8 ноября 2015 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, день памяти святого великомученика Димитрия Солунского, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором, входящего в комплекс Черниговского Патриаршего подворья города Москвы.
Архипастырю сослужили проректор по научной работе Общецерковной аспирантуры протоиерей Владимир Шмалий, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока игумен Арсений (Соколов), проректор по учебной работе Общецерковной аспирантуры иеромонах Иоанн (Копейкин), благочинный Андреевского благочиния города Москвы протоиерей Николай Карасёв, настоятель храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке протоиерей Максим Шевцов, секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей священник Димитрий Сафонов, старший священник Черниговского Патриаршего подворья протоиерей Михаил Немнонов, заведующий кафедрой церковно-практических наук ОЦАД священник Михаил Желтов, заведующий Канцелярией Центрального и Южного Викариатств, настоятель храма преподобного Симеона Столпника за Яузой, аспирант кафедры внешних церковных связей протоиерей Алексий Муравейник, а также другие учащиеся Общецерковной аспирантуры в священном сане.
За богослужением молились руководитель Учебно-методического управления ОЦАД, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей Мигель Паласио, заведующий кафедрой философии ОЦАД В. Н. Катасонов, секретарь ректора Общецерковной аспирантуры Карина Гандур, сотрудники, преподаватели и учащиеся Патриаршей академии.
После сугубой ектеньи митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.
По окончании Литургии владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры!
Сегодня в евангельском воскресном чтении мы слышали притчу Господа нашего Иисуса Христа о богаче и Лазаре. Мы все хорошо знаем эту притчу. Один богатый человек одевался в порфиру и виссон. Этот богач, живя роскошно, каждый день пиршествовал, жил в свое удовольствие. А у ворот его дома лежал всеми оставленный нищий по имени Лазарь, который надеялся, что, может быть, какие-нибудь крохи от стола богатого перепадут и ему. Но богач оказался человеком бессердечным и был безжалостен к нищему.
Так они прожили жизнь, и после смерти отошли в мир иной, где все поменялось местами: нищий оказался на лоне Авраамовом, а богатый, который в этом мире торжествовал и праздновал, оказался в аду в муках (см. Лк. 16. 19-31).
Этой притчей Господь показывает, что в будущем веке все будет не так, как в земной жизни: славные и великие здесь, могут оказаться умаленными и ничтожными там, а страждущие и обездоленные в этой жизни по смерти будут приняты в вечные обители и получат утешение.
Но мы не должны думать, что Богом будут наказаны все богатые, а бедные, все, без исключения, окажутся на лоне Авраамовом. Не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Богач, о котором говорится в притче, осуждается не за то, что был богат, а за то, что, имея все средства делать добро и помогать ближнему, не делал этого, а жил только для себя. Если бы он был щедрым, если бы заботился о нищих, был благотворителем, то не валялся бы в струпьях у его ворот этот несчастный Лазарь, а был бы окружен заботой его слуг, и тогда не постигла бы богача такая судьба в загробной жизни.
Нищий Лазарь, который страдал на земле, не только за страдание и нищету был удостоен Царствия Божия. Господь его привёл на лоно Авраамово совершенно по другой причине: душа Лазаря в результате страданий приобрела некие качества и, значит, у него были неведомые нам и не упомянутые Господом добродетели, которые и открыли ему врата в Царствие Небесное.
Каждый человек будет судиться по делам, которые он совершил. Ведь Господь говорит: «Каждое дерево познается по плоду» (см. Лк.6.44).
Бог ожидает плодов от каждого из нас. Одним Он дал богатство материальное, другим — богатство духовное. И нет такого человека, которого Господь бы обделил. Скорее всего, и этот Лазарь, о котором Спаситель рассказал в притче, не имея никаких материальных стяжаний, был богат духовно. Без духовного богатства, о котором Господь говорит: «Собирайте себе сокровища не на земле, а на небе» (см. Мф. 6.19-21), человек не может войти в Царствие Небесное. Это как приданое, которое каждый из нас должен собрать на этой земле. И собираем мы его нашими добрыми делами, нашей помощью бедным и страждущим, нашим сочувствием к тем, кто обделен земными благами, милостями и льготами.
Господь научает нас, что все мы являемся членами единого тела — Церкви Христовой. И все вместе мы составляем единое человеческое сообщество. Господь не хочет, чтобы каждый из нас воспринимал себя изолированно от других, Ему угодно, чтобы мы все держались друг за друга: бедные за богатых, духовно бедные за духовно богатых, и чтобы каждый делился всем, что у него есть, с теми, кто этого не имеет. Бог призывает нас творчески осмысливать нашу жизнь. Каждый из нас прекрасно знает, чем его одарил Всевышний и чем мы можем Ему послужить. И нет такого человека, который не смог бы послужить Господу добрыми делами.
