны.

– Сравнивая специфику деятельности, сопоставляя задачи Ставропольской и Якутской Духовных семинарий, что Вы отметили бы общего между ними, а что диаметрально противоположно?

– Всегда очень сложно сравнивать нечто находящееся в заведомо разных плоскостях. Но общей главной задачей любой семинарии было и остается воспитание, взращивание пастырей Церкви Христовой (не зря само название «seminarium» переводится с латыни как «рассадник»), их всестороннее образование, культурное обогащение и просвещение.

Специфика семинарий всегда обусловлена наличием большого количества факторов, начиная от географии и культуры и заканчивая языковыми и национальными особенностями. Общее между Ставропольской и Якутской семинариями заключается как раз в многонациональном характере этих регионов. Кавказ представляет собой этническую мозаику. В Якутии тоже проживает много народов. Именно из этого должны исходить наши выпускники, которым предстоит вести пастырскую и просветительскую работу среди местных жителей. А что касается различий… Ставрополье и Якутия отличаются ландшафтом, менталитетом, даже политически.

– Нуждается ли и в какой мере Якутская семинария в притоке молодых миссионеров и выпускников высших Духовных учебных заведений?

– Семинария всегда нуждается в молодых квалифицированных кадрах, особенно из числа выпускников столичных Духовных академий.

Практически с самого начала образования еще Якутского Духовного училища мы имеем особое попечение Учебного комитета и ведущих Духовных школ, выражающееся прежде всего в распределении их выпускников по приоритетному принципу в дальневосточные епархии, – именно они и составляют костяк преподавательского состава современной Якутской семинарии.

Мы всегда радушно встречаем и достойно обеспечиваем выпускников ведущих Духовных учебных заведений (показателем является и тот факт, что выпускники сами изъявляют желание попасть в Якутск по распределению). От того, насколько хорошо, эффективно и квалифицированно будут подготовлены якутские семинаристы, во многом зависит завтрашний день православной Якутии.

– Как осуществляется взаимодействие епархии с региональным министерством образования? Каковы перспективы интеграции Якутской семинарии в научно-образовательную среду республики?

– Министерство образования Республики Саха (Якутия) является одним из ключевых партнеров в сфере образовательных и других программ и инициатив Якутской епархии. Многие уникальные проекты, осуществленные в епархии, были бы трудновыполнимы без активной помощи и участия Минобразования Якутии.

С самого начала своего возрождения в 2011 году Якутская семинария сразу же включилась во все активные процессы межвузовского взаимодействия на самых разных уровнях – от элементарного неформального общения студентов до различных чтений и научных конференций. Совсем недавно у нас прошла студенческая конференция «Кто я для Родины?» в рамках II Иаковских чтений, в которой приняли участие студенты многих учебных заведений Якутска. 

В целом процесс взаимодействия семинарии и светских вузов республики, на мой взгляд, достаточно успешно и динамично развивается.

– Наш сайт читают разные категории людей, но общая статистика показывает, что большинство их – молодые люди, которые думают поступать в Общецерковную аспирантуру или просто интересуются духовным образованием. Что Вы могли бы сказать им о важности и нужности получения качественного образования?

– В первую очередь, хочу поддержать тех, у кого это горячее желание и непреодолимая тяга к знаниям уже есть, и пожелать им не упускать и по возможности максимально вложить все свои силы и интеллект в процесс обучения. А тем, кто еще раздумывает, желаю поскорее сместить вектор своего настоящего на образовательные приоритеты. Повторю свою мысль: желание учиться сегодня продиктовано жизненной необходимостью. 

– Спасибо, Владыка, за обстоятельные ответы.

– Благодарю за эту беседу.

Беседовал священник Антоний Скрынников

Информационная служба ОЦАД