There was a problem loading image 'images/stories/news2014/05_may/vaneyan_01.jpg'
There was a problem loading image 'images/stories/news2014/05_may/vaneyan_01.jpg'
– Вы являетесь заведующим кафедрой церковных искусств и археологии Общецерковной аспирантуры и докторантуры с момента ее основания. Какие цели и задачи ставит перед собой кафедра?
— Кафедра обеспечивает концептуальную ориентацию в современном искусствознании, прежде всего в его исторической и теоретической составляющих, с несомненным акцентом на традицию христианского и церковного искусства. Причем – без какого-либо конфессионального уклона, но с выделением восточно-христианской составляющей. На мой вкус и взгляд, особая ценность нашего профиля – кооперация с традицией христианской археологии, которая, как известно, занимается вовсе не древностями (это удел истории), а началами, основаниями, то есть фундаментом и истоком, а значит – и исходом, исполнением и свершением…
— Студенты, которые пишут работу на кафедре Церковных искусств и археологии посещают Ваши лекции в МГУ. Но если тема работы имеет какую-то специфику - церковная музыка или региональная иконопись, как быть магистранту или аспиранту?
— У нас индивидуальный подход. Каждому студенту соответствует тот научный руководитель, который компетентен в той области, что составляет круг его интересов. А выбор научных наставников – почти беспредельный: любой ученый специалист-искусствовед МГУ, РГГУ, ПСТГУ – к услугам студентов.
— Как вы оцениваете уровень знаний студентов после написания работы на кафедре, есть ли у них возможность пройти стажировку за границей?
— Мне кажется, уровень весьма высок и возможности стажировки – вполне реальны. Вернее сказать, речь идет о необходимости и обязанности стажировки как единственно разумного способа расширения научного (хотя бы) горизонта.
— Какое, по вашему мнению, имеет значение Общецерковная аспирантура и докторантура в системе образования в Русской Православной Церкви?
— Вне всяких сомнений, Общецерковная аспирантура – передовой край церковного образования, так сказать, самый авангард, во всяком случае, в лице преподавательского состава. Уровень соответствует европейским стандартам, никакого провинциализма и изоляционизма. Та самая кафоличность, что подразумевает и соборность мыслительную, интеллектуальную. А главное потребность в ней – на уровне, например, междисциплинарности и интертекстуальности методов, взглядов, принципов и, конечно же, плодов ученых усилий, созидающих единую экклесию, которая есть, в том числе, и Церковь учащая.
— Известно, что вы владеете не одним иностранным языком и являетесь автором нескольких переводов. Сколько языков, на ваш взгляд, должен знать современный ученый для эффективной научной деятельности?
— Владеть языками – формулировка весьма растяжимая. Важно, чтобы все было взаимно: надо позволять, чтобы и языки тобою тоже владели. И чем больше таких «владельцев» внутри того самого жилища, что именуется человеческим сознанием, тем богаче в нем и разнообразнее жизнь. Тем более, что от иного сорта хозяев или «жильцов» человеку бывает довольно тяжко, туго и неуютно внутри себя, в окружении немых и бессмысленных постояльцев-соседей, имя которым даже не обязательно легион…
Языки же всегда могут друг с другом договорится, попросту говоря, обогащая и, на самом деле, устраивая, выстраивая, строя внутренний мир носителя и одновременно пользователя этих самых языков… Особый смысл имеет, несомненно, близкие контакты всех видов с древними языками, которые делают и само прошлое вовсе не древним, а вполне актуальным, не преходящим, а приходящим – часто с совершенно новыми вестями. Переводы же на русский язык лучших образцов мировой гуманитарной мысли, просвещенной светом Евангелия, – несомненно вариант и аспект миссии просвещения. Хотя, быть может, конкретно мои переводы, по моему же мнению, могли бы если не блистать, то хотя бы сиять чуть-чуть поотчетливее.
— Что вы можете пожелать студентам Общецерковной аспирантуры и докторантуры?
— Можно и важно пожелать усердия и благодарности: способность и потребность учиться – дар Божий, верный признак присутствия Духа, разгоняющего мрак невежества, самодовольства, бескультурья, мракобесия и, в конце концов, беспомощности, бессилия, безнадежности и безверия, утверждая, в том числе – разумность и премудрость, Логос и Софию. В конце концов, Воскресший Господь явился своим ученикам, чтобы научить их быть апостолами.
Информационная служба ОЦАД