КЫРЛЕЖЕВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
(1957 г.р.)
Член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви и сотрудник ее секретариата; член редколлегии журнала «Вопросы теологии»; научный редактор журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом» (РАНХиГС).
ИЗБРАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
Книги
Власть Церкви. Публицистические статьи: 1994-2000. М.: Медиасоюз, 2003. – 192 с.
Alexander Kyrleschew. Die russische Orthodoxie nach dem Kommunismus: das byzantinische Erbe und die Moderne, überseitzt, eingeleitet, kommentiert und herausgegeben von Anna Briskina-Müller und Dagmar Heller. Herne: Gabriele Schäfer Verlag, 2014. – S. 467.
Статьи
О возможности/невозможности православной политической теологии // Электронный журнал ESSE. Философские и теологические исследования. Том 6. № 1. 2021 (http://esse-journal.ru/tom-6-1-2021/)
Мировое православие: типология автокефальных церквей // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 1. С. 74-101.
Постсоветский транзит и наука о религии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 1 (33). С. 198–206.
Диалог религии и науки: новые подходы (итоги дискуссии) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 1 (33). С. 164–183. (в соавт.: Шишков А., Шмалий В.)
Мистическая политика как contradictio in adjecto. На полях книги Аристотеля Папаниколау // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014. № 3. С. 247-263.
Можно ли говорить о «репутации церкви»? // Отечественные записки. 2014. № 1. С. 216-225.
«Дело о распятиях» в Европейском суде — в постсекулярной перспективе // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2013. № 2 (31). С. 233-269.
Секуляризм и постсекуляризм в России и в мире // Отечественные записки. 2013. № 1. С. 161-174.
Постсекулярная концептуализация религии: к постановке проблемы // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. 2 (30). С. 52-68.
Секуляризация и постсекулярное общество // Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи. Материалы VI Международной богословской конференции Русской Православной Церкви (Москва, 15-18 ноября 2010 г.). М.: Синодальная библейско-богословская комиссия, 2012. С. 804-812.
Постсекулярное: краткая интерпретация // Логос. №3 (82). 2011. С. 100-106.
Эсхатологическое измерение христианства // Континент: литературный, публицистический и религиозный журнал. 2010. № 2 (144). С. 323-329.
Что такое богословие? // Континент: литературный, публицистический и религиозный журнал. 2009. № 140. С. 388-402.
Памяти Оливье Клемана // Континент: литературный, публицистический и религиозный журнал. 2009. № 139. С. 268-272.
Наследие прот. Александра Шмемана в российском контексте // Вестник русского христианского движения. 2009. № 195 (I). С. 54-62.
Религиозность в ситуации постмодерна // Классификация религий и типология религиозных организаций: сборник. М. : Институт переподготовки и повышения квалификации преподавателей социальных и гуманитарных наук, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 2008. С. 149-156.
Взаимоотношение концепции прав человека и религиозных ценностей // Церковь и время. 2006. № 37. С. 25-34.
Заметки о свободе // Континент: литературный, публицистический и религиозный журнал. 2006. № 130. С. 368-380.
Контекст мысли Христоса Яннараса // Яннарас Х. Избранное: Личность и Эрос. М. : РОССПЭН, 2005. С. 468-472.
Постсекулярная эпоха // Континент. № 120. 2004. С. 252-264.
Русская религиозная философия: около церковных стен // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2002. № 2 (22). С. 98-117
На иностранных языках:
Alexander Kyrlezhev. Alexander Schmemann on Freedom // Oriens Aliter. Journal for Culture and History of the Central and Eastern Europe [Прага]. 2022 (в печати).
Alexander Kyrlezhev / Andrey Shishkov. The Eastern Orthodox Church before and after the Council of Crete 2016: Actors, Procedures, and Prospects of Consolidation, in: Vasilios N. Makrides / Sebastian Rimestad (eds). The Pan-Orthodox Council of 2016 – A New Era for the Orthodox Church? Interdisciplinary Perspectives. Erfurter Studien zur Kulturgeschichte des Orthodoxen Christentums. Edited by Vasilios N. Makrides. Band 19. Peter Lang GmbH Internationaler Verlag der Wissenschaften. Berlin, 2021. Pp. 107-123.
Alexander Kyrlezhev. On the Possibility or Impossibility of an Eastern Orthodox Political Theology, in Political Theologies in Orthodox Christianity. Common Challenges and Divergent Positions. Edited by Kristina Stoeckl, Ingeborg Gabriel, and Aristotle Papanikolaou. Bloomsbury T&T Clark, 2017. Pp. 181-188.
Alexander Kyrleschew. Die weltweite Orthodoxie und die ukrainische Krise // Catholica. 2015. №1. S. 37-50.
Mystical Politics as Contradictio in Adjecto: Thoughts on the Margins of Aristotle Papanikolaou’s Recent Book // State, Religion and Church. 2015. №2. P. 99-113.
A Post-Secular Conceptualization of Religion: Defining the Question // State, Religion and Church [http://srch.ranepa.ru/]. 2014. №1. P. 7-22.
