О НАС

logo-new.png

Храмы Патриаршего подворья в Черниговском переулке являются архитектурными памятниками XVI - XVIII веков, внесенными в реестр исторического наследия Москвы. Сохранились сведения, что в XIV веке на этом месте располагался Ивановский монастырь «под бором». Само название говорит о том, что территория, которая сейчас является центром Москвы, во времена основания здесь монастыря была окружена густым лесом. Хотя обитель и находилась за городом, она занимала стратегически важное место, так как находилась на пересечении дорог, ведущих в город.

Первое летописное упоминание о монастыре относится к 1415 году - в повествовании о рождении великого князя Василия II Темного.

В начале XVII века Заречье стали заселять посадские люди и ремесленники. Деревянные дома строились не по определенному плану, а спонтанно. Во время Смуты район неоднократно уничтожался набегами интервентов, но весьма скоро восстанавливался.

В 1514 г. по благоволению великого князя Василия III итальянский зодчий Алевиз Фрязин (Новый), архитектор Архангельского собора Московского Кремля, воздвиг на месте обветшавшей деревянной монастырской церкви каменный храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Храм освятили 29 августа 1515 года. А сам Ивановский монастырь «под Бором» упразднили, и храмы Черниговского переулка стали приходскими. Точные сведения о причинах упразднения или перенесения обители пока не найдены.

В 1578 г. у стен церкви Иоанна Предтечи народ с царем и митрополитом торжественно встречали перенесенные из Чернигова святые мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Федора. В память об этой встрече был возведен деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев, первое упоминание о котором относится к 1625 году. Новый храм приписали к Иоанновской церкви под Бором. А в 1675 г. на средства купчихи Иулиании Ивановны Малютиной на его месте выстроили каменный пятиглавый однопрестольный храм, сохранившийся до наших дней.

Во время Смуты 1612 года храм Иоанна Предтечи был разрушен, но в 1658 году вновь выстроен в камне. От Алевизова здания сохранились лишь белокаменные фрагменты в фундаментах и подклете храма.

В 1757 г. было начато строительство трапезной, где разместился новый придел святых чудотворцев и бессеребреников Косьмы и Дамиана Ассийских. Освящение состоялось 17 августа 1759 г. В 1772 г. принял свой окончательный вид купол на главной церкви. Одновременно с трапезной начали возводить и новую, отдельно стоящую колокольню на углу Черниговского переулка и Пятницкой улицы. Ее строительство завершили в 1781 году.

В 1896 – 1904 гг. при участии Ф.О. Шехтеля было произведено обновление храма, в частности, росписей и иконостаса.

Храмы Черниговского переулка не избежали печальной участи многих храмов и монастырей после революции. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи был закрыт в 1917 году, храм Черниговских чудотворцев – вскоре после него. С 1924 г. в здании храма Черниговских мучеников находился молитвенный дом баптистов, а в 1934-1977 гг. склад. Милостью Божией храмам удалось избежать полной ликвидации.

В 1969 г. М.Л. Богоявленский, один из крупнейших специалистов по истории московских храмов, так описывал состояние храма святых Михаила и Федора Черниговских: «Церковь в настоящее время обезглавлена, штукатурка местами отвалилась, колокольня покрашена, позолоты нет. Внутри помещается "Управление продовольственными товарами. Райторготдел Советского района"».

Во второй половине 1970-х годов, когда столица СССР готовилась к приему иностранных гостей в связи с предстоящими Олимпийскими играми 1980 года, в ней были проведены масштабные реставрационные работы. Отреставрировали и храмы подворья вместе с отдельно стоящей колокольней в Черниговском переулке. На Иоанновской церкви вновь появились купол и крест, а в интерьере храма были обнаружены фрагменты росписей XVII и XIX вв. Также были восстановлены ограда с решеткой. На храме Черниговских мучеников покрыли изумрудной черепицей главы, раскрыли завершение с кокошниками. Стены обоих храмов были оштукатурены и побелены, трапезная и колокольня - покрашены. Реставрационные работы продолжались вплоть до 1984 года.

Последним владельцем храмов было Министерство промышленности стройматериалов СССР. В 80-е годы XX века в храме святого Иоанна Предтечи находился принадлежавший министерству демонстрационно-выставочный зал «Художественное стекло».

В 1991 г. храм Черниговских мучеников был возвращен Русской Православной Церкви. 3 октября 1993 г. состоялось его освящение. В 1997 г. возобновились богослужения и в храме Усекновения главы святого Иоанна Предтечи под Бором.

Сейчас храмы Черниговского переулка являются Патриаршим подворьем. В них ведется реставрация.

В июне 2010 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом комплекс зданий подворья был передан Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия. Настоятелем Иоанновского храма назначен ректор ОЦАД митрополит Волоколамский Иларион.

