С 16 по 17 ноября 2016 года в Санкт-Петербургской Духовной Академии прошла Юбилейная VIII международная научно-богословская конференция «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки», посвященная 70-летию возрождения этой старейшей духовной школы.
Конференцию открыл викарий Санкт-Петербургской епархии, ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии архиепископ Петергофский Амвросий. В пленарном заседании и различных секциях конференции приняли участие более 50 российских и иностранных ученых и специалистов в области богословия, библеистики, религиозной философии, истории Церкви, церковного искусства и духовной музыки. Российские специалисты были представлены такими церковными учеными, как ректор Минской Духовной Академии архимандрит Сергий (Акимов), проф. В.А. Саврей, проф. Н.Ю. Сухова, проф. М.В. Шкаровский, прот. Дмитрий Юревич, прот. Кирилл Копейкин, свящ. Михаил Легеев, прот. Олег Агапов, А.Ю. Митрофанов и др.
Среди иностранных ученых, принявших участие в юбилейной конференции, были доктор теологии свящ. Эрменеджильдо Маникарди, ректор колледжа Капраника и профессор богословского факультета Папского Григорианского университета (Рим), доктор теологии свящ. Вацлав Ежек, профессор византийского богословия Православного богословского факультета в Университете Прешова (Словакия), доктор археологии Елени Влахопуло, профессор Высшей церковной академии в Салониках (Греция). Известный французский патролог и издатель патристических текстов Поль Маттеи, профессор латинского языка и литературы Университета Люмьер-Лион 2, по болезни не смог присутствовать лично; перевод его доклада был зачитан выпускником СПБДА и докторантом Папского патристического Университета «Augustinianum» иером. Амвросием Мацегора.
От Общецерковной аспирантуры и докторантуры в конференции принял участие заведующий кафедрой богословия доктор философских наук А.Р. Фокин. Он выступил на секции «Богословие» с докладом «Триадология прп. Максима Исповедника: верность традиции и новаторство». В своем выступлении А.Р. Фокин, в частности, отметил, что триадология прп. Максима Исповедника, главным образом, развивает мысли греческих Отцов — свт. Григория Богослова, свт. Григория Нисского, Псевдо-Дионисия и некоторых других. При этом ее важнейшими характерными чертами являются: представление о том, что Бог есть одновременно и Единица, и Троица и что каждая Ипостась Троицы есть совершенный Бог и все Они вместе есть один совершенный Бог; активное использование понятий «логос бытия» и «способ существования», соответствующих традиционным понятиям сущности и ипостаси; учение о монархии Бога Отца. Во всем этом мысль прп. Максима остается верной православной традиции. Вместе с тем использование им различных психологических аналогий (бытие – премудрость – жизнь, ум – слово – дыхание, ум – слово – жизнь, ум – внутреннее слово – произнесенное слово), и связанное с ними оригинальное истолкование понятия «способа существования» в категориях «умопостигаемой триады», а также учение об исхождении Св. Духа «через Сына» сближает тринитарное учение прп. Максима Исповедника с западной традицией.