НОВОСТИ

×

Ошибка

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/11_nov/08 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/11_nov/07 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/11_nov/06 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/11_nov/05 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/11_nov/04 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/11_nov/03 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/11_nov/02 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/11_nov/01 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/10_oct/31 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/10_oct/29 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/10_oct/30 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/09_sep/03 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2013/10_oct/28 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/11_nov/08/__03.jpg'

__03.jpg

С 29 по 30 октября 2013 года в Москве проходила Всемирная конференция «Соотечественники и их вклад в мировую культуру». На форум прибыло более 150 участников из русского зарубежья: деятели культуры и искусства, ученые и общественные деятели.

В конференции принял участие заместитель заведующего кафедрой Внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Сергий Звонарёв. На открытии форума отец Сергий огласил приветствие председателя Отдела внешних церковных связей, ректора Общецерковной аспирантуры митрополита Волоколамского Илариона.

Форум открыл специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству М.Е. Швыдкой, который огласил приветствие министра иностранных дел России С. В. Лаврова.

{gallery}stories/news2013/11_nov/08{/gallery}

Прозвучали выступления руководителя Россотрудничества К.И. Косачева, заместителя министра культуры России А.Ю. Маниловой, члена комитета Совета Федерации России по международным делам И.Н. Морозова, директора Дома русского зарубежья имени А.И. Солженицына В.А. Москвина и других.

С российской стороны в конференции принимали участие представители федеральных органов государственной власти, руководители театров и музеев, фондов и общественных организаций.

В ходе заседаний участники московской встречи обсуждали вопросы отечественной истории и духовного наследия Русского мира, гуманитарной, юридической и материальной поддержки русскоязычных зарубежных диаспор.

Совместно с российскими загранучреждениями и при участии координационных советов разных стран к началу работы конференции была разработана брошюра о выдающихся соотечественниках, внесших заметный и разнообразный вклад в мировую культуру. 

Общецерковная аспирантура и докторантура

 

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/11_nov/bible-conference-logo.jpg'

bible-conference-logo.jpg26-28 ноября 2013 г. в Москве состоится очередная общецерковная научно-богословская конференция Синодальной Библейско-богословской комиссии на тему «Современная библеистика и Предание Церкви».

Среди важнейших тем богословского форума – вопрос о церковной рецепции достижений современной библейской науки. Ряд заседаний предполагается посвятить современным историко-филологическим исследованиям Библии, а также современной библейской археологии.

На конференции также будут представлены традиционные для российской библеистики темы: святоотеческая экзегеза Священного Писания, Библия в православном богослужении.

 Конференция призвана сыграть важную роль в обсуждении тем, вынесенных на обсуждение Межсоборного Присутствия: «Богословское осмысление творения мира и человека», «Отношение Церкви к существующим разнообразным переводам библейских книг», «Издание материалов, облегчающих понимание текстов Священного Писания, используемых в богослужении».

Конференцию откроет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. С программным докладом на конференции выступит председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион. В форуме принимают участие ведущие ученые-библеисты из России и из-за рубежа.

Открытие конференции состоится в актовом зале гостиницы "Даниловская" 26 ноября в 10.00

Синодальная Библейско-богословская комиссия


Программа конференции

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/b_800_600_0_0___images_stories_news2012_10_oct_dayf-1.jpg'

b_800_600_0_0___images_stories_news2012_10_oct_dayf-1.jpg

Окончательный вариант расписания краткосрочных курсов референтов и помощников архиереев Русской Православной Церкви, организуемых Общецерковной аспирантурой и докторантурой, размещены на официальном веб-сайте учебного заведения.

Программа-расписание курсов референтов архиереев

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/11_nov/fokin_kazan.jpg'

fokin_kazan.jpg

Заведующий кафедрой богословия Общецерковной аспирантуры и докторантуры д.ф.н. А. Р. Фокин по приглашению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия принял участие в XIII научно-практической конференции «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи» (Казанская духовная семинария, 5-6 ноября 2013 г.), где выступил с докладом «Учение о “двойном исхождении” Св. Духа в западной патристике II–VII вв. и его философско-богословские аспекты» на секции «Богословие и философия».

На секции обсуждались актуальные вопросы православного богословия в таких его составляющих, как патрология, догматика, миссиология, каноническое право, литургика и другие, а также перспективы взаимодействия между богословием, философией и наукой в современном обществе.

{gallery}stories/news2013/11_nov/07{/gallery}

Подробнее о конференции.

Общецерковная аспирантура и докторантура

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/11_nov/dissovet-nov-8.jpg'

dissovet-nov-8.jpg

8 ноября 2013 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре состоялось заседание Общецерковного диссертационного совета. Работу совета возглавил председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион.

Главным пунктом повестки дня стала защита диссертации Виталия Викторовича Акимова по теме «Библейская книга Екклезиаста в контексте литературы мудрости Древнего Египта» на соискание ученой степени доктора богословия. Исследование было подготовлено на кафедре библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия под руководством кандидата филологических наук, заведующего кафедрой библеистики ОЦАД Михаила Георгиевича Селезнева.

Официальными оппонентами на защите выступили: Кормышева Элеонора Ефимовна, профессор, доктор исторических наук, директор Международного учебно-научного центра египтологии им. В.С.Голенищева (РГГУ); Рашковский Евгений Борисович, доктор исторических наук, директор научно-исследовательского центра религиозной литературы Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы; игумен Арсений (Соколов), доктор богословия, клирик Всехсвятского прихода РПЦ г.Лиссабон. Ведущей организацией – Институт Востоковедения РАН.

Диссертационный совет по результатам тайного голосования вынес решение ходатайствовать перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом об утверждении соискателя доктором богословия.

Во второй части заседания диссертационный совет рассмотрел вопрос о принятии к защите работы на соискание степени доктора богословия: «Практика тюремного служения Русской Православной Церкви в Российской Федерации в конце XX– начале XXI века» протоиерея Олега Александровича Скомороха. Защита докторской диссертации прот.Олега Скомороха состоится 28 января 2014 г. в 11:30 в Общецерковной аспирантуре и докторантуре.

Общецерковная аспирантура и докторантура

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/11_nov/ .jpg'

 .jpg

11 октября 2013 года аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры Дарья Отто приняла участие в семинаре "Перспективы диалога между Католической и Православной Церквами". Семинар состоялся на богословском факультете в университете Вены.

Мероприятие было организовано при поддержке фонда "Pro Oriente" с участием главы Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Курта Коха (Kardinal Kurt Koch) и греческого богослова доктора Афанасиоса Влециса (Dr. Athanasios Vletsis). Венский университет представляли профессор Рудольф Прокши (Prof. Dr. Rudolf Prokschi) и доктор богословия отец Иоанн Мога (Dr. Ioan Moga). На встрече присутствовали представители Греческой, Русской, Сербской и Румынской Православных Церквей.

