НОВОСТИ

×

Ошибка

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но /news/052010/10/ не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но /news/052010/09/ не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но /news/052010/11/ не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но /news/052010/12/ не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но /news/052010/13/ не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но /news/042010/01/ не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но /news/042010/02/ не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

фото

22 апреля 2010 года по благословению Ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополита Илариона состоялась встреча руководителя Службы коммуникации, члена Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры священника Георгия Завершинского с римско-католическим архиепископом Дублина Дермутом Мартином.

Во встрече также принял участие клирик храма святых апостолов Петра и Павла, Патриаршего подворья в Дублине, священник Николай Евсеев.

В ходе беседы отец Георгий рассказал о цели создания Общецерковной аспирантуры, ее текущих программах и направлениях развития, а также о том, что особое внимание будет уделено вопросам подготовки высших научно-богословских и церковно-дипломатических кадров в плане соответствия стандартам болонской системы высшего европейского образования. Архиепископ Дублина поделился опытом преподавания основ христианской веры в церковных школах Дублина и провинции, проявив озабоченность тем разрывом, который остается между обучением и практикой приходской жизни.

От имени Ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры отец Георгий выразил благодарность архиепископу Дублина за поддержку обучения в Ирландии по языковым программам священнослужителей и преподавателей учебных заведений Русской Православной Церкви. Были также оговорены возможности при поддержке римско-католической архиепископии Дублина привлечения большего числа аспирантов и докторантов для языковой стажировки в Ирландии в течение летнего периода. В конце встречи отец Георгий подарил архиепископу Дермуту Мартину Владимирскую икону Божией Матери и видеодиск с записью «Страстей по Матфею» митрополита Илариона.

logo-new.png

20 апреля 2010 года докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Ким принял участие в заседании круглого стола «Русская белая эмиграция в Венгрии», состоявшемся в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына.

Мероприятие прошло в рамках традиционных встреч с зарубежными и российскими исследователями истории русской эмиграции в сотрудничестве с Культурным, научным и информационным центром (КНИЦ) Венгерской Республики в Москве, Архивным институтом КНИЦ в Москве и Центром русистики Будапештского университета имени Лоранда Этвеша.

Работу круглого стола возглавил ведущий научный сотрудник Института славяноведения Российской академии наук А.С.Стыкалин. На встрече присутствовали венгерские и российские исследователи.

Протоиерей Николай Ким выступил с докладом на тему: «Русские эмигрантские приходы в Будапеште в 1920 – 1930-е годы»; в выступлении было отмечено особое значение церковной составляющей в жизни общин русских эмигрантов и подчеркнута важность исследований на данную тему. По завершении доклада, который вызвал живой интерес аудитории, священнослужитель ответил на вопросы собравшихся.

фото

21 апреля 2010 года под председательством митрополита Волоколамского Илариона в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялась научно-практическая конференция учащихся программы повышения квалификации.

Открывая конференцию, владыка Иларион, в частности, сказал: «В феврале этого года мы успешно провели конференцию докторантов, на которой учащиеся представили первые результаты своих исследований. После этого у меня возникла мысль провести подобную конференцию для вас, слушателей программы повышения квалификации. Если аспиранты и докторанты представляют первое направление деятельности нашего учебного заведения – научно-богословское, фундаментальное, то ваша учеба – это другое направление, носящее практический характер и призванное подготовить вас к ответственному церковному служению».

Митрополит Иларион в своем вступительном слове также указал слушателям на приоритеты в их обучении, на необходимость старательного освоения учебного плана и изучения иностранных языков.

В течение месяца слушатели готовили свои доклады, темы которых избирались ими из «Списка тем для рассмотрения в комиссиях Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви». Слушатели представили не только теоретические и исторические обзоры по той или иной проблеме, но и предложили собственные варианты решения этой проблемы на примере своего церковно-административного опыта.

{gallery}/news/052010/10/{/gallery}

фото

22 апреля 2010 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион посетил Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ).

В ходе визита было подписано соглашение о сотрудничестве между Общецерковной аспирантурой и докторантурой и Московским лингвистическим университетом.

Архипастыря приветствовали ректор МГЛУ, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования И.И.Халеева; настоятель домового храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины, докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры игумен Тимофей (Подобедов), а также преподаватели и студенты университета.

Знакомство с вузом началось с посещения домового храма, основанного в 1817 году. В 1917 он был закрыт, возрожден силами вуза и вновь освящен через 90 лет. В настоящее время в нем регулярно совершаются богослужения.

И.И. Халеева показала ректору Общецерковной аспирантуры учебную базу МГЛУ: Институт прикладной и математической лингвистики, Центр оценки качества лингвистического образования, библиотеку; Институт международных отношений и социально-политических наук, Ситуационный центр, Центр этногенеза. Преподаватели рассказали митрополиту Илариону о новых тематических изданиях, подготовленных университетом.


Владыка побеседовал с профессорско-преподавательским составом кафедры теологии и кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области теологии. Кафедра теологии в МГЛУ была открыта на факультете немецкого языка 8 лет назад. По словам заведующей кафедрой немецкого языка Г.Б. Ворониной, уже состоялось 3 выпуска теологов. Заведующая кафедрой теологии И.И. Харук представила преподавателей, среди которых несколько православных священнослужителей.

В домовом храме университета митрополит Волоколамский Иларион в сослужении игумена Тимофея совершил литию по погибшим в результате теракта 29 марта в московском метро студентам 5 курса переводческого факультета Елене Агошковой и Владимиру Петренкову. За богослужением вместе с преподавателями и студентами молились родители погибших. По окончании литии архипастырь обратился к молившимся со словами утешения:

«Когда обрывается неожиданно жизнь человека – это всегда трагедия. Когда обрывается жизнь молодого человека, который мог бы прожить долгую жизнь, сделать много добрых дел, даровать жизнь потомкам – это вдвойне трагедия. Это трагедия для родственников, это трагедия для тех, кто с ним вместе учился, работал, но это трагедия только по человеческим меркам. Потому что есть некий таинственный, Божественный промысел, который ведет человека и который всегда направляет жизнь человека в Царствие Небесное, который даже злые дела совершенные другими людьми, направляет к добрым последствиям.

Каждый человек создан не только для того, чтобы прожить жизнь здесь на земле, но и для того и прежде всего для того, чтобы жить вечно, чтобы никогда не умирать. То, что по человеческим меркам может представляться трагедией или случайностью, для жизни каждого человека имеет свое оправдание в Божественном промысле и Божественной любви. Нет такого человека, которого Бог не любил бы, нет такого человека, который был бы забыт Богом, нет такого человека, за которым Бог недосмотрел или недоследил.

Если происходит в жизни человека трагедия, даже если его жизнь обрывается преждевременно, то это значит, что Господь предусмотрел для такого человека лучшую судьбу. Это значит, что Господь судил ему не пройти через какие-то испытания и трудности жизни земной, но сразу перевел его в жизнь небесную.

Всякий раз, когда погибают или умирают наши близкие, мы должны прежде всего молиться о них. Молиться о том, чтобы Господь простил им все грехи, все человеческие немощи и слабости, простил им все, что препятствует им войти в Царство Небесное и соединиться с Богом. Мы должны также задумываться о смысле собственной жизни и о том, что жизнь каждого из нас может оборваться также внезапно, как оборвалась жизнь Владимира и Елены, а это значит, что каждый прожитый нами день, должен быть прожит так, чтобы мы могли за него дать отчет перед Богом.

Мы должны не просто прозябать, мы должны не просто ожидать того, пока пройдет день, пока пройдет год, мы должны готовиться к вечной жизни. Мы должны жить так, чтобы нам не было стыдно и друг перед другом. Мы должны спешить делать добро. Тот день, в который мы не сделали ничего доброго – тот день может быть вычеркнут из нашей жизни. Тот день, в который мы совершили какие-то злые дела, если только мы не принесем в них покаяния, не восплачем перед Богом и не дадим себе обещания никогда больше их не повторять – такой день тоже может быть вычеркнут из нашей жизни. А жизнь человека, который совершал злые дела, она будет вычеркнута из Божественной книги жизни и из истории человечества. Поэтому, молясь сегодня о тех, кого мы потеряли, мы должны молиться и о самих себе для того, чтобы наша жизнь была достойной, чтобы в любой момент мы готовы были встать перед очами Божиими и перед судом любви Божией.

