Выступление
митрополита Волоколамского Илариона
«Теология: ценности современной цивилизации
и устойчивое развитие России»
17 января 2018 года
Ваши Высокопреосвященства!
Уважаемые коллеги – ректоры!
Уважаемые участники и гости нашей дискуссии!
Наша дискуссионная площадка собрала людей, неравнодушных к развитию нашей страны, к ее будущему, к судьбам всей человеческой цивилизации.
Приветствую присутствующих здесь иерархов Русской Православной Церкви – глав митрополий, возглавляющих в своих регионах духовные учебные заведения и успешно действующие епархиальные советы по теологическому образованию:
- митрополита Казанского и Татарстанского Феофана;
- митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия;
- митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа;
- митрополита Саранского и Мордовского Зиновия;
- митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта;
а также:
Это регионы, где накоплен опыт успешного взаимодействия между Церковью и государственной властью, между Церковью и университетами, где видят и роль религии в воспитании граждан России, и роль теологии в подготовке преподавателей высшей и средней школы.
Приветствую:
- архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета, ректора Московской духовной академии.
- Виктора Антоновича Садовничего, ректора Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова;
- Михаила Николаевича Стриханова, ректора Национального исследовательского ядерного университета МИФИ;
- Алексея Владимировича Лубкова, ректора Московского педагогического государственного университета;
- Алину Афакоевну Левитскую, ректора Северо-Кавказского федерального университета;
- протоиерея Владимира Воробьева, ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
- Александра Александровича Федорова, ректора Нижегородского государственного педагогического университета;
- Михаила Борисовича Астапова, ректора Кубанского государственного университета;
- Ирину Аркадьевну Краеву, ректора Московского государственного лингвистического университета;
- Дмитрия Кирилловича Богатырева, ректора Русской христианской гуманитарной академии;
- протоиерея Димитрия Лескина, ректора Поволжского православного института им. Святителя Алексия, митрополита Московского;
- Григория Георгиевича Бубнова, ректора Московского технологического института;
- Артура хазрата Сулейманова, ректора Российского исламского университета Центрального управления мусульман России;
- Ольгу Васильевну Пилипенко, ректора Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева;
- Марину Андреевну Быкову, и.о. ректора Гуманитарного института (г. Москва).
Рад приветствовать присутствующих здесь сегодня проректоров, деканов, заведующих кафедрами, профессоров классических, педагогических, технических, гуманитарных и иных университетов Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Уфы, Ставрополя, Иванова, Саранска, Костромы, Орла, других городов нашей страны.
Сегодня во многих ведущих российских вузах успешно функционируют кафедры теологии, ведется подготовка теологов. Сегодня для многих стало очевидно, что теология – это не просто конфессиональное богословие, но комплекс дисциплин, несущих в себе нравственное, мировоззренческое, воспитательное начало.
Замечу, что для руководителя светского вуза открыть кафедру теологии – не такая уж легкая задача! Приходилось преодолевать скептическое отношение некоторой части профессорско-преподавательского сообщества, да и среди коллег по ректорскому корпусу вместо поддержки иной раз звучали предостережения. Впрочем и сейчас, в условиях время от времени вспыхивающих агрессивных нападок на Церковь и религию, задача не упростилась.
Но разве не к решению таких сложных задач призывает нас святой апостол Павел, когда говорит: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, чтó есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2)? А если мы не преобразуемся сами, если мы не поймем и не объясним нашим коллегам, в чем суть и значение теологии, то как мы будем преобразовывать и воспитывать наших учащихся?
Мы задумывали нашу дискуссию «Теология и прогресс» как относительно небольшой, но важный очередной этап строительства отрасли, на котором следует оценить место и роль теологии в поиске ответаов на современные вызовы. И эта оценка должна иметь практический характер.
Напомню слова Святейшего Патриарха Кирилла, прозвучавшие в его докладе на состоявшемся недавно Архиерейском соборе: «Признание теологии в качестве научной специальности — это серьезный стимул для развития научной богословской среды». Теология, по словам Предстоятеля Русской Церкви, должна «восприниматься не только как совокупность предметов, которые преподают в семинариях, но и как серьезная научная отрасль».
