В статье Кашириной Варвары Викторовны, доктора филологических наук, профессора ФБОУ Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, аспиранта ОЦАД, рассматриваются некоторые церквно-исторические аспекты наследия архим. Леонида (Кавелина).
К началу XIX в. сложилась довольно устойчивая структура исторического описания монастырей, восходящая к труду митр. Амвросия (Орнатского) «История русской иерархии», успешно реализованная в трудах историков первой половины XIX в.: митр. Евгения (Болховитинова), архиеп. Павла (Подлипского), И. М. Снегирёва, А. В. Горского, П. С. Савваитова и др. В данной статье поставлена задача выявить особенности церковно-исторических трудов архимандрита Леонида (Кавелина) на материале исторических описаний монастырей. Для реализации поставленной задачи проводился источниковедческий анализ сочинений отца Леонида с применением методов сравнительного анализа, систематизации и критической интерпретации источников. В результате исследования было выявлено, что архимандрит Леонид (Кавелин) уже в первом своём историческом труде, посвящённом Оптиной пустыни (1847 г.), проявил себя как новатор, поставив своей основной целью духовное просветительство. В исторических описаниях архимандрита Леонида были реализованы сразу несколько задач: собирание и сохранение исторических сведений о монастыре; создание духовной летописи обители; побуждение к знакомству с православными святынями Русской земли. По прошествии лет, когда были утрачены многие архивные документы, сочинения отца Леонида стали важными и зачастую единственными источниками по истории монастырей. Архим. Леонид одним из первых церковных учёных обратился к истории женского монашества, составив описание трёх монастырей, насельницы которых воспитывались под духовным руководством опытных старцев. Исторические описания монастырей, созданные отцом Леонидом, имеют не только большое историческое, но и духовное значение и в настоящее время являются важными памятниками церковно-исторической науки.
***
Вступление
В 2022 г. отмечается 200-летие со дня рождения известного богослова, церковного историка и археографа XIX в. архимандрита Леонида (Кавелина).
Лев Александрович Кавелин (22 февраля 1822 — 22 октября 1891 гг.) происходил из семьи потомственных калужских дворян. Ещё в детстве вместе с родителями он часто посещал Оптину пустынь. В 1832 г. поступил в Калужскую мужскую гимназию. Затем, в 1835 г., — в Первый московский кадетский корпус, который окончил с отличием в 1840 г. По окончании курса был выпущен офицером в Императорскую гвардию и двенадцать лет служил в лейбгвардии Волынском полку в городе Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов). В 1852 г., выйдя в отставку в чине капитана, Лев Александрович поступил в братство Оптиной пустыни. В монашество пострижен с именем Леонида 7 сентября 1857 г., во иеродиакона рукоположен 20 октября того же года и во иеромонаха — 29 октября. Проходил служение в Русской духовной миссии в Иерусалиме (1857–1859 гг.). В 1863 г. возведён в сан архимандрита, назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. Настоятель посольской церкви в Константинополе (1865–1869). С 1869 г. — настоятель Воскресенского Новоиерусалимского ставропигиального монастыря. С 1877 г. — наместник Троице-Сергиевой Лавры.
Архимандрит Леонид оставил богатое научное наследие, которое имеет большое значение для современных исследований в области церковной истории и агиологии. По замечанию отца Анатолия Просвирнина (впоследствии архимандрита Иннокентия), архимандрит Леонид (Кавелин) создал «более тридцати описаний» монастырей. Изучая библиографию трудов архимандрита Леонида, составленную в 1972 г. отцом Анатолием, можно отметить, что данное число можно значительно увеличить, если включить в общий перечень публикации документальных источников по истории обителей, описания монастырских книгохранилищ и др.
Свой первый труд по историческому описанию монастырей будущий архимандрит напечатал в 1847 г., посвятив его знаменитой Оптиной пустыни. Историческое описание, составленное 25-летним молодым человеком, жившим в то время ещё в миру, характеризовалось хорошей проработанностью материала, применением научной методологии исследования и свидетельствовало об авторе как о цельном человеке и зрелом учёном.
Исторические описания монастырейв первой половине XIX в.
К началу XIXв. сложилась довольно устойчивая структура исторического описания монастырей, восходящая к труду митрополита Амвросия (Орнатского) «История русской иерархии». В книге IV, отделе 2 был намечен план, который затем был реализован во многих церковно-исторических исследованиях: «В немногих словах описывалось время основания, имя основателя, перечислялись события, до малейшей подробности обозначались монастырские здания, на сохранившиеся памятники посвящалось несколько слов, из которых ничего нельзя было понять, и всегда оканчивались росписями настоятелей. Грамоты, очень; очень редко послания появлялись кое-где и составляли предмет второстепенный».
