ВЫСТУПЛЕНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ

Календарь событий

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на круглом столе «Миротворческая роль христиан в условиях современных глобальных конфликтов»

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на круглом столе «Миротворческая роль христиан в условиях современных глобальных конфликтов»

b_1200_530_16777215_0_0_images_stories_news2019_03mar_04_07.JPG

Выступление Председателя Отдела внешних церковных связей

Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на круглом столе «Миротворческая роль христиан в условиях современных глобальных конфликтов»

(4 марта 2019 года, Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия)

 

 

 «Миротворческая роль христиан в условиях современных глобальных и региональных конфликтов»

 

«Уважаемый господин Франклин Грэм!

Дорогие братья и сестры!

 

Я приветствую всех участников круглого стола, который проходит сегодня в стенах Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Темой встречи избрано миротворческое служение христиан. Эта миссия особенно востребована в наши дни, поскольку окружающий мир полон вражды и разделений.

Евангельский призыв к миротворчеству опирается на личный пример Спасителя и Его учение. Христос обращается к Своим ученикам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14, 27). Благодатный дар мира связан с человеческими усилиями, и для его стяжания необходимо встречное движение человеческого сердца, устремленного к Богу.

Библейское понимание мира значительно шире политического. Святой апостол Павел указывает, что «мир Божий… превыше всякого ума» (Флп. 4. 7). В истории продолжает царствовать скорбь, но во Христе верующие имеют мир. Мир в Новом Завете есть благодатное состояние человеческой души, освобожденной от рабства греху. Именно об этом свидетельствуют пожелания «благодати и мира» в начале посланий святого апостола Павла.

«Апостол языков» указывает в своем послании к коринфянам на важность сохранения мира и внутреннего единства в вере и любви: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы... не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе» (1 Кор. 1. 10).

Мы становимся миротворцами, когда избавляемся от собственного зла, лишающего нас мира с Богом и другими людьми. По слову Блаженного Августина, «миротворцы – это те, кто, усмирив и подчинив рассудку, то есть уму и духу, движения своей души и сумев обуздать плотские вожделения, достигает Царства Божия». Без мира в собственной душе, без постоянного желания пребывать в мире с Богом, невозможно нести мир другим людям. «Стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя», – учил подвижник земли русской преподобный Серафим Саровский.

Мир как дар Божий, преображающий внутреннего человека, должен проявляться и вовне, а потому миротворчество становится задачей Церкви. По заповеди Христа мы должны стать миротворцами, то есть теми, кто созидает на земле мир. В этом случае мы станем сынами Божиими по благодати, ведь, по словам Иоанна Златоуста, «и дело Единородного Сына Божия состояло в том, чтобы соединить разделенное и примирить враждующее».

В истории Русской Православной Церкви мы можем найти множество примеров миротворчества. Одним из самых ярких миротворцев был преподобный Сергий Радонежский. Святой жил в непростое для Руси время – эпоху монголо-татарского ига. Это был период тяжелейшего разорения русских земель. Татаро-монгольское нашествие оказало губительное влияние на всю жизнь нашего Отечества, в том числе на образование: на протяжении нескольких десятков лет церковные училища, городские публичные школы и монастыри – оплоты просветительской мысли домонгольской Руси – подвергались постоянным разорениям. Кроме того, вражда была не только между Ордой и княжествами Руси, но и между самими княжествами. Тверской князь поднимался против московского, московский против тверского.

Такое положение дел не могло не сказаться на духовном состоянии как народа, так и правящей элиты: современники отмечали не только нищету и разорение, но и нравственную немощь людей.

Русский историк Василий Осипович Ключевский так оценивал последствия вражеского нашествия: «Это было одно из тех народных бедствий, которые приносят не только материальное, но и нравственное разорение, надолго повергая народ в мертвенное оцепенение». С другой стороны, именно это тяжелое испытание позволило консолидировать внутреннюю силу народа, прекратить изнурительные, братоубийственные междоусобные войны князей и объединить русские земли.

