There was a problem loading image 'images/stories/news2014/09_sep/11/a/img_8533.jpg'
There was a problem loading image 'images/stories/news2014/09_sep/11/a/img_8533.jpg'
Информационная служба Общецерковной аспирантуры продолжает серию интервью с сотрудниками, профессорско-преподавательским составом и учащимися ОЦАД. Сегодня у нас в гостях заведующий кафедрой церковно-практических наук, кандидат богословия священник Михаил Желтов.
– Добрый день, отец Михаил! Расскажите, пожалуйста, вкратце, какова тематика образовательных и научных дисциплин кафедры Церковно-практических наук и почему эти дисциплины выделены в отдельную кафедру.
– Вот уже около десяти лет тому назад система духовного образования Русской Православной Церкви была коренным образом реформирована. Содержательной стороной реформы стало, в частности, соотнесение всех изучаемых в семинариях и духовных школах предметов с четырьмя основными направлениями: богословским, библейским, церковно-историческим и церковно-практическим. Таким образом, существование самостоятельной кафедры Церковно-практических наук обусловлено самой сутью проведенной реформы.
Переходя к отдельным предметам церковно-практического направления, наиболее заметными из них явлются литургика и церковное право.
В частности, литургика обычно занимает в программах духовных школ не меньше — а то и больше — часов, чем предметы библейского цикла. Это обусловлено ее ключевым значением для священнослужителей в их повседневной практической деятельности. Ведь церковная жизнь — это, прежде всего, богослужение. Служение священника немыслимо без совершения служб. Но и помимо сугубо «профессионального» подхода к литургике, ее значение невозможно недооценить, особенно в Православии: невозможно представить себе по-настоящему православного человека, никогда не посещающего храм и не проявляющего интереса к происходящему там.
В свою очередь, церковное право также является крайне важным предметом. Церковь — не анархическое сообщество, а упорядоченный организм, регулируемый канонам, правилами и уставами. Поэтому предмет церковного права, посвященный как изучению канонических норм, вырабатывавшихся Соборами и святыми отцами древности, так и церковному правоприменению в наши дни, необходим и для рядовых клириков, и для церковных администраторов, и для исследователей христианской традиции в целом.
Помимо литургики и церковного права, к церковно-практическим дисциплинам в духовных школах Русской Церкви обычно относят ряд других, менее заметных, предметов: гомилетику, то есть искусство проповеди, миссиологию — науку об истории и теории христианской миссии, и др.
Но в нашей Общецерковной аспирантуре церковно-практическое направление уникально тем, что у нас в нем особенно ярко представлены темы социального служения и диаконии. К ним относятся такие очень острые и актуальные аспекты служения Церкви в современном обществе, как богословские и философские основы медицинской практики, волонтерские движения, душепопечение в специфичной среде (например, в местах лишения свободы), работа с наркозависимыми и т. д. В принятых ныне программах духовных школ соответствующие предметы социально-диаконической тематики присутствуют, в общем, спорадически; единой концепции их преподавания не существует; выпускных квалификационных работ по этим вопросам пишется немного. У нас же этой тематике посвящена примерно половина диссертаций, готовящихся по кафедре Церковно-практических наук.
Резюмируя сказанное, еще раз отмечу, что наша кафедра объединяет два направления. К первому относятся литургика, церковное право, гомилетика, миссиология, вообще служение пастыря на приходе в его традиционном понимании, а ко второму — практическое аспекты церковной жизни в современном обществе во всем его многообразии.
– Какую роль в жизни ОЦАД играет кафедра Церковно-практических наук?
– Кафедра Церковно-практических наук существует с момента основания Общецерковной аспирантуры. Как уже было сказано выше, она обслуживает одно из фундаментальных направлений духовного образования и церковной науки. Как на других кафедрах, специалисты кафедры Церковно-практических наук, прежде всего, осуществляют преподавательскую деятельность: читают лекции, проводят семинары, руководят научными проектами магистрантов, аспирантов и докторантов. Количество диссертаций в целом по кафедре сопоставимо с количеством диссертаций по другим базовым кафедрам — богословия, библеистики и т. д.
Кроме того, сотрудники кафедры сами занимаются научными исследованиями и реализуют несколько научных программ, связанных с изучением раннехристианских литургических источников, апокрифической и агиографической литературы, византийских и древнерусских богослужебных рукописей, а также проблемами христианской миссии в современном обществе.
– Какое место в дальнейшей научной жизни занимает изучение иностранных языков и какие из них нужно знать в первую очередь?
– Это зависит от того, как аспирант или студент видит свою текущую и перспективную научную деятельность и какой темой он собирается преимущественно заниматься. Как мы видели, тематика кафедры весьма разнообразна. Если учащийся планирует посвятить себя работе с литургическими рукописями, то ему, прежде всего, необходимо знать древнегреческий, латынь, свободно владеть церковнославянским (и, в том числе, хорошо представлять себе историю развития этого языка). Для определенных тем исследований от учащегося могут потребоваться усилия по овладению другими древними языками: сирийским, коптским и пр. Помимо древних языков, аспирант или студент должен быть способен работать с научной литературой по своей теме на английском, немецком, французском (реже — новогреческом, итальянском и даже испанском) языках.