Тем не менее в первой половине XIX в. этот жанр церковно-исторического исследования только складывался. Среди авторов, обратившихся к данному жанру, известные церковные историки и исследователи. Это прежде всего митрополит Евгений (Болховитинов), который стоял у истоков церковно-исторической науки и который, по свидетельству М. П. Погодина, «извлекал из забвения заброшенное и позабытое, готовил всё для того, чтобы облегчить впоследствии путь к изысканиям и созданию отечественной истории». Описания монастырей, подготовленные митрополитом Евгением в 20-е годы XIX в.: Святогорского Успенского монастыря (1821 г.), Иоанно-Предтечева (1821 г.), Благовещенской Никандровой пустыни (1821 г.), Иоанно-Богословского Крыпецкого и Рождество-Богородицкого Снетогорского (1821 г.), Псково-Печерского (1821 г.) монастырей и Киево-Печерской Лавры (1826 г.), — хотя преимущественно краткие, были основаны на большой источниковедческой базе: летописях, синодиках, описях монастырского имущества, монастырских грамотах. По мнению С. О. Шмидта, заслуга митрополита Евгения состояла не только в выявлении редких источников, но и в разработке научной методологии исторического исследования, церковный исследователь решал такие задачи, как «выявление, сохранение, введение в научный оборот источниковой базы науки отечественной, особенно церковной, истории (включая историю литературы и вообще письменности), разработка самой методики исторического исследования и создания трудов научно-справочного назначения».
Подробной исторической проработанностью отличаются описания монастырей, составленные архиепископом Павлом (Подлипским, 1788–1861 гг.). В 30-е годы XIX в. анонимно им были опубликованы описания Костромского Ипатьевского (1832 г.), Переяславского Троицкого Данилова (1834 г.), Костромского Крестовоздвиженского (1835 г.), Макариева Унженского (1835 г.), Николаевского Луховского мона-стырей (1836 г.).
Историографом многих московских обителей и храмов стал известный московский историк И. М. Снегирёв (1793–1868 гг.), который составил описания Новоспасского (1843 г.), Ивановского (1848 г.), Новодевичьего (1857 г.), Покровского (1863 г.), Богоявленского монастырей (1864 г.), соборов Московского Кремля: Благовещенского (1855 г.), Успенского (1856 г.), Архангельского (1865 г.) и др. Исторические факты в работах И. М. Снегирёва сочетались с личными воспоминаниями и рассказами очевидцев, что усиливало литературное начало и придавало историческому описанию большую доверительность.
Повествовательное начало характеризовало труды Н. Д. Иванчина-Писарева (1790–1849 гг.): «Вечер в Симонове» (1840 г.), «День в Троицкой Лавре» (1840 г.), «Утро в Новоспасском» (1841 г.), «Спасо-Андроников» (1842 г.), в которых автору было важно поделиться с читателями не только историческими сведениями, но и собственными переживаниями и размышлениями. Вот, например, несколько строк из книги «Вечер в Симонове»: «Солнце склонялось; но ещё ярко горели куполы соборов московских. Я приближался к дымчатым башням Симонова; смотрел на его тускло-зелёные главы, на окрестность и думал: “Есть места, которые много говорят сердцу: они напоминают многое — всю жизнь! — вспоминал младенческие богомолья со своим дядькою; вспоминали первую молодость с её кипящими порывами и первые наития задумчивости, которая с тех пор никогда не покидала моей души; она осталась ей верною и тогда, как романтические мечтания уступили во мне другому чувству: склонности внимать рассказам о родной стороне и воскрешает её воображением на самых местах событий”».
В жанре путевых очерков, которые содержали как исторические сведения, так и живые зарисовки из современной жизни монашеских обителей, была написана книга С. П. Шевырёва (1806–1864 гг.) «Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь» (1850 г.). Автор включил в свою книгу широкую палитру жизни и быта российского Севера, это была «мыслящая беседа с замечательным человеком, живые речи простолюдинов, местность природы, впечатления городов и сел, памятники Древней Руси, монастыри, храмы, иконы и хартии, деятельность России новой, обычаи и нравы, предания, язык народный и его физиогномия». Зарисовки об отдельных монастырях затем вышли отдельными изданиями.
К середине XIXв. в жанре исторического описания обителей складывается достаточно устойчивая структура. В этом смысле можно указать на работы протоиерея Александра Васильевича Горского (1812–1875 гг.) и П. С. Савваитова (1815–1895 гг.).
Историческое описание Троице-Сергиевой Лавры Александр Васильевич составил по благословению настоятеля Лавры митр. Филарета (Дроздова). Описание было кратким, однако имело чёткую структуру:
I. о начале Троицкой Лавры,
II. здания лавры в разные времена,
III. обозрения зданий Лавры в настоящее время,
IV. ризница,
V. летопись настоятелей и обители до осады,
VI. осада,
VII. продолжение летописи после осады,
VIII. степень монастыря и преимущества его настоятелей,
IX. библиотека,
X. монастыри, от Лавры происшедшие и зависевшие,
XI. владения Троицкого Сергиева монастыря до 1764 г.,
XII. о владениях Лавры в настоящее время.
Отдавая дань своему достойному предшественнику, отец Леонид (Кавелин) подготовил в 1879 г. переиздание этого труда, снабдив его хорошим справочным аппаратом. В этом издании отец Леонид проявил себя не только как историк-исследователь, но и как профессиональный публикатор, с большим тактом и вниманием относящийся к трудам старших современников.
Изучению истории и культуры Вологодского края посвятил свои труды археолог и историк П. С. Савваитов, который составил описание Вологодского Спасо-Прилуцкого (1844 г.), Велико-Устюжского Архангельского (1848 г.), Тотемского Спасо-Суморина (1850 г.), Семигородной Успенской пустыни (1856 г.), Вологодского Спасо-Каменского Духова (1860 г.) монастырей. Структура описания достаточно традиционная: охарактеризованы основные периоды истории монастыря, приведён список настоятелей, описаны монастырские владения и ценные предметы в ризнице и библиотеке обители.