Вечная память новопреставленным Владимиру и Елене. Всем вам, дорогие братья и сестры, преподаватели и студенты этого университета, я желаю помнить о самом главном – о том, что параллельно с нашим временным миром существует еще вечный мир, параллельно с нашей мирской земной суетой существует тот мир, где нет никакой суеты, где вечный покой и вечная радость у Бога. Рядом с миром нашим, где болезни, скорби, страдания и смерть, есть такой мир, где нет ни смерти, ни болезни, ни страданий, ни плача, ни горя. Этот мир, в котором, как сказал святой апостол Иоанн Богослов, Сам Господь отрет всякую слезу с очей человеческих, и там не будет ни смерти, ни горя, ни болезни, потому что Сам Господь будет царствовать там вместе со своим избранным народом.

Христос воскресе!»

На память домовому храму университета митрополит Иларион подарил Казанскую икону Божией Матери.

Затем в актовом зале состоялось выступление ректора Общецерковной аспирантуры перед профессорско-преподавательским составом и студентами МГЛУ о значении языка. По окончании выступления Владыка Иларион  ответил на вопросы студентов.

После подписания соглашения о взаимодействии между учебными заведениями архипастырю преподнесли цветы и памятный знак с изображением МГЛУ, а также книги, изданные университетом. Со своей стороны председатель ОВЦС вручил И.И.Халеевой книгу «Православие» в двух томах, автором которой он является.

Митрополита Илариона сопровождали секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья священник Сергий Звонарев, руководитель Бюро переводов ОВЦС священник Арсений Черникин, референт председателя ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин), секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры А.И.Мраморнов, сотрудник ОВЦС М.Х. Паласио.

{gallery}/news/052010/09/{/gallery}

logo-new.png

Уважаемая Ирина Ивановна, преподаватели, сотрудники, студенты и аспиранты Московского государственного лингвистического университета!

От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла я благодарю вас за приглашение посетить ваш университет – важный центр гуманитарной науки, один из ведущих языковых вузов в нашей стране. Это посещение дает возможность встречи и общения со студенчеством, а для Русской Православной Церкви общение с молодежью является одним из приоритетов.

Святейший Патриарх Кирилл сам старается как можно чаще встречаться с молодыми людьми. Предстоятель нашей Церкви отмечает: «Мы готовы говорить с представителями разных субкультур, в том числе и молодежных. И говорить на понятном им языке. Однако Церковь – шире и глубже любой субкультуры, она является базисом национальной культуры нашего народа».

Год назад я был назначен ректором нового учебного заведения Русской Православной Церкви – Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, поэтому сам теперь по долгу службы общаюсь с учащимися.

Некоторые наши аспиранты, докторанты и слушатели имеют уже солидный опыт служения в Церкви, и их можно назвать скорее зрелыми, чем молодыми, однако каждый учащийся, каждый пытающийся узнать новое, постичь красоту Божественного творения в определенном смысле является молодым. Напротив, тот, кто не имеет интереса к познанию, легко может стать стариком в душе, даже если молод телом. Это нужно особенно помнить тем, кто ленится учиться и развиваться или не понимает, для чего он учится, а такие студенты, к сожалению, есть в любом университете.

С большим удовлетворением хотел бы отметить, что ваш университет стремится развивать теологическое образование и тесное взаимодействие с Русской Православной Церковью. Только что я встретился с преподавателями кафедр теологического профиля. Нужно заметить, что пока наличие подобных подразделений в светском университете России скорее исключение, чем правило.

Между тем, практически во всех гуманитарных вузах Европы традиционно функционируют факультеты и кафедры теологии, причем официально носящие статус католических, протестантских, иногда православных. Государство само финансирует эти факультеты, но при этом они управляются, точнее сказать – соуправляются не только чиновниками образовательных ведомств и университетскими советами, но и церковной властью. Нам в России далеко до этого. Но ваш университет подает достойный пример другим высшим учебным заведениям нашей страны, способствуя развитию теологического образования в России.

Отрадно, что под сводами вашего университета существует домовый храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Церковь с таким же названием действовала в этом здании в дореволюционное время, но после революции 1917 года она была ликвидирована. Знаю, что труды по восстановлению этого места общей молитвы после падения богоборческого коммунистического режима легли на руководство и профессорско-преподавательский состав университета. Рад, что храм воссоздан в первоначальном виде.

Язык – зеркало души

Впервые посещая лингвистический университет, я хотел бы основную часть своего выступления посвятить теме языка. Язык – важнейшее средство общения людей между собой. Язык – это зеркало истории и культуры народа. Не случайно в лингвистике используется понятие «языковая картина мира», которое отражает исторически сложившуюся в обыденном сознании народа и отразившуюся в языке совокупность представлений. По сути, это коллективная философия, выраженная языковыми формами.

Надо сказать, что язык – это еще и инструмент, без которого невозможно представить нашу жизнь. Но этот инструмент может служить и благу, и злу. Язык дает возможность как созидать, так и разрушать. Используя слово, человек создает произведения искусства, которые обогащают национальную и мировую культуру, а также производит обычные канцелярские документы, от которых зависит нормальная жизнедеятельность общества и государства. Посредством мысли, облекаемой в слова, мы ведем разговор с Богом в молитве, творим добро, утешаем ближних. Но словом также можно оболгать, оскорбить, обмануть, спровоцировать конфликты, столкновения как на бытовом, так и на международном и межгосударственном уровне.

Язык – это зеркало души: в нем отражается и то хорошее, что происходит внутри нас, и весь негатив. Измученная душа не может говорить возвышенным языком. Для украшения нашего языка надо сначала поглубже заглянуть себе в душу, понять, что в ней не так, сначала устроить все правильно в душе, а затем уже облекать это правильное внутреннее устроение в видимые и слышимые языковые формы.

О порче языка и о матерной ругани

В этом контексте мне хочется сказать несколько слов о порче языка и ее губительных последствиях. Матерная лексика есть в любом языке, и, наверное, ее присутствие отражает общую греховность человеческой природы. Однако в большинстве культур на эту лексику накладываются запреты и ограничения, так как она имеет отношение к интимной сфере, которая никак не должна становиться предметом поругания. К сожалению, в наш век интимная сфера превратилась в индустрию, которая с небывалой мощью воздействует на ум, психику и культуру самых разных людей, в особенности молодых. Социальные и материальные трудности, а также низкий уровень культуры отдельных людей только усугубляют эти процессы. Сегодня мат используется не только низами общества и не только в экстремальных ситуациях – очень многими людьми он используется в повседневном режиме.

Матерная ругань портит язык, но это полбеды. Регулярное ее употребление развращает душу, очень пагубно влияя на нее. Здесь мы видим непосредственную связь языка с внутренним душевным и духовным устройством. Человек, живущий духовной жизнью, никогда, ни при каких обстоятельствах не позволит себе ругаться матом.

Ужасную картину представляет собой матерящаяся девушка, женщина. Современные девушки много заботятся о внешней красоте: используют косметику и духи, подбирают модные наряды. Но при этом о красоте внутренней некоторые из них совершенно забывают. И даже не собственно о внутренней красоте, но о той ее составляющей, которая отражает состояние внутреннего мира человека. Женщина, ругающаяся матом, не чувствующая никакого стеснения в общении с мужчинами, курящая и пьющая прямо из бутылки алкогольные напитки у них на глазах, наравне с ними или даже превосходя их, перечеркивает всю красоту своего наряда, прически, макияжа. Все ее старания идут насмарку, а время, проведенное у зеркала, оказывается вдвойне потерянным временем. Внешней красоте должна всегда соответствовать красота того, что говорит и делает человек, и язык здесь должен быть нашим помощником, а не врагом.

Иногда «необходимость» матерной ругани объясняют тем, что ее используют окружающие. Могу сказать, что человек, не желающий материться, легко обходится без мата, в какой бы среде обитания он ни находился. Говорю это на основании собственного опыта: за два года службы в армии я не произнес ни одного матерного слова. Поначалу надо мной из-за этого смеялись сослуживцы, а потом привыкли и, более того, в моем присутствии стыдились произносить матерные слова, а если произносили, то извинялись.