Темой для обсуждения стал вопрос о соотнесении первенства Римского епископа в Западной Церкви с традиционной соборностью патриархов в Восточной Церкви. 

Профессор Влецис рассказал о концепции Пентархии, главенства пяти патриархатов - Римского, Константинопольского, Антиохийского, Александрийского и Иерусалимского, - утвержденной на Вселенском Соборе в Халкидоне в 451 году и переставшей существовать в VI веке. Рассматривалась также сложившаяся в Православной Церкви модель автокефальных Церквей в Восточной Церкви. Особой темой дискуссии стали вопросы о том, может ли Папа Римский именоваться «Патриархом Запада».

В своем выступлении кардинал Кох выразил надежду, что прогресс в диалоге между Православной и Католической Церковью может наступить после Всеправославного Собора.

Общецерковная аспирантура и докторантура/Комиссия по студенческому обмену

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/11_nov/06/ _04.jpg'

   _04.jpg

С 25 по 28 октября 2013 года аспирант ОЦАД Дарья Отто принимала участие в паломнической поездке православной молодежи Вены по святыням Эльзаса (Elsaß) и Баден-Бадена (Baden-Baden). Путешествие было организовано по приглашению настоятеля Преображенского православного храма в Баден-Бадене протоиерея Меодрага Глисича.

Группа приехала на рейсовом автобусе из Вены в Карлсруе (Karlsruhe), где её уже встречали на четырех машинах прихожане с отцом Меодрагом. Группа посетила храм святого Трифона во французском городе Эшо (Eschau), где некогда хранились мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, а теперь хранится лишь частица мощей святой Веры. Там был отслужен молебен. Затем группа отправилась в горный монастырь святой Одилии (Kloster von Mont Sainte Odile), покровительницы Эльзаса, расположенный на вершине отвесной скалы. Монастырь не действующий, но храмы и часовни с мозаиками в стиле раннехристианского искусства открыты для посещения. После этого ребята посетили центральный собор города Страсбурга (Strasbourg), который строился в течение пяти веков, поэтому его фасад имеет вид архитектуры барокко, а стиль внутреннего убранства тяготеет к высокой готике.

В программе поездки оказалась и прогулка по Шварцвальду (Schwarzwald). Эта горная гряда, тянущаяся вдоль Рейна (Rhein), некогда была границей между Римской империей и германскими племенами будуших алеманнов. Для венских жителей особенно приятно, что здесь находится исток реки Дунай (Donau). Посетили озеро Муммельзее (Mummelsee), о котором сложено много легенд о водяных и русалках. На их сюжеты в Тринкхалле (Trinkhalle) Баден-Бадена нарисованы 16 фресок.

{gallery}stories/news2013/11_nov/06{/gallery}

Русский Православный храм Баден-Бадена в честь Преображения Господня был построен в 1882 году на деньги местной русской общины. В храме сохранилась усыпальница княгинь Гагариных, её стены и потолок выложены золотой мозаикой с раститительным орнаментом, а пол - белым мрамором. Баден-Баден стал популярным курортом среди русской аристократии в начале XIX века, когда будущий император Российской империи Александр I женился на  принцессе Баденской Луизе.

Местные прихожане провели экскурсию по аллее Лихтенталь (Lichtentaler Allee), где прогуливались Ф.М. Достоевский, И.С.Тургенев и В.А.Жуковский, русская знать. Аллея протянулась вдоль реки Ос (Oos). Весь Баден-Баден - это одна улица, протянутая вдоль реки Ос. В центре города расположено  известное в Европе казино, его интерьеры срисованы с Версальского дворца, за казино располагается здание Тринкхалле, стены которой украшают фрески на сюжеты легенд из Шварцвальда - это здание, где можно было выпить родниковой воды в жаркое время лета. В этом месте круг Венской и Баден-Баденской православной молодежи расширили тепло и дружелюбно православные гости из Манхайма (Manheim) и Гейдельберга (Heidelberg). Они образовали внушительную русскую группу на улицах Баден-Бадена. После Всенощной в Преображенском Соборе состоялась небольшая прогулка по ночному городу.

Большую известность Баден-Бадену принесли его бани и термальные воды, которые были знамениты ещё во времена Римской Империи. В воскресенье после литургии гости из Вены имели возможность посетить эти бани.

Завершением поездки стало посещение католического монастыря XII века. Цистерианское аббатство Лихтенталь (Kloster Lichtenthal) - один из старейших женских монастырей этого ордена. Его крыши позеленели от мха, а вся территория, как фрагмент из средневековой картины. Говорят, у цистерианцев чувствуется дух Средневековья, а у бенедиктинцев - дух времени века сего. Цистерианцы - затворники, аскеты, созерцатели, отпечаток этого лежит на архитектуре и даже на окружающей природе.

Уезжали венские гости,  полные  впечатлений, ощущая себя частью большой православной семьи, не знающей никаких границ и никаких расстояний.

Общецерковная аспирантура и докторантура/Комиссия по студенческому обмену

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/11_nov/ .jpg'

   .jpg

6 ноября 2013 года в Московской духовной академии состоялся обучающий семинар, посвященный современным методикам проведения практических занятий и семинаров в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви.

Мероприятие собрало представителей более 25 духовных академий, семинарий, православных вузов России и ближнего зарубежья. От Общецерковной аспирантуры в работе семинара принял участие секретарь Магистерского отделения Р.В. Черняк.

На заседании прозвучали доклады первого заместителя председателя Учебного комитета, профессора МДА протоиерея Максима Козлова, профессора Московского государственного университета, доктора филологических наук А.А. Волкова, преподавателей МДА и МГУ. 

В рамках семинара обсуждались вопросы соотношения учебных программ духовных школ и государственных образовательных стандартов третьего поколения. в частности, речь шла о роли семинаров и практических занятий в сфере высшего образования. 

Результаты работы семинара будут направлены в Высший Церковный Совет для последующей обработки и создания нормативов, регулирующих проведение практических занятий и семинаров в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви.

Общецерковная аспирантура и докторантура

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/09_sep/mephi1.jpg'

mephi1.jpg

1 ноября 2013 г. в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ завершилась Международная научная конференция: НАУКА И РЕЛИГИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОНВЕРГЕНЦИИ.

«Наука и религия в европейских академических учреждениях в 18-19 веках», с доклада Эльвиры Кьози начался 2-й день конференции. Теме отношений академической науки и церкви 19-20 вв. также были посвящены доклады Валерио Петрарка и Паоло Понцио. Луиджино Росси и Стефано Каприо затронули актуальные проблемы церковно-политических отношений в эпоху глобализации.