Преподобный Сергий никогда не был политическим деятелем в современном понимании этого слова, но его авторитет был велик в глазах людей. Он осознавал, что судьба русского народа, его духовное предназначение всецело зависят от сохранения единства Руси, и неоднократно выступал с миротворческой миссией, призывая русских князей прекратить междоусобные войны. Его миротворческие труды увенчивались успехом: благодаря вмешательству подвижника в междоусобные конфликты многие жизни наших далеких предков были спасены.

В опыте служения и миротворческого делания преподобного Сергия мы ясно осознали, что народ может противостоять внешней угрозе, когда он способен к внутренней консолидации. Это многократно было доказано историей России, например, национально-освободительным движением против польской оккупации в XVII веке в период «Смутного времени», Отечественной войной 1812 года, Великой Отечественной войной.

В ХХ веке такой внешней угрозой глобального масштаба стала для народов планеты ядерная гонка вооружений.

Важно сказать, что в условиях противостояния сверхдержав – СССР и США – именно христиане двух стран наводили мосты и создавали условия и основания для нормализации отношений двух государств.

Ярким примером сотрудничества христиан Западного мира в деле миротворчества и попыток налаживания конструктивных связей с СССР была деятельность Билли Грэмма. К нему – пастору и духовнику многих президентов США – с уважением относились руководители многих стран мира. Это и позволило Билли Грэму во второй половине ХХ века побывать в странах Восточной Европы, в том числе в Советском Союзе. Во время своих визитов он встречался с политическими лидерами этих стран, обсуждал с ними вопросы религиозной свободы, излагал основополагающие истины Евангелия. При этом он всегда поддерживал местные церкви и проповедовал Евангелие.

В 1959 году Билли Грэм впервые посетил Москву как турист вместе со своим другом и сотрудником Грейди Уилсоном.

В 1982 году Патриарх Пимен пригласил Билли Грэма выступить на международной конференции в Москве «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы». Несмотря на сопротивление политических элит США, он принял приглашение. Его друзья, включая тогдашнего вице-президента Джорджа Буша-старшего, подвергли поездку критике, заявив, что она будет использована в советской пропаганде. Но Билли Грэм тогда сказал: «Пентагон рассказал мне о последствиях возможной ядерной войны. Я побывал в Освенциме и увидел безграничную способность человека ко злу. И я размышлял о первом послании апостола Павла к коринфянам, где он призвал ко всеобщей любви. Я понял, что не проявлял должной любви к жителям Советского Союза».

В 1984 году Билли Грэм совершил 12-дневную поездку по городам СССР. Он посетил Ленинград, Москву, Таллин и Новосибирск, где встречался с церковными иерархами и представителями государства. Его тепло принимали в православных храмах и евангельских церквах, в Ленинградской духовной академии и в новосибирском Академгородке. В общей сложности Билли Грэму пришлось выступить более 50 раз.

В 1988 году Билли Грэм приезжал в Советский Союз на празднование 1000-летия Крещения Руси как почетный гость Русской Православной Церкви. Он проповедовал в православных и протестантских общинах Москвы и Киева.     На его проповедь в Киеве собралось около 15 тысяч человек. Люди стояли на улицах и слушали его выступление через громкоговорители. Он посетил Загорск (ныне Сергиев Посад), был принят руководителями государства, давал интервью журналистам газет, радио и телевидения.

Стремление к открытости в отношениях церквей и христианских общин СССР и США друг к другу, отстаивание евангельских идеалов мира стало тем совместным деланием, которое и ныне приносит свои добрые плоды.

