Цель программы «Теология образования» - подготовить теологически образованных и педагогически компетентных специалистов, востребованных в перспективе становления теологии как научной отрасли, открытия теологических кафедр и программ в светских вузах, расширения преподавания «Основ православной культуры» (в рамках ОРКСЭ) и «Основ духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных школах.
Программа «Теология образования» готовит специалистов – управленцев, экспертов, педагогов, сочетающих теологические и педагогические компетенции, необходимые для развития теории и практики обучения и воспитания современного человека:
- с устойчивым ценностно-нравственным мировоззрением;
- исторической памятью и осознанием своей принадлежности единой многонациональной российской культуре и традициям живущих в ней народов;
- развитым критическим мышлением, которое способно давать адекватную оценку и противостоять потребительским вызовам цифровой эпохи, соблазнам виртуальной сетевой жизни, опасностям деструктивного влияния экстремистских идеологий.
Теология содержит ядро абсолютных ценностей современной цивилизации. Образование – инструмент, обеспечивающий единство поколений, сохранение и развитие культуры. От того, какого человека мы воспитаем, зависят технологические достижения цивилизации, устойчивый прогресс экономики и гражданского общества, безопасность государства. От векторов развития образования, качества его содержания зависят настоящее и будущее страны, ее роль и место в меняющемся глобальном мире.
Именно теология может вновь выступить в качестве эффективной и современной философии образования. Православный теологический подход наиболее полно раскрывает имеющую универсальный характер христианскую идею образования, представляет просвещение, обучение, воспитание как единый путь интеллектуального и нравственного преображения человека, а теологию образования – как мощный ресурс для проектирования новой образовательной парадигмы для России.
Теология образования это не просто набор педагогических и психологических курсов. Это изучение теории и практики образования с точки зрения теологии – то есть на основе веры, с опорой на истины Священного Писания, богословско-педагогические учения Отцов, учительский авторитет и педагогический опыт Церкви.
Образовательная программа базируется на сочетании богословско-антропологического подхода к теории образования и актуальных педагогических идей и технологий, что создает уникальную перспективу проектирования и реализации новых образовательных моделей. Это особенно актуально с учетом преобладающего сегодня прагматического подхода к образованию, который провозглашает образовательный процесс сугубо как оказание определенного набора услуг. В противовес этому разрушительному и опасному подходу, данная образовательная программа позволяют готовить специалистов, способных претворить подлинную цель обучения – преображение человека.
Подробнее о теологии образования:
- Интервью с Д. В. Шмониным: «Нельзя сдавать позиции» (о богословии образования и образовательной политике)
- Т. Н. Рейзвих, Д. В. Шмонин: О магистерской программе «Теология образования»
- Д. В. Шмонин: «Философия, теология и ценностно-смысловая сфера в образовании»
- Д. В. Шмонин, Г. В. Вдовина: «Католическая теология образования: концепция Джузеппе Гроппо»
- Д. В. Шмонин: «Толедские принципы» и теология в школе»