 

logo-new.png

The churches of the Patriarchal Metochion in Chernigovsky Pereulok represent architectural monuments of the 16th-18th centuries registered as part of Moscow’s historical heritage. There is surviving information that in the 14th century this place was occupied by the Monastery of St. John the Baptist-Near-the-Pinewood. Its very name suggests that at the time when the monastery was founded in what is now downtown Moscow, its territory was surrounded by a thick forest. Although the monastery was in the country, it occupied a strategically important place at a crossing of roads leading to the city.

The monastery was first mentioned in the chronicles in 1415 in a story about the birth of Grand Prince Vasily II the Blind.

In the early 17th century, Zarechie (the part of the city on the other side of the river), began to be populated by tradespeople and craftsmen. During the Time of Trouble, the area was repeatedly devastated by invaders only to be soon restored. 

In 1514, by the will of Grand Prince Vasily III, the Italian architect Alevis Fryazin (the New), who designed Archangel Michael’s Cathedral in the Moscow Kremlin, replaced the dilapidated wooden monastery church with a stone church dedicated to the Beheading of St. John the Baptist. The church was consecrated on August 29, 1515. And St. John’s Monastery-Near-the-Pinewood itself was abolished and its churches in Chernigovsky Pereulok became parish churches. No precise information about the reasons for abolishing or moving the monastery has been found as yet.

In 1578, it was at the walls of the church of St. John the Baptist that the people, the tsar and the metropolitan met in a solemn ceremony the holy relics of Prince Michael of Chernigov and his faithful Boyar Theodore. To commemorate that meeting, a wooden church dedicated to the Martyrs of Chernigov was built; it was first mentioned in chronicles in 1625. The new church was attached to the church of St. John the Baptist-Near-the-Pinewood. In 1675, the merchant woman by name of Juliana Malyutina donated money to replace it with a stone five-cupola one-sanctuary church, which has survived to this day. 

During the 1612 Time of Trouble, the church of St. John the Baptist was destroyed but in 1658 it was rebuilt in stone, with only white-stone fragments of Aleviz’s building surviving in the foundations and the ground floor. 

In 1757, a refectory church began to be built to accommodate a new side altar dedicated to the Holy Wonder-workers and Unmercenary Physicians Cosmas and Damian of Asia. It was consecrated in August 17, 1759. In 1772, the cupola of the main church took its final form. Concurrently with the construction of the refectory church, a new detached bell tower began to be built at the corner of Chernigovsky Pereulok and Pyatnitskaya Street. It was completed in 1781. 

In the period from 1896-1904, with the help of the architect Fyodor Schechtel, the church, particularly its frescoes and the iconostasis, were renovated. 

The churches in Chernigovsky Pereulok did not escape the sad fate of many churches and monasteries after the 1917 Revolution. The church of the Beheading of St. John the Baptist was closed in 1917; the church of the Martyrs of Chernogov soon after it. From 1924, the building of the latter came to accommodate a Baptist prayer house and in the period from 1934-1977, a warehouse. By God’s mercy, the churches escaped full liquidation. 

In 1969, M. Bogoyavlensky, one of the leading specialists in the history of Moscow churches, made this description of the state of the church of Ss Michael and Theodore of Chernigov: “The church is beheaded now; the stucco peeled off here and there; the bell tower is painted, there is no gilding; Inside there is a ‘Directorate of Provision of the Trade Department of the Sovetsky District”.

In the second part of the 1970s when the capital of the USSR was preparing to welcome foreign visitors to the 1980 Olympic Games, large-scale restoration work was carried out in it. The Metochion’s churches were restored as well, together with the detached bell tower in Chernigovsky Pereulok. The church of St. John the Baptist acquired a cupola and a cross while inside it some fragments of the 17th and 19th centuries frescoes were discovered. The grating fence was restored. The cupolas of the church of the Martyrs of Chernogov were covered with emerald green tiles and the corbel arches were exposed. The walls of the both churches were plastered and whitewashed; those of the refectory church and the bell tower were painted. The restoration work lasted up to 1984. 

The last owner of the churches was the USSR Ministry of Construction Materials Production. In the 20th century 80s, the church of St. John the Baptist housed an exhibition hall ‘Artistic Glass’ which belonged to the ministry. 

In 1991, the church of the Martyrs of Chernigov was returned to the Russian Orthodox Church. On October 3, 1993, it was consecrated. In 1997, divine services were also resumed in the church of the Beheading of S. John the Baptist-Near-the-Pinewood. 

Today the churches of Chernigovsky Pereulok constitute a Patriarchal Metochion. The restoration work is continued in them. 

