17 марта 2015 года ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион выступил перед менеджерами ресторанной сети "Кофемания" и посетил ее производственные помещения. Встреча прошла в московском колледже малого бизнеса №67.
Митрополита приветствовали генеральный директор сети И.В. Журавлев, руководитель Учебного центра «Кофемании» И.В. Ермишкина и директор Департамента логистики В.Я. Лесная. Архипастыря сопровождали проректор по учебной работе ОЦАД иеромонах Иоанн (Копейкин) и заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей ОЦАД Мигель Паласио.
Выступление ректора ОЦАД было организовано в рамках традиционных встреч с представителями культуры, науки, искусства, общественными деятелями, устраиваемых для сотрудников среднего и высшего звена компании.
В беседе приняли участие более ста человек. Архипастырь рассказал собравшимся о религиозной жизни:
«Очень часто в наше время люди говорят: «Мы все живем в одной стране, в одном мире, у нас у всех один Бог. А почему столько различий между людьми, в том числе в том, как они понимают Бога, как они понимают религию? Почему одни люди веруют так, другие иначе? Почему одни постятся в Великий пост, другие в Рамадан? Почему одни считают Иисуса Христа Богом, а другие нет?
Я думаю, что на многие из этих вопросов нам с вами приходится отвечать регулярно, потому что такие вопросы задают наши близкие родственники, друзья, сослуживцы, и не всегда нам есть что ответить. Найти универсальный ответ на все случаи жизни невозможно. Никто из нас, к какой бы религиозной традиции он не принадлежал, не сможет ответить на вопрос: почему религий так много? Почему люди по-разному воспринимают Бога? Почему Бог допустил такое разнообразие мнений о Самом Себе? Неужели Бог, если уж Он такой Всемогущий, не мог что-нибудь сделать, чтобы все люди раз и навсегда поняли Кто Он такой? Чего Он от них хочет? Почему Он не мог каким-то непосредственным образом всем людям объяснить как надо в Него верить? Почему столько религиозной литературы на прилавках наших книжных магазинов, столько материалов в интернете и все они говорят о Боге разные вещи? Сразу вам скажу, у меня нет ответа на этот вопрос, но я думаю, что ответ на вопрос о Боге может быть найден каждым человеком только из перспективы одной конкретной религии.
Существует такая наука как религиоведение, которая претендует на то, что она может путем сравнения всех религий дать людям некую выжимку из того, чему эти религии учат и как они представляют себе Бога. Но таким образом познакомиться с религией все равно, что коллекционировать меню разных ресторанов и изучать эти меню, при этом, не посещая сами рестораны и не пробуя ту пищу, которая предлагается в них. Действительно, таким путем можно собрать очень много данных о том, как в ресторанах поставлено питание, что дают на десерты, какие первые блюда, какие вторые, какие третьи. Можно провести сравнительный анализ этих меню, даже написать докторскую диссертацию, посвященную этому сравнительному анализу, но до тех пор, пока вы не зайдете в ресторан, вы не поймете, как там кормят, чем там кормят, сколько стоит еда и стоит ли туда приходить. Тоже самое надо сказать о религии.
Невозможно никакую религию понять извне. Религию можно понять только изнутри. Религия – это непросто интеллектуальная убежденность в чем-то, например, в том, что Бог существует. Религия – это практика. Религия – это жизнь. Быть религиозным человеком – это примерно тоже самое, что есть, пить, спать. Мы не можем поесть только один раз в месяц или только один раз в год. Мы не можем все узнать о еде из книг или кулинарных журналов. Для того, чтобы понять, что такое еда, мы должны есть. И чтобы поддерживать свое тело в нормальном рабочем состоянии, мы должны есть регулярно. Тоже самое касается религиозной жизни.