 {gallery}stories/news2013/11_nov/05{/gallery}

Отдельный блок составили доклады связанные с научно-медицинской тематикой в контексте богословия. «Наука и религия в начале третьего тысячелетия. Тело человека между сакральным и прагматичным» (Анджела Джустино), «Выбор хирурга. Амбруаз Паре в эпоху религиозных войн» (Е.Е. Бергер (ИВИ РАН), «Наука и религия в жизни и деятельности В.Ф. Войно-Ясенецкого, профессора хирургии и епископа» (М.Н. Козовенко), «Взаимовлияние медицины и аскетических правил» (А.В. Муравьев (ИВИ РАН).

Историко-научные доклады представили М.А. Юсим (ИВИ РАН) «Выбор для гуманиста (от ученого монаха к ученому-подвижнику): Леон Баттиста Альберти о занятиях наукой» и Д.А. Балалыкин «Значение работ Ф. Аквинского для истории естествознания».

В завершение конференции тёплой нотой прозвучали слова Андреа Милано (Ун-т Неаполя «Федерико II»): «Мы встретились в ведущем ядерно-исследовательском университете России. Это – замечательно! Наука и религия рука об руку входят в новое тысячелетие. Не пересекая пути друг друга, мы можем помочь достичь партнёру новых высот. И при этом не пряча стыдливо глаза. Наоборот, как друзья, доверяя самые искренние тайны, вместе обогатиться личным опытом ради блага ближнего».

Общецерковная аспирантура и докторантура

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/11_nov/04/__02.jpg'

__02.jpg

1 ноября на пленарном заседании X Генеральной ассамблеи Всемирного совета церквей, проходящей в Пусане (Республика Корея), прозвучало выступление митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

ВСЦ доныне остается уникальным инструментом межхристианского сотрудничества, аналогов которому нет в мире, отметил владыка Иларион, возглавляющий делегацию Русской Православной Церкви на ассамблее Всемирного совета церквей.

В своем выступлении председатель ОВЦС остановился на основных вызовах, с которыми сталкивается сегодня христианский мир. Одним из них является набирающий силу в Европе и Америке воинствующий секуляризм, который призывает к вытеснению религии из общественной жизни, к отказу от основополагающих нравственных норм, общих для всех традиционных религий. Одним из главных направлений дальнейшего развития идей воинствующего секуляризма становится целенаправленное разрушение традиционных представлений о браке и семье. Об этом свидетельствует такое новейшее явление, как приравнивание гомосексуальных союзов к браку и предоставление однополым парам права усыновлять детей.

 {gallery}stories/news2013/11_nov/04{/gallery}

В своем выступлении председатель ОВЦС обратил внимание участников ассамблеи на то, что за последние несколько лет однополые сожительства были законодательно легализованы в ряде штатов США, нескольких странах Латинской Америки, в Новой Зеландии, а также во Франции, Англии и Уэльсе. «Страны, законодательно признавшие гомосексуальные союзы одним из видов брака, делают серьезный шаг в сторону деконструкции самого понятия брака и семьи. Семья в христианском понимании этого слова распадается, на ее место приходят безликие термины «родитель номер один» и «родитель номер два»», − констатировал митрополит Иларион.

Глава ОВЦС подчеркнул, что ответ христианских Церквей на вызовы современного мира должен быть основан на Божественном Откровении как оно передано нам в Библии. «Выступая против любых форм дискриминации, Церковь, тем не менее, должна отстаивать традиционное христианское брака как союза мужчины и женщины, важнейшей миссией которого является рождение и воспитание детей», − сказал владыка Иларион, выразив сожаление, что не все христианские Церкви сегодня готовы вопреки господствующему секулярному мировоззрению отстаивать библейские идеалы.

В своем докладе председатель ОВЦС обозначил еще одну актуальную проблему − вызов радикализма на религиозной почве, в частности, радикального ислама, ставящего под угрозу само существование христианства на Ближнем Востоке и в некоторых странах Азии и Африки. Христиане являются самым гонимым религиозным сообществом в мире, при этом на международном уровне не предпринимаются меры, которые могли бы исправить ситуацию, засвидетельствовал митрополит Иларион, подчеркнув, что для решения этой проблемы должны быть задействованы все возможные инструменты − дипломатические, гуманитарные, экономические и прочие.

Глава ОВЦС уверен: необходимо развивать взаимодействие с традиционными религиями, особенно с исламом. Владыка также отметил работу, которую Всемирный совет церквей ведет с целью снижения уровня напряженности в Сирии и предотвращения дальнейшей эскалации конфликта, а также недопущения стороннего военного вмешательства.

В завершение своего выступления митрополит Иларион поблагодарил христианские общины Южной Кореи за оказанное гостеприимство и прекрасную организацию форума. Он заверил участников ассамблеи в том, что Русская Православная Церковь сопереживает корейскому народу в его стремлении обрести единство и поддерживает процессы, направленные на преодоление напряженности в отношениях между двумя государствами Корейского полуострова.

Критическое осмысление либеральных нововведений в отдельных протестантских церквах, прозвучавшее в докладе владыки Илариона на Генеральной ассамблее ВСЦ, вызвало оживленную дискуссию на пленарном заседании, в ходе которой большинство выступавших поддержали точку зрения главы делегации Русской Православной Церкви.

В частности, представительница одной из протестантских церквей Африки поблагодарила митрополита Волоколамского Илариона за доклад, который, по ее мнению, будет способствовать сохранению национальной культуры и традиционных семейных ценностей, которые сегодня стремительно разрушаются.

Митрополит Дамиетский Бишой (Коптская Ортодоксальная Церковь) со своей стороны также поддержал выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

Представитель Сирийской Ортодоксальной Церкви выразил митрополиту Илариону благодарность за привлечение внимания к катастрофическому положению христиан в Сирии и на Ближнем Востоке.

Общецерковная аспирантура и докторантура/Служба коммуникации ОВЦС

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/11_nov/03/__11.jpg'


__11.jpg30 октября 2013 года в Пусане (Южная Корея) начала работу X Генеральная ассамблея Всемирного совета церквей.

Решением Священного Синода делегацию Русской Православной Церкви возглавляет председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион. В составе делегации проректор Общецерковной аспирантуры протоиерей Владимир (Шмалий) и помощник ректора иеромонах Иоанн (Копейкин).

В ходе ассамблеи будут обсуждены темы христианской солидарности и взаимопомощи перед лицом гонений на христиан в различных регионах мира, вопросы мирного урегулирования конфликта в Сирии, проблемы экономической и социальной несправедливости в современном обществе.