Kyrlezhev A. The postsecular age: Religion and culture today // Religion, State and Society (Routledge). 2008. 36 (1). Pp. 21-31.
Рецензии
Штырков С.А. Религия, или Узы благочестия. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2021 // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. №4 (в печати).
Лаут Э., прот. Современные православные мыслители: от «Добротолюбия» до нашего времени. М.: Паломник, 2020. 640 с. // Вопросы теологии. 2021. Т. 3, № 3. С. 442–454.
Пасхальный свет на улице Дарю: Дневники Петра Евграфовича Ковалевского 1937-1948 годов // Вестник русского христианского движения. 2016. № 206. С. 301-304.
Церковь, государство и общество в странах восточного христианства [тематическая подборка] – Pro et Contra. 2013. № 3 – 4 (59), № 5 (60) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014. 1 (32). С. 294-301.
Eggert, M. and Holscher, L. (eds) (2013) Religion and Secularity. Transformations and Transfers of Religious Discourses in Europe and Asia. Leiden & Boston: Brill // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2013. 3 (31). С. 315-324.
Костюк К.Н. История социально-этической мысли в Русской православной церкви. СПб.: Алетейа, 2013 // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2013. 1 (31). С. 269-277.
Gillespie M. A. The Theological Origins of Modernity. London & Chicago: University of Chicago Press, 2008 // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2013. 1 (31). С. 254-261.
The Post-secular in Question / Eds. Philip S. Gorski, John Torpey and David K. Kim. N.Y., L.: New York University Press, 2012; Rethinking Secularism / Eds. Craig Calhoun, Mark Juergensmeyer and Jonathan VanAntwerpen. N.Y.: Oxford University Press, 2011 // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. 2 (30) С. 301-313.
Интернет
Почему митрополит Антоний Сурожский не считал себя богословом [интервью] // Православие и мир. 16.06.2014 http://www.pravmir.ru/aleksandr-kyirlezhev-ucheniya-vladyiki-antoniya-net-i-byit-ne-mozhet/#ixzz3563dhFcE
Эра постсекуляризма [интервью] // Православие и мир. 20.02.2013 http://www.pravmir.ru/era-postsekulyarizma/
Пост-секулярное в пост-атеистической России (2012) (в соавт: А. Шишков) http://synergia-isa.ru/wp-content/uploads/2012/02/kyrlezhev-shishkov_rus.pdf
Беседы в журнале «Вопросы теологии»
Бирюков Д. С. Специфика паламитской доктрины, ее истоки и позднейшая рецепция [беседовал А.И. Кырлежев] // Вопросы теологии. 2021. Т. 3, № 3. С. 417–441.
Алфеев Г.В. [митрополит Волоколамский Иларион], Кырлежев А.И. Богословие в Церкви и в светском университете: особенности и проблемы // Вопросы теологии. 2021. Т. 3, № 2. С. 130–145.
Селезнев М.Г., Кырлежев А.И. Библеистика как современная научная дисциплина и ее связь с теологией // Вопросы теологии. 2020. Т. 2, № 3. С. 502–527.
Антонов К.М., Кырлежев А.И. Новая интерпретация истории русской религиозной мысли: философия религии как значимый аспект религиозной философии // Вопросы теологии. 2020. Т. 2, № 2. С. 368–383.
Коначева С.А., Кырлежев А.И. Пути постметафизического мышления о Боге // Вопросы теологии. 2020. Т. 2, № 1. С. 177–198.
Шишков А.В., Кырлежев А.И. Первенство в Церкви: богословие и церковная практика // Вопросы теологии. 2019. Т. 1, № 3. С. 405-426.
Хондзинский П. В., Кырлежев А.И. Соборность в русской богословской традиции // Вопросы теологии. 2019. Т. 1, № 3. С. 427–440.
Переводы
Джон Милбанк Теология и социальная теория. По ту сторону секулярного разума. М.: Теоэстетика, 2022 – 717 с. (совместно с Д. Узланером) (в печати)
Аристотель Папаниколау. Мистическое как политическое. Демократия и не-радикальная ортодоксия. Киев: ДУХ I ЛIТЕРА, 2021. – 360 с.
Василиос Макридес. Политическая теология в восточно-христианских контекстах: специфика и характерные особенности в сравнении с западно-латинским христианством // ESSE. Философские и теологические исследования. Том 6. № 1. 2021.
Кристина Штёкль. Истоки, эволюция и распространение «политического исихазма» // ESSE. Философские и теологические исследования. Том 6. № 1. 2021.
Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе: Метафизика и разделение христианского мира; пер.: А. И. Кырлежев, А. Р. Фокин. М. : Языки славянских культур, 2012. — 384 с. — (Философская теология : современность и ретроспектива).
Карпович М. М. Лекции по интеллектуальной истории России (XVIII — начало XX века) / [пер. с англ. — А. И. Кырлежев, Е. Ю. Мохова]. Москва : Русский путь, 2012. — 350 с. (Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына).
Уивер Р. Х. Божественная благодать и человеческое действие: Исследование полупелагианских споров. М. : Центр библейско-патрологических исследований : Империум пресс, 2006. — 336 с.