Пример правильного пользования языком должен подавать священнослужитель. К сожалению, однако, и некоторые священнослужители не воздерживаются от ругани и употребления матерных выражений. Глубоко убежден в том, что одни и те же уста не могут произносить священные слова в храме и матерные выражения вне храма, призывать народ к молитве за богослужением, а вне богослужения изрыгать омерзительные и грязные слова. Уместно здесь будет привести слова апостола Иакова о языке: «Язык – огонь, прикраса неправды… Язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть» (Иак. 3. 6–10) .

Об иностранных языках и переводческой деятельности

Находясь в вашем университете, я не могу не сказать несколько слов о важности изучения иностранных языков и искусстве перевода. Языки учат сегодня очень многие люди, но далеко не у всех получается выучить язык на приемлемом для общения и понимания уровне. Людям не хватает усидчивости. Между тем, радость от познания иных культур, от способности общаться с людьми иного воспитания, иного менталитета может окупить все усилия, потраченные на изучение языков.

Не все, кто изучил иностранные языки, становятся переводчиками. Чтобы освоить ремесло переводчика, необходимы долгие годы кропотливой учебы и многотрудной практики, оттачивания пера. Переводчик должен быть всесторонне образованным человеком и одаренным литератором. Его главная задача – максимально точно донести значение написанного. Переводоведение давно стало отдельной и важной отраслью филологической науки. Практические приемы, давно знакомые человечеству, были зафиксированы, изучены и описаны. Тем не менее, перевод – это не просто механическая работа, но во многом творческий процесс.

В жизни Церкви переводы имеют огромное значение. Священное Писание распространялось по миру благодаря усилиям переводчиков. К настоящему времени Библия переведена полностью на более чем 450 языков, а частично – на две с половиной тысячи языков мира. Свет Христовой истины достигает малых народов, которые не включены в современный цивилизационный процесс. Большой вклад в эту подвижническую работу внесли миссионеры Русской Православной Церкви. В XIX веке русские монахи проповедовали среди коренных народностей Северной Америки. Они перевели Библию на местные языки и даже разработали для аборигенов алфавит. Выдающуюся роль в миссионерском и просветительском служении Русской Церкви в Новом Свете в 40-50-е годы XIX столетия сыграл митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов), именуемый «апостолом Америки и Сибири».

Богатая история Русской Церкви знает и другие подобные примеры. Святителя Николая (Касаткина) называют апостолом Японии и причисляют к числу равноапостольных святых за его деятельность по проповеди христианства среди японцев и переводческую деятельность в этой стране.

Удивительно, но еще в XIV веке наша Церковь знала примеры подобной деятельности. И здесь нельзя не вспомнить о святителе Стефане Пермском, который пришел в совершенно дикие тогда северные края нашей страны, где проповедовал христианство среди коми-пермяков, переводил уже тогда на их язык богослужение и Священное Писание.

Переводческо-миссионерские труды осуществляются Церковью и сегодня. В нашей многонациональной стране это является не только фактором распространения христианской веры, но и сохранения национальных культур. Если богослужения будут совершаться для малых этнических групп на понятном для них языке, это будет дополнительным средством укрепления веры в Спасителя.

Церковь хорошо помнит слова апостола Павла: «Если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу?» (1 Коринф. 14. 6). Апостол подчеркивал, что людям важно сказать пусть несколько слов, но понятных и исполненных смысла, чем непонятных и бессмысленных: «В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (1 Коринф. 14. 19).

Предвосхищая ваш вопрос о церковнославянском языке в нашем православном богослужении, я хочу отметить, что этот язык не является чем-то незнакомым и чуждым русскому языку. Весь наш язык буквально пропитан церковнославянизмами. Даже попытка изгнать все церковное из всех сфер жизни и культуры, предпринятая в XX веке большевиками, ни к чему не привела.

Другое дело, что наши богослужебные тексты на церковнославянском нередко содержат неудачные кальки с греческого языка. Эти малопонятные места в текстах должны быть пересмотрены специалистами. Кстати, эта работа неоднократно в истории нашей Церкви производилась, иногда более удачно, иногда – менее. Церковнославянский язык – не мертвый и не совершенно застывший язык: он развивается, хотя и медленно и как бы вслед за русским языком. Два языка взаимно обогащают друг друга, и нет повода мешать этому давнему и полезному процессу.

Возвращаясь к переводческой работе, хочу сказать, что переводчик несет как профессиональную, так и моральную ответственность за каждое переведенное им слово. Он всегда должен помнить, что выполненный им труд предстанет на суд публики, которая именно по переведенному тексту будет составлять то или иное представление об оригинальном тексте. А это значит, что переводчик держит ответ перед автором и читателями. Обмануть их – значит совершить профессиональное преступление и безнравственный поступок. В жизни общества часто возникают случаи, когда неточный перевод, неверно истолкованные фразы становились причинами конфликтов, недопонимания и скандалов.

Церковный переводчик, помимо всего прочего, ответственен и за правильную передачу богооткровенных истин. В истории христианской Церкви перевод порой становился причиной внутренних раздоров. Примером может послужить церковная реформа середины XVII века в России, в ходе которой была осуществлена попытка пересмотра богослужебных книг путем сверки с греческими текстами. Ее проведение инициировал тогдашний Патриарх Никон. В частности, был приведен в полное соответствие с греческим оригиналом текст Символа веры. Эти действия, вкупе с другими переменами в литургической теории и практике, вызвали протесты у части православных верующих. Произошел болезненный раскол в Русской Церкви, последствия которого окончательно не преодолены до сих пор.

Я сам достаточно хорошо знаком и с работой на иностранных языках, и с переводческим трудом. Одну из своих книг – о преподобном Симеоне Новом Богослове – я написал на английском, другую – о преподобном Исааке Сирине – писал одновременно на двух языках – английском и русском. С греческого языка мне довелось переводить труды святителя Мелитона Сардийского, преподобного Романа Сладкопевца, преподобного Симеона Нового Богослова, а с сирийского языка – творения преподобного Исаака Сирина. Должен сказать, что перевод, особенно с древнего языка – очень трудное занятие: у меня на перевод одной страницы текста Исаака Сирина уходило в десять или двадцать раз больше времени, чем на написание аналогичного текста на русском языке. Но переводческая работа всегда доставляла мне творческую радость и удовлетворение. Переводя творения древних авторов, ты погружаешься в их мир, проникаешься их духом, получаешь уникальную возможность особым образом следить за их ходом мысли.

Нужен ли иностранный язык церковному человеку?

Изучение иностранных языков играет значимую роль в подготовке будущих священнослужителей Русской Православной Церкви. Учащиеся наших семинарий и академий осваивают латынь, древнегреческий и церковнославянский языки, а также один или два современных языка. Однако я считаю, что нам необходимо еще больше внимания уделять иностранным языкам – выделять на них больше часов, привлекать современные методики преподавания. Очень важно, чтобы священнослужители, которые трудятся за границей и представляют там нашу Церковь, знали язык местного населения, а также его культуру, традиции, менталитет. Перед ними стоит задача свидетельствовать о Православии, о духовной культуре нашей страны, и они должны уметь правильно и корректно донести нужную информацию до самых разных людей – прихожан, гостей храма, представителей общественности, интеллектуальной элиты, политических кругов, бизнеса. В этом ваш университет, где знают и преподают самые различные языки, я надеюсь, сможет нам помочь. Ведь далеко не во всех странах есть представительства Русской Православной Церкви, а иногда в их открытии ощущается большая нужда.

Сегодня Общецерковная аспирантура и докторантура и Московский государственный лингвистический университет подписывают соглашение о сотрудничестве. В нашем учебном плане важное место занимают языковые дисциплины. Каждый аспирант должен к моменту защиты диссертации овладеть хотя бы одним иностранным языком. Слушатели программы повышения квалификации, среди которых есть и будущие архиереи нашей Церкви, изучают английский язык как обязательный. В качестве второго языка они могут выбрать немецкий, итальянский, испанский, болгарский или какой-либо иной. Некоторые преподаватели сами являются носителями языка. Я надеюсь, что с вашей помощью мы расширим тот круг языков, который преподается нашим учащимся, и рад тому, что наше соработничество получает документальное оформление. Уверен также, что этот договор послужит дополнительным импульсом для развития филологической науки, в рамках которой разрабатывается большое количество «церковных» тем.

