27 июня 2021 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в академическом храме ОЦАД — церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором на Черниговском Патриаршем подворье.
Архипастырю сослужили начальник отдела докторантуры ОЦАД протоиерей Алексий Марченко, проректор по учебной работе ОЦАД иеромонах Павел (Черкасов), клирики подворья
На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.
После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
В слове по завершении богослужения митрополит Иларион сказал:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В Неделю по Пятидесятнице Церковь совершает память всех святых.
В праздник Пятидесятницы мы вспоминали о том, как Святой Дух сошел на апостолов, и они заговорили на языках, и все из разных народов стали узнавать свое наречие; как безграмотные галилейские рыбаки превратились в дерзновенных проповедников Воскресения Христова.
А сегодня, в 1-ю Неделю по Пятидесятнице, мы вспоминаем о том, как Дух Святой продолжал действовать в Церкви в течение всего двухтысячелетнего периода ее истории. Дух Святой сошел на учеников Спасителя и вдохновил их на проповедь Христа Распятого и Воскресшего. А в течение последующих веков, вплоть до настоящего времени, Святой Дух действовал, продолжает и будет действовать в Церкви, и благодаря Его действию и содействию людей Церковь никогда не оскудевала и не оскудеет святыми.
Святые в Церкви жили и в древние, и в недавние времена. Святые живут на земле и сейчас. И до тех пор, пока стоит на земле Церковь Христова, она будет являть миру святых, ибо идеал святости, который был явлен в лице Господа Иисуса Христа, вдохновляет и в наше время так же, как он вдохновлял во времена Его земной жизни и в апостольскую эпоху.
Фарисеи и книжники думали, что святость заключается в том, чтобы человек не соприкасался ни с чем нечистым: будь то нечистая пища или нечистые люди, или нечистые места. Чтобы человек всячески ограждал себя от какого бы то ни было осквернения, соблюдал множество предписаний закона Моисеева и то устное предание, которое было нанизано на этот письменный закон в течение веков. И в этом, полагали фарисеи, заключается святость человека.
Господь Иисус Христос в этой так называемой святости видел лицемерие. И обличал книжников и фарисеев Своего времени за то, что они внешне выглядели благочестивыми и праведными, а внутри были наполнены хищением и неправдой.
Тот род святости, который был явлен в лице Господа Иисуса Христа и который являет на протяжении веков Святая Христова Церковь, кардинальным образом отличается от того, что проповедовали фарисеи и книжники. Они проповедовали внешнее благочестие, а Господь обращает наше внимание на внутреннего человека, на его сердце. Господь говорит, что осквернение происходит не от того, что мы соприкасаемся с чем-то внешним, а от того, что внутри нас созревают злые помыслы, прелюбодения, любодеяния, хищения и всякого рода преступления. Созревая в сердце человека, они оскверняют его изнутри.
Христианские святые — это люди, которые далеко не всегда отличались внешним благочестием. Некоторые из них казались внешне совершенно невзрачными, неприглядными и даже неблагочестивыми, как, например, некоторые юродивые. Но они заботились о том, чтобы очищать глубины своего сердца, чтобы всегда пребывать с Богом. Они открывали себя благодати Святого Духа, которая сходила на них и оказывала преображающее и очищающее воздействие. И, прежде всего, благодаря благодати Святого Духа они становились святыми.
По действию Божественной благодати святость обретали люди из разных народов, принадлежавшие к разным сословиям — и богатые, и бедные, и благородного, и худородного происхождения. Это были и монашествующие, и миряне, и состоявшие в браке, и не состоявшие, имевшие начальственную власть над людьми и не имевшие никакой власти. Каждый из них на своем месте являл образ святости, которая не зависела от положения человека в Церкви, от того, каким саном он обладал, был ли он Патриархом или простым монахом, архиереем или простым священником, был ли удостоен почестей церковных или прожил свою жизнь незаметно.
Мы знаем о том, что многие святые почитаются в Церкви как угодники Божии. Память их ежедневно совершается в Церкви, и имена их присутствуют в церковном календаре. Но на протяжении веков Церковь являла множество святых, о которых по разным обстоятельствам люди не знали: или потому, что Богу было неугодно явить людям их подвиг, или они сами скрывались от известности, или же по каким-либо иным причинам. Например, преподобный Силуан Афонский удостоился был сопричисленным к лику святых благодаря тому, что о его жизни поведал его ученик – архимандрит Софроний. Он написал о нем книгу, которая стала известной. Благодаря этой книге стало расти почитание преподобного Силуана, и в конце концов дело дошло до его канонизации – сначала в Константинопольском Патриархате, а потом и в Русской Православной Церкви.
Но было и много других подвижников в это же время на Афонской горе и за ее пределами, о которых мир не узнал. Никто не написал о них книгу, но они просияли подвигом добродетелей, хотя о них знали немногие или же не знал никто.
Для Господа ценен всякий духовный труд человека. А узнают ли о нем другие или нет — не имеет решающего значения. Святой — не тот, кто трудится, чтобы стать святым. Он занят совершенно другими делами. Он заботится об очищении своего сердца и своей души от страстей, от греховных помыслов. Он молится за себя и за своих ближних — за живых и усопших. Он надеется на милосердие Божие и взывает к Богу, чтобы Господь послал ему Духа Святого, чтобы Дух Святой просветил его изнутри.
Когда человек достигает святости, сам он никогда не считает себя святым. Потому что, начиная с апостола Павла, который говорил, что «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1. 15), именно так видели себя святые. Они считали себя первыми из грешников, и это было не лицемерное или риторическое признание своих грехов, а ощущение, которое даровал им Святой Дух. Ибо чем больше очищается внутренний человек, тем больше он видит свои недостатки, грехи, и как далеко он отстоит от идеала святости, который был начертан Господом Иисусом Христом.
Святость — это постоянное стремление подражать Господу Иисусу Христу. Это ежедневная, ежечасная, ежеминутная работа над собой, Святость — это готовность человека пойти за Христом, куда бы Он его ни повел, даже на крестную смерть, крестный подвиг. Святость — это не только то, что приобретается усилиями человека, но, прежде всего, даруется благодатью Божией.
В день Всех святых будем прославлять угодников Божиих, которых Господь даровал Своей Святой Церкви, по мере наших сил подражать их подвигу, и просить Господа, чтобы благодать Святого Духа сошла на нас, очистила от всякой греховной скверны и удостоила быть причастниками Царствия Небесного. Аминь.
Всех вас поздравляю с праздником! Храни вас Господь!»
Служба коммуникации ОВЦС