Религиозную жизнь невозможно освоить только на основании прочитанных книг. Для того, чтобы понять что такое религия и Кто такой Бог, необходимо с Ним познакомиться, необходимо с Богом общаться. А знакомство с Богом происходит точно также, как происходит личное знакомство между людьми – должна произойти встреча. Мы не можем узнать ничего серьезного о Боге до тех пор, пока сами с Ним не встретимся, пока сами с Ним не пообщаемся. Мы не можем получить от Него ответы на наши вопросы до тех пор, пока сами не зададим Ему эти вопросы. А если мы начинаем задавать Ему эти вопросы, то мы вступаем в личное общение с Ним. Некоторые люди говорят: «Зачем нужно молиться, если Бог и так знает обо всем, что нам нужно?». А другие говорят: «Я не молюсь, потому что я не знаю молитв». Молиться не нужно для того, чтобы что-то получить от Бога. Действительно, Бог Сам знает все, что нам нужно, и если мы не будем просить, Он все равно нам это даст. Молиться нужно не для того, чтобы что-то получить. Молиться нужно, чтобы с Богом познакомиться, для того, чтобы услышать Его ответ.
Молитва – это не улица с односторонним движением. Молитва от нас идет к Богу, но в ответ на нашу молитву мы получаем от Бога какие-то сигналы. Они приходят в очень разной форме. Они могут прийти в форме непосредственного ответа: мы задаем вопрос и вдруг мы слышим ответ. Но они могут прийти в какой-то другой форме, например, в форме каких-то событий в нашей жизни. Когда мы о чем-то Бога просим, когда мы изливаем свою душу, и потом мы видим, как наша жизнь перестраивается. Мы понимаем, что не мы сами ее перестраиваем и это не случайное стечение обстоятельств (то, что происходит в нашей жизни), а таким образом Бог отвечает на наши молитвы, сердечные воздыхания, мысли и чувства. Ведь Бог не только по нашим делам о нас судит, Он знает и то, что происходит у нас в мыслях. И Он реагирует на эти мысли. Человек, который живет в постоянном ощущении присутствия Бога, знает, что иногда для того, чтобы пообщаться с Богом не нужно ни книжку какую-то открывать, ни тексты заучивать наизусть и потом воспроизводить, не нужно даже уста открывать, можно в уме, в сердце помолиться Богу очень кратко и очень просто, сказать Ему то, что мы думаем. И Он услышит и ответит.
Иногда думают, что Бог находится где-то далеко. Философы-деисты эпохи Просвещения и последующей эпохи, в частности, немецкие идеалисты XIX века такие, как Кант, Гегель, Шлейермахер, считали, что Бог – это то Высшее разумное начало, которое лежит в основании Вселенной. Иначе говоря, Бог создал эту Вселенную, но после того, как Он ее создал, Он реального участия в ее жизни не принимает. Он установил законы, и по этим (естественным) законам жизнь человеческая развивается. Философы считали, что было бы даже странным, если бы Бог вмешивался в жизнь того мира, который Он устроил и в котором Он установил эти законы. Это означало бы, что либо Он нарушает Свои собственные законы, либо, что законы, установленные Им, несовершенны. Многие из этих философов говорили, что такое понятие, как чудо, невозможно в жизни человека. Почему? Потому что, как говорил еще Цицерон: раз это случилось, значит, это уже не чудо, а если что-то воспринимается как чудо, значит, его не было на самом деле. Бог не может нарушить свои собственные естественные законы. А это значит, что все должно, с точки зрения этих философов, укладываться в рамки естественных законов, и никакого пространства для чуда не остается и, в свою очередь, это значит, что Богу в этом мире делать нечего. Он его создал, установил законы, Он как часовщик, который запустил механизм и больше не прикасается к часам. Дальше все зависит от нас. Эти философы считали, что все проблемы человечества происходят из-за того, что люди плохо обучены. Если их правильно обучить, если их научить нравственным законам, которые установлены Богом, тогда они будут жить в мире, любви, гармонии. Восторжествует счастье на земле, и, собственно, вся задача и государственной власти, и тех людей, которые занимаются интеллектуальной и образовательной деятельностью, заключается в том, чтобы людей правильно обучить. Когда они будут правильно обучены, все их проблемы исчезнут.
