Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования Русской Православной Церкви
Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Д.В. Шмонин: тематика и результаты исследований

Д.В. Шмонин: тематика и результаты исследований

Д.В. Шмонин – автор концепции второй схоластики (XVI – нач. XVII в.) как целостного явления в интеллектуальной и духовной жизни Европы, не только отразившего идеи контрреформации, но и сыгравшего важную роль в становлении современной западной цивилизации. Концепция нашла отражение в 2-х монографиях (2002, 2006), докторской диссертации (2003) и ряде статей.

В сфере интересов Д.В.Шмонина – схоластический рационализм как методология познавательной деятельности и трансляции знания. Описание исследований по этой тематике отражено в коллективной монографии (2013).

В области истории и философии образования Д.В. Шмонин развивает типологию основных образовательных парадигм как крупных исторических форм образования, непосредственно связанных с философско-теологическими ценностно-мировоззренческими основаниями соответствующих эпох, выделяя античную (древнюю), христианскую (схоластическую, средневековую), новоевропейскую (просвещенческую, секулярную), включающую современный этап второй половины ХХ - начала XXI в. Д.В. Шмонин показывает, что идущие на фоне стремительных изменений в глобальном мире процессы в образовательной среде позволяют говорить о рождении новой основной парадигмы, что побуждает вновь обратиться к идее образования, ее ценностно-мировоззренческим (религиозным) основам. Результаты этих исследований изложены в ряде публикаций 2011-2018 годов.

Разработки последних лет  связаны с развитием концепции православной теологии (богословия) образования, теории и практики теологического образования в современной России. В них Д.В. Шмонин отстаивает модель конфессионально ориентированного и теологически обоснованного религиозного образования (в том числе, высшего), раскрывает в более широком контексте возможности и специфику теологического подхода к образованию. Парадигмы, системы, модели, концепции, в которых педагогика находит свое воплощение, не только отражают технологические достижения цивилизации; они тесно связаны с укорененными в обществе ценностно-мировоззренческими установками, являют собой результат междисциплинарного осмысления философских идей, педагогической теории и практики. Особую роль в такой мировоззренческой поддержке образования играют религия и теология. Теология раскрывается Д.В. Шмониным как уровень формирования ценностей, как своего рода философия образования. Именно теологический подход позволяет наиболее полно раскрыть христианскую идею образования и представить просвещение, обучение, воспитание как единый путь интеллектуального и нравственного преображения человека.

Всего является автором более 120 опубликованных научных и учебно-методических работ.

Победитель конкурсов научных проектов: Конкурсного центра фундаментального естествознания Минобразования РФ, РАН и Правительства Санкт-Петербурга (1997), «Обновление образования на рубеже веков» Северо-Западного отделения Российской академии образования (1-я премия, 1998), в рамках национальной программы США «National Endowment for the Humanities (2002, исследовательская стажировка в США).

Лауреат премии Санкт-Петербургского философского общества «Вторая навигация» («За разработку классических проблем философии», 2006), победитель конкурса грантов Президента Российской Федерации (поддержка исследований молодых российских ученых – докторов наук, 2005-2006).

В различные годы Д.В. Шмонин -  руководитель научных коллективов и исполнитель работ по ряду проектов РГНФ, РФФИ, РНФ, грантов Президента Российской Федерации, ФЦП «Университеты России», ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», других российских, международных, региональных конкурсов и программ.

Д.В. Шмонин руководил рядом НИР и входил в состав многих исследовательских коллективов: в рамках Федеральной программы «Университеты России», проект 992614, 2000-2001), по ряду научных проектов Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) («Саламанкская школа права XVI в. и становление морально-правовых концепций Нового времени», 2003-2004; «Система образования иезуитов и становление педагогической культуры Нового времени», 2003-2004; «Актуальность средневековой культуры», 2007 и др.), «В тени Ренессанса: от возрожденной схоластики к рационализму XVII в.», 1998-2000; «Европейская схоластика в православной мысли», 2000; «Влияние испанской схоластики на русскую философию 1-й половины XVIII в.», 2002; «Метафизика Ф. Суареса: тексты и исследования, 2004; «А.Ф.Эрн: pro et contra», 2004»; «За пределами Средневекового», 2008; «Философия и теология в университетской схоластике XVI- начала XVII вв.: католическая образовательная парадигма в контексте раннего Нового времени», 2008 – 2010); на базе Института философии РАН - проект РФФИ «Когнитивная психология и теория мышления в европейских университетах XVI-XVII вв.: становление и развитие современных концепций исследования познания», 2010-2012; на базе Института всеобщей истории РАН - проект РФФИ «Религиозное образование в высших учебных заведениях России и Европы», 2010-2012, на базе РХГА - проект РГНФ «Три века схоластики», 2010-2012, проект РГНФ № 12-31-08048, 2012,  «Православие, католицизм, протестантизм, ислам как факторы формирования российской государственности и культуры» проект РГНФ, 2013-2015, «Образовательные парадигмы и исторические формы трансляции знания: актуальность классического опыта» и в ряде др.

 

 

 

Научно-образовательная теологическая ассоциация Патриархия - сайт Церковь и время Учебный комитет Богослов.RU