 {gallery}stories/news2013/11_nov/03{/gallery}

Общецерковная аспирантура и докторантура

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/11_nov/02/ _01.jpg'

 _01.jpg14-15 октября 2013 года в Русском культурном центре г. Хельсинки (Финляндия) прошли IV Покровские образовательные чтения на тему: «Образ женщины в небесном и земном». Организатором форума выступила Православная община города под руководством настоятеля храма Русской Православной Церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы протоиерея Виктора Лютика.

В чтениях приняли участие российские и западные ученые, богословы, исследователи, священнослужители и миряне.

14 октября, перед началом основной части мероприятия, преосвященный Игнатий (Пунин), епископ Выборгский и Приозерский, совершил Божественную литургию. Владыке сослужили представители духовенства Финляндской Автономной Православной церкви, священники приходов Русской Православной Церкви в Финляндии и другие участники чтений в духовном сане.

 {gallery}stories/news2013/11_nov/02{/gallery}

В образовательных чтениях по благословению митрополита Волоколамского Илариона принял участие студент Общецерковной аспирантуры и докторантуры священник Алексей Попов. Отец Алексей выступил с докладом на тему «Онтология женственности», в котором тема женственности была рассмотрена в перспективе домостроительства спасения.

15 октября, в заключительный день конференции, после заседания, состоялся праздничный концерт классической музыки в исполнении Хельсинского филармонического оркестра.

 

Общецерковная аспирантура и докторантура

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/11_nov/toropov.jpg'

toropov.jpg29 октября 2013 г. состоялось заседание кафедры истории Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Заседание провел заведующий кафедрой д.и.н. профессор А.Ю. Андреев.

В рамках заседания состоялась предзащита диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия диакона Даниила Торопова «Диалог Российской Православной Церкви со старокатолическим движением во второй половине XIX – XX века» (научный руководитель -  к.и.н. А.И. Мраморнов)

На заседании присутствовали заместитель заведующего кафедрой, секретарь Ученого совета, к.и.н. А.И. Мраморнов и внешние оппоненты: кандидат богословия протоиерей Валентин Васечко и кандидат богословия, кандидат исторических наук  иерей Димитрий Сафонов.

По итогам заседания диссертация аспиранта была рекомендована к защите после учета автором высказанных замечаний рецензентов, с обращением особого внимания на переработку текста заключения.

 {gallery}stories/news2013/11_nov/01{/gallery}

Общецерковная аспирантура и докторантура

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/10_oct/mifi-1st-day-conf.jpg'

mifi-1st-day-conf.jpg

31 октября 2013 г. в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ открылась Международная научная конференция: НАУКА И РЕЛИГИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОНВЕРГЕНЦИИ.

Открывая конференцию, проректор НИЯУ МИФИ А.И. Петровский обратился к участникам, подчеркнув важность данной встречи как для НИЯУ МИФИ, так и для научного сообщества в целом. С приветственным словом от кафедры теологии НИЯУ МИФИ и Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия обратился заместитель заведующего кафедрой теологии иеромонах Родион (Ларионов). От лица ИВИ РАН к присутствующим обратилась доктор ист. наук Е.С. Токарева.

 {gallery}stories/news2013/10_oct/31{/gallery}

«Научная революция XVII столетия: по обе стороны конфессионального водораздела» – сформулировав таким образом тему, доктор хим. наук И.С. Дмитриев представил процесс интеллектуальной революции XVI-XVII вв. как интеллектуальную войну двух типов сознания в переломную для науки эпоху Нового времени. Католичество и протестантство – вот те силы, или вернее типы менталитета, которые конфликтуя, самым прямым образом повлияли на создание шкалы ценностей науки Нового времени. Вообще, тема формирования фундаментальной науки и влияния на этот процесс Г. Галилея неоднократно поднималась участниками конференции. В частности, она доминировала в докладе доктора филос. наук В.Н. Катасонова «Г. Галилей и математизация естествознания», посвящённому главному вкладу учёного в создание науки будущего. Продолжив тему семинара предыдущего дня, канд. физ.-мат. наук, протоиерей Кирилл Копейкин вновь коснулся фигуры Г. Галилея в докладе «Онтология мира – от Галилея до квантовой механики». Эволюция естествознания, приведшая в т.ч.  к квантовой механике, так и не решила проблем постижения субстанциональной сущности объектов, невозможного вне богословского контекста в описании феноменальной причинности триады: мир-человек-Бог. Ещё один из российских докладчиков – канд. философ. наук, протоиерей Дмитрий Кирьянов затронул более узкую тему: «Ж. Леметр: вклад ученого и богослова в понимании структуры Вселенной». Один из основоположников космологии XX века, католический священник Ж. Леметр, не только предложил гипотезу Первоатома и указал на необходимость квантово-механического описания начального состояния Вселенной, но и интуитивно предсказал её расширяющуюся модель. Заместитель заведующего кафедрой теологии НИЯУ, канд. физ.-мат. наук, иеромонах Родион (Ларионов) представил доклад «Христианское богословие и Галилео Галилей», в котором рассмотрел аргументацию Галилеем своих научных принципов, онтологического базиса и его богословского осмысления, положенного учёным в основание научной программы, приведшей к появлению науки Нового времени.

Несомненный интерес представляют доклады, представленные итальянскими учёными. Андреа Милано (Ун-т Неаполя «Федерико II») «Католическая церковь и эволюционизм. (XIX-XX вв.)» – доклад-апология, в котором развенчивается миф о непримиримости теории эволюции и церкви Запада. В частности, освещены личности пап XIX-XX веков (Льва XIII, Пия XII и др.), приложивших немало усилий для укрепления диалога науки и церкви. Гуманитарный аспект естествознания, его важность в формировании личности учёного, неотделимость религиозности в сознании человека и высокого научного поиска – основные черты доклада Адриано Дель Аста (Миланский Католический университет, Итальянский институт культуры, Москва) «Литературная критика между религиозным смыслом и наукой». Также с итальянской стороны выступили Франческо Донадио, Стефано Каприо и Стефания Сини.