В частности, план описания Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря следующий:
I. местоположение и название монастыря;
II. начало монастыря и жизнь его основателя;
III. устройство монастыря, здания;
IV. монастырские угодья;
V. настоятельство, отличие и степень;
VI. достопамятные происшествия;
VII. достопамятные предметы;
VIII. список настоятелей.
Завершая краткий обзор описания монастырей, можно согласиться с мнением Л. Б. Сукиной, что «описания монастырей были особым видом презентации результатов исследований в области церковной археологии. В их подготовке участвовали наиболее талантливые и усердные представители церковно-археологической науки и любителей церковной старины, активно участвовавшие в деятельности археологических и архивных обществ на местах. Описания соединяли в себе научный подход в работе с источниками, требовавший от исследователя и добросовестности, и наличия критической точки зрения, и навыков популяризации, диктуемой просветительской моделью исторического знания, преобладавшей в ту эпоху. В течение XIX в. постепенно сложилась и развилась форма описания монастыря, представлявшая своего рода маленькую энциклопедию, посвящённую конкретной монашеской обители».
Архимандрит Леонид (Кавелин) о задачах исторической науки
Основные взгляды на задачи и формы церковно-исторических исследований сформировались у архимандрита Леонида ещё до поступления в монастырь, когда он находился на военной службе.
В северной столице Лев Александрович близко познакомился с учеником оптинских старцев Степаном Онисимовичем Бурачком (1800–1877), издателем журнала «Маяк», — журналом «современного просвещения, искусства и образованности, в духе народности русской». Основной задачей редакции было «возбудить учёно-литературную жизнь и деятельность, направленные к ближайшим требованиям и нуждам русского общества». Направление журнала оказалось близким для Л. А. Кавелина, и он стал активно сотрудничать с редакцией. В первом письме к издателю журнала в 1844 г. Л. А. Кавелин писал о том, что исторические исследования «не одно только успокоение праздного любопытства. Замечания, опирающиеся на основы истинной философии, открывая причины былого величия, славы, мужества, силы и упадка народа, возвышают любовь к отчизне и оправдывают мудрое изречение римского витии, что история “Lux veritalis magistra vitae”, то есть светильник истины — наставница жизни».
С течением времени, по замечанию И. Н. Корсунского, Лев Александрович «стал глубже изучать историю монашества и дух его, что было для него тем удобнее, что близ его родины в Калужской губернии существовала обитель, которая была истинным светочем строго иноческой жизни и высокого духовного направления».
В 1847 г. Лев Александрович опубликовал первое историческое описание Введенской Оптиной пустыни, выдержавшее затем несколько изданий, исправленных и дополненных (1857, 1862, 1876, 1885, 1902 гг.). В предисловии к первому изданию Л. А. Кавелин отметил свою особую духовную связь с великой обителью: «Много в глубине моей осталось воспоминаний о любвеобильной обители Оптиной! Там узнал я впервые цену уединения, возможного только в Боге и для Бога; тепла здесь была моя молитва, вызванная благоговейным, умилительным пением иноков, а суетные помыслы и скорбь, эти постоянные спутники мирской жизни, не посмели следовать за мною под сенью мирной обители. Но особенно меня пленил уединённый скит. Когда я предстоял Божественной литургии в его простом деревянном храме, среди старцев, удручённых летами и от юности вменивших вся уметы ради Царствия Божия, то как-то понятнее и доступнее становились сердцу моему слова девственного апостола, возглашаемого чтецом: “Не любите мира, ни яже в мире...” (1 Ин. 2, 15)».
В предисловии Лев Александрович также сообщал, что старался «по мере возможности удовлетворить тем критическим требованиям», которые были изложены в статье «Исторические заметки», опубликованной в газете «Северная пчела» за 1846 г., где было проанализировано около сорока описаний монастырей, вышедших к середине XIXв.: митрополита Евгения (Болховитинова), И. М. Снегирёва, Н. Д. Иванчина-Писарева, А. В. Горского, П. И. Савваитова и др., которые характеризовались устойчивым составом.
Однако, по мнению автора статьи, сложившаяся структура и форма описания монастырей уже не отвечала задачам времени, традиционный план «для нашего времени... недостаточен», настоятельно следует обратить внимание на то, что именно в монастырях «свято блюлась русская грамотность, что там сохранились памятники искусств и художеств, что там покоятся все знаменитые мужи нашей отчизны».
Обозначался новый объект церковно-исторического исследования — «монастырское просвещение», то есть материалы для различных отраслей знаний и наук: истории Церкви и истории России, истории литературы, топографии, истории искусств и художеств, палеографии и эпиграфики и др. Значительно должны быть дополнены и существующие разделы: «... в росписях настоятелей желательно видеть более биографических сведений: перечень имён ни к чему не ведёт. Росписи, составленные на основании исторических актов, всегда будут готовыми запасами для учёных словарей, для справок и поверок разных исследований. Одним словом, описатель должен видеть в них людей и события нашей церковной истории».
Таким образом, в начале своего первого большого исторического исследования отец Леонид, обобщив опыт русской исторической науки по описанию обителей, попытался подготовить свой труд на совершенно ином научном уровне, поставив основной своей целью духовное просветительство.