Для чего нужна эта отрасль? На этот вопрос помогают найти ответ сказанные там же, на встрече с участниками Собора, слова Президента России Владимира Владимировича Путина, который отметил, что «новые технологии, глобальное информационное пространство, интеграция… открывают поистине безграничные возможности…». И наша задача, чтобы «они служили только добру». Ибо если мы не сумеем сохранить традиционные ценности и «здравое человеческое бытие» в нашем «стремительно меняющемся мире», то духовную пустоту заполнят радикалы, экстремисты и идеологи терроризма.
Продолжу мысль Президента: Никакое лидерство в технологической сфере, в экономике не поможет, если мы не будем заботиться о мировоззрении, которое мы формируем у молодого поколения наших сограждан.
Поэтому я рад видеть в этом зале представителей бизнеса, банковской сферы, которые активно вовлечены в общественно значимые проекты, связанные с образованием, наукой, культурой. Понимание того, что предпринимательство невозможно без этики, а религия (и в этом сходятся все авраамические традиции – христианство, иудаизм, ислам) содержит в себе «ядро» нравственности, – это одно из оснований «здравого человеческого бытия», о котором говорил Президент. Поддержка со стороны социально ответственного бизнеса особенно важна для проектов в образовании, направленных на воспитание достойных граждан России, на обеспечение устойчивого и безопасного развития страны. А нравственно-мировоззренческая, духовная сила теологии необходима для того чтобы социальная ответственность движущих сил в экономике, финансовой сфере уверенно вела к росту социальной справедливости и социальной солидарности в России.
В этом вопросе важнейшую роль призваны сыграть укорененные в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране религиозные традиции. Исламская теология, иудейская теология нуждаются в поддержке и развитии в не меньшей степени, чем теология православная. И я рад приветствовать наших уважаемых коллег, присутствующих здесь по линии экспертного совета ВАК по теологии и экспертной группы по теологии Межрелигиозного Совета России. Особенно – председателя Экспертного совета Ефима Иосифовича Пивовара и его заместителя Леонида Фридовича Кациса.
Хочу особо поблагодарить принимающих участие в нашей работе представителей органов государственной власти и управления образованием, ответственных за выработку и реализацию политики в этой сфере: заместителя Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Наталию Александровну Наумову, директора Департамента управления делами Министерства образования и науки Веронику Владимировну Кравчук. Хочу отдельно поблагодарить Руководителя Администрации Президента российской ФедерацииАнтона Эдуардовича Вайно за его поддержку и Министра образования и науки Ольгу Юрьевну Васильеву. Контакт с руководством Администрации Президента и с Министерством образования и науки позволяет нам совместно планировать и последовательно решать вопросы развития теологии и теологического образования.
Минувший год был сложным, но, на мой взгляд, весьма важным для развития научной специальности «Теология». В этом зале состоялась первая защита диссертации по данной специальности. Она прошла успешно, но первый опыт показал, что в нашем научном сообществе сохраняется инерция противопоставления религии и науки, идущая от времен насильственно навязываемого атеизма, когда людям внушали, что религия несовместима с наукой. Во время первой защиты по теологии члены диссертационного совета были вынуждены в течение полутора часов слушать отзывы пяти биологов, которые доказывали, что «гипотеза существования Бога» противоречит научному мировоззрению.
При поддержке Администрации Президента и Министерства образования и науки мы подготовили и провели на площадке МИФИ конференцию общероссийского масштаба. Многие из присутствующих в ней участвовали и присоединятся к моей благодарности Михаилу Николаевичу Стриханову за его личный вклад и проведенную его университетом работу. Форум продемонстрировал правильность выбранного направления, по итогам дискуссий, на заключительном заседании была принята резолюция.
Хотел бы напомнить о некоторых выводах, сделанных по результатам работы конференции.
Отмечено общегуманитарное и междисциплинарное значение теологии, ее ценностно-мировоззренческая и воспитательная роль студентов высших учебных заведений.
Кроме того, участники конференции отметили педагогическое значение теологии, ее роль в подготовке учителей средней школы, в том числе, преподавателей курса основ религиозных культур.
Наконец, важный вывод конференции состоял в том, что формирование отрасли знания «Теология» должно идти через постепенное создание групп специальностей по религиозно-конфессиональному принципу (православная теология; исламская теология; иудейская теология).