Эти идеи легли в основу многих идеологий, которые были опробованы на практике в XX веке. Ни разу эти идеи в реальном пространстве человеческой жизни не сработали, они оказались абстрактными по многим причинам. Во-первых, потому что философы эпохи Просвещения идеализировали человека. Они не учитывали тот факт, что в человеке помимо добра, есть зло, что зло может проявляться в разных формах и даже тогда, когда человек всему обучен, ему все разъяснено, когда он знает все правила, а при этом он эти правила нарушает. И не потому, что он их не знает, а потому что он не хочет их выполнять. Он делает зло не потому, что он не знает, что это зло, а потому что он хочет делать зло вместо добра. Кроме того, философы не учитывали, что Бог, вопреки их представлению, все-таки действует в этом мире. Когда надо, Он вмешивается в жизнь каждого конкретного человека, целого народа, мира. Он вмешивается, в том числе и вопреки тем (естественным) законам, которые Сам установил. Тогда в жизни человека происходит чудо.
Философ Иммануил Кант говорил, что разумное правительство если и допускает, что в древние времена происходили чудеса, то в настоящее время уже этим чудесам совершаться не позволяет. Проблема в том, что чудеса совершаются даже вопреки действиям правительств. Они неподвластны действиям политиков, и Бог не подчиняется тем законам, по которым живет политический мир. Помимо законов, у Бога еще есть свобода. Он свободно, когда хочет, вмешивается в жизнь человека. Раскройте Библию, посмотрите те истории, которые рассказываются в Библии, начиная от сотворения мира, грехопадения человека, умножения греха на земле, всемирного потопа и кончая тем, что мы читаем в Новом Завете, о пришествии в мир Иисуса Христа.
Да, действительно, в первых главах Книги Бытия мы читаем о том, как Бог создал мир. Но все, что мы читаем дальше, свидетельствует о том, что Бог не удалился из этого мира. Он остался в этом мире и очень активно продолжал вмешиваться в судьбу людей. Что произошло, когда Адам и Ева вкусили от запретного плода, когда нарушили заповедь Божию и вдруг обнаружили, что они наги и попытались скрыться от Бога? Бог первым делом явился туда, где находился Адам и начал разыскивать его: «Адам, где ты?» (Быт. 3; 9-11). И Адам Ему отвечает: «Голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг и скрылся». А Бог спрашивает: «Кто сказал тебе, что ты наг?».
Можно проследить всю историю взаимоотношений между человеком и Богом по Библии. И увидеть, что Бог постоянно вмешивается в судьбу людей. Израильский народ воспринимал Бога не как какую-то далекую абстракцию, не как кого-то, кто установил законы и удалился. Когда израильский народ бежал из Египта, Бог в огненном столпе шел впереди народа, как предводитель, как вождь (Исх. 13). Когда Бог захотел дать заповеди народу израильскому, он вызвал к себе Моисея (Исх. 19). Моисей взошел на гору, гора дымилась и дрожала от присутствия Божия, а Моисей, находясь в облаке, беседовал с Богом. И Бог Сам диктовал ему эти заповеди. Так продолжалась вся история богоизбранного народа вплоть до пришествия в этот мир Иисуса Христа.
А что произошло 2000 лет назад? Что описывается на страницах Нового Завета? Произошло событие, на первый взгляд, незаметное, ординарное: родился младенец, один из многих, которые рождались и умирали на этой земле. Правда, Он родился при необычных обстоятельствах (они описываются в Евангелии), но никто не мог предположить, что этот младенец является Богом. Да и сейчас, когда люди читают Евангелие, воспринимают эту историю, как интересную историю об интересном человеке, который был мудрым, совершал чудеса (некоторые верят в них, другие пытаются объяснить их естественным способом), воспринимают Иисуса Христа как пророка, который пришел, чтобы научить людей уму-разуму (не первый и не последний, кто приходил с этой целью).
Есть люди, которые говорят (как, например, Л.Н. Толстой говорил), что в христианстве самое главное – нравственное учение. Надо Нагорную проповедь взять и научиться по ней жить, тогда у человека будет все хорошо. Опять же, это оказалось иллюзией по многим причинам. Не потому, что Нагорная проповедь не хороша – она очень хороша, но трудна для исполнения. Например, заповедь о любви к врагам. Для нас естественно любить тех, кто делает нам добро, любить наших родственников, но для нас вполне естественно не любить или ненавидеть тех, кто делает нам зло. Для того, чтобы научиться любить врагов, нужны сверхъестественные силы, а где их черпать? И здесь встает основной вопрос для человека: «Откуда мы черпаем свои силы? Кто является нашим главным помощником? Кто источник той духовной энергии, которая необходима нам, для того, чтобы делать добро, даже если это противоречит нашим внутренним убеждениям. Для того, чтобы не делать зло даже тогда, когда мы хотим его делать. Кто остановит нашу руку, если мы собираемся причинить кому-то боль?». Здесь приходит на помощь Бог.
