Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования Русской Православной Церкви
Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Выступление профессора Е. М. Астахова на тему «Русская православная церковь и международные отношения: пристрастные размышления дипломата»

Выступление профессора Е. М. Астахова на тему «Русская православная церковь и международные отношения: пристрастные размышления дипломата»

b_1200_530_16777215_0_0_images_stories_news2015_11_nov_astakhov.png20 октября 2015 года кафедра внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия совместно с Центром «Церковь и международные отношения» Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел России провела четвертый научно-практический семинар, темой которой стало «Место церковной дипломатии в современной мировой политике». В мероприятии приняли участие эксперты, дипломаты, общественные деятели, представители Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви, в том числе Чрезвычайный и Полномочный Посол, кандидат исторических наук, профессор МГИМО Е. М. Астахов.

Выступление профессора Е. М. Астахова на тему «Русская православная церковь и международные отношения: пристрастные размышления дипломата»

В проблематике сопряжения христианства и международных отношений применительно к России в дискуссионном плане можно обозначить следующие аспекты:

Сегодня в условиях внешнего прессинга России надо принимать меры для ускорения своего развития. Стране нужны не лозунги потребления, а общенациональный проект развития, причем не горизонтального, а вертикального, как технологического, так и, прежде всего, духовного. 

Идея развития в терминах православно-религиозной категории — это предкатегория преображения. Фактически речь уже идет о выживании русского народа, — а в более широком плане, выходящем за пределы нынешних границ России, — о сохранении цивилизации русского мира не только в этническом, но и в духовном измерении. А это уже религиозно-культурный вопрос. Идея мобилизации не посягает на рыночную экономику и не ограничивает прав и свобод граждан. Однако абсолютизация вседозволенности в политике, культуре и прежде всего в экономике не выведет страну из кризиса. Для осуществления проекта развития необходима политическая воля руководства, а главное — его духовное усилие. Разумеется, требуется также участие всех народов нашей страны в этом общем проекте. 

Решение задачи прорыва невозможно без подключения духовных ресурсов страны. В этой совместной работе особая роль принадлежит Православной Церкви. 

Деятельность Русской Православной Церкви в духовном воспитании населения, в том числе в сфере образования, очевидна. Однако отдельно остановимся ее на месте во внешней политике. Здесь возникает ряд непростых вопросов. Возможен ли христианский подход к решению международных проблем? Должна ли Русская Православная Церковь вообще участвовать в международной политике? Кто будет определять критерии добра и зла? Кто будет отличать национальные интересы от национального или блокового эгоизма? На ком лежит ответственность за правильность критериев в условиях, когда международное право является «правом не для всех»? 

Какую позицию должна занимать Русская Православная Церковь — защищать свой народ или ждать решения «божьего суда»? Бог не вмешивается в земные процессы, не встает на ту или иную сторону конфликта. Церковь не может быть частью любого политического проекта. Но церковь не отделяет себя от общества. Ее задача — объединить всех, как в России, так и на всем постсоветском пространстве. 

Тут мы подходим к сложным процессам, которые происходят вблизи наших границ. Как быть с такими понятиями, как правда и справедливость, ложь и насилие, страдания невинных людей? Несмотря на страшные гонения, христианство победило по воле Спасителя, неся миру правду и справедливость. Есть основания полагать, что во многих исторических эпизодах «святой России» не обошлось без «божьего промысла». А если это так, то Православная Церковь должна заниматься не только духовным воспитанием народа, но и содействовать укреплению безопасности народа и государства. 

Множество сложных вопросов возникает на тему взаимодействия с Украиной. Греко-католики вместе с новой властью в Киеве поставили целью ликвидацию присутствия Московского Патриархата в Украине. Это тоже входит в провозглашенную президентом Порошенко формулу «восстановления украинства». 

При определении позиции Московского Патриархата Русской Православной Церкви приходится учитывать ряд сложных вопросов. Например, о соответствии канонического пространства Московского Патриархата и нынешних государственных границ Украины, которые сравнительно недавно были внутренними административными границам единой страны. 

Приходится просчитывать и возможный ущерб как от «пассивной» позиции «христианского смирения», так и «активной» линии, направленной на отрыв православной паствы от греко-католиков и раскольников внутри Русской Православной Церкви в Украине. 
Какую линию проводить — это дело руководства Русской Православной Церкви. Многие годы Российское государство фактически устранялось от идеологической борьбы за Украину. Этой работой занималась лишь Церковь. Крупный резонанс имели, в частности, пасторские визиты Патриарха. Многое делается по линии гуманитарной помощи населению Новороссии и украинским беженцам. Однако, очевидно, что в целом информационную войну за Украину мы пока проигрываем. 

В этом контексте желательно обратить внимание на активность в международных делах главы Ватикана Папы Франциска. Создается впечатление, что в Ватикане обеспокоены абсолютизацией светского либерализма, свободного от христианских смыслов мироздания. Тревожит Ватикан и отход от христианских ценностей в международных отношениях и возрастание угроз миру и стабильности. При Папе Франциске обозначилось и усиление самостоятельности международной политики Ватикана. Это проявилось, в частности, в ходе подготовки визита В. В. Путина в Ватикан. Внешнеполитическая активность Ватикана была заметна и в налаживании контактов между Вашингтоном и Гаваной. Основная цель очевидна — укрепление позиций Ватикана в католической Латинской Америке. 

Очевидно, следует остановиться на политике Ватикана в отношении Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Ватикан традиционно стремится к контактам с Московским Патриархатом. При Папе Франциске это стремление было заметным еще во времена его служения в Буэнос-Айресе, где он поддерживал контакты с российским посольством и представителем Московского Патриархата Русской Православной Церкви в Аргентине. 

Сотрудничество с Ватиканом — вопрос непростой. Тут много исторической подоплеки и разного рода подводных камней. Но в отдельных вопросах сотрудничать, наверное, можно, соблюдая необходимую осмотрительность. Может быть, следует обдумать возможности совместных действий по защите христиан в странах Ближнего Востока, которые сейчас вновь подвергаются геноциду. Вероятно, есть поле для работы по нейтрализации угроз вооруженных конфликтов и международного терроризма. По-видимому, есть возможности для сотрудничества и по другим направлениям. При этом нельзя исключать, что Папа Франциск, возможно, является одним из немногих лидеров в Западной Европе, с которым можно строить реальное сотрудничество. 

Сложно прогнозировать будущие решения и дальнейший ход событий. Вместе с тем представляется бесспорным, что активность Русской Православной Церкви в международных отношениях служит укреплению не только влияния православия в мире, но и геополитических позиций российского государства".

Научно-образовательная теологическая ассоциация Патриархия - сайт Церковь и время Учебный комитет Богослов.RU