Если же студент или аспирант работает над блоком тем, связанных с какими-то аспектами современного церковного служения, то знание древних языков для него уже не так актуально (хотя владеть хотя бы отчасти древнегреческим и хорошо — церковнославянским — должен, на мой взгляд, любой выпускник духовных школ). А вот знание английского и других европейских языков по-прежнему является необходимым и обязательным условием.
– Насколько вовлечены студенты в научно-практическую жизнь кафедры?
– Во-первых, все они ведут кропотливую работу по написанию диссертаций. Темы диссертаций выбирают сами аспиранты, но при их обсуждении мы стараемся по возможности ввести эти темы в рамки тех научных проектов, которые интересуют кафедру прежде всего. Таким образом, в самих квалификационных работах эта научно-практическая жизнь и получает в значительной степени свое воплощение.
Во-вторых, учащиеся так или иначе принимают участие в научной кооперации с теми учебными заведениями, в которых параллельно трудятся наши преподаватели. Это факультеты Истории и Филологии Высшей школы экономики, Исторический и Филологический факультеты Московского Государственного университета, Московская Государственная консерватория, Московская Духовная академия и ряд других светских вузов и духовных учебных заведений. Мы поддерживаем постоянные академические — а порой и учебные — контакты и с зарубежными научными центрами: Богословским факультетом Венского университета, Богословским факультетом Университета Осло, Папским Восточным институтом в Риме, Литургическим центром Университета Нотр-Дам в Индиане, Свято-Владимирской семинарией в Нью-Йорке и проч.
– Какого рода специалистов выпускает кафедра и насколько они востребованы в жизни Церкви и дальнейшей научно-исследовательской работе?
– Все зависит от человека. Если выпускник показывает, что он способен к дальнейшей исследовательской деятельности, то, безусловно, это востребовано — и в Церкви, и в миру. В свою очередь, учащийся, не проявивший себя как перспективный ученый, тем не менее может немало сделать на поле церковно-диаконического служения: как в плане осмысления той или иной темы, так и в практическом приложении своих разработок.
– Ведется ли на кафедре работа по подготовке учебных пособий в области литургики и практических дисциплин?
– Как известно, в настоящее время Священноначалие Русской Церкви сформулировало задачу подготовки полного круга учебных пособий для бакалавриата духовных школ. Кафедра Церковно-практических наук непосредственно участвует в этой работе. В первую очередь, мы приступили к созданию комплекта учебников по литургике. Это курсы церковного устава, исторической литургики и истории богословия таинств, а также курс по практическому руководству для пастырей. Вполне возможно, что кафедра подключится к разработке учебных пособий и по церковному праву и иным церковно-практическим дисциплинам.
– В завершение беседы просим дать несколько рекомендаций для желающих поступать и обучаться в Общецерковную аспирантуру и докторантуру на кафедре церковно-практических наук.
– Мы приветствуем всех имеющих такое желание. Но люди, которые хотят работать с источниками, должны понимать, что без предварительной работы над собой, без изучения языков написание диссертации невозможно.
Также очень желательно, чтобы абитуриент не только проявил инициативу в выборе объекта изучения (это предполагается уже самими условиями поступления), но и предварительно попытался сам проделать часть работы по поиску и проработке источников и научных публикаций по интересующей его теме. Ответственный подход к поступлению в аспирантуру предполагает, что абитуриент хотя бы вчерне представляет себе, что ему предстоит сделать в рамках предстоящего исследования, и проявляет к нему неподдельный интерес. Аспирантура призвана помочь человеку сделать то, что он бы мечтал осуществить и самостоятельно, а не заставить его взвалить на себя неприятный труд ради «корочки».
– Каким набором знаний должен обладать абитуриент?
– В силу того, что кафедра охватывает весьма непохожие друг на друга направления, на этот вопрос нельзя дать окончательного ответа. Многое зависит от темы, с которой человек поступает. Если он обращается к литургике, требуется достаточно определенный набор знаний: помимо общебогословских предметов, ему необходимо, как минимум, свободно ориентироваться в богослужебном уставе и владеть древнегреческим и церковнославянским языками на достаточном уровне. А в идеале эти языки для него вообще не должны быть проблемой, а помимо буквы устава, он должен знать и основные этапы исторического развития православного богослужения. Если же у него есть желание заниматься литургикой не византийской традиции, а, скажем, одной из сирийских или латинских, то необходимо владеть и соответствующими языками.
Если человек берется за исследования в области церковного права, то для поступления ему потребуются знания и принятых ныне церковно-правовых норм, и, опять-таки, языков. Дело в том, что серьезное изучение предмета невозможно без знакомства с византийским церковным правом. А поскольку византийское право построено на римском, нужно знать и его. Поэтому знание латыни и греческого для будущего правоведа, вообще говоря, обязательно. Конечно, кто-то может заниматься современным церковным правом, изучать правовую традицию синодальной эпохи и XX и XXI веков и на этом основании воздержаться от работы с древними источниками, но все же этот путь, хотя и допустим, но внутренне ограничен. Любая работа с церковным правом неминуемо приведет исследователя к византийскому церковному праву.
Что же касается других предметов церковно-практического ряда: гомилетики, миссиологии, проблем душепопечения, — равно как и тематики диаконического служения, то здесь все очень зависит от конкретной выбранной абитурентом темы. Но, в любом случае, общебогословские знания и сносный английский — обязательны.
Беседовал И.А. Парфенов
Информационная служба ОЦАД