In June 2010, His Holiness Patriarch Kirill of Moscow and All Russia transferred the Metochion compound to the Ss Cyril and Methodius Institute of Post-Graduate Studies (CMI) and appointed Metropolitan Hilarion of Volokolamsk, CMI rector, as its dean.  

 

св. Иоанн Предтеча

Последним пророком Ветхого Завета и Крестителем Господа Иисуса Христа в реке Иордан был праведный Иоанн. Святая Церковь называет пророка Иоанна первым мучеником, наставником постников и пустынников, учителем чистоты.

Долгое время в Израиле не было пророка, поэтому появление человека, ведущего аскетическую жизнь, приобрело широкую огласку в иудейском обществе. Как повествует Евангелие, к святому Иоанну приходила буквально вся Иудейская страна, все слои населения: богатые и бедные, воины и мытари, фарисеи и саддукеи. Одни приходили для того, чтобы креститься в реке Иордан, исповедуя при этом свои грехи. Другие, чтобы послушать пророческих слов святого аскета о грядущем избавлении через Мессию Христа.

Как повествует Евангелие от Иоанна, первыми учениками Спасителя стали бывшие ученики Иоанна Предтечи. Он удостоился чести возложить свою руку на Творца всяческих во время Крещения Христа в Иордане. Служение Крестителя Божия напрямую связано с земным служением Христа Спасителя.

Святой Иоанн приготовил иудейский народ к принятию проповеди Христа, во многом его пророческие слова способствовали тому, что иудейский народ оказался подготовленным к слушанию проповеди, которая кардинально перевернула представление древнего человека о законе и благодати, о нравственности и ответственности перед Богом и людьми не только за свои поступки, но и за помыслы.

Святой Иоанн Предтеча был грозным обличителем неправд и беззаконий иудейского народа, среди прочего, он обличал тетрарха Галилеи Ирода Антипу, который отнял у своего брата Ирода Филиппа жену Иродиаду и женился на ней, грубо нарушив еврейский обычай.

Дочь Иродиады Саломея в день рождения Ирода Антипы плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним гостям. В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей (Мк.6:26). В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец (спекулатор), который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та отдала её своей матери. Тело Иоанна было погребено его учениками, а о смерти сообщили Иисусу (Мф.14:6-12, Мк.6:21-29).

Православная Церковь несколько раз в году, в особые дни, вспоминает святого Иоанна Предтечу, призывавшего людей к покаянию и предварившего, таким образом, миссию Спасителя.

Один из храмов Патриаршего Черниговского подворья освящен в честь Усекновения главы святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Икона Михаила князя Черниговского

Святой князь Михаил родился в 1179 году. Он происходил из одного из самых влиятельных черниговских родов. В 1223 году после гибели своего дяди - князя Мстислава Святославича в знаменитой битве на р. Калке Михаил занял черниговский престол. Кроме того, он княжил в разное время в Переяславле Южном, Новгороде, Киеве, Галиче; почти беспрерывно воевал, часто менял союзников.

Это было время междоусобной брани между князьями Древней Руси. Хотя Русь была уже христианской, однако, несмотря на заветы Христовой веры о любви и искоренении вражды и ненависти между братьями, князья часто воевали друг с другом.

Князь Михаил боролся с князем Ярославом Всеволодовичем, отцом святого благоверного князя Александра Невского, за Новгородский престол, но был изгнан вместе со своим сыном Ростиславом. Некоторое время жил в Венгрии и Польше. Позже, после женитьбы своего сына на дочери венгерского короля Белы IV, Михаил возвращается в родной Чернигов.

К тому моменту татары уже разорили и сожгли Киев, на месте некогда большого и славного города находился лишь пустырь. Князья Киевской Руси должны были ездить в Орду и получать от хана ярлык (специальную грамоту) на княжение. Михаил также отправился за ярлыком в Орду.

О дальнейших событиях мы узнаем из "Сказания об убиении в Орде князя Михаила и боярина его Фёдора", которое появилось почти сразу после их мученической кончины.

По обычаю, принятому у татар, когда русские князья являлись к Батыю, их сначала проводили между огнями для очищения, и требовали, чтобы пришедшие поклонились "кусту, и огню, и идолам их". Также и часть даров, которые князья приносили с собой, сначала бросали в огонь. Только после этого князей вели к хану. Многие князья с боярами проходили сквозь огонь, надеясь получить из рук Батыя города. И хан давал им тот город, о котором его просили.

Как повествует сказание, князь Михаил перед поездкой в Орду, посетил своего духовника, который предостерег его от отречения от Христа посредством прохождения языческих обрядов. Князь пообещал своему духовнику стойко хранить веру Христову и просил молитв.