Мы узнаем из евангельской истории, что пришествие в мир Иисуса Христа было радикальным вмешательством Бога в человеческую историю. И до этого момента Бог посылал людям мудрых пророков, которые возвещали Божественные истины, оставляли после себя книги. Эти книги внимательно читались и изучались. По ним жили, но всего этого не хватало. Бог, создав человека, дав ему свободную волю, один раз даже раскаялся в том, что Он создал человека – об этом в Библии говорится – Он решил потопить все ветхое человечество, оставив по паре каждого животного и одну человеческую семью. От этой семьи, как бы вторично, начало размножаться человечество. Но новое человечество не было намного лучше, чем то, которое погибло в водах потопа. Значит, для того, чтобы остановить зло, чтобы принести людям добро не просто, как некое абстрактное учение, которое записано в книгах, которое людям втолковывают в детстве, в юности, а они все равно потом поступают по-своему, нужно было сделать что-то особенное, и Бог это сделал – Он сам стал человеком. Он вмешался в человеческую историю таким образом, что действительно изменил ее ход. Он изменил все мировоззрение человека, а самое главное – Он изменил представление человека о Боге. Если раньше представляли Бога кем-то очень далеким, очень грозным, если раньше люди, прежде всего, боялись Бога, трепетали перед Ним, то после того, как Бог явился в человеческом облике, все изменилось. У людей появилась возможность общаться с Богом лицом к лицу, появилась возможность через человеческий лик Христа видеть лик Самого Бога. И, когда мы читаем Евангелие, если мы его читаем со знанием того, что речь идет о Боге и человеке в одном лице, только тогда по-настоящему для нас раскрывается и сила слов, которые произносил Иисус, и сила тех действий и чудес, которые Он совершал.
Для того, чтобы открыть Священную книгу – Библию – нужно два ключа. Первый – это понимание того, что речь в ней идет о реальной человеческой истории, и что Иисус Христос был реальным человеком, который родился в конкретный период времени (этот период указан достаточно точно в Евангелии), который жил в конкретном месте, и геолокация евангельских событий опять же достаточно точная. Он был таким же человеком, как мы с вами – ел, спал, уставал, радовался, скорбел, плакал, гневался. Он был во всем подобен нам, кроме греха, т.е. Он был полноценным человеком из плоти и крови с душой, эмоциями, умом. Но есть еще второй ключ, без которого невозможно открыть этот сейф, где лежат духовные сокровища Евангелия и без которого невозможно расшифровать то, что в зашифрованном виде, в том числе в виде притч, оставил нам Иисус Христос. Вторым ключом является вера и убежденность в том, что Иисус Христос был воплотившимся Богом. Без такой убежденности Евангелие никогда не откроется человеку.
Л.Н. Толстой не захотел поверить в то, что Иисус Христос был Богом. Он попытался по-своему перетолковать и даже перевести Евангелие, в результате у него получилась карикатура на Евангелие. Карикатура, которую невозможно сейчас всерьез воспринимать, потому что он упустил самое главное: Евангелие – не сумма рассказов о каких-то событиях, которые произошли, не сумма нравственных заповедей и никакой Нагорной проповедью, никакими притчами, даже всеми вместе взятыми невозможно исчерпать сферу человеческой нравственности. Да, Христос успел многое сказать, но Он сказал не все, что нам необходимо для нашей жизни. Значит, все остальное мы должны узнавать откуда-то, а точнее – из нашего собственного религиозного опыта. Религиозный опыт невозможно получить отвлеченным путем: через чтение книг, через сравнительный анализ религиозных традиций. Только если мы углубляемся в христианскую традицию, если мы становимся ее частью, только тогда мы начинаем понимать смысл всего того, что описано на страницах Библии, Нового Завета.