Русской Православной Церкви в последние десятилетия пришлось немало потрудиться над утверждением мира среди народов, которые некогда жили в мире и добрососедстве друг с другом. Распад СССР повлек за собой множество региональных кровопролитных конфликтов. Конец 1980-х, 1990-е годы и начало XXI века вплоть до сегодняшнего дня отмечены трехсторонними усилиями Русской Православной Церкви, Армянской Апостольской Церкви и Духовного управления мусульман Кавказа, которые вносят свой вклад в мирное урегулирование конфликта в Нагорном Карабахе.

Русская Церковь не осталась в стороне во время гражданского противостояния в Москве в 1993 году, которое закончилось обстрелом из танковых орудий Дома Советов, что привело к человеческим жертвам. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к противостоящим друг другу политическим силам с воззванием, предложил своё посредничество в переговорах и Свято-Данилов монастырь в Москве в качестве места для их проведения.

Русская Православная Церковь стремится использовать все возможности для обеспечения своего присутствия на международных площадках, в том числе и для решения миротворческих задач. Она создала представительства при некоторых международных организациях системы Организации Объединенных Наций, в том числе Совете по правам человека ООН, а также европейских международных организациях в Брюсселе и Страсбурге.

Московский Патриархат продолжает поддерживать свое присутствие в международных межхристианских и межрелигиозных организациях, таких как Всемирный совет церквей, Всемирная конференция религий за мир, Европейский совет религиозных лидеров и других. Не один десяток лет насчитывает история отношений с возглавляемой раввином Артуром Шнайером организацией «Призыв совести». Диалог с исламом реализуется в рамках совместных рабочих групп с мусульманами Ирана, с Управлением по делам религий Турции, с другими мусульманскими организациями и общинами.

Солидарные усилия христиан особенно востребованы в наши дни на Ближнем Востоке. Желание развивать сотрудничество в этом направлении не раз подчеркивалось со стороны различных христианских церквей.

Важным результатом совместной работы христианских церквей и государств стало принятое 13 марта 2015 года в Совете ООН по правам человека заявление «В поддержку прав человека христиан и других общин, в особенности на Ближнем Востоке».

Историческое значение имела встреча Предстоятелей Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви в Гаване в 2016 году. Благодаря совместному заявлению, подписанному Папой Римским Франциском и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, в котором вопрос гонимых христиан был основным, тема геноцида христиан стала, наконец, обсуждаться на многих авторитетных информационных площадках и вошла в мировую повестку дня. 

Сотрудничество в деле защиты ближневосточных христиан развивается и с другими христианскими конфессиями, в частности, Евангелистской ассоциацией Билли Грэма. В 2017 году Московский Патриархат направил делегацию на организованный Ассоциацией Всемирный саммит в защиту гонимых христиан в Вашингтоне, призванный привлечь внимание мирового сообщества к беспрецедентным гонениям на христиан. Идея организации данного Саммита родилась во время прошлого визита Франклина Грэма в Москву осенью 2015 года. Для участия в форуме прибыли представители различных христианских конфессий из 135 стран. Были представлены Поместные Православные Церкви, Древние Восточные Церкви, Римско-Католическая Церковь и различные протестантские деноминации.

В ноябре 2017 года в Россию приезжал Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби. На его встрече со Святейшим Патриархом Кириллом была подписана совместная декларация в защиту гонимых христиан. На эту же тему Предстоятелем Русской Православной Церкви совместно с главой Эфиопской Церкви Патриархом-Католикосом Абуной Матфием, посетившим Москву в мае 2018 года, принято коммюнике.

В течение последних лет Московским Патриархатом совместно с христианскими и мусульманскими общинами России был осуществлен целый ряд акций по доставке гуманитарной помощи на Ближний Восток. В апреле 2017 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла была учреждена Межрелигиозная рабочая группа по оказанию гуманитарной помощи населению Сирии, куда вошли и христиане, и мусульмане России. Проведено несколько крупных гуманитарных акций. Помощь раздается в храмах и мечетях сообща христианами и мусульманами Сирии и России.