Я благодарю вас за внимание и буду рад ответить на вопросы студентов, аспирантов и сотрудников вашего университета.

фото20 апреля 2010 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялись лекции епископа Павлово-Посадского Кирилла, председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, наместника Донского ставропигиального монастыря.

Владыка посвятил свое общение с учащимися двум темам: «Актуальные вопросы епархиального и приходского управления Русской Православной Церкви» и «Взаимоотношения Церкви и казачества».

Перед началом занятий епископа Кирилла от имени ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополита Волоколамского Илариона приветствовал секретарь Ученого совета А.И.Мраморнов.

На лекциях присутствовали слушатели программы повышения квалификации, а также аспиранты и докторанты в священном сане.

 

{gallery}/news/052010/11/{/gallery}

фото

15 апреля 2010 года в Даниловом монастыре в Москве прошла конференция Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия «Часослов и службы суточного круга: история и современная практика».

Первая сессия конференции была посвящена научной проблематике возникновения и развития Часослова в контексте общей истории литургической книжности; во время второй сессии обсуждались вопросы церковно-практического характера.

Во время научной сессии конференции свои доклады представили профессор Богословского факультета Университета Осло Симеон Фрейсхов; старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН А.Ю.Виноградов; Е.Э.Слива (Санкт-Петербург); профессор римского университета святого Ансельма Стефано Паренти; заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры, доцент Московской Духовной академии священник Михаил Желтов; протоиерей Георгий Крылов (Москва); заведующий редакцией богослужения и литургики ЦНЦ «Православная энциклопедия» А. А. Ткаченко. Каждый доклад сопровождался академической дискуссией.

фото

Церковно-практическая сессия конференции прошла в форме круглого стола. Состоялся плодотворный обмен мнениями по вопросам совершения служб суточного круга, их восприятия клириками и мирянами, практики ежедневной келейной молитвы. Своими взглядами относительно существующих в этой области проблем и возможных путей их решения поделились игумен Петр (Мещеринов), протоиерей Георгий Крылов, протоиерей Максим Козлов, другие священнослужители города Москвы, представители Издательства Московской Патриархии, специалисты в области литургики, студенты духовных учебных заведений Москвы.

 

 

 

 

 

фото

В Лиссабоне по приглашению Всехсвятского прихода Московского Патриархата прошли лекции преподавателя Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, научного сотрудника Института востоковедения Российской академии наук, консультанта Института перевода Библии А.С.Десницкого.

11 апреля 2010 года после Божественной литургии А.С.Десницкий прочитал для прихожан лекцию «Ветхий Завет о Христе»; 13 апреля, в рамках программы приходских Библейско-богословских курсов, – лекцию «Книга Иова» (А.С.Десницкий является автором комментированного перевода этой библейской книги на современный русский язык). По окончании лекций докладчик ответил на многочисленные вопросы слушателей.

Встречи с церковными и светскими учеными стали во Всехсвятском приходе доброй Лиссабона традицией. Перед православными верующими португальской столицы выступали с докладами и лекциями архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп («О церковной ситуации на Украине»), протоиерей Геннадий Фаст («Мудрость в Ветхом Завете» и «Книа «Екклесиаст»), Анатолий Конотоп («Расшифровка рукописей Супрасльского монастыря»), Михаил Шкаровский («Гонения на Церковь в 20-30-е годы XX века» и «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны»), Лучано Маникарди («Как молиться псалмами»), Адальберто Майнарди («Lectio divina: опыт молитвенного чтения Священного Писания в западной монашеской традиции»), Толентино Мендонса («Тема радости в посланиях апостола Павла»), Ольга Овчаренко («Луиш Камоэнс как основоположник португальской литературы»).

{gallery}/news/052010/12/{/gallery}

фото

14 апреля 2010 года под председательством митрополита Волоколамского Илариона состоялось заседание Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В заседании также приняли участие члены Ученого совета: проректор протоиерей Владимир Шмалий, первый заместитель председателя Учебного комитета, заведующий кафедрой богословия архимандрит Кирилл (Говорун), заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей, исполняющий обязанности секретаря по делам дальнего зарубежья ОВЦС священник Сергий Звонарев, заведующий кафедрой церковных искусств и археологии священник Стефан Ванеян, заведующий кафедрой истории А.Ю.Андреев, заведующий кафедрой философии В.Н.Катасонов, секретарь Ученого совета А.И.Мраморнов. Также на заседании присутствовал игумен Петр (Еремеев).

Ученый совет подвел итоги занятий во II триместре и обсудил ряд важных вопросов, связанных с дальнейшим развитием учебного заведения. Были назначены даты кандидатских экзаменов для аспирантов. Также сформулированы требования, предъявляемые к написанию диссертаций и одобрен проект «Положения о порядке присуждения ученых степеней в Общецерковной аспирантуре и докторантуре».

Кроме того, Ученый совет принял решение об открытии в учебном заведении со следующего 2010 – 2011 учебного года двухлетней магистерской программы. В связи с этим предполагается для всех поступающих в Общецерковную аспирантуру и докторантуру провести летом текущего года День открытых дверей.

{gallery}/news/052010/13/{/gallery}

фото

14 апреля 2010 года Общецерковную аспирантуру и докторантуру Русской Православной Церкви имени святых Кирилла и Мефодия посетил руководитель германской службы академических обменов доктор Грегор Бергхорн.

В беседе с Г.Бергхорном приняли участие проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии протоиерей Владимир Шмалий и заведующий кафедрой богословия Общецерковной аспирантуры и докторантуры, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архимандрит Кирилл (Говорун).

В ходе встречи были обсуждены перспективы обучения и стажировок учащихся Общецерковной аспирантуры и докторантуры в университетах Германии, а также академических обменов на уровне профессорско-преподавательского состава.

фото

12 и 13 апреля 2010 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия прошли лекции известного американского ученого, видного специалиста по исследованию религии, директора Института изучения христианства и политики имени Пола Генри профессора Корвина Шмидта.

Профессор рассказал о секуляризационных тенденциях в США, американской церковной жизни, социальном служении религиозных объединений и ответил на вопросы аспирантов.

Уже не первый раз в Общецерковной аспирантуре в рамках академического лектория проходят лекции зарубежных ученых. Их задача – познакомить учащихся с тенденциями в мировой богословской и гуманитарной науке.

logo-new.png

14 апреля 2010 года на заседании Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, прошедшем под председательством ректора – митрополита Волоколамского Илариона, было принято решение об открытии магистерской программы.

На эту форму обучения смогут поступить выпускники духовных семинарий и светских вузов, имеющие диплом бакалавра или специалиста. По окончании обучения студенты получат диплом магистра богословия церковного образца.

В преподавании предметов в рамках магистерского курса предполагается применять инновационные методики, которые позволят вывести на качественно иной уровень высшее богословское образование в Русской Православной Церкви.

Дополнительная информация о наборе на магистерскую программу будет опубликована позднее.

фото

14 апреля 2010 года ректор Общецерковной аспирантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион посетил Российский государственный социальный университет (РГСУ). Владыку встречал ректор вуза, академик РАН В.И.Жуков, который ознакомил гостя с работой университета.

В.И.Жуков и митрополит Иларион посетили домовый храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Закладка храма состоялась в 2004 году, в 2006 году церковь освятили и в настоящее время в ней совершаются богослужения.

Затем председатель ОВЦС осмотрел Электронную социальную библиотеку, побывал в аудиториях и музее вуза. Ректор университета рассказал о проекте мемориала, посвященного Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, который планируется открыть к 9 мая.

РГСУ был основан в 1991 году. В настоящее время он имеет 42 филиала в разных городах России. В нем обучается 128 тысяч студентов по 151 специальности. По численности учащихся вуз является самым большим в России. Среди его выпускников 12 олимпийских чемпионов, 14 гроссмейстеров, 72 чемпиона мира.

