НОВОСТИ

В храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором впервые исполнено "Всенощное бдение" С.В. Рахманинова

В храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором впервые исполнено "Всенощное бдение" С.В. Рахманинова

26 марта 2016 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Всенощное бдение в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором Патриаршего Черниговского подворья в Москве.

Академический большой хор "Мастера хорового пения" под руководством художественного руководителя Л.З. Конторовича исполнил за богослужением произведение С.В. Рахманинова "Всенощное бдение". За Всенощной также пел Московский синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова.

 Архипастырю сослужили проректор по учебной работе Общецерковной аспирантуры иеромонах Иоанн (Копейкин), инспектор ОЦАД иеромонах Афанасий (Микрюков), сотрудники и учащиеся ОЦАД в священном сане.

В алтаре молился представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон. 

За Всенощной молились руководитель Учебно-методического управления Общецерковной аспирантуры Мигель Паласио, секретарь ректора ОЦАД Карина Гандур, а также учащиеся Патриаршей академии. 

В храме присутствовали: дуайен латиноамериканского дипломатического корпуса в Москве, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Чили в Российской Федерации Хуан Эдуардо Эгигурен, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Куба в Российской Федерации Эмилио Лосада Гарсиа с супругой, Чрезвычайный и Полномочный Посол Мексиканских Соединенных Штатов в Российской Федерации Рубен Бельтран, генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино В.В. Дуда с супругой. 

По окончании богослужения митрополит Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:

"Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с воскресным днем, днем памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Сегодня на Всенощном бдении силами государственного академического хора "Мастера хорового пения" было исполнено "Всенощное бдение" Сергея Васильевича Рахманинова. Это замечательное музыкальное произведение очень редко звучит в храмах, потому что оно очень трудно для исполнения. Требуются поистине мастера хорового пения, чтобы разучить и достойно исполнить это произведение. Но в нем, написанном в 1915 году, по сути дела в канун революции, отразилась вся история нашей Церкви, история нашей духовной музыки с тех самых времен, когда вместе с богослужением она была принесена из Византии. 

На протяжении многих лет и многих столетий в нашей Церкви употреблялись только одноголосные распевы - знаменный и затем другие распевы, которые в течение веков звучали и в монастырях, и в храмах Русской Православной Церкви. Потом наступило время, когда после реформ Петра I западное влияние проникло в наши храмы. Стали петь на четыре голоса, по-итальянски. Но душа русского человека все равно лежала к древним распевам, и в течении всего XIX века наши великие композиторы, в том числе Петр Ильич Чайковский, стремились к тому, чтобы восстановить первобытную старину, чтобы гармонизовать древние распевы и вернуть нашему церковному пению тот национальный русский дух, который был ему присущ до реформ Петра Великого. В большей или меньшей степени это удавалось разным композиторам, но ни одному из наших великих композиторов не удалось так глубоко приникнуть в дух древних распевов, так глубоко почувствовать древнюю русскую духовную музыку, как это сделал Рахманинов.

В этом произведении, которое сегодня прозвучало, нет ни одной оригинальной мелодии. Все мелодии заимствованы из обихода, но богатая гармонизация - уникальная способность Рахманинова передавать звон колоколов, в том числе через голоса хорового пения, - придает этому произведению совершенно особое звучание. Это красивая, глубокая и молитвенная музыка. Когда о "Всенощной" Рахманинова говорят как о светском произведении, я категорически не соглашаюсь. Думаю, что мы смогли убедиться в том, что это произведение прекрасно звучит не только на сцене концертного зала, где чаще всего оно исполняется, но и в стенах православного храма, для которого было предназначено.

Я рад тому, что это произведение сегодня прозвучало в храме Иоанна Предтечи под Бором. Это первое подобное событие в истории нашего храма. Никогда раньше здесь не звучала "Всенощная" Рахманинова. Хотел бы поблагодарить хор "Мастера хорового пения", художественного руководителя Льва Зиновьевича Конторовича, который с большим мастерством и с большой душой исполнил это произведение.

Всех вас поздравляю с праздником. Да хранит вас всех Господь!"

Затем для почетных гостей была проведена экскурсия по храмам Черниговского Патриаршего подворья и учебному корпусу Общецерковной аспирантуры. 

***

С.В. Рахманинов написал "Всенощное бдение" во время Первой мировой войны. Впервые произведение было исполнено 10 марта 1915 года в Большом зале Благородного собрания в Москве (ныне Колонный зал Дома Союзов) Синодальным хором под управлением Н.М. Данилина. Композитор посвятил свое произведение С.В. Смоленскому - выдающемуся церковному музыканту и хоровому деятелю.

"Всенощное бдение" Рахманинова принадлежит к вершинам хорового искусства. Эта музыка и по сей день признается непревзойденнным "венцом московской школы" духовной музыки.

В основу "Всенощной" Рахманиновым положены древние церковные распевы, бытовавшие в практике православного богослужения в разных вариантах: знаменный, греческий, киевский, а также собственные музыкальные темы композитора, стилистически единые с древними распевами.

Несмотря на необыкновенный успех премьеры, дальнейшая судьба "Всенощной" сложилась непросто. Как церковное сочинение оно не вошло в литургическую практику и оставалось в основном на концертной эстраде. Исключением стала традиция ежегодного исполнения этого произведения церковным хором под управлением Н.В. Матвеева в храме иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке в Москве. После кончины Н.В. Матвеева в 1993 году многие заложенные им традиции, в том числе исполнение "Всенощной" Рахманинова, были прерваны.

Сегодня эта традиция "Скорбященского" храма возрождена.

Кульминацией "Всенощной" Рахманинова являются песнопения, посвященные Воскресению Спасителя, поэтому за богослужением эта музыка может звучать только накануне Воскресного дня.

Пресс-служба ОЦАД

Научно-образовательная теологическая ассоциация Патриархия - сайт Церковь и время Учебный комитет Богослов.RU