В Орде Михаилу было предложено совершить обряд прохождения между огнями, а также поклониться на юг Чингисхану. Он отказался, сказав, что является христианином и не станет воздавать честь языческим идолам. Ответ князя привел хана в гнев, он велел убедить Михаила пройти традиционные татарские обряды, но тот оставался непреклонен. Княжеская дружина также просила поклониться хану, один лишь боярин Фёдор поддержал князя.

Затем князь и его верный боярин начали отпевать сами себя и причастились Святых Христовых Таин, которые дал им с собой духовник перед поездкой. После истязаний князю Михаилу и боярину Фёдору татары отрезали головы.

Тела святых мучеников Михаила и Федора перевезли на Русь: сначала во Владимир, а затем в Чернигов. Уже вскоре после смерти их стали почитать как святых. Церковное празднование мученикам сначала установилось в Ростове, где жила дочь князя Михаила княгиня Мария. Ею был возведен и первый храм во имя святого Михаила Черниговского. В XVI веке при царе Иване Грозном мощи святых были перенесены в Москву и положены в церкви во имя Черниговских чудотворцев, которая находилась в Кремле, близ Тайницких ворот. Затем по повелению императрицы Екатерины Великой мощи были перенесены в Архангельский собор, где пребывают и поныне.

Икона Святых покровителей

Святые равноапостольные братья Кирилл (в миру Константин) и Мефодий (в миру Михаил) были выходцами из города Солуни (Салоники). Нет единого мнения относительно этнического происхождения братьев, но доподлинно известно, что происходили они из состоятельной семьи и получили хорошее образование.

Город Солоники, в котором родились братья, в то время находился на славянской (болгарской) территории и являлся культурным центром Македонии. Древний Солунь был двуязычным городом, в котором кроме греческого языка наверняка звучал и славянский говор. Есть мнение, что святой Кирилл еще до начала миссии по просвещению славян, составил азбуку и начал перевод Евангелия на славянский язык.

До пострижения в монашество святой Мефодий, пользуясь поддержкой друга и покровителя семьи, великого логофета евнуха Феоктиста, сделал хорошую военно-административную карьеру, увенчавшуюся постом стратига Славинии, провинции, расположенной на территории Македонии. Святой Кирилл же, после получения блестящего по тем временам образования занял должность хартофилакса (хранителя библиотеки) при храме Святой Софии в Константинополе.

Центральным моментом миссионерской деятельности святых братьев стала Моравская миссия. В 862 году в Константинополь явились послы от моравского князя Ростислава с просьбой: «Народ наш исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей». Император Михаил III и Патриарх Фотий, призвав солунских братьев, предложили им идти к моравам.

В Моравии святые Кирилл и Мефодий продолжали работу над начатыми ранее переводами церковных книг с греческого на славянский язык, обучали славян чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке. Братья пробыли в Моравии более трёх лет, а затем отправились с учениками к Папе Римскому. В то время некоторые западные богословы стали утверждать, что хвала Богу может воздаваться только на трёх «священных» языках: еврейском, греческом и латинском. Поэтому святые Кирилл и Мефодий, проповедовавшие христианство в Моравии, были восприняты как еретики и вызваны в Рим. Там они надеялись найти поддержку в борьбе против немецкого духовенства, не желавшего сдавать свои позиции в Моравии и препятствовавшего распространению славянской письменности.

По дороге в Рим посетили они ещё одну славянскую страну — Паннонию, где находилось Блатенское княжество. Здесь, в Блатнограде, по поручению князя Коцела братья обучили славян книжному делу и богослужению на славянском языке. После того, как святой Кирилл передал Папе Римскому Адриану II обретённые им в своём херсонесском путешествии мощи святого Климента, тот утвердил богослужение на славянском языке, и переведённые книги приказал положить в римских храмах. Тогда же святой Мефодий был рукоположен в епископский сан. В Риме святой Кирилл тяжело заболел и почил, но его брат продолжал общее дело просвещения славян до своей блаженной кончины в 885 году.

Роль святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, почитаемых как Восточной Церковью, так и Западной, поистине велика. Они являются не только создателями славянской азбуки, творцами первых переводов Священных текстов и богослужения на славянский язык, но и небесными предстателями и ходатаями перед Престолом Владычним обо всех, жаждущих образования и желающих послужить делу духовного просвещения.

Не случайно святые равноапостольные братья выбраны небесными покровителями Общецерковной аспирантуры и докторантуры, носящей их святые имена. Святой Кирилл является небесным покровителем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла – создателя Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Оба святителя являются молитвенниками за славянские народы и помощниками в деле возрождения веры и религиозного знания о Боге и Церкви в восточнославянских странах.

Администрация и сотрудники

Научно-образовательная теологическая ассоциация Патриархия - сайт Церковь и время Учебный комитет Богослов.RU