Ключевая встреча первого дня конференции – круглый стол «Интерпретация квантовой механики». Основной доклад: «Квантовая физика, роль наблюдателя и отказ от философии наивного реализма». Доктор физико-математических наук, профессор А.А. Гриб, коснувшись копенгагенской и эвереттовской моделей интерпретации квантовой механики, поставил проблему невозможности наивно-реалистичного, а также объектно-эмпирического познания её законов. По мнению учёного, законы управляющие квантовой механикой, лежат вне традиционного понимания объективной реальности, а скорее в области реальности духовной. В последовавшей за докладом дискуссии приняли участие: доктор филос. наук Г.Б. Гутнер (ИФ РАН), доктор хим. наук, проф. И.С. Дмитриев, к.ф-м.н., доцент НИЯУ МИФИ В.Н. Решетов, к.ф-м.н. В.И. Шевченко (НИЦ «Курчатовский институт»), к.ф-м.н., канд. богословия, доцент, прот. К.В. Копейкин, канд. филос.н., доцент Тобольской Духовной Семинарии, прот. Д.В. Кирьянов, к.ф-м.н., канд. богословия, доцент НИЯУ МИФИ, иером. Родион (Ларионов). В обсуждении также участвовали студенты НИЯУ МИФИ. По общему мнению обсуждавших, интерпретация квантовой механики является одной из наиболее перспективных тем диалога науки и религии.

Подводя итоги 1-го дня конференции и круглого стола, его модератор – иером. Родион (Ларионов), вместе с участниками отметил наличие общего поля смыслов в областях естествознания и богословия, позволяющего раскрыть новые горизонты в картине мироустройства, и дающие возможность его инвариантной научной интерпретации.

Общецерковная аспирантура и докторантура

fokin_may2013.jpg

Интервью с заведующим кафедрой богословия Алексеем Руслановичем Фокиным о Первой патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры "Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие" (МГУ, 10-11 октября 2013 года)

– Здравствуйте Алексей Русланович, хотелось бы узнать, как возникла идея конференции и почему выбор пал на преподобного Исаака Сирина?

Идея исходила от ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополита Волоколамского Илариона. Она возникла чуть более года назад. Причиной послужило то, что Владыка Иларион, которому творчество преподобного Исаака Сирина особенно близко, хотел собрать воедино ведущих специалистов в области изучения творений преподобного Исаака в России и за рубежом для того, чтобы дать возможность всем им встретиться на нашей площадке и обсудить актуальные проблемы изучения духовного наследия преподобного. Для нашей аудитории также было особенно важно своими глазами увидеть высокий уровень современной западной патрологической науки.

 – По каким критериям выбирались участники конференции?

В первую очередь, по рассмотрению Владыки Илариона, который не понаслышке знает, какой вклад внесли разные ученые в изучение творений преподобного Исаака Сирина. Критерии были как строго научные, теоретические, так и духовно-практические, чем обусловлено участие  в конференции представителей различных сирийских Церквей и афонского монашества.

По словам участников конференции, можно говорить о каком-то предстоящем совместном развитии темы конференции, не могли бы вы это прокомментировать?

Тут можно с разных сторон рассматривать результаты конференции: для нас, российских исследователей, и для мирового научного сообщества в целом. Насколько мне известно, готовится проект проведения международной патристической конференции, посвященной Исааку Сирину, в Катаре, на родине святого. А мы, в свою очередь, готовим к изданию сборник докладов с прошедшей у нас конференции на русском и английском языках.

Что вы можете сказать о выступающих и об их докладах?

– Прежде всего, хотелось бы сказать о теме конференции. Сирийское христианство –  это очень древняя ветвь христианства: наряду с проповедью Евангелия в Александрии, Антиохии, Греции, Риме распространение христианства на территории Сирии происходило с самых древних времен — со времен апостолов Фомы и Фаддея. Но особенно важно, что до сих пор сохраняются живые представители этого направления, причем в разных традициях и в разных конфессиях. И для начала нашей конференции был очень верно выбран заданный курс, ведь духовное наследие Исаака Сирина объединяет представителей самых разных христианских Церквей и конфессий, как западных, так и восточных.

Первая секция, которую открыл доклад Митрополита Илариона, была краткой, но в то же время очень информативной, особенно сам доклад Владыки, в котором собраны обновленные сведения о биографии преподобного Исаака, о его богословско-литературном наследии, наконец, о его значении для православной духовности в целом.

Доклад профессора Себастьяна Брока хотя и был посвящен узкой теме –  «Молитва и псалмопение у преподобного Исаака Сирина», но вместе с тем этот ученый мирового уровня смог сразу задать высокий научный стандарт всей конференции. Именно Себастьян Брок в 1980-е годы нашел считавшийся утраченным второй том из известных 5-и томов творений преподобного Исаака Сирина.

Другое направление  –  современное состояние рукописей и критических изданий творений преподобного Исаака Сирина. Очень важным был доклад нашего ученого Григория Михайловича Кесселя, который  давно занимается сирийской патристикой и наследием преподобного Исаака. Он представил обзор всех сирийских рукописей известных на сегодняшний день томов Исаака Сирина и пояснил проблемы, которые остались не решенными и то, что изучено хорошо. Если Владыка Иларион подробно освятил литературно-биографические данные о преподобного Исаака, то Г. М. Кессель сосредоточился на рукописях его творений, и то, что сообщил, представляет собой новейшие данные, которые есть в мировой науке по этому вопросу. Тему распространения рукописного наследия преподобного Исаака на примере грузинских переводов, хранящихся в Палестине, затронула в совем докладе грузинский специалист Тамара Патаридзе, и мы увидели, что наследие Исаака Сирина подтверждается наличием грузинских переводов его различных томов.

В выступлении Марселя Пирара, издателя современного критического текста греческого перевода первого тома, было представлено последнее слово в области исследований рукописной традиции греческих переводов преподобного Исаака. Греческие переводы очень важны для православной традиции, потому что в Византии был известен только первый том, и благодаря этим греческим переводам он потом попал на Русь, и использовался у нас для чтения в монастырях. Издание, подготовленное М.  Пирара, вышедшее в свет в 2012 г. в издательстве Афонского Иверского монастыря, дает возможность лучше изучить первый том и сделать его новые переводы на современные языки, в том числе и на русский. У нас есть старый перевод, сделанный со старого издания С. И. Соболевским. А теперь перевод Соболевского устарел, потому что устарело само издание, с которого он переводил.  В современном издании Иверского монастыря введен новый порядок и деление Слов, соответствующие сирийскому оригиналу.

Интересен был доклад итальянского специалиста Сабино Кьяла об арабских переводах всего известного корпуса творений преподобного Исаака. Некоторые арабские переводы могут послужить источником для наших знаний о тех фрагментах текста различных томов, прежде всего третьего и пятого, которых нет в сирийском варианте.

Другое направление конференции — изучение богословского наследия преподобного Исаака. Протоиерей Джон Бэр из Свято-Владимирской семинарии Нью-Йорка говорил о том, что христология Исаака Сирина не была похожа на традиционную антиохийскую христологию. Основной акцент ставился им не на осмыслении воплощения Христа или учении о Его Лице и природах, а на Его Крестной жертве, где смысл пришествия Христа виден ярче, чем в повествовании о Его в рождестве.