При университете действует учебно-реабилитационный комплекс, реализуются физкультурно-оздоровительные программы для инвалидов. В этом году РГСУ выиграл Всероссийский конкурс «Вуз здорового образа жизни»: на всей территории вуза запрещено курение.

В зданиях университета в советское время находился Коминтерн, а затем школа разведчиков. Этому периоду также посвящена одна из выставок университета.

В актовом зале митрополита Волоколамского Илариона приветствовали Пасхальным тропарем, который исполнил академический и смешанный хор РГСУ. На расширенном заседании Ученого совета, председателем которого является В.И.Жуков, было принято решение о присуждении митрополиту Илариону степени почетного доктора Российского государственного социального университета. Владыке вручили диплом и мантию. В режиме реального времени работа заседания транслировалась в филиалах вуза по всей стране.

Председатель ОВЦС поблагодарил ректора и членов Ученого совета за высокую награду и обратился с архипастырским словом к собравшимся в зале преподавателям и студентам.

По окончании выступления митрополит Иларион ответил на многочисленные вопросы, в частности, об актуальности теологического образования и о возможности поступления выпускников РГСУ в Общецерковную аспирантуру и докторантуру. На память владыка Иларион подарил В.И.Жукову Казанский образ Божией Матери.

Со своей стороны ректор РГСУ отметил большую значимость такого документа Русской Православной Церкви, как Основы социальной концепции. Он напомнил, что христианская вера наполнена примерами пасторских посланий и предложил в ходе проведения X Всероссийского научно-педагогического социального конгресса одну из секций посвятить изучению и подведению итогов реализации Основ социальной концепции Русской Православной Церкви.

По завершении работы заседания Эстрадно-симфоническим оркестром и хором РГСУ была представлена музыкальная программа, в которой прозвучали произведения русских классиков, а также митрополита Илариона – фрагменты из оратории «Страсти по Матфею» и «Всенощного бдения» под управлением заслуженного работника культуры, доктора философских наук профессора К.Н.Кострикова.

Докторами РГСУ honoris causa также являются Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, губернатор Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко, заместитель Председателя Государственной Думы Российской Федерации Л.К.Слиска и другие известные политические и общественные деятели.

{gallery}/news/042010/01/{/gallery}

logo-new.png

На расширенном заседании Ученого совета РГСУ было принято решение о присуждении митрополиту Илариону степени почетного доктора Российского государственного социального университета.

Глубокоуважаемый Василий Иванович! Уважаемые члены Ученого совета, сотрудники и учащиеся Российского государственного социального университета!

Христос воскресе!

Я очень рад возможности выступить в ведущем отечественном университете социальной направленности и благодарю ректора и Ученый совет за оказанную мне честь быть избранным почетным доктором РГСУ. Присуждение мне степени почетного доктора означает принятие меня в вашу университетскую корпорацию, что для меня важно в связи с той большой ролью, которую играет в нашем обществе социальная наука.

В то же время должен сказать, что эту почетную степень я воспринимаю скорее как признание не моих личных заслуг, но заслуг Русской Православной Церкви в ее социальной работе. Ваш университет одним из первых увидел открытость Церкви к совместному с ученым сообществом изучению существующих в нашем социуме проблем, для их совместного решения и преодоления всех трудностей.

В своем нынешнем служении Церкви я совмещаю две ответственные должности, порученные мне Святейшим Патриархом и Священным Синодом – председателя Отдела внешних церковных связей и ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

В отличие от Отдела внешних церковных связей, история которого насчитывает уже более шести десятилетий, Общецерковная аспирантура – совсем новое учебное заведение. Ее основателем является Святейший Патриарх Кирилл, который уделяет особое внимание подготовке квалифицированных специалистов для ответственного церковного служения. Одновременно это наша церковная площадка для тесного сотрудничества со светской образовательной системой.

Современное церковное образование – это не узкий набор основных богословских предметов. Оно не может не включать самый широкий спектр дисциплин, в том числе светских, поскольку Церковь действует в изменяющемся и глобализирующемся мире. Несмотря на очевидную унификацию, наш мир всё больше усложняется.

Все эти процессы отражаются на жизни Церкви и общества. А это, в свою очередь, означает, что социум становится объектом пристального внимания не только для светских ученых, но и для церковных. И пока собственных наработок у церковной науки в плане изучения общественных процессов не так много, для нас важно установить тесный контакт со светской наукой.

Церкви не обойтись без взаимодействия со светской наукой. Но думаю, что есть и обратная необходимость. В современном сложном мире, наполненном трагическими событиями и явлениями, людям необходима духовная поддержка. Поиски ее идут постоянно, и, конечно, хорошо если они заканчиваются приходом человека в Церковь, где он обретает абсолютную Истину.

Но ведь эти поиски могут закончится и иным образом. Можно увлечься ложными учениями, можно метаться и не найти покоя для своей души. От чего зависит исход духовных поисков человека? Безусловно, он тесным образом связан с его положением в обществе, с состоянием самого общества, но также и с тем, как действует на умы людей церковная проповедь. С этой точки зрения для Церкви важно знать и понимать параметры духовной жизни отдельных людей и социальных групп. Ведь мы не можем рассматривать людей лишь в качестве деталей одного большого механизма. Каждый человек – неповторимая личность, образ и подобие Божие. Поэтому изучая процессы, происходящие в обществе, важно учитывать богодарованное достоинство человека.

И если у Церкви нет пока своей мощной науки об обществе, то Священное Писание и Предание церковное дают нам ясные богословские, вероучительные ориентиры в социальной сфере. Это социальное учение христианства.

Как показывает двухтысячелетняя история христианства, привнесение в общественную жизнь заповеданных Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом принципов любви, милосердия, всепрощения способствует изменению устройства социума, изгнанию из него ожесточения, вражды. Напротив, как только Божественные заповеди предаются забвению или, хотя на словах и произносятся, но на деле не исполняются, общество в целом начинает саморазрушаться: одни люди ополчаются на других, дух вражды захватывает всех, словно заразная болезнь.

Церковь – сообщество всех верующих, но Спаситель особенно подчеркивал, что Он воплотился, обновил человеческую жизнь, прежде всего, для того, чтобы поддержать страдающих людей. «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою Вас» (Мф. 11: 28), сказал Господь Иисус Христос.

Церковное право закрепляет за духовенством обязанность оказывать помощь нуждающимся. 59-е правило святых Апостолов вообще предписывает запрещать в служении тех, кто «нуждающемуся не подает потребного», а коснеющих в этом (то есть многократно отказавшихся помочь страждущему) извергать из сана. Строгость канонических установлений, от которых, конечно, в реальной жизни есть отступления в силу человеческой немощи и греховности, показывает нам, на какое высокое место Церковь ставит общественное служение своих членов.

Социальную деятельность Православной Церкви регламентирует не только древнее Предание, на котором базируется и вся последующая богословско-каноническая мысль, но и современное церковное право. В нашей Русской Церкви десять лет назад на Юбилейном Архиерейском соборе был принят документ, практически не имеющий аналогов в других Поместных Православных Церквах – Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Это плод соборной работы, проводившейся на протяжении нескольких лет, это документ, который регламентирует основные принципы взаимоотношений с государством и обществом, этические принципы, отношение к собственности, войне и миру, труду, медицине, средствам массовой информации, экологии и проблемам глобализации.

Любое изучение общества и происходящих в нем процессов, а также кодификация церковного соборного учения об обществе имеет прямой практический выход. В связи с этим я хочу сказать, что Святейший Патриарх Кирилл уделяет очень большое внимание социальному служению Церкви. Социальная функция Церкви многогранна: Церковь осуществляет помощь людям, находящимся в больницах, в тюрьмах, а также малоимущим, обездоленным, инвалидам, сиротам и всем тем, от кого отказались родные и близкие.

Заниматься социальным служением Русская Церковь начала с первых дней своей истории. Креститель Руси, великий князь Владимир, особенно в последние годы своей жизни пытался претворить евангельский идеал на практике: раздавал милостыню нищим, кормил голодных, укрывал не имеющих пристанища. Этот импульс горячей веры Крестителя Земли Русской, к сожалению, далеко не всегда становился решающим принципом в государственной политике. Но самое главное, что Церковь на протяжении всей нашей истории являлась хранительницей Истины и учение о любви и подлинной нравственности. Она помогала нашим предкам сохранить доброе нравственное чувство, любовь к своим ближним, раскаяться в своих грехах, обрести в вере надежду и опору.