Акции, проводимые по линии Межрелигиозной группы, сопровождаются круглыми столами с участием лидеров христианских конфессий и мусульманских общин Сирии. В ноябре 2018 года во главе межрелигиозной делегации я посетил Дамаск. Было проведено совещание высокого уровня, в котором приняли участие главы всех религиозных конфессий страны.

За время работы Русской Православной Церкви на сирийском направлении нами накоплен уникальный ресурс доверительных связей со всеми религиозными общинами Сирии. Очевидно, что процесс гражданского и политического урегулирования как в Сирии, так и на всем Ближнем Востоке невозможен без проведения подробных и регулярных консультаций с иерархами церквей и лидерами местных христианских общин. Именно поэтому в Русской Православной Церкви столь большое значение придают развитию связей с христианскими общинами на Ближнем Востоке: любые наши действия мы координируем с местными церковными иерархами, поскольку считаем, что игнорировать их точку зрения недопустимо.

Совершенно очевидно, что сегодня ни одна страна не сможет в одиночку способствовать восстановлению Сирии и урегулированию ситуации на Ближнем Востоке. Поэтому Московский Патриархат призывает мировое сообщество и христианские конфессии сплотить усилия ради этой работы.

Отдельной страницей миротворческой деятельности Русской Церкви на современном этапе является Украина. Сразу после начала конфликта на Юго-востоке страны в 2014 году во всех российских храмах были проведены сборы средств для организации помощи мирным жителям Украины. Тогда было собрано более 128 миллионов рублей. Помощь вынужденным переселенцам и мирным жителям, пострадавшим от вооруженного конфликта, также оказывалась отдельными епархиями, монастырями и храмами Русской Православной Церкви. В этой работе участвовало молодежное движение «Православные добровольцы», направившее в епархии на востоке Украины гуманитарные грузы (свыше 4-х тонн).

В сотрудничестве с зарубежными христианскими организациями была оказана гуманитарная помощь украинским беженцам, находящимся на территории Российской Федерации. Так, в 2014-2015 годах совместно с Евангелистской ассоциацией Билли Грэма и благотворительной организацией «Samaritan’s Purse» было распределено свыше 63 тысяч наборов, в том числе: 34 тысячи гигиенических, 14 с половиной тысяч с постельными принадлежностями, 10 тысяч продуктовых и 10 тысяч наборов с игрушками и школьными принадлежностями для детей. Во взаимодействии с международной межцерковной организацией «Церкви в совместном действии» на территории Белгородской области России и Киевской области Украины в 2015-2018 годах было распределено 4160 гигиенических наборов, а также специальные средства гигиены для женщин (730 наборов) и младенцев (690 наборов). Одеяла и постельные принадлежности получили 935 человек, индивидуальные детские подарочные наборы (сладости, развивающие игры, игрушки) 10 тысяч человек. Помощь психологов была оказана около 1200 нуждающимся.

Усилиями Украинской Православной Церкви также осуществляются различные благотворительные программы для пострадавших: действуют проект «Добрый Киевлянин», предоставляющий адресную помощь переселенцам, центр гуманитарной помощи в Киеве. При храмах функционируют службы, оказывающие психологическую и духовную помощь пострадавшим, действуют благотворительные столовые для малообеспеченных семей. Ведется адресная доставка гуманитарной помощи (продуктов и медикаментов) на Юго-Восток Украины.

В служении миру, помощи людям, пострадавшим от вражды и насилия, мы видим своё призвание, возможность проявить деятельную любовь к ближним. Апостол Павел заповедует нам, христианам: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12. 18). Этот вдохновляющий призыв побуждает нас не жалеть сил для утверждения мирных и взаимоуважительных отношений между людьми, отстаивать принципы добрососедства, взаимопомощи и солидарности.

Благодарю за внимание.»

 

 

Научно-образовательная теологическая ассоциация Патриархия - сайт Церковь и время Учебный комитет Богослов.RU