Другой участник конференции, финский специалист иеромонах Серафим Сеппала перевел весь известный корпус Исаака Сирина — все три тома — на финский язык. В его докладе, так же как и в докладе Эмильяно Фьори, демонстрируется влияние Дионисиевского корпуса на Исаака Сирина, в частности учения об ангельской иерархии. Отец Серафим показал на текстах, что святой Исаак знал Псевдо-Дионисия через флорилигии, выдержки, цитаты, но не напрямую, хотя существовал ранний сирийский перевод. В этом же русле мною были проведены параллели между Исааком Сириным и другим греческим автором — Евагрием, по вопросу о всеобщем спасении, которые в первом томе трудов преподобного Исаака содержатся в менее явном виде, и совершенно явно — во втором. Как мне кажется, мне удалось найти сходства между Исааком и Евагрием в этом вопросе, при сохранении существенных различий между ними.

Наряду с богословскими вопросами были затронуты темы аскетического учения, молитвы, безмолвия и плача у преподобного Исаака. Эти темы прозвучали в докладе игумена Дионисия Шленова, посвященного сравнению учения о безмолвии как высшем молитвенном состоянии у Исаака Сирина и Симеона Нового Богослова.

Сравнение учения Евагрия и Исаака о молитве было проведено схиархимандритом Габриэлем Бунге, который провел различие между понятиями чистой молитвы как безмолвной и духовной молитвы как беседы ума с Богом без всякого посредника. Как показал о. Габриэль, чистая молитва — это средство очищения от страстей и достижения более высокой молитвы.

Доклады Анны Хант из Лидского Университета и Жана Акики из Ливанского маронитского Университета были посвящены темам слез и плача у преподобного Исаака. Обращалось внимание на феномен духовного плача, связанный с молитвой и очищением.

Сходство учения о безмолвии между Исааком Сирином и Иоанном Дальятским, было установлено в докладе Брурии Биттон-Ашкелони, профессора из Иерусалимского Университета.

Из других тем конференции можно отметить осмысление творений Исаака Сирина с точки зрения жанров аскетической письменности и особенностей сирийской и русской литературы. В докладе архимандрита Василия из Афонского Иверского монастыря было обращено внимание на сходство духовного учения Исаака со взглядом на христианство у Ф. М. Достоевского. По мнению о. Василия, эти два автора очень созвучны друг другу. В целом, был затронут самый широкий спектр тем и вопросов, затрагивавших духовное влияние преподобного Исаака Сирина на его современников и христианскую культуру в целом.

В аудитории было много студентов, не могли бы вы дать совет тем, кто хочет изучать его наследие.

Тем кто хочет изучать сирийских отцов Церкви — преподобного Ефрема Сирина, Афраата, Исаака Сирина — хочется пожелать настроиться на серьезную работу по изучении древних языков для того, чтобы выйти на профессиональный уровень анализа оригинальных текстов, поэтому изучение церковной истории, патрологии и древних языков необходимо для всех, интересующихся христианской патристикой.

Действительно ли данная конференция является первой международной конференцией, посвященной Исааку Сирину?

Насколько я слышал, да. Но я надеюсь, что данная конференция в нашей стране будет не последней, но за ней последуют и другие, посвященные изучению наследия других древних отцов Церкви. Я убежден, что организация подобных конференций очень важна для сотрудничества между разными духовными и светскими учебными заведениями, в частности, между Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. свв. Кирилла и Мефодия и Московским Государственным Университетом им. М. В. Ломоносова, на базе которого проходила эта конференция.

Беседовала Карина Гандур

Общецерковная аспирантура и докторантура

24.jpg30 октября 2013 г. в преддверии Международной научной конференции: «НАУКА И РЕЛИГИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОНВЕРГЕНЦИИ» в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ прошёл проблемный семинар «Наука и теология: история и перспективы», на котором выступил директор Научно-богословского центра СПбГУ, кандидат физико-математических наук, кандидат богословия, протоиерей Кирилл Копейкин, а также состоялась лекция директора Музея-архива Д. И. Менделеева СПбГУ, доктора химических наук, профессора И.С. Дмитриева «Наука и церковь в процессе над Галилеем: конфронтация, непонимание или диалог?»

Семинар «Наука и теология: история и перспективы» собрал самую широкую аудиторию. Были рассмотрены исторические аспекты возникновения естествознания, и его онтологическая связь с богословием. После основного доклада последовало обсуждение темы. В дискуссии приняли участие как студенты, так и научная общественность университета. Выступавшие подчеркнули сложность проблемы формирования в современных условиях мировоззрения, способного неконфронтационно совмещать традиционализм с научной парадигмой мышления.  Также сторонами неоднократно был озвучен тезис о необходимости взаимодействия богословия с наукой.

{gallery}stories/news2013/10_oct/29{/gallery}

«Наука и церковь в процессе над Галилеем: конфронтация, непонимание или диалог?» - лекция прочитанная проф. И.С. Дмитриевым, открыла с неожиданной стороны известный конфликт учёного, придерживавшегося гелиоцентрической модели Вселенной и церкви.  Были приведены факты, доказывавшие неоднозначность  традиционной трактовки конфликта, в которой Западной церкви приписывается роль гонителя Галилея. Политическая и историческая конъюнктура, долго господствовавшая в этом вопросе, совершенно оттенила сложную и противоречивую личность учёного и его конфликт с первоиерархом Римской церкви, в конце концов приведшие к духовному кризису, вылившемуся в противостояние, заложником которого стали как сам учёный со своим научным мировоззрением, так и Западная церковь в лице её иерархии, не отрицавшей идею гелиоцентризма в принципе.

{gallery}stories/news2013/10_oct/30{/gallery}

Общей тенденцией мероприятий, прошедших 30 октября, явилась заинтересованность в  диалоге,  продиктованная желанием сблизить позиции науки и религии, не лишая их самоидентичности и уникальности в современном социо-культурном пространстве цивилизации.

Общецерковная аспирантура и докторантура

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/09_sep/mephi1.jpg'

mephi1.jpgМеждународная научная конференция "Наука и религия: исторические пути и перспективы конвергенции", в преддверии 450-летия со дня рождения Галилео Галилея (1564 – 1642), пройдёт в МИФИ 31 октября – 1 ноября 2013 года.

Программа конференции

Как известно, наука Нового времени возникла в условиях глубокого переосмысления всех сторон жизни той эпохи. Изучение исторического взаимодействия философско-богословского дискурса с наукой обнаруживает уникальный феномен научного мышления эпохи Нового времени, определившее духовный, культурный и интеллектуальный горизонт Европы вплоть до наших дней. Рождение новоевропейского сознания было тесно связано с движением Реформации, изменившимися   экономическими отношениями, и с созданием нового типа науки – естествознания, основанного на математике и экспериментальном методе.