Для примера вспомним о XIX веке. Когда мы в школе изучали курс истории, в нашем сознании создавалась какая-то слишком односторонняя картина: войны, ведшиеся с переменным успехом, крепостное право, хотя и отмененное, но на невыгодных для крестьян условиях; на страницах учебников создаются портреты царей, государственных мужей, полководцев. За всем этим практически незамеченным остается тот огромный потенциал нашего народа, который в полной мере раскрылся в этом в целом спокойном и мирном веке и выражался в частности в стремлении спасти от беды ближних, организовать взаимопомощь, найти способ выживания для всех, потерявшихся в этой жизни.

И Церковь, имевшая тогда статус государственной, была мощным двигателем социальных проектов. Миряне и духовенство, осознавая себя частями единого организма, организовывались в этот период в многочисленные братства, важнейшей задачей которых была как раз «низовая» (на приходском уровне) помощь страдающим. В учебных заведениях (как светских, так и церковных), приютах, разных общественных учреждениях создавались общества взаимопомощи и вспомоществования нуждающимся воспитанникам и сотрудникам. Это было повсеместным явлением, которое как бы восполняло недостатки государственной социальной политики.

Некоторые примеры занимают особенно важное место в истории нашей Церкви. Великий святой XIX – начала XX вв. протоиерей Иоанн Кронштадтский создал Дом трудолюбия, в котором нищие могли найти пропитание, кров и заработать себе на жизнь. Подобные дома трудолюбия стали возникать по всей России, и эта традиция продолжалась до революции 1917 г. Многие из нищих были людьми потерявшими не только человеческое достоинство, но и веру. В домах трудолюбия им помогали обрести и то, и другое. Физический труд означал выход из нищеты, молитва вела к обретению духовного равновесия. Надо сказать, что и в наше время кое-где возрождается традиция создавать дома трудолюбия. Например, подобный дом действует на Дальнем Востоке при храме Преображения Господня города Спасск-Дальний. Я думаю, что все здоровые силы общества должны поддержать подобные начинания.

Ещё один яркий и трогательный пример социального служения Церкви дает нам история Марфо-Мариинской обители в Москве. После гибели генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича его супруга Елизавета Федоровна решила посвятить свою жизнь делу милосердного служения ближним. На собственные средства она основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, где стала первой настоятельницей. Марфо-Мариинская обитель была уникальным явлением в истории России. Здесь сестры не только молятся за весь мир, как во всех монастырях, но еще и помогали ближнему своим личным трудом и участием.

До революции 1917 года в обители на Большой Ордынке неимущие люди могли найти себе духовное утешение и реальную помощь. Здесь были устроены две церкви, часовня, бесплатные больница, аптека, амбулатория, столовая, воскресная школа, приют для девочек-сирот и библиотека. На наружной стене обители висел ящик, в который нуждающиеся бросали записки с просьбами о помощи, и этих просьб удовлетворялось до 12 тысяч в год. Лучшие врачи Москвы работали в больнице при Обители и здесь же обучали сестер основам медицины. Особо они готовились ухаживать за смертельно больными.

Елизавета Федоровна вела жизнь подвижницы, проводя время в молитвах и в уходе за тяжелобольными, ассистировала врачам на операциях и собственноручно делала перевязки. По свидетельствам пациентов, от самой Великой Матушки (так называли ее москвичи) исходила какая-то целительная сила, которая благотворно влияла на них и помогала выздороветь — здесь исцелялись те, кому везде отказывали в помощи. На Рождество в обители устраивались елки для бедных детей с подарками и теплой одеждой, изготовленной руками сестер. Был создан приют для неизлечимо больных туберкулезом, общежитие для мальчиков, составивших артель посыльных, дом работниц для девушек с дешевой или бесплатной квартирой, где они уберегались от голода и влияния улицы.

Настоятельница собиралась открыть отделения обители по всем губерниям России, устроить загородный скит для ушедших на покой сестер, а в самой Москве организовать во всех ее частях детские приюты, богадельню и построить дом с дешевыми квартирами для рабочих.

В апреле 1918 года Великая княгиня была арестована большевиками и сброшена в шахту близ г. Алапаевска. После гибели настоятельницы обитель просуществовала до 1926 г., когда по решению советского правительства Обитель была закрыта, а сестры изгнаны.

В 1992 году Великая княгиня Елизавета была канонизирована Русской Православной Церковью, и в этом же году началось постепенное возрождение обители, к настоящему моменту практически завершенное. Сейчас при обители действуют различные социальные службы, например клиника для реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом.

А имя великой княгини широко известно не только у нас в России, но и зарубежом. Ее любовь и сострадание простирались на всех страждущих. Великую княгиню по праву считают своей святой как россияне, так и жители многих европейских стран. Сегодня пример Елизаветы Федоровны объединяет и вдохновляет многих на дело милосердного служения ближним. В разных уголках мира создаются сестричества, приюты и благотворительные общества, названные в честь святой преподобномученицы Елизаветы – покровительницы дел милосердия и благотворительности.

И сегодня Русская Православная Церковь много делает для того, чтобы помочь нуждающимся. Та или иная социальная инициатива в Церкви может возникать на разных уровнях: от приходского до общецерковного. Например, при Отделе внешних церковных связей далеко не первый год действует Круглый стол по религиозному образованию и диаконии (социальному служению), одной из важных задач которого является церковная помощь ВИЧ-инфицированным.

Церковная программа по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИДа действует с 2001 года. В её рамках оказывается помощь людям, живущим с ВИЧ, которые нуждаются в уходе; создаются церковные реабилитационные центры, консультационные службы и телефоны доверия по проблемам ВИЧ/СПИДа. Православные священнослужители осуществляют духовную и психологическую поддержку ВИЧ-инфицированным в местах лишения свободы, больницах.

При приходах создаются группы взаимопомощи для людей, живущих с ВИЧ и их близких. Большая работа ведется по обучению священнослужителей, церковных социальных работников, сестер милосердия работе с ВИЧ-инфицированными, при этом используются самые современные обучающие технологии, разрабатываются специальные обучающие программы, позволяющие готовить специалистов высокого уровня.

Особое внимание Церковь уделяет программам, направленным на воспитание детей и молодежи в духе традиционных христианских ценностей. Так, в настоящее время в ряде регионов успешно распространяется программа профилактики рискованного поведения подростков «ЛадьЯ». Она не ставит своей задачей непременно воцерковить всю молодежь, а направлена на формирование у подростка представлений об этических христианских ценностях. На этих уроках дети обсуждают важнейшие вопросы: о свободе, смысле жизни, культуре, любви, семье. Программа учит подростков самостоятельно принимать решение и нести ответственность за свой выбор, за свое здоровье; учит строить отношения с окружающими и разрешать конфликты; помогает осознать себя как личность и ценить тех, кто рядом.

Но в нашем обществе слишком много страдания, и чтобы помочь всем страждущим требуются колоссальные ресурсы: денежные, кадровые, интеллектуальные, духовные. Сколько вокруг нас больных, нищих, бездомных, расслабленных и телом, и душой, не имеющих возможности выбраться из тех жутких условий, в которых они находятся! Действительно, если мы придем на любой вокзал в крупных городах России, зайдем на станции метрополитена, то увидим лиц без определенного места жительства, инвалидов, просящих милостыню, людей по-настоящему униженных и оскорбленных. Человек без определенного места жительства – это не тот, кого надо изгнать из любого места, в которое он придет, ведь он носит в себе образ и подобие Божие. И здоровое или хотя бы выздоравливающее общество должно найти путь к тому, чтобы вернуть его к нормальной жизни. Отмыть, накормить, поселить в достойные условия, побудить всех этих людей к посильной трудовой деятельности  – это совместная задача государства, общества, Церкви и всех традиционных конфессий. Для ее решения в конечном счете необходимы перемены в сознании, и кто, как не будущие социальные работники, социологи, способны осуществить в этой сфере качественные изменения в лучшую сторону?

