ПУБЛИКАЦИИ

Дмитрий Викторович Шмонин: интервью РИА Новости

Дмитрий Викторович Шмонин: интервью РИА Новости

Два года назад в России была создана Научно-образовательная теологическая ассоциация. Среди ее учредителей — МГУ, СПбГУ, Общецерковная аспирантура и докторантура, РАНХиГС, НИЯУ МИФИ, МПГУ, МАРХИ и другие вузы. Зачем нужна теология в системе образования? Какие задачи ставит перед собой ассоциация? Об этом корреспонденту проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» рассказал председатель научного совета НОТА, проректор ОЦАД по научной работе профессор Дмитрий Викторович Шмонин.
 
- Дмитрий Викторович, кто и зачем создал ассоциацию НОТА?
 
- Теологическому образованию в современной России почти 30 лет. Сложились определенные традиции, опыт, лучшее из которого необходимо распространять среди вузов.
 
Идея создать объединение родилась у ректоров ведущих университетов России и нашла отклик в структурах государственной власти и руководстве традиционных религий. Первым проект поддержал предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл. Президентом НОТА был единогласно избран митрополит Волоколамский Иларион.
 
Сегодня в ассоциацию входят более 60 вузов: помимо крупнейших федеральных университетов в наших рядах — целый ряд опорных региональных, отраслевых учебных заведений, а также ведущие духовные школы Русской Православной Церкви и исламские вузы. На рассмотрении о вступлении в ассоциацию находится еще пять заявок от университетов.
 
- Чем занимается ассоциация?
 
- Мы занимаемся развитием теологии и теологического образования, а также организационной, экспертной и методической поддержкой отрасли. Не пытаемся дублировать надзорную работу государственных органов, но, взаимодействуя с ними, способствуем обмену опытом между вузами, чтобы обеспечить квалифицированное и качественное теологическое образование и преподавание теологии, прежде всего, в светской системе образования.
 
Наше научно-образовательное сообщество формируется не по формальному признаку или указанию, а исходя из внутренней потребности вузов, ради общения в кругу заинтересованных профессионалов.
 
За два года ассоциация объединила не только руководителей и преподавателей теологических программ вузов, но и широкий круг единомышленников, искренне заинтересованных в духовно-нравственном просвещении и повышении религиозной грамотности общества, особенно теологической культуры учащейся молодежи.
 
Сегодня НОТА участвует в государственной подготовке экспертов по контролю качества образования по направлению «Теология». При поддержке Минобрнауки, Минпросвещения и Рособрнадзора мы, в частности, провели в МГУ, МИФИ, МПГУ, РГПУ имени А. И. Герцена научно-практические мероприятия, в каждом из которых принимали участие более ста научных и научно-педагогических работников.
 
Проведение конференций и обучающих семинаров позволяет повысить качество преподавания теологии в вузах, помогает нашим коллегам подготовиться к процедуре государственной
аккредитации. На сегодняшний день мы обучили и аккредитовали как экспертов уже 40 преподавателей вузов.
 
- Чем отличаются университетская теология и конфессиональное богословие?
 
- Содержательно — ничем. А в решаемых задачах имеются серьезные различия. Теология (богословие) — это предметная область, которая связана с определенной религией, конфессией, церковью. Университетские теологические программы соответствуют определенному направлению (православному, исламскому, иудейскому), но решают другие задачи. В основном, это подготовка светских специалистов, которые системно изучают богословие определенной традиции в широкой перспективе гуманитарного знания и могут специализироваться по разным профилям деятельности.
 
- Зачем нужна теология в университете, если есть конфессиональные вузы?
 
- Во-первых, чтобы выпускать теологов-профессионалов, желательно с педагогическими компетенциями и правом преподавания в школе или вузе. А во-вторых, чтобы выпускник любого вуза получал не только специальные знания, но и образование в более широком смысле. Чтобы молодые профессионалы имели ценностное мировоззрение, историческую память, осознавали свою гражданскую и культурную идентичность.
 
Как этого достичь? Введением обязательного преподавания теологии в во всех вузах?
 
- Включением теологической ценностно-мировоззренческой компоненты в преподавание гуманитарных курсов и воспитательную работу. И начинать, по большому счету, надо с факультетов дошкольного образования и начальных классов педагогических институтов и колледжей.
 