Можно сказать, что в 2017-м году фактически был сформулирован «социальный заказ» на использование ресурса теологии, причем для всех основных уровней образования: школьного, вузовского и уровня подготовки кадров высшей квалификации (аспирантов и докторантов). Таким образом соединение усилий государственной власти, традиционных религий и научно-педагогического сообщества, другими словами, наша совместная многолетняя работа принесла плоды.
Что же это означает? Какие конкретные практические направления работы следует наметить?
Недавно, выступая с лекцией в Московском педагогическом государственном университете, я постарался осветить этот вопрос. При качественной подготовке, продуманных бакалаврских и магистерских образовательных программах, выпускники кафедр теологии должны быть востребованы в высших учебных заведениях в качестве преподавателей. Налицо рост религиозного фактора – как в стране, так и в мире. А значит, нужны специалисты, способные этот фактор должным образом интерпретировать, преподавая знания о религии студенческой молодежи и воспитывая ее. Нужно добиваться, чтобы в федеральные образовательные стандарты, профессиональные стандарты вносились изменения, учитывающие рост религиозного фактора в жизни людей. Думаю, присутствующие здесь вузовские работники со мной согласятся: нейтральные, объективированные, часто слишком абстрактные и схематичные знания, которые студенты получают в курсах философии, культурологии, политологии и тому подобных «общих» дисциплин, не формируют главной компетенции – компетенции зрелого, нравственного, социально-ответственного гражданина. Без принадлежности традиции и глубокого понимания ее сути такого гражданина воспитать невозможно.
Теология открывает путь к пониманию не только своих собственных корней или, как принято говорить, «культурных кодов», но и к пониманию других этно-конфессиональных традиций. Она учит уважительному и деликатному отношению к духовным запросам и религиозно обусловленным особенностям образа жизни людей, принадлежащих к иным конфессиям. Иначе говоря, систематическое теологическое образование не только формирует личность, не только оттачивает интеллект и расширяет культурный горизонт, но и развивает способность социальной адаптации в многоконфессиональном обществе.
Именно поэтому выпускники теологических кафедр в перспективе должны стать теми, кто преподает основы религиозных культур в школах. Не секрет, что подчас модули этого курса преподаются лицами, получившими образование в совсем иных областях и имеющими ограниченные компетенции в религиозной сфере. И это при том, что обсуждается существенное расширение преподавания этой предметной области. Следовательно, возникнет острая потребность расширить и подготовку учителей, способных квалифицированно преподавать основы религиозных культур в школе, начиная с младших и заканчивая старшими классами основной школы. Ни краткосрочные курсы, ни тем более самоподготовка учителя этой задачи решить не могут. Ответить на данный запрос – дело системы высшего образования.
Создание условий, при которых и дети, и молодежь будут получать качественные знания о религиозных традициях, должно стать, по моему мнению, одним из приоритетов государственной образовательной политики.
Конечно, быть или не быть религиозным человеком, к какой религиозной традиции принадлежать — дело личного выбора человека. Но иметь знания о религиозных традициях — как своей собственной, так и своих ближайших соседей — крайне важно, особенно в наше время, когда за религию нередко выдается то, что таковой не является. Такие знания может обеспечить теолог – специалист в определенной религиозной традиции, хорошо ее знающий и понимающий изнутри. Поэтому теологический подход, наряду с религиоведческими и культурологическими подходами, должен быть разработан и апробирован.
Несколько слов о подготовке кадров высшей квалификации по теологии.
По этому вопросу есть четко сформулированная позиция Святейшего Патриарха Кирилла, который поддержал предложенную конференцией модель отрасли с выделением внутри нее трех групп специальностей, соответствующих традиционным религиям России – православию, исламу, иудаизму.
В дальнейшем, по мере успешных защит и формирования научно-экспертного сообщества в каждой религиозной традиции, можно было бы предусмотреть постепенную дифференциацию (внутри тех же групп) специальностей по предметным областям, соответствующим богословско-историческим традициям той или иной конфессии.
Должен отметить, что сформулированный Святейшим Патриархом подход основывается на понимании сути теологии как комплекса дисциплин, систематически выражающих и описывающих учение определенной религии. Попытки искусственно объединить различные религии и конфессии, создать некую надконфессиональную модель теологии наподобие уже имеющейся модели религиоведения не дадут позитивного результата.