Но, к сожалению, в отношении всех страдающих людей, о которых я упоминал, применимы слова Спасителя, которые нам передает евангелист Матфей: «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9: 37). Желающие на постоянной основе помогать ближним, посвятить свою жизнь такому жертвенному служению в любом обществе составляют меньшинство. Работа на ниве социальной помощи – это подвиг. В ней едва ли можно снискать богатство, далеко не всегда получить земную славу, к которой многие представители века сего столь активно стремятся, но зато это деятельность, позволяющая накопить сокровища на небесах. Поэтому я желаю, чтобы каждый из вас, чья профессия согласно диплому будет связана с социальной работой, нашел в себе силы не свернуть с избранного пути и не уйти в сферы деятельности, которые кажутся более модными и выгодными. Господь Сам говорит о той мзде, которую получают встающие на путь помощи ближним, именно они будут наследовать Царствие Небесное: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 35 – 36, 40). Таким образом, любая помощь страждущим людям – это служение Самому Богу.

Обращаясь к проблемам современности, я хочу вновь подчеркнуть важность того дела, которым занимается ваш университет. Чтобы осуществлять грамотно и ответственно социальное служение, чтобы оно попадало в цель, а не растворялось, как капля в море страдания и нужды, социальная наука должна показать приоритеты этого служения. Очевидно, что одного желания послужить ближнему недостаточно даже для отдельного человека, а для Церкви как целой общины верующих служение людям, хотя и является ее важнейшей миссией, но одновременно требует серьезной работы по правильной организации этого служения.

Священники, которые отправляются на социальное служение, назначаются ответственными за него в своих приходах, благочиниях или епархиях, должны не только иметь какую-либо практику, но и теоретически представлять себе, как помочь опекаемому или тому или иному сообществу и социальной группе. Социальная психология знает как изменяющиеся факторы социального действия, так и почти перманентные, архаичные, корни которых уходят в века. Есть индивидуальные особенности человека, а есть общие черты той или иной социальной группы. Не зная и не учитывая их, можно доброе намерение послужить ближнему обратить в негатив.

И наоборот, любое социальное служение трудно осуществлять без духовной составляющей. Государственная социальная поддержка, как правило, выражается в выделении средств на те или иные социальные проекты. Причем само оформление поддержки зачастую связано с непростой бюрократической процедурой, пройти через которую больному, страждущему бывает очень сложно. Но и получив материальную поддержку, социально незащищенные люди испытывают элементарные трудности: они не находят человеческого сочувствия, даже душевной поддержки, не говоря уже о том, что у них нет сил на устроение своего духовного мира.

Полагаю, что социальный работник, даже если он по сути государственный чиновник, не может быть только бюрократом, а обязан за пеленой статистики, отчетности и прочих бумажных показателей видеть живых людей, уметь понять их и помочь им не только формально, в соответствии с требованиями закона, но в конце концов – постараться помочь и в духовном отношении. И вот эту составляющую социального служения государства и общества Церковь готова помочь формировать у будущих социальных работников, уже начиная с их студенческих лет. У Церкви имеется большой опыт духовной поддержки людей, но эта поддержка чаще всего оказывается тем, кто сам за ней обратился. А ведь она нужна и тем, кто не может собраться с силами, чтобы признаться в этом, кто не находит возможности обратиться за ней. О такой нужде должен знать социальный работник, который может призвать священника, чтобы совместными усилиями помочь страждущему.

В современном многоконфессиональном и одновременно сильно секуляризировавшемся обществе социальный работник далеко не всегда может обратиться за помощью к Церкви, да и страждущий от этой помощи может отказаться. В этом случае социальный работник фактически должен сам выполнять функции и психолога, и духовного наставника. Это задача не из легких. Но и здесь могут помочь те духовные сокровища, которые накоплены христианством, в частности в святоотеческом Предании, ведь исцеление от социальных недугов чаще всего невозможно только с помощью экономических мер. Духовное побуждение жизненно необходимо в этом трудном служении.

Мне хотелось бы затронуть еще одну тему социального характера. Она касается положения в обществе и Церкви женщины. Вопрос о том, почему женщины не могут стать священниками и не дискриминирует ли тем самым Церковь всех женщин, является одним из самых популярных среди вопросов, адресуемых священникам и архиереям в нашей стране. Мне также уже приходилось отвечать на этот вопрос. И я хочу подчеркнуть, что женщина занимает очень важное положение в Церкви: можно назвать многие сферы церковной и общественной жизни, где без женского труда и участия практически невозможно обойтись. Но самое главное заключается в том, что женщина – продолжательница человеческого рода, ей уготована особая важная роль. Если мы выступаем за полное уравнение женщины и мужчины, то фактически мы восстаем против Бога, который создал мужчин и женщин разными по своим физическим возможностям, душевному и духовному устройству. Впрочем, совершенно ясно, что не должно быть общественной дискриминации по половому признаку в тех сферах, где нет глубинного, заповеданного Богом и освященного вековой традицией различия в социальных ролях.

В связи с вопросом о правах и обязанностях хочется обратить внимание на разный подход к морали в светской и религиозной системе координат. С точки зрения гуманистической морали, единственным ограничителем свободы человека является свобода других людей: нравственно то, что не задевает интересы других; безнравственно то, что ущемляет их свободу. Но с точки зрения религиозного человека, совсем не все, что не задевает непосредственно интересы других людей, является нравственно допустимым. И истинной свободой для верующего является не вседозволенность, но освобождение от греха, преодоление в себе того, что препятствует духовному совершенствованию.

Разница двух подходов видна на проблеме абортов: если либерально-гуманистический взгляд ставит на первое место право женщины совершать аборт, то религиозные люди свидетельствуют о том, что при этом совершается тяжелейший грех – убийство едва зародившейся человеческой жизни.

В наше время очень часто говорят о путях решения демографической проблемы. При этом часто предпочитают даже не упоминать о том, что около двух миллионов человеческих жизней ежегодно в нашей стране прерывается в абортариях. Я думаю, что настало время как можно громче заявить об этом страшном грехе всего нашего общества и в отдельности – женщин, совершающих подобные злодеяния, мужчин, их на это подталкивающих, и врачей, совершающих убийства нерожденных детей. Решение этой грандиозной проблемы – сфера совместного делания Церкви и социологов-ученых, социальных работников – практиков.

В заключение мне хочется сказать вам еще несколько слов о вашей важной миссии. Ваш университет готовит кадры для социально-трудовой деятельности, пенсионного обслуживания, социальной реабилитации. Можно сказать, что из светских вузов ваш университет самый близкий Церкви по стоящим перед ним задачам. Социальная сфера – основная, где может с наибольшей пользой проявиться соработничество Церкви, государства и общества.

Профессия социального работника по своей сути очень близка профессиям врача и священника. Осуществлять свои обязанности эти люди не могут и не должны как бы из-под палки, нехотя. Они должны помнить, что перед ними живые, нуждающиеся в помощи и поддержке люди. Я очень надеюсь, что большинство из вас станет такими ответственными служителями своему народу, своим ближним и собратьям. И я очень надеюсь, что мы всегда найдем точки соприкосновения в этом непростом и благородном деле.

Ваш университет готовит кадры не только собственно для социального служения, но и для других сфер деятельности. Многим профессиям, если не сказать всем, необходима нравственная составляющая, моральные основания. Из стен РГСУ выходят администраторы, журналисты, специалисты в области информационных технологий, психологи, экономисты, экологи и даже теологи.

Разве можно трудиться во всех этих сферах, опираясь исключительно на знания и методы и забывая о том, что каждый человек, с которым приходится иметь дело профессионалу в его служении – это образ Божий?

И наконец несколько слов в Ваш адрес, уважаемый Василий Иванович! Вы видный ученый и выдающийся организатор образовательного процесса. Вы создали почти с нуля главный социальный вуз в нашей стране, преодолев некогда многочисленные трудности и даже сопротивление. У РГСУ большая филиальная сеть и одновременно ведется большая научно-исследовательская работа. И я знаю, что у вас есть чему поучиться, например, строгому контролю за качеством образовательного процесса.