Уже в первом большом историческом исследовании Л. А. Кавелина об Оптиной пустыни, по свидетельству И. Н. Корсунского, «ясно обнаружились те достоинства историко-археологических исследований, какими отличаются все дальнейшие работы отца Леонида в той же области: широкое знакомство автора с предметом исследования по архивным и другим печатным и рукописным документам и источникам, живость и ясность, обстоятельность и изобразительность изложения и так далее».
Выделим основные черты, которые свойственны сочинениям архимандрита Леонида, посвящённым историческому описанию монастырей: структурность, документализм, личное изучение истории монастыря и знакомство с его современным укладом, описание не только внешней, но прежде всего — духовной жизни подвижников и современных насельников обители.
Структура исторического описания монастырей
«Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи» (1847 г.) состояло из двух книг. В первой книге было дано описание монастыря, во второй — Иоанно-Предтеченского скита, разбиралось основание скита, построение скита (1821–1825 гг.), вид скита, устав, говорилось о замечательных старцах, живших в скиту.
Автор придерживался достаточно устойчивой структуры исторического описания монастыря. В описании Оптиной пустыни были следующие части:
• предисловие,
• местоположение обители,
• основание обители,
• степень монастыря,
• история Введенской Оптиной пустыни:
1) от основания обители до восстановления её после Литовского разорения или от половины XV столетия до 1630 г.,
2) от 1620 года до упразднения обители в 1724 г.,
3) от восстановления обители в 1726 г. до 1764 г., то есть до объявления духовных штатов,
4) от 1764 до 1796 г. — период оскудения и упадка обители,
5) от 1796 до 1846 г. — период её обновления, устройства и современного цветущего состояния,
• святые храмы и другие здания,
• здания вне монастыря,
• отдалённые принадлежности монастыря,
• чем ныне владеет монастырь,
• достопримечательные церковные вещи и книги,
• синодики обители и обзор её кладбища,
• чиноположение или Устав обители,
• настоятели Оптиной пустыни,
• примечательные мужи, жившие в Оптиной пустыни. Среди разделов, отличающих книги отца Леонида:
1) вступление — это своего рода разговор с читателем, введение в тему (часто с лирическим оттенком), описание основных источников и задач исследования;
2) выделение нескольких периодов в истории монастыря и их последовательное описание;
3) наличие отдельных разделов о подвижниках, подвизавшихся и подвизающихся в монастыре, характеристика духовной жизни обители.
Документализм
Основными источниками исторических исследований архимандрита Леонида являются документы и свидетельства современников.
Например, как указывает сам отец Леонид, при описании Оптиной пустыни (1847 г.) он пользовался архивом монастыря и др. источниками. В рецензии на это сочинение М. П. Погодин отметил: «История монастыря написана очень подробно, и все источники, впрочем, скудные, употреблены в дело рукою искусною... Многие подробности в описании Кавелина имеют интерес местный, домашний; другие любопытно узнать всякому благочестивому читателю; за некоторые, подающие понятия о нравах, поблагодарит историк».
При описании Калужского Лаврентьева монастыря (1862 г.) в качестве источников отец Леонид перечисляет монастырские записи о чудесах св. Лаврентия, надписи на различных предметах, выписки из писцовых книг, архив монастыря и официальные сведения по истории монастыря.
«Историческое описание Белёвского Крестовоздвиженского монастыря» (1863 г.) составлено по «уцелевшим в монастырском архиве актам; история же её внутреннего, духовного обновления и преуспеяния основана как на письменных документах, так и на устных сказаниях самой настоятельницы, которая была свидетельницей и участницей всех замечательных событий в её обители в течение последних тридцати лет».
«Историческое описание Борисовской Тихвинской девичьей пустыни» (1872 г.) составлено по «имеющимся в её архиве письменным памятникам и устным преданиям стариц». По свидетельству Г. С. Шереметева, в 1871 г. «неутомимый изыскатель нашей православной старины занят был собиранием сведений для описания монастыря Тихвинской иконы Божией Матери в с. Борисовке, где жили его сёстры, удалившиеся от мира. Мы вступили в переписку. По возможности старался я помочь ему дополнительными сведениями и содействовать изданию. Оно и появилось отдельной книжкой».
«Историческое описание Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря» (1876 г.) было составлено на основе монастырского архива, уцелевшего после пожаров 1726, 1762 и 1792 гг. Обращаясь к будущим исследователям русской старицы и русской духовной культуры, отец Леонид надеялся, что его труд «подвигнет и других деятелей к приведению в известность письменных памятников допетровской Руси, ещё кое-где таящихся в монастырских архивах, но стрегомых более забвением, чем вниманием к их значению для отечественной истории».
В связи с тем, что большинство привлечённых источников в работах архимандрита Леонида до настоящего времени не сохранилось, его исследования имеют большую ценность для истории Русской Православной Церкви. Значительное место в работах отца Леонида занимают письма старцев к насельникам и насельницам монастырей, наставления духовников, записанные их духовными чадами, что имеет большое духовное значение, благодаря чему труды отца Леонида становятся не толь-ко историческими, но и духовными памятниками эпохи.
Духовная связь автора с описываемыми обителями
Анализируя библиографический список работ архимандрита Леонида по истории обителей, можно отметить, что хронология создания церковно-исторических работ напрямую связана с местами его церковного служения, обусловлена его личным знакомством с насельниками и насельницами монастырей. Это своего рода научный дневник отца Леонида, характеризующий его как выдающегося учёного и незаурядную личность.
