Дорогие братья, сердечно приветствую вас на конференции докторантов, очень рад возможности пообщаться с вами.
Существует мнение, что духовность и ученость – это две очень разные, может быть, даже противоположные вещи, и что для того, чтобы достичь спасения, не нужно, а возможно, и вредно быть ученым. Некоторые еще говорят, что ученость надмевает, и поэтому лучше не учиться, чтобы сохранить смирение. Думаю, что наша Общецерковная аспирантура и докторантура, которая была создана по почину Святейшего Патриарха Кирилла и в полном смысле слова может быть названа его детищем, свидетельствует о ложности этого стереотипа.
Ученость не препятствует спасению. Ученость не надмевает. Человек, который учится и получает глубокие познания в различных областях богословской науки – это человек, который отдает свои силы Церкви. Занимаясь самовоспитанием, мы помогаем не только самим себе – мы помогаем Церкви. И поэтому учеба в аспирантуре – это церковное дело и высокая церковная миссия.
Не надо считать, что ученость – непременное условие для церковного служения. Но для людей, которые, как говорил архимандрит Киприан (Керн), помимо священного сана имеют еще и помазание науки, в Церкви всегда должно быть достойное место. Мы не собираемся превратить Церковь в научно-исследовательский институт, но мы хотим, чтобы в Церкви были люди, способные ответить на все вопрошания современного человека, ответить на все, в том числе и очень трудные вопросы, которые задает нам современное общество.
При создании аспирантуры Святейший Патриарх преследовал три основные цели: прежде всего, Общецерковная аспирантура и докторантура – это школа подготовки управленческих кадров Русской Православной Церкви, и в этом смысле об аспирантуре уже заговорили как о кузнице будущих архиерейских кадров. Это можно по-разному воспринимать. Разумеется, окончание аспирантуры не гарантирует получения архиерейского сана. Поэтому я думаю, что для тех людей, которые будут в дальнейшем поступать в аспирантуру исключительно с целью получить архиерейский сан, учеба может закончиться разочарованием. Учиться нужно не для достижения какой-то определенной карьерной цели, а для того, чтобы полученные знания применить на пользу Церкви. Для человека, который призван участвовать в церковном управлении, такое обучение совершенно необходимо.
Святейший Патриарх сегодня озабочен тем, чтобы образовательный уровень нашего высшего духовенства, в том числе епископата, был достаточно высоким. Необходимо, чтобы архиереи были людьми образованными, начитанными, умели по возможности говорить на иностранных языках, чтобы защитить позиции нашей Церкви. Здесь, в рамках аспирантуры и докторантуры, мы сможем дать им необходимые и подчас очень специфические знания, которые не дают духовные семинарии и академии, но которые очень нужны будущим архиереям в их нелегкой и ответственной работе на пользу Церкви.
Вторая задача аспирантуры и докторантуры – подготовка кадров для церковно-дипломатической работы, то есть тех священнослужителей и мирян, которые будут трудиться на ниве внешней церковной деятельности. И в этом смысле важна традиционная связь, которая существует между Отделом внешних церковных связей и Общецерковной аспирантурой и докторантурой.
Наконец, третья, не менее важная цель, которая преследовалась при создании нашего учебного заведения – это подготовка преподавателей и ученых высокого уровня, которые будут высоко нести знамя нашей богословской науки, преподавать в духовных учебных заведениях, заниматься научной деятельностью. Иными словами, аспирантура призвана со временем стать важным научно-богословским центром.
Каждый из вас поступил в Общецерковную аспирантуру с конкретной целью. Но еще раз напоминаю вам о том, что вы не просто частные лица, вы призваны к служению Церкви, поэтому ваша учеба является послушанием Церкви и ответственным церковным деланием. Вы должны отнестись к этому со всем вниманием, со всей серьезностью. Аспирантура – это не просто учебное заведение, где можно «отсидеть» год, два или три. Пользуйтесь временем учебы, чтобы существенно повысить ваш интеллектуальный уровень, уровень ваших познаний в тех областях, которые вы выбрали для своего научного исследования.
Хотел бы особе внимание обратить на изучение языков. Мы будем строго подходить к изучению языков в аспирантуре – вплоть до отчисления тех учащихся, которые не смогут сдать экзамены по языкам. А экзамены будем принимать в конце каждого учебного года, и прогресс в изучении иностранных языков будет одним из важных критериев для решения о продолжении учебы в нашем учебном заведении.