Очень важно, что в вашем университете есть храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери, открытый каждый день, куда могут в любой момент прийти помолиться как студенты, так и сотрудники. Пока еще немногие учебные заведения имеют свои домовые храмы, но отрадно, что их становится все больше, и добрая традиция возрождается в Русской Церкви.

Я надеюсь на наше сотрудничество с Российским государственным социальным университетом и еще раз благодарю Вас, Василий Иванович, за возможность пообщаться с Вами и Вашими коллегами.

logo-new.png

15 апреля 2010 года Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия проведет научную конференцию и круглый стол по теме: «Часослов и службы суточного круга: история и современная практика».

В конференции примут участие российские и зарубежные специалисты. Круглый стол, посвященный практическим аспектам совершения вечерни, утрени и других служб суточного круга, соберет известных московских священников и всех, интересующихся содержанием и современным осмыслением этих служб.

Мероприятия пройдут в зале заседаний Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи. Начало научной части конференции в 11.00, круглого стола – в 15.00.

Адрес: Даниловский вал, дом 13а (желтое здание напротив входа в Данилов монастырь) Со схемой проезда можно ознакомиться здесь.

Программа конференции

11.00–13.30 Научные доклады:

С.Фрейсхов (Осло, Норвегия) «Элементы воскресной служба древней Иерусалимской Церкви в “Паломничестве” Эгерии и в чине всенощного бдения по Иерусалимскому уставу».

А.Ю.Виноградов (Москва) «Зарождение традиции круглосуточного богослужения в контексте ранней истории акимитов».

С.Паренти (Рим, Италия) «Рукопись Cambridge, Harvard University, Houghton Library, gr. 3: Псалтирь и Часослов» [доклад будет представлен в письменной форме].

А.М.Пентковский (Москва) «Студийские Часословы в контексте славянской литургической книжности».

Е.Э.Слива (Санкт-Петербург) «Реконструкция цикла “дрyгих” молитв святого Василия согласно рукописи Paris. Coisl. 213 по славянским спискам Часословов студийского типа» [доклад будет представлен в письменной форме].

священник М. Желтов (Москва) «Молитвы служб суточного круга в древнерусских Служебниках докиприановской эпохи».

протоиерей Г. Крылов (Москва) «Московские издания Часослова XVII века в контексте справы богослужебных книг».

А. А.Ткаченко (Москва) «Эволюция и реформирование служб суточного круга в латинской литургической традиции».

15.00–17.00 круглый стол на тему: «Содержание и современная практика совершения служб суточного круга».

logo-new.png

12 апреля после двухнедельного перерыва на Страстную и Светлую седмицы в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия возобновились регулярные занятия.

Расписание лекций и практических занятий опубликовано на сайте mospat.ru.

В третьем триместре для аспирантов очной формы обучения будет, как и ранее, читаться целый ряд спецкурсов по богословским и гуманитарным дисциплинам. Один из ведущих библеистов России М.Г. Селезнев посвятит свои лекции проблемам перевода Священного Писания на русский язык. Протоиерей Г. Крылов будет рассказывать о русской книжной справе XVII в. Спецкурс Д.В. Сафонова посвящен истории Русской Церкви в 1945 – 1991 гг. Доктор филологических наук Л.И. Маршева будет читать курс «Богослужебный язык в современной коммуникации» как для аспирантов, так и для слушателей программы повышения квалификации.

В рамках программы повышения квалификации свои исследовательские и практические наработки учащимся представят председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению протоиерей Аркадий Шатов, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, секретарь Управления делами Московской Патриархии игумен Савва (Тутунов). Впервые лекции в Общецерковной аспирантуре прочтут такие ученые и эксперты, как Ф.А. Лукьянов, Р.А. Силантьев, А.Б. Зубов.

Третий триместр продлится до 4 июня 2010 г.

фото12 апреля 2010 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялось рабочее совещание по подготовке Ученого совета.

На встрече присутствовали члены совета: проректор протоиерей Владимир Шмалий; заведующий кафедрой богословия архимандрит Кирилл (Говорун); заведующий кафедрой истории А.Ю.Андреев; заведующий кафедрой философии В.Н.Катасонов; секретарь Ученого совета А.И.Мраморнов. Также в заседании принял участие игумен Петр (Еремеев).

Ученый совет Общецерковной аспирантуры пройдет 14 апреля под председательством ректора – митрополита Волоколамского Илариона.

фото

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фото

9 апреля 2010 г. в стенах Венского университета по благословению Ректора Общецерковной аспирантуры митрополита Волоколамского Илариона состоялась встреча секретаря Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия А.И. Мраморнова с деканом католического теологического факультета профессором доктором Мартином Йеггле.

В беседе также принял участие заведующий кафедрой богословия и истории Восточных Церквей Венского университета профессор доктор Рудольф Прокши.

А.И. Мраморнов рассказал профессорам Йеггле и Прокши о создании Общецерковной аспирантуры, тех целях и задачах, которые поставлены перед новым учебным заведением Русской Православной Церкви Святейшим Патриархом Кириллом и митрополитом Иларионом, о направлениях обучения, действующих кафедрах и перспективах развития.

Стороны наметили формы возможного сотрудничества, которое подразумевает обмен учащимися, стажировки сотрудников, организацию совместных научных симпозиумов и конференций, проведение сравнительных исследований в области теологии и гуманитарных наук. Была также достигнута договоренность о поэтапной подготовке соглашения между Общецерковной аспирантурой и одним из старейших европейских университетов.

фото

8 апреля 2010 года по благословению управляющего Венгерской епархией архиепископа Егорьевского Марка состоялась конференция «Пасхальные дни в Будапеште».

Организаторами чтений выступили Российский культурный центр в Венгрии и протоиерей Николай Ким, настоятель храма святой Александры в Иреме, докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

В конференции  приняли участие венгерские ученые-русисты  и секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры А.И. Мраморнов, выступивший с докладом о проблемах и задачах современной церковной науки.

Затем состоялась презентация книги епископа Будимского Даниила (1927 – 2002), вышедшая в издательстве «Алетейя» и подготовленная к изданию протоиереем Николаем Кимом. В связи с этим мероприятием конференцию посетила делегация Сербской Православной Церкви во главе с епископом Будимским Лукианом (Пантеличем).

Доклады, представленные на конференции, вызвали  живой отклик у прихожан православных храмов Будапешта и посетителей Российского культурного центра, заполнивших весь конференц-зал культурного центра.

Накануне, 7 апреля, состоялось выступление секретаря  Ученого совета Общецерковной аспирантуры  и докторантуры в Католическом университете имени Петера Пазманя. А.И.Мраморнов познакомил студентов гуманитарного университета, многие из которых – слависты по специальности, с развитием современной российской церковной историографией, отметив те проблемы, совместное изучение которых в ближайшей перспективе представляется наиболее плодотворным. Синхронный перевод доклада на русский язык осуществлял прихожанин Иремского храма святой Александры Иштван Маклари. По окончании выступления докладчик ответил на вопросы студентов.

После встречи в университете протоиерей Николай Ким и А.И.Мраморнов в сопровождении сотрудников гуманитарного факультета проследовали в город Эстергом, центр венгерского католичества, где были приняты викарным епископом Яношем Секели. На встрече обсуждались возможности сотрудничества Общецерковной аспирантуры и докторантуры с католическими учебными заведениями Венгрии.

{gallery}/news/042010/02/{/gallery}

фото

24 и 25 марта в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия по благословению ректора митрополита Волоколамского Илариона читает лекции Фредерик Шнайдер – профессор Йельского университета, одного из ведущих центров высшего образования и науки США.

Перед началом первой лекции зарубежного гостя поприветствовал проректор Общецерковной аспирантуры протоиерей Владимир Шмалий.

В центре внимания лектора – церковно-государственные отношения на Западе. Дав необходимый исторический экскурс, профессор Шнайдер перешел к анализу современных реалий, сосредоточившись на вопросах секуляризации власти, политической деятельности религиозных объединений, отношения Церкви к демократии и других темах.

Лекции американского ученого проходят на русском языке, которым профессор Шнайдер, выпускник не только Гарварда, но и МГИМО, прекрасно владеет.

Научно-образовательная теологическая ассоциация Патриархия - сайт Церковь и время Учебный комитет Богослов.RU