Значительное число исторических описаний монастырей посвящено обителям Калужской епархии — малой родине архимандрита Леонида и месте начала его монашеского служения. Им были составлены исторические описания Козельской Введенской Оптиной пустыни (1847 г.), Боровского Пафнутиева (1859 г.), Калужского Лаврентьева мо-настыря (1862 г.), Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря (1862 г.), Тихоновой Калужской пустыни (1862 г.), Малоярославецкого Черноостровского Николаевского (1863 г.), Мещёвского Георгиевского (1870 г.), Лихвинского Покровского Доброго мужского монастыря (1875 г.), а также упразднённых монастырей Калужской епархии и др.
Отец Леонид проходил церковное служение и за рубежом: был членом второй Русской духовной миссии в Иерусалиме (1857–1864 гг.), а также начальником третьей духовной миссии (1864–1865 гг.). Затем был настоятелем посольской церкви в Константинополе (1865–1869 гг.), поэтому многие его церковно-исторические труды посвящены Палестине, Афону, Константинополю и Балканам.
Научные труды архимандрита Леонида связаны также с Курской и Белгородской землёй. По предложению настоятеля Коренной Рождество-Богородицкой пустыни отца Ювеналия (Половцева), оптинского постриженника и сослуживца отца Леонида по Русской духовной миссии в Иерусалиме, последний в 1865 г. составил описание Курской Коренной пустыни. В 1872 г. отец Леонид составил описание Борисовской Тихвинской девичьей пустыни74, в которой подвизались многие ученицы прп. Оптинских старцев.
В период с 1869 по 1877 гг. архимандрит Леонид исполнял обязанности настоятеля Воскресенского Новоиерусалимского ставропигиального монастыря, истории которого было посвящено несколько работ. В 1877 г. архимандрит Леонид возглавил Троице-Сергиеву Лавру, посвятив ей также несколько исторических сочинений.
Исторические описания женских монастырей
Архимандриту Леониду принадлежит заслуга в изучении истории женского монашества. Он является автором трёх исторических описаний женских обителей: Белёвского Крестовоздвиженского монастыря (1863 г.), Борисовской Тихвинской девичьей пустыни (1872 г.) и Успенского женского монастыря в городе Александрове (1884 г.).
В предисловии к «Историческому описанию Белёвского монастыря» архимандрит Леонид писал: «Многие из мужских монастырей и пустыней уже имеют свои отдельные исторические описания, тогда как описания женских обителей, за весьма немногими исключениями, составляет предмет ещё мало разработанный, и будущий историк русского православного монашества с сожалением заметит этот немаловажный для его труда недостаток».
По своему внутреннему устроению это были обители с духовными традициями, насельницы которых окормлялись у опытных старцев Оптиной пустыни, Глинской пустыни, Троице-Сергиевой лавры и др.
Например, в то время, когда отец Леонид работал над составлением исторического описания Белёвского Крестовоздвиженского монастыря, обителью управляла игуменья Павлина (Овсянникова), ученица преподобных старцев Льва и Макария Оптинских. В обители по благословению старцев было введено откровение помыслов. Возобновитель старчества в Оптиной пустыни, преподобный Лев Оптинский, учил духовных чад, что от откровения помыслов проистекает хранение совести.
Как отмечал отец Леонид (Кавелин), игуменья Павлина не только сама постоянно пользовалась советами оптинских старцев, но и поощряла своих сестёр к этому, плодом чего стали:
1) быстрое процветание обители через умножение сестёр, привлекаемых материнскою любовью настоятельницы и возможностью иметь на первых шагах постоянное руководство старца в духовной жизни;
2) «устройство, при помощи жертвуемых имущими из них де-нежных средств, новых зданий для помещения неимущих и нуждающихся».
После кончины старца Льва, сёстры обители обращались к его ученику старцу Макарию, что обеспечивало духовную преемственность в окормлении. Старец Макарий признавался, что из женских монастырей он любит эту обитель больше всего.
В описании Борисовской пустыни архимандрит Леонид писал о высокой духовной жизни в обители, отмечая «в отношении духов-ном» «благоразумное начальство, избранное общество, во всём порядок и благочиние, чиноположение по правилам св. отец пустынножителей, церковную службу по уставу, стройное и благоговейное пение, простое и единообразное одеяние, трудолюбие и добрые нравы, при возможности иметь духовное руководство желающим с самого начала иноческого поприща идти спасительным путём послушания, смирения и отвержения своей воли и разума».
Обращая внимание на историко-археологические памятники Александровского монастыря, отец Леонид замечал: «Не многие из русских женских обителей сохранили в стенах своих такое богатство и разнообразие исторических воспоминаний, как обитель Успенская. Но многие ли знают это и посещают её?».
Заключение
Архимандрит Леонид является одним из ярких представителей церковно-исторической науки второй половины XIX в. Отличительной чертой церковно-исторических сочинений отца Леонида (Кавелина) стало широкое использование исторических документов и свидетельств: воспоминаний очевидцев, биографических справок, писем, выписок из различных документов и книг. По прошествии многих лет, когда были утрачены многие архивные документы, именно его сочинения стали важными и зачастую единственными источниками по истории монастырей. Все исторические и агиографические сочинения архимандрита Леонида были написаны прекрасным русским литературным языком, что также обеспечивало их успех у многочисленных читателей и почитателей русской духовной культуры.