Почему такое значение придается языкам? Потому что современный церковный деятель высокого уровня (а наше учебное заведение должно готовить церковных деятелей именно высокого уровня) должен быть способен изъясняться на иностранных языках. Современный ученый-богослов не имеет права работать только с русскоязычными источниками или только с источниками на каком-либо другом своем родном языке. Он должен уметь читать литературу на основных европейских языках и использовать достижения современной богословской мысли для своих научных трудов.
В рамках аспирантуры организованы языковые курсы, которые вы можете посещать. Я советую Вам и самостоятельно заниматься изучением языков, которые вы выбрали. Самостоятельное изучение предполагает прежде всего чтение и написание работ на этих языках, ведь самый лучший способ освоить письменный язык – это на нем писать и отдавать написанное преподавателю, который будет исправлять допущенные ошибки.
Для тех, кто пожелает, мы будет изыскивать возможность направления на учебу за рубеж как для изучения языков, так и для повышения квалификации и для изучения тех или иных богословских наук – возможно, частично свои диссертации вы сможете писать в западных учебных заведениях. Мы будем стараться для каждого из вас разработать индивидуальную программу с учетом ваших пожеланий, способностей и с учетом вашего церковного послушания. Хочу вас заверить в том, что мы будем прилагать усилия, чтобы для каждого время учебы прошло с максимальной пользой.
Я приношу извинения за неудобства, связанные с временным отсутствием у аспирантуры своего помещения. Неудобства возникают довольно большие как в плане учебного процесса, так и в плане проживания. К сожалению, условия, которые сегодня существуют для наших занятий, неудовлетворительные – вы занимаетесь в разных местах. Условия для проживания тоже оставляют желать лучшего. Мы благодарим гостиницы «Даниловская» и «Университетская» за предоставляемые время от времени нам номера, но в перспективе у нас должны быть свои помещения и для учебы, и для проживания. Над этим руководство аспирантуры сейчас активно работает.
Мы будем предъявлять высокие требования к качеству диссертаций, которые будут писаться и защищаться в Общецерковной аспирантуре и докторантуре. Мы сделаем все для того, чтобы избежать профанации научных степеней. Хотел бы уделить особое внимание качеству докторских диссертаций. Каждая докторская диссертация должна быть значительным вкладом в ту лили иную отрасль богословской науки. Докторская диссертация не может носить исключительно компилятивный характер, как часто случается с нашими кандидатскими диссертациями и дипломными работами. Каждая докторская диссертация должна быть по сути дела самостоятельным научным открытием с развитием той или иной темы. Написана она должна быть на основании современных источников, в том числе иноязычных, а не на основании какой-то устаревшей литературы. У нас будет создан диссертационный совет, который будет оценивать диссертации.
Хотел бы обратить ваше внимание на важность работы с научным консультантом. Человек, который пишет докторскую диссертацию, в основном должен работать самостоятельно. Мы назначаем докторантам не научных руководителей, а научных консультантов. Научный консультант – это человек, который может, во-первых, подсказать те или иные полезные сведения, связанные с темой работы, а во-вторых, дать важные советы, касающиеся метода научной работы.
К сожалению, очень часто наши студенты, в том числе выпускники семинарий и академий, не владеют современным научным методом – они привыкли работать по схеме, по которой до сих пор работают наши духовные школы, где процесс обучения, по сути дела, построен на заучивании тех или иных фактов истории, догматов Церкви, дат жизни и смерти исторических личностей. При этом голова студента занята всевозможными сведениями, которые из нее улетучиваются так же быстро, как и попадают в нее, а научному методу, то есть самостоятельной работе с источниками и поиску в них того, что необходимо для развития научной темы, у нас часто ни в семинариях, ни в академиях не обучают. В этом смысле аспирантура должна стать той школой, где учащиеся будут приобретать навыки современного метода научного исследования того материала, над которым они работают.
Также обращаю ваше внимание на культуру оформления ваших работ. Разумеется, все должны работать на компьютерах и тексты представлять в распечатанном виде. Ссылки в работах должны быть оформлены в соответствии с существующими стандартами. Недопустимы в работах орфографические или стилистические ошибки. Для каждого аспиранта очень важно владеть не только иностранными языками, но и своим родным языком, уметь на нем писать грамотно и четко, уметь систематически, а не бессистемно или хаотично, излагать свои мысли.
Прошу вас работать очень интенсивно. Вы – надежда нашей Церкви, на вас возлагают серьезные надежды Святейший Патриарх и Священный Синод. Да пошлет вам Бог силы, терпение и духовную мудрость в достижении тех целей, которые были поставлены перед вами, когда вы поступали в Общецековную аспирантуру и докторантуру имени святых Кирилла и Мефодия. Пусть молитва славянских просветителей помогает всем нам на нашем жизненном, церковном и научном пути.