НОВОСТИ

b_1200_530_16777215_0_0_images_ef6.jpg

Профессор кафедры богословия и литургики Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия Алексей Русланович Фокин принял участие в XVI Международной научно-богословской конференции Казанской православной духовной семинарии «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи».

Конференция прошла 21 и 22 ноября 2017 г. в стенах Казанской православной духовной семинарии. Форум был приурочен 100-летию восстановления Патриаршества и проведения Поместного Собора Русской Православной Церкви, 175-летию основания Казанской духовной академии, 20-летию возрождения духовного образования в Казани, 100-летию со дня кончины профессора П. В. Знаменского, 80-летию со дня кончины профессора В. И. Несмелова.

В конференции приняли участие ученые, преподаватели и студенты из 14 городов: Казань, Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Новосибирск, Екатеринбург, Сыктывкар, Уфа, Баку, Сан-Франциско, Самара, Ульяновск, Йошкар-Ола, Чебоксары.

Работа конференции велась по десяти секциям: «Богословие, патристика и библеистика», «Философия в Казанской духовной академии и русская религиозная философия», «Религиоведение и философия религии», «История Русской Православной Церкви», «История Казанской епархии», «История Казанской духовной академии», «Востоковедение», «Церковно-певческое искусство», «Педагогика и психология» и «Филология».

А.Р. Фокин выступил с докладом «Концепции «единения», «растворения» и «обожения» в мистике прп. Максима Исповедника» на секции «Богословие, патристика и библеистика». В докладе речь шла о том, что опытное мистическое богопознание у прп. Максима и имеет два аспекта: катафатически-гностический и апофатическо-мистический. Первый связан с познанием Божественной Троицы или озарением ума, идущим непосредственно от Бога, а второй — с принципиальной непознаваемостью Бога по сущности. А.Р. Фокин остановился на анализе таких мистических состояний, описанных прп. Максимом, как «сверхумное единение», «растворение» и «обожение». Автор доклада обратил внимание, что «сверхумное единение» у византийского богослова означает экстатическое состояние, в котором прекращается всякая мыслительная деятельность человеческого ума, происходит его «упрощение» и соединение с Богом в совершенном неведении. Следствием этого является «растворение» души в Боге, которая целиком переходит в Бога без потери самой себя. Такое состояние рассматривается прп. Максимом как всецелое «обожение», в котором человек по благодати становится всем тем же, что и Бог, кроме тождества сущности.

В рамках секции «Богословие, патристика и библеистика» было также заслушано 14 других докладов, охватывающих разные аспекты богословского и философского знания. В работе секции приняли участие представители светских и духовных учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Владивостока. Помимо известных ученых с докладами выступили и студенты духовных школ. В докладах уделялось внимание творениям преподобного Симеона Нового Богослова, святителя Игнатия (Брянчанинова) и других древних и современных богословов.

Важное место на секции заняли доклады по казанской школе библеистики, которая в данный момент активно возрождается в стенах Казанской семинарии. Живое обсуждение вызвал доклад об имени Эль-Шаддай — одном из имен Бога в Ветхом Завете.

Православно-католический диалог также не был обойден вниманием участников. Этой проблематике были посвящены доклады об исследования католицизма преподавателями Казанской Духовной Академии и о рецепции литургического богословия русского Зарубежья в западном богословии XX века.

Также были рассмотрены темы, связанные с «богословием иконы», пастырским богословием и невербальными аспектами христианской миссии в современном мире.

Участники конференции выразили надежду на то, что проведение подобных научно-богословских конференций будет способствовать как возрождению научно-богословских исследований в Казанской Духовной Академии, так и развитию диалога между богословием и светскими науками в современном российском обществе.

23 ноября А. Р. Фокин выступил с лекциями перед учащимися Казанской православной духовной семинарии. Им были прочитаны две лекции об особенностях тринитарного учения блаженного Августина Гиппонского и его влиянии на западную богословскую традицию, а также о его отличиях от православной триадологии. Им также был проведен семинар с презентацией на тему «Инструментарий научно-богословского исследования», в ходе которого Алексей Русланович познакомил аудиторию с современной западной справочной литературой по богословию и изданиями текстов первоисточников. Лекции А. Р. Фокина вызвали живой интерес у преподавателей и учащихся Казанской духовной семинарии.

Научно-образовательная теологическая ассоциация Патриархия - сайт Церковь и время Учебный комитет Богослов.RU