Обобщив опыт русской исторической науки по описанию обителей, отец Леонид уже в своём первом историческом труде, посвящённом Оптиной пустыни (1847 г.), проявил себя как новатор, поставив основ ной целью духовное просветительство.
В исторических описаниях архимандрита Леонида было реализовано сразу несколько задач:
1) Собирание и сохранение исторических сведений о монастыре. В предисловии к «Историческому описанию Калужского Лаврентьева монастыря» (1862 г.) основная цель была сформулирована следующим образом: «спасти от конечного забвения прошедшее» и «сохранить на память будущих насельников и посетителей известие о настоящем состоянии монастыря»;
2) Создание духовной летописи монастыря, знакомство с его уставной деятельностью, создание жизнеописаний подвижников благочестия и публикация их духовного наследия, поэтому описания монастырей имели не только большое историческое, но и духовное значение;
3) Побуждение к знакомству с православными святынями Русской земли, развитие паломничества. В описании Курской Коренной пустыни (1865 г.), обращаясь к читателям, отец Леонид отмечал, что надеется, что его книга послужит «сближению» со святыней, а также «к ближайшему ознакомлению» с нею.
Одним из первых церковных исследователей архимандрит Леонид обратился к истории женского монашества, составив описание трёх монастырей, насельницы которых воспитывались под духовным руководством опытных старцев.
Заслуги отца Леонида были признаны как церковными, так и светскими учёными. В 1869 г. архимандрит Леонид избран членом Московского общества любителей духовного просвещения, в 1884 г. — почётный член Московской духовной академии, 1886 г. — член-корреспондент Императорской академии наук и др. Многие описания монашеских обителей вышли как издания Императорского общества истории и древностей российских, действительным членом которого с 1867 г. состоял отец Леонид.
Для отца Леонида, как истинного учёного, было свойственно трудолюбие и любовь к делу своей жизни. Как отмечал И. Н. Корсунский, «обладая не часто встречающейся способностью быстро овладевать предметом исследования, он вместе с тем обладал неутомимым трудолюбием, постоянно занимаясь разработкой и прежних, и новых материалов, даже не касавшихся прямо его обители, часто из любви к церковно-археологическим и историческим исследованиям, дорожа каждою минутою свободного времени, каждым клочком древней хартии, каждым новым сведением, могущим, по его мнению, принести хотя малую пользу исторической и археологической науке».
Всю свою жизнь отец Леонид посвятил церковной книжности, описав многие святыни и создав жизнеописания многих подвижников благочестия. Сам же в описании Курской Коренной пустыни, подобно древнерусскому книжнику-летописцу, смиренно обращался к своим читателям: «Отцы и братия! Еже где писах, или переписах, или недописах, чтите, исправляя Бога деля, а не кляните, паче же и помяните в словах своих святых молитвах многогрешного».
Источники
Вместо предисловия // Маяк. 1840. Т. 1. С. XIV .
<ГорскийА. В.> Историческое описание Святотроицкия Сергиевы лавры. Москва: Унив. тип., 1842.
<Евгений (Болховитинов), архиеп.> Описание Благовещенской Никандровой пустыни. Дерпт: Тип. И. Х. Шинмана, 1821.
<Евгений (Болховитинов), архиеп.> Описание Иоанно-Предтечева псковского монастыря. Дерпт: Тип. И. Х. Шинмана, 1821.
<Евгений (Болховитинов), архиеп.> Описание монастырей Иоанно-Богословского Крыпец-кого и Рождество-Богородицкого Снетогорского: С прибавлением списка преосвященных архиереев псковских. Дерпт: Тип. И. Х. Шинмана, 1821.
<Евгений (Болховитинов), архиеп.> Описание Псково-Печерского первокласного монастыря. Дерпт:, 1821.
<Евгений (Болховитинов), архиеп.> Описание Святогорского Успенского монастыря. Дерпт: Тип. И. Х. Шинмана, 1821.
<Евгений (Болховитинов), митр.> Описание Киево-Печерской лавры с присовокуплением разных грамот и выписок, объясняющих оное, также планов лавры и обеих пещер. Киев: Тип. Киево-Печ. лавры, 1826.
Иванчин-ПисаревН. Д. Вечер в Симонове. Москва: Тип. Н. Степанова, 1840.
Иванчин-ПисаревН. Д. День в Троицкой лавре. Москва: Тип. А. Семена при Медико-хирург. акад., 1840 (обл. 1841).
Иванчин-ПисаревН. Д. Утро в Новоспасском: С прил. вида Новоспасского монастыря в начале XVIII в. Москва: Тип. А. Семена при Мед.-хирург. акад., 1841.
Иванчин-ПисаревН. Д. Спасо-Андроников. Москва: Тип. Августа Семена при Мед.-хирург. акад., 1842.
Изображения славянских первоучителей и просветителей, святых Кирилла и Мефодия на иконе Николая Скоропомощника в Афонском Дохиарском монастыре // ЧОИДР. 1868. Кн. I. Отд. IV. С. 257–261.
Исторические заметки // Северная пчела. 1846. No 11. 14 января. С. 43–44; No 12. 15 января. С. 47–48; No 13. 16 января. С. 51–52; No 26. 31 января. С. 103–104; No 27. 1 февраля. С. 107–108.
Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской духовной академии А. В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида: В 2 ч. Москва: Импер. о-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1879.