И наоборот, оценка конкретного теологического исследования специалистами, имеющими вес в науке и рекомендованными соответствующей религиозной организацией, обеспечит более глубокий профессиональный анализ диссертаций, причем без конфликтной среды, которая может возникнуть при защитах с участием представителей других конфессий.
Замечу, что создать моноконфессиональный диссертационный совет, отвечающий критериям ВАК, сложнее, чем собранный из представителей нескольких конфессий. А вот Экспертный совет ВАК может быть и уже является поликонфессиональным по своему составу.
Мы готовы к тесной координации работы со всеми включенными в процесс инстанциями, а по ее результатам готовы в короткие сроки представить «пилотные» проекты паспортов первых специальностей. К этой работе необходимо привлечь членов Экспертного совета ВАК по теологии, экспертной группы по теологии при Межрелигиозном совете России.
В завершение – еще две важных темы. Первая – этноконфессиональные отношения и молодежная, студенческая среда. Направления сотрудничества в этой сложной сфере мы недавно обсуждали с ректором Северо-Кавказского федерального университета Алиной Афакоевной Левитской. Религиозная грамотность – это одна из основ мира и спокойствия не только на Северном Кавказе, но и в других сложных по составу российских регионах, где на протяжении многих столетий в мире и согласии живут лица разных вероисповеданий. Важно не нарушить это согласие, но наоборот всячески развивать и углублять его. Создание качественной и современной системы теологического образования, а на ее основе – системы переподготовки и повышения квалификации работников образования, государственных и муниципальных служащих, ответственных за национальную и религиозную политику, – один из факторов устойчивого развития государства и межрелигиозного мира в нем.
Вторая тема – международное звучание теологии. Русская Церковь имеет давние и прочные позиции как один из важных факторов международной жизни. Ее голос является слышимым и весомым. Теология, те ее области, которые непосредственно связаны с практической деятельностью, способна усилить этот международный эффект. Столь же бережно следует относиться и к возможностям других централизованных организаций, входящих в Межрелигиозный совет России. В самом деле, признание научного статуса теологии соответствует современному мировому опыту и лежит в русле стратегии интеграции нашей страны в многополярное мировое сообщество, отвечает ее возрастающей роли в международных отношениях, в урегулировании и устранении последствий серьезных, затрагивающих межрелигиозные отношения, конфликтов.
Уважаемые коллеги!
Сложность и многогранность стоящих перед нами задач, важность намеченных целей заставляет сделать вывод о том, что сегодня необходимо объединить все имеющиеся у нас ресурсы, институциональные и человеческие, для того, чтобы задуманное стало реальностью. Требуется обширная сетевая структура федерального уровня, с опорными университетами в федеральных округах, регионах, с ведущими вузами по профилям и направлениям. Необходима открытая ассоциация вузов, в которую могли бы войти образовательные организации, а может быть, и другие организации – религиозные, общественные, различных организационно-правовых форм. Такая ассоциация должна иметь научно-образовательную направленность. Она сможет координировать усилия своих членов и помогать нам всем сообща набирать опыт научно-теоретической, экспертной, организационной и преподавательской работы. Представлению проекта такой ассоциации посвятит свое выступление Михаил Николаевич Стриханов. И я надеюсь, по окончании выступлений мы сможем обменяться мнениями и принять соответствующие решения.
Впереди у нас большая работа, но с помощью Божией, совместными усилиями мы с ней справимся. Как сказал апостол Павел, «кто пашет, должен пахать с надеждою, а кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое» (1 Кор 9:10).
Закончить же свое выступление я хотел бы словами Святейшего Патриарха из его приветствия, обращенного к участникам нашей Первой Всероссийской конференции по теологии:
«Сегодня среди ученых крепнет осознание того, что теология, которая является систематическим выражением религиозной веры, представляет собой также систему дисциплин, отвечающих критериям научности. Искусственно отделять этот мощный пласт гуманитарного знания от науки и образования – значит обкрадывать нашу культуру, лишать ее исторической памяти, мировоззренческих и ценностных основ».
Конференция на тему «Теология и прогресс» прошла в Общецерковной аспирантуре и докторантуре