Вот почему, когда люди говорят: «Я в Бога верю, но Бог у меня в душе. Я в Бога верю, но в церковь не хожу, потому что считаю, что ритуалы не нужны. Я в Бога верю, но мне не нужны посредники», - как правило, они обманывают самих себя. Приблизиться к Богу можно только путем личного общения, и именно этот путь предлагает Церковь. Она предлагает человеку общаться с Богом через молитву. Она учит человека как молиться, как получать ответы от Бога. Она дает другие возможности соединения с Богом и главное из них – Таинство Причастия, когда под видом хлеба и вина человек внутрь себя принимает Тело и Кровь Самого Бога. Каждый раз, когда в Церкви совершается служба называемая Божественной литургией, происходит то, что происходило на Тайной вечери, когда Иисус собрал Своих учеников, преломил хлеб и раздал его, сказав: «Приимите, ядите: сие есть Тело мое» (Мф. 26; 26-27). А потом взял чашу, дал каждому из нее отпить и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Это все повторяется в церкви каждый раз, когда совершается Литургия и мы верим, что Таинство Евхаристии совершает не священник, а Сам Христос руками священника, и то, что получают верующие под видом хлеба и вина – это реальное Тело и Кровь Христа.
Не все в это верят. Л.Н. Толстой не поверил. Именно с Таинства Причастия началось его отпадение от Церкви. Великим постом он говел, молился, а когда подошел к Причастию и услышал, что священник говорит: «Верую, яко сие самое есть пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя», – писатель сказал, что он не верит. Этот момент он красочно описал в своей «Исповеди». Отсюда началось его отпадение от Церкви.
Церковь предлагает людям очень простой путь: прежде всего, она предлагает довериться тому, что говорит о себе Сам Иисус Христос. Если мы возьмем Евангелие, Он не говорит о Себе как о некоем пророке, что Он пришел вслед за кем-то другим. Он спрашивает у учеников: «За кого почитают Меня люди?» (Мк. 8; 27-29). Они отвечают: «За Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а иные — за одного из пророков». И Петр от имени всех апостолов сказал Ему: «Ты Христос».
Христос – совершенно особенная Личность. Когда Он говорил о Себе, Он прямо говорил и ученикам, и иудеям, которые в это не верили, что Он послан Отцом и творит дела Его. «Пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне» (Ин.5 ; 37), «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также(Ин. 5; 19). За это они хотели побить Его камнями, сбросить с горы и, в конце концов, за это они отдали Его под суд и пригвоздили ко кресту. Они воспринимали Его слова как богохульство.
Из Евангелия невозможно вычеркнуть что-то одно и оставить что-то другое. Или мы принимаем его таким, какое оно есть, или мы откладываем его в сторону.
Церковь предлагает очень простой путь – встретиться со Христом, познакомиться с Ним. Услышать то, что Он говорил тогда и то, что она (Церковь) сохраняет сейчас. Потому что в отличие от многих других учителей, которые появлялись на этой земле и потом уходили, Иисус Христос никуда не ушел. Он Своим Телом после воскресения вознесся на небо, но своим духом Он остался в Церкви. И Церковь является тем духовным пространством, где Он продолжает действовать, где продолжается его общение с людьми, в том числе так, как оно происходило на Тайной вечери, когда Он собрал Своих учеников. И сейчас Он собирает Своих учеников – всех, кто желает участвовать в богослужении. Каждая из религиозных традиций пытается предложить человеку некий путь к Богу, христианство же не только ставит человека на какой-то путь, который его куда-то приведет, оно Самого Бога низвело, спустило на землю. Бог оказался посреди нас, более того, Он оказался внутри нас. Мы можем не только слышать о Боге, не только читать, обращаться к Нему в молитве и получать от Него ответ, мы можем Его съесть. Это странно звучит, но именно это происходит в Таинстве Причастия. Мы съедаем Бога, мы принимаем Тело Бога внутрь своего тела и Кровь Воплотившегося Бога начинает течь в наших жилах – это то единство, которого захотел Бог с нами. И это то единство, которое осуществляется в Церкви. Наверное, это самое главное, что отличает христианство от любой другой религиозной традиции. Христианство дает нам возможность ощутить близость Христа, познакомиться с Ним, полюбить Его и принять Его внутрь. И это самое главное и самое лучшее, что может дать человеку Церковь. Все остальное вторично».
По окончании выступления митрополит Иларион ответил на вопросы слушателей.
Пресс-служба Общецерковной аспирантуры