История русской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием: В 6 ч. Москва: Синод. Тип., 1807–1815.
Кавелин Лев. Письмо к издателю // Маяк. 1844. Т. 16. Раздел: Материалы. С. 1–2.
Кавелин Лев Александрович Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи: В 2 ч. Санкт-Петербург: Тип. Морского кадет. корпуса, 1847.
Леонид (Кавелин), иером. Обозрение Козельского Оптина монастыря и бывших в нем до начала XVIII столетия храмов. Калуга: Губ. тип., 1857.
Леонид (Кавелин), иером. Историческое описание Боровского Пафнутиева монастыря. Москва: Тип. В. Готье, 1859.
Леонид (Кавелин), иером. Историческое описание Калужского Лаврентьева монастыря, нынешнего Калужского архиерейского дома, и принадлежащей в оному Крестовой церкви. Калуга: Губ. тип., 1862.
Леонид (Кавелин), иером. Историческое описание Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря. Калуга: [Б. и.], 1862.
Леонид (Кавелин), иером. Историческое описание Тихоновой Калужской пустыни. Санкт-Петербург: Тип. И. И. Глазунова и К°, 1862.
Леонид (Кавелин), иером. Историческое описание Белёвского девичьего Кресто-воздвиженского монастыря (с видом оного с восточной стороны). Санкт-Петербург: Тип. Якова Трея, 1863.
Леонид (Кавелин), иером. Историческое описание Малоярославецкого Черноостровского Николаевского монастыря Калужской губернии. Санкт-Петербург: Тип. Я. Грея, 1863.
Леонид (Кавелин), иером. Церковно-историческое описание упраздненных монастырей, находящихся в пределах Калужской епархии. Москва: Унив. тип., 1863.
Леонид (Кавелин), иером. Историческое описание Рождества Богородицы Коренной пустыни. Санкт-Петербург: Тип. Эттингера, 1865.
Леонид (Кавелин), иером. Житие оптинского старца Макария. Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1995.
Леонид (Кавелин), архим. Пустыня Св. Града. [Херсон, 1865]. (Из «Херсон. епарх. вед.» Прибавления. 1865. Ч. 16).
Леонид (Кавелин), архим. Русский монастырь святого Пантелеймона — Русик. [Хер-сон, 1867].
Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание Сербской царской Лавры Хиландаря и ее отношений к царствам Сербскому и Русскому. Москва: Унив. тип. Катков и К°, 1868.
Леонид (Кавелин), архим. Лавра святого Саввы Освященного. Одесса, 1868.
Леонид (Кавелин), архим. Обозрение Цареградских памятников и святынь XIV и XV вв. по русским паломникам с объяснительными примечаниями и планом. Москва: Импер. о-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1870.
Леонид (Кавелин), архим. Месяцеслов Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря для посетителей и богомольцев сей святой обители. Москва: Тип. В. Готье, 1870.
Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание Мещевского Георгиевского мужского общежительного монастыря. Москва: Унив. тип. (Катков и К°), 1870.
Леонид (Кавелин), архим. Описание соборного храма Воскресения Христова, построенного по Иерусалимскому образцу святейшим патриархом Никоном в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом, монастыре. Москва: Тип. В. Готье, 1870.
Леонид (Кавелин), архим. Описание славяно-русских рукописей библиотеки Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря и заметки о старопечатных церковнославянских книгах той же библиотеки. Москва: Импер. о-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1871.
Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание Борисовской Тихвинской девичьей пустыни, составленное по монастырским документам и записям. Москва: Импер. о-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1872.
Леонид (Кавелин), архим. Краткое историческое сказание о начале и устроении Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря. С монастырской рукописи 1750-х годов печатается в первый раз в пользу грамотных богомольцев тщанием настоятеля. Москва: Тип. «Соврем. изв.», 1872.
Леонид (Кавелин), архим. Описание Лихвинского Покровского Доброго мужского монастыря. Москва: Импер. о-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1876.
Леонид (Кавелин), архим.. Историческое описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря / сост. по монастырским актам настоятелем оного архимандритом Леонидом; изд. Общества Истории и древностей Российских при Московском университете. Москва: Унив. тип., 1876.
Леонид (Кавелин), архим. Историческое и археологическое описание первоклассного Успенского женского монастыря в городе Александрове, Владимирской губернии. Санкт-Петербург: Тип. Имп. Академии наук, 1884.
Павел (Подлипский), еп. Описание Костромского Ипатиевского монастыря, в котором юный Михаил Феодорович Романов умолен знаменитым посольством московским на царство русское: Сост. из подлинных монастырских бумаг 1832 г. Мо-сква: Синод. тип., 1832.
Павел (Подлипский), еп. Описание Переславского Троицкого Данилова монастыря, из подлинных монастырских бумаг составленное в 1829 году. Москва: Синод. тип., 1834.
Павел (Подлипский), еп. Описание Костромского Кресто-воздвиженского третьеклассного девичьего монастыря, составленное из подлинных монастырских бумаг в 1835 году. Москва: Синод. тип., 1835.
Павел (Подлипский), еп. Описание Макариева Унженского Костромской епархии третьеклассного мужеского монастыря. Сост. из подлинных монастырских бумаг в 1834 г. Москва: Синод. тип., 1835.
Павел (Подлипский), еп. Описание Николаевского Луховского Костромской епархии третьеклассного мужеского монастыря: Составлено из подлинных монастырских бумаг 1836 г. Москва: Синод. тип., 1836.