Апостол Павел напоминает нам, что человек спасается верою, а не делами закона (см. Рим. 3.28). Исходя из этих слов, может быть, кто-то подумает: «Раз Господь спасает только благодаря вере, так, может быть, и делать ничего не надо? Может быть спасение уже даровано нам Самим Господом Иисусом Христом?» Да, оно нам даровано. И если мы будем удостоены Царствия Небесного, то не за какие-то наши особые заслуги, а, прежде всего, за единую заслугу страданий и крестной смерти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, за Его искупительный подвиг.
В то же время апостол Иаков говорит, что вера без дел мертва (см. Иак.2.20). Не может быть такой веры, которая бы не выражалась в делах. Если вера носит чисто интеллектуальный характер (как некоторые люди говорят, мол, я верую, что кто-то или что-то есть на небесах), то этого недостаточно для спасения. Ведь чтобы удостоиться Царствия Небесного, наша вера должна выражаться в наших делах, поступках. И всем нам надо стараться сверять свою жизнь с Евангелием.
Я хотел бы всех вас поздравить с сегодняшним праздником! Всех учащих и учащихся нашей Общецерковной аспирантуры я поздравляю с этим днем, призываю на вас Божие благословение. Трудитесь, учитесь и пусть Господь благословляет наши труды.
Всех прихожан этого храма еще раз поздравляю с его обновлением и надеюсь, что он будет долгие века служить местом молитвы и встречи человека с Богом«.
Председатель ОВЦС выразил особую благодарность всем, кто потрудился в деле восстановления Черниговского Патриаршего подворья.
«Я помню, как впервые посетил это место» — сказал митрополит Волоколамский Иларион. — «Когда я зашел во двор храма святых мучеников Михаила и Федора Черниговских, то увидел двор, заросший двухметровым бурьяном. Тогда мне показалось, что я нахожусь не в нескольких сотнях метрах от Кремля, а в какой-то глухой и заброшенной деревне. Но с Божьей помощью и благодаря участию наших благотворителей мы отреставрировали этот храм, а также и второй храм — пока еще не полностью, но внешний и внутренний ремонт уже завершен.
Также мы осуществили большой и весьма дорогостоящий ремонт здания, в котором ныне располагается Общецерковная аспирантура и докторантура. И сегодня наше учебное заведение имеет все возможности, чтобы учебный процесс в нем совершался бесперебойно. У нас есть и актовый зал, и аудитории, и помещения для кафедр, и небольшое студенческое общежитие. И, конечно, у нас теперь есть возможность ежедневно совершать Божественную литургию в этом благолепном и благоукрашенном храме, потому что, как нам напомнил Святейший Патриарх, посещая нас в прошлое воскресенье, мы должны не только учиться, не только приобретать интеллектуальные знания, но и ежедневно приобщаться к Богу через молитву и богослужение.
Поэтому возблагодарим сегодня Господа за дарованные нам милости и поблагодарим наших благотворителей».
Затем по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Волоколамский Иларион вручил церковные награды особо потрудившимся в деле восстановления храма Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Во внимание к помощи в реставрации Черниговского Патриаршего подворья города Москвы юбилейной медалью «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира» награждены:
Д. И. Ипатов, заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы;
К. Е. Зайцев, советник руководителя Департамента культуры города Москвы;
Д. А. Макаров, директор ГКУ «Технический центр Департамента культуры города Москвы»;
С. И. Балясников, генеральный директор ГКУ «Мосреставрация»;
В. А. Городецкий, заместитель генерального директора ГКУ «Мосреставрация»;
А. Ф. Кузнецов, ведущий инженер отдела организации реставрационных работ ГКУ «Мосреставрация»;
Ю. О. Рощина, ведущий инженер отдела организации реставрационных работ ГКУ «Мосреставрация»;
Д. И. Беспалов, прораб ООО «Возрождение»;
П. А. Синютин, генеральный директор ОАО «МОЭСК»;
В. П. Алганов, заместитель генерального директора ОАО «МОЭСК».
Патриаршей грамотой награжден заместитель руководителя административно-хозяйственного отдела Общецерковной аспирантуры и докторантуры С. В. Гайгер.
Служба коммуникации ОВЦС/Пресс-служба ОЦАД