Параллельно надо думать о подготовке вузовских преподавателей. Все преподаватели-гуманитарии должны быть теологически компетентными. Нужно использовать все возможности, в том числе, потенциал истории, философии, культурологии, политологии, социологии. Мы же понимаем, что задача преподавателя истории, например, в техническом вузе — это не повторять факты, «добру и злу внимая равнодушно», а раскрывать их значение, исторический смысл и современное звучание.
 
Но здесь встают другие вопросы: кого и как готовят уже работающие кафедры теологии; каковы распределение и востребованность выпускников; какими должны быть контрольные цифры и госзаказ.
 
- Где обсуждаются эти вопросы?
 
- Мы обсуждаем их в разных форматах — межвузовском, общественно-государственном, межрелигиозном. Крупным событием стали наши ежегодные всероссийские теологические конференции «Теология в научно-образовательном пространстве», которые проходят с 2017 года.
 
На конференции 2018 года Патриарх Кирилл в своем выступлении раскрыл ключевые направления развития вузовской теологии. По его словам, это подготовка кадров для органов государственной власти в сфере религиозных и национальных отношений, для системы высшего образования и для средней школы, чтобы было кому качественно, квалифицированно знакомить и молодых, и совсем юных с религиозной культурой и с нравственными, ценностными основами мировоззрения современного человека.
 
На конференции 2019 года мы обсуждали опыт первых крупных «теологических кластеров» в регионах — совместную работу вузов и религиозных организаций в Республике Мордовия, Свердловской и Кемеровской областях. В Саранске, например, органично взаимодействуют Национальный исследовательский Мордовский университет, Мордовский педагогический институт и Саранская духовная семинария, а в Кемерове — Институт культуры и семинария. В Екатеринбурге на базе Горного университета действует кафедра теологии, при которой сразу два отделения — православное и исламское. Университет сотрудничает с епархиальными вузами – миссионерским институтом и семинарией.
 
- По какому принципу работают кластеры?
 
- Это принцип реального взаимодействия, объединения усилия, концентрации на выбранных направлениях. В чем это выражается? В сетевых программах, совместной воспитательной работе, обмене курсами и преподавателями, волонтерских проектах. Региональный опыт складывается с учетом особенностей — экономических, этнокофессиональных, географических, культурных. Так что теология выступает и как направление подготовки, и как общегуманитарная дисциплина с большим воспитательным потенциалом.
 
Впереди у нас – обсуждение и распространение опыта Курской области, Бурятии, Татарстана.
 
Состоится ли конференция по теологии в 2020 году и в каком формате?
 
- Она пройдет в ноябре — декабре в очно-дистанционном формате на трех федеральных площадках — в Казани, Санкт-Петербурге и Москве.
 
Основная тематика конференции в Казани — «Теология традиционных религий и взаимодействие научно-педагогических и религиозных сообществ в образовательной среде», в Санкт-Петербурге — «Теология, подготовка кадров высшей квалификации и междисциплинарные научные исследования», в Москве — «Теология, нравственность и воспитание личности современного гражданина».
 
- Ассоциация быстро прошла этап становления. Какие задачи вы готовитесь решать в среднесрочной перспективе?
 
- Амбициозные задачи, как у любой молодой организации: развитие теологической отрасли знания на всех уровнях — от бакалавриата до докторантуры, продвижение современных технологий в теологическое образование. Это действительно нужно и для подготовки профессионалов, и для повышения религиозной культуры, особенно в молодежной среде.
 
На новом этапе работа НОТА должна включать планирование, аналитику, системное взаимодействие со всеми ветвями государственной власти, научно-педагогическим сообществом, религиозными организациями, средствами массовой информации.
 
Важно, чтобы в обществе постепенно крепло осознание того, что теология — не только неотъемлемая часть гуманитарной культуры и научного знания, но и мощный ценностно-мировоззренческий, воспитательный ресурс, обеспечивающий нашу культурную и гражданскую идентичность.
 
 
По материалам РИА Новости.
Научно-образовательная теологическая ассоциация Патриархия - сайт Церковь и время Учебный комитет Богослов.RU