Погодин М. П. Историческое описание Козельской Оптиной Пустыни и состоящего при ней скита // Москвитянин. 1848. Ч. 2. No 4. Отд. 2. С. 131–138.
Савваитов П. С. Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. Санкт-Петербург: Тип. Штаба Отдел. корпуса внутр. стражи, 1844.
Савваитов П. С. Описание Велико-Устюжского Архангельского и приписного к нему Троицкого Гледенского монастырей. Санкт-Петербург: Тип. кн. маг. П. Крашенинникова и К°, 1848.
Савваитов П. С. Описание Тотемского Спасо-Суморина монастыря и приписной к нему Дедовской Троицкой пустыни. Санкт-Петербург: Тип. Трея, 1850.
Савваитов П. С. Описание Семигородной Успенской пустыни и упраздненного Катромского Николаевского монастыря. Санкт-Петербург: Тип. Трея, 1856.
СавваитовП. С. Описание Вологодского Спасо-Каменского Духова монастыря. Санкт-Петербург: Тип. Трея, 1860.
Снегирёв И. Новоспасский монастырь: с видами сего монастыря в царствовании Петра I и в настоящем его положении. Москва: Изд. архим. Аполлоса, 1843.
Снегирёв И. М. Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества, сост. А. Мартыновым. Тетр. 5. Москва: Тип. Августа Семёна, 1848.
Снегирёв И. Благовещенский собор в Москве. Москва: Тип. Ведомостей Моск. гор. полиции, 1854.
Снегирёв И. М. Успенский собор в Москве: Изд. Николая Мартынова. Москва: Тип. А. Семёна, 1856.
Снегирёв И. М. Новодевичий монастырь в Москве. М.: Тип. Вед. Моск. гор. полиции, 1857.
Снегирёв И. М. Покровский монастырь, что на Убогих домех в Москве Москва: А. Мартынова, 1863.
Снегирёв И. М. Богоявленский монастырь в Москве на Никольской улице. Москва: Тип. Бахметева, 1864.
СнегирёвИ. М. Архангельский собор в Московском Кремле. Москва: А. Мартынов, 1865.
Студийский монастырь в Константинополе // Херсонские епархиальные ведомости. 1868. No 22. С. 231–250.
Шевырёв С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь: вакационные дни профессора С. Шевырёва в 1847 году: в 2 ч. (с 25-ю литографированными рисунками). Москва: Унив. тип., 1850.
ШевырёвС. П. Нилосорская пустынь. Москва: Унив. тип., 1850.
Литература
Анатолий (Просвирнин), свящ. Труды архимандрита Леонида (Кавелина) (1822–1891) // Богословские труды. 1972. Вып. IX. С. 226–240.
Каламкарова Е. (монахиняСергия). Вклад архимандрита Леонида (Кавелина) в изучение истории Владимирской епархии // Grand Altai Research & Education / Наука и образование Большого Алтая». 2022. No 16. Спецвыпуск: К 200-летию со дня рождения архимандрита Леонида (Кавелина; 1822–1891). Эл. периодическое издание межрегионального объединения «Совет ректоров вузов Большого Алтая» (СРВБА). С. 118–127. [Электронный ресурс]. URL: http://rectors.altstu.ru/ru/periodical/ archiv/2022/s/ articles/2_6.pdf (дата обращения 22.06.2022).
Каширина В. В. Степан Онисимович Бурачок как редактор журнала «Маяк». К истории церковно-общественной жизни России XIX века // БВ. 2019. No 3 (34). С. 289–306.
Каширина В. В. Архимандрит Леонид (Кавелин) как агиограф Оптиной пустыни // БВ. 2021. No 3 (42). С. 239–256.
Корсунский И. Н. Наместник Сергиевой лавры, архимандрит Леонид <(Кавелин)>: Некролог. Москва: Унив. тип., 1892.
Погодин М. П. Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и состоящего при ней скита // Москвитянин. 1848. Ч. 2. No 4. Отд. 2. С. 131–132.
Сукина Л. Б. Описание монастырей как жанр научной публикации в церковной археоло-гии XIX — начала XX в. // «Grand Altai Research & Education / Наука и образование Большого Алтая». 2022. No 16. Спецвыпуск: К 200-летию со дня рождения архи-мандрита Леонида (Кавелина; 1822–1891). Эл. периодическое издание межреги-онального объединения «Совет ректоров вузов Большого Алтая» (СРВБА). С. 115–116. [Электронный ресурс]. URL: http://rectors.altstu.ru/ru/periodical/archiv/2022/s/ articles/2_5.pdf (дата обращения 22.06.2022).
Шереметев Г. С. Архимандрит Леонид (Кавелин): Биографический очерк. Москва: Тип. Васильева и К°, 1901.
Шмидт С. О. Е. А. Болховитинов и становление науки российской истории // Из истории Воронежского края: Сб. ст. / отв. ред. А. Н. Акиньшин. Вып. 9. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2001. С. 4–15.
***
Ключевые слова: история монастырей, источники, Оптина пустынь, архимандрит Леонид (Кавелин).
Источник: Каширина В. В. Исторические описания монастырей архимандрита Леонида (Кавелина) в традиции церковно-исторических сочинений // Богословский вестник. 2022. No 2 (45). С. 308–332. DOI: 10.31802/GB.2022.45.2.018