Сегодня, когда заново происходит переосмысление парадигмы светского мышления и наблюдаются переходные явления в самой науке, необходимо ответить на вопрос: возможно ли найти области конструктивного сотрудничества науки и религии, подтвердить принцип единства и универсальности знания, той твёрдой опоры, на основании которой появляется возможность открыть новые измерения в развитии науки, богословия и философии в пространстве культуры современного общества?

Данная конференция организуется на базе кафедры теологии Национального исследовательского ядерного университета МИФИ в сотрудничестве с Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия, Институтом всеобщей истории РАН, Неаполитанским университетом им. Фридриха II и Итальянским институтом культуры в Москве.

Особое место будет отведено круглому столу, который будет посвящен теме интерпретации квантовой механики. Физики, философы и богословы, помимо обзора существующих интерпретаций, уделят внимание собственно интерпретации как методологическому инструменту герменевтики и перспективам междисциплинарных исследований в этой области. С основным докладом «Квантовая физика, роль наблюдателя и отказ от философии наивного реализма» выступит д.ф.-м.н., профессор А.А. Гриб.

В рамках конференции пройдет научный семинар «Наука и теология: история и перспективы» (ведущий – директор Научно-богословского центра СПбГУ, к. ф.-м. н., канд. богословия, протоиерей Кирилл Копейкин), а также состоится открытая лекция директора Музея-архива Д. И. Менделеева СПбГУ, д. х. н., профессора И.С. Дмитриева «Наука и церковь в процессе над Галилеем: конфронтация, непонимание или диалог?».

Секретарь Оргкомитета: Михаил Нараевский, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ
Институт всеобщей истории Российской Академии Наук
Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия
Неаполитанский университет им. Фридриха II
Итальянский Институт Культуры в Москве
{gallery}stories/news2013/09_sep/03{/gallery}

Программа конференции

Общецерковная аспирантура и докторантура

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/ _01.jpg'


 _01.jpg29 октября 2013 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился со слушателями курсов повышения квалификации для новопоставленных архиереев, которые организованы Общецерковной аспирантурой и докторантурой. Выступая перед собравшимися, Предстоятель Русской Православной Церкви особое внимание уделил вопросам миссионерской и социальной деятельности на приходах.

«Архиерей должен следить за тем, чтобы на приходах обязательно осуществлялась программа, которая начертана Архиерейскими Соборами», ― подчеркнул Святейший Патриарх. Первостепенной задачей сегодня является выполнение соборных решений, касающихся миссионерского служения, в частности ― организации деятельности приходских миссионеров. «Необходимо, чтобы в каждом приходе был человек, способный встретить нецерковного человека во время богослужения. Такой миссионер ― это первый помощник священника,  я с каждым из вас об этом говорил в преддверии вашей хиротонии», ― напомнил Святейший Владыка.

«Мы сейчас уже запустили систему подготовки приходских миссионеров, социальных и молодежных работников, ― заявил Святейший Патриарх. ― Мы приняли все необходимые программные документы, и теперь при семинариях будут создаваться отделения для обучения людей, предназначенных к тому или иному роду приходского служения. Поэтому важно находить таких людей и посылать в семинарии, а если это невозможно, то обеспечивать дистанционную подготовку ― такая дистанционная подготовка у нас будет».

 

Святейший Патриарх Кирилл сообщил, что обучающийся на таких отделениях будет проходить половину программы бакалавриата. «Если такой человек захочет продолжать дальше, ему не надо поступать на первый курс семинарии, он может продолжать дальше свое обучение. Эта подготовка будет вписана в общую систему богословской подготовки Русской Церкви», ― добавил Предстоятель.

«Важно, чтобы у нас были социально значимые епархиальные проекты, ― продолжил Святейший Владыка. ― В каждом месте это может быть какой-то свой проект. Зная жизнь глубинки, я бы сказал, что проще всего создать епархиальную патронажную службу в помощь пожилым одиноким людям. Это не требует ни здания, ни помещения, но требует наличия некоей группы добровольцев. Дело очень доброе, легко решаемое… Это реальная помощь нашим ближним».

Одним из главных направлений социальной деятельности в епархиях, по словам Его Святейшества, является «помощь одиноким матерям и забота о том, чтобы женщины не прерывали беременность». «Это очень важное сейчас направление нашего служения, и во многих епархиях оно хорошо развивается», — констатировал Предстоятель Русской Церкви.

Другая важнейшая задача — противодействие наркомании и алкоголизму, работа по реабилитации людей, страдающих от этих пагубных пристрастий. «Вопросы алкоголизма и наркомании мы должны иметь в центре нашего внимания и ни в коем случае не отмахиваться от этого, мол, это трудно, сложно. Это сегодня одна из важных наших функций — постараться хоть что-то внести в преодоление этой национальной катастрофы», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.

Предстоятель также призвал новопоставленных архиереев уделять особое внимание привлечению молодежи ко всем видам миссионерской и социальной деятельности в епархиях.

 Общецерковная аспирантура и докторантура/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/10_oct/28/ . _01.jpg'

 .   _01.jpg28 октября 2013 года в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке состоялась встреча митрополита Волоколамского Илариона с мэром Москвы С.С. Собяниным.

В 2012−2013 годах в храме велись работы по ремонту фасадов и кровли. Это стало возможным благодаря программе Правительства Москвы, предусматривающей выделение субсидий религиозным организациям на проведение реставрации объектов культурного наследия. Митрополит Иларион рассказал мэру об истории храма и о ходе реставрационных работ, отметив, что программа субсидий позволила четко и конструктивно совместными усилиями Церкви и государства решать вопросы реставрации московских храмов, которые являются памятниками архитектуры и собственностью города, но переданы в безвозмездное и бессрочное пользование Церкви. 

{gallery}stories/news2013/10_oct/28{/gallery}

В беседе с мэром Москвы был также обсужден проект восстановления и развития Черниговского Подворья - учебного кампуса Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, включающего в себя два академических храма, ректорат, учебный корпус и общежития. Митрополит Иларион рассказал градоначальнику о ходе реставрационных работ и перспективах развития Общецерковной аспирантуры и докторантуры. 

Общение митрополита Илариона с С.С. Собяниным продолжилось за чашкой чая в доме причта. 

Общецерковная аспирантура и докторантура

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'images/stories/news2013/10_oct/ .jpg'

 .jpg12 сентября 2013 года был подписан приказ министра образования и науки РФ №1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования». 14 октября 2013 года приказ был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ, а сегодня опубликован на сайте Министерства образования и науки. В соответствии с приказом, направление подготовки «Теология» выделяется в отдельную укрупненную группу, и по этому направлению могут готовиться специалисты в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. 

Изменения прокомментировал председатель Межведомственной координационной группы Русской Православной Церкви по преподаванию теологии в вузах, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион.

− Владыка, на этапе обсуждения проекта перечня укрупненных специальностей велась достаточно острая дискуссия о том, какое место может занять теология в этом перечне. Насколько обосновано ее выделение в отдельную группу?

− Теология (или богословие) исторически имела и имеет самостоятельный статус научной дисциплины как в странах Западной Европы, так и в России. Хотя междисциплинарные связи теологии с историей, философией и филологией были всегда сильны, ее научная идентичность никогда не ставилась учеными под сомнение. Современная теология имеет свое собственное содержательное (предметное) ядро, не пересекающееся с другими гуманитарными направлениями.

− Вы упомянули исторический контекст. Разве в дореволюционной России теология не находилась вне университетского образования?

− На территории Российской империи существовал только один богословский факультет (протестантский) – в Дерптском университете. Но поскольку православное богословие имело принципиальное значение, для него была создана отдельная система академий и семинарий. Более того, духовные академии и семинарии у нас появились раньше, чем светские университеты. С этим и было связано то обстоятельство, что, когда стали создаваться университеты, в них не было богословских факультетов, поскольку таковые уже существовали в форме академий и семинарий. И университеты, и духовные учебные заведения составляли единую образовательную систему, регулируемую государством: уставы духовных учебных заведений, как и уставы университетов, утверждались высшей государственной властью.

Духовные академии участвовали в научных исследованиях наравне с университетами и Академией Наук. В качестве примера можно привести учрежденный в 1894 году Русский археологический институт в Константинополе, явившийся совместным проектом Академии Наук и Церкви. В Советском Союзе теология была насильственно изъята из научного и образовательного пространства по сугубо политическим причинам, вопреки мнению академического сообщества. Уже после революции, в 1918 году Петроградский и Казанский университеты готовы были включить в свой состав закрывавшиеся духовные академии в качестве факультетов, но им не дали этого сделать по идеологическим соображениям.

− А какова ситуация с положением теологии как предметной группы в современном международном образовательном пространстве?

− Теология как отдельная укрупненная группа специальностей прописана в основных международных классификаторах. Так, Международная стандартная классификация образования (МСКО-2011), принятая на 36-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, четко отделяет «Религию и теологию» от, например, «Философии и этики». В классификации образовательных программ (CIP 2010) американского Национального центра статистики по образованию (National Center for Education Statistics, NCES) отдельно от философско-религиоведческого направления зафиксирована группа «Теология и религиозное служение» (Theology and Religious Vocation). Она включает в себя следующие специализации: библеистика, миссиология, религиозное образование, религиозная музыка, служение, пастырство, пастырское консультирование и специализированные служения.

Во всех крупных светских университетах Западной Европы и Америки имеются факультеты теологии, и теология преподается как отдельная научная дисциплина. При этом преподавание может иметь как конфессиональный, так и внеконфессиональный характер. В частности, в Оксфордском университете, где мне довелось учиться, теологический факультет – внеконфессиональный, однако в составе университета есть колледжи и научные центры, принадлежащие англиканам, католикам, представителям других христианских конфессий. Но протяжении более 30 лет на факультете преподавал православный архиерей – митрополит Диоклийский Каллист.

 − Какова позиция представителей других традиционных религий России по этому вопросу?

− Позиция традиционных религиозных конфессий Российской Федерации по данному вопросу едина. Консолидированная позиция представителей основных религиозных конфессий Российской Федерации была сформулирована в письме, направленном в июне 2013 года Президенту РФ В.В. Путину от имени Межрелигиозного совета России. В этом письме подчеркивалось, что теология как поликонфессиональный образовательный стандарт на уровне бакалавриата и магистратуры фактически представляет собой предметное мета-направление, действие которого не может не распространяться и на аспирантуру.

− Расскажите об основных этапах дискуссии по определению статуса теологии в перечне специальностей?

− Как только нам предоставили возможность сформулировать свою позицию, мы провели всестороннее обсуждение проблемы в церковной среде. Эта тема была поставлена на повестку дня заседания Высшего Церковного Совета летом 2013 года. Мы получили большое количество отзывов от академического сообщества и экспертов различного уровня. По благословению Священноначалия координация работы была поручена Межведомственной координационной группе Русской Православной Церкви по преподаванию теологии в вузах, учрежденной Священным Синодом. В рамках этой деятельности была проведена работа Учебно-методическим советом по теологии, действующим в рамках Учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию. Большой вклад в достижение результата внес также Свято-Тихоновский православный гуманитарный университет.

На всех этапах мы находились в прямом контакте со специалистами Министерства образования и науки. Не всегда и не все специалисты, особенно поначалу, с должным пониманием относились к нашей позиции. Некоторые предлагали нам создать укрупненную группу специальностей с общим наименованием «Философия, этика, религиоведение, теология». Мы, однако, с этим согласиться не могли, поскольку теология как наука имеет принципиальные отличия от других перечисленных дисциплин, включая религиоведение, представляющее собой исследование религий со стороны, нередко с атеистических позиций.

Конструктивный диалог с Министерством образования и науки принес свои плоды, и сегодня мы имеем ситуацию, позволяющую развивать направление «Теология» в светском образовательном пространстве. Это особенно актуально, поскольку во многих вузах страны открываются кафедры и отделения теологии, работа которых вызывает большой интерес и студенчества, и преподавательского состава. Могу это сказать по собственному опыту преподавания в Научно-исследовательском ядерном институте МИФИ, где на моих лекциях присутствует от 300 до 400 студентов.

− Какие возможности теперь открываются перед теологическим образованием?

− Закрепление направления подготовки «Теология» в качестве отдельной укрупненной группы для бакалавриата, магистратуры и аспирантуры позволит легализовать тот научный потенциал, который существует в отечественном богословии. Научная составляющая образовательного процесса чрезвычайно важна, и она тем выше, чем выше образовательный цикл. Создан механизм, согласно которому можно определить, насколько успешно аспирант-теолог занимается научной работой.

Однако на этом работа по возвращению теологии в светское образовательное поле не закончилась. Следующий этап – создание условий для признания государством научных степеней, полученных за диссертации по теологии, как это существует во всем мире. Одним из шагов навстречу этому явилось создание Общецерковного докторского диссертационного совета, сформированного в соответствии с требованиями, предъявляемыми к таким советам в светском научном пространстве. Мы будем продолжать диалог на данную тему с Министерством образования и науки.

Общецерковная аспирантура и докторантура/Служба коммуникации ОВЦС

Научно-образовательная теологическая ассоциация Патриархия - сайт Церковь и время Учебный комитет Богослов.RU