В статье Бирюкова Арсения Анатольевича, аспиранта ОЦАД, осуществляется исследование взгляда Оригена на исторический процесс. Как указывает автор работы, «Ориген Александрийский – крупнейший христианский мыслитель, работавший в русле философии платонизма, неоплатонизма и становящейся христианской традиции. Это значимая фигура как в христианском богословии, так и в истории философии, особенно сильно повлиявшая на средневековый период развития философской мысли. Хотя богослов и не оставил целостной исторической концепции, он постоянно обращался к проблеме истории в своих многочисленных произведениях».
Особенностью богословских представлений Оригена об истории является сочетание буквального и аллегорического подходов к ней. Автором предпринимается попытка воссоздания целостной картины представлений Оригена о всемирно-историческом процессе на основе сохранившихся произведений. Описывается промыслительное действо Бога в истории. Выделяется центральная роль Божественного Логоса – Христа. Отдельно рассматривается эсхатология Оригена как учение о конце всемирной истории. Раскрывается роль учения о всеобщем спасении как восстановлении изначального мироустройства и смысле всего всемирно-исторического процесса. Формулируется вывод о том, что человеческая история по Оригену является частью мирового космологического процесса и его отражением на Земле. Она есть результат мировой катастрофы и должна содействовать восстановлению изначального порядка.
***
Введение
Ориген Адамант – самый известный представитель Александрийской богословской школы, солидный писатель и крупнейший мыслитель христианского Востока, оказавший колоссальное влияние на всю последующую богословскую традицию и оставивший значимый след в истории философской мысли.
Особенность исторического понимания Оригена состоит в том, что, восприняв и последовательно разработав экзегетический метод Александрийской школы – метод аллегорического истолкования Священного Писания, – богослов успешно применял его и к историческим событиям, видя в них отражение небесных процессов [1, p. 53].
Вопреки распространенным представлениям о том, что Ориген рассматривает исторические события исключительно аллегорически, на примере его полемики с философом-платоником Цельсом можно видеть, что они являются для него вполне реальными фактами, на которых он строит свою аргументацию. Несмотря на то, что мыслитель не выдвигает целостной христианской концепции истории, по отрывочным обращениям к ней в его трудах, можно составить представления богослова об историческом процессе.
В своих многочисленных произведениях Ориген довольно часто обращается к истории (само слово ἱστορία и его производные встречаются в текстах Оригена около 500 раз [2, с. 18]), понимая ее как повествование о конкретных событиях, зачастую имеющих и символическое значение. Наблюдая сближение понятий «история» и «Писание», ученые делают вывод о библиоцентризме оригеновских представлений об истории [2, с. 28], а значит к ней справедливо применение авторского методологического принципа трех смыслов Писания – плотского (буквального), душевного (этического) и духовного (мистического), имеющего основание в описываемых апостолом Павлом соответствующих типах людей и их подготовке к познанию Божественного откровения [3, с. 22]. Данная типология соотносится как с трехчастной структурой Церкви, так и с троичностью лиц Пресвятой Троицы, что позволяет выделить в историческом процессе соответствующую периодизацию, каждый этап которой ‒ это проявление в мире отдельной Божественной ипостаси [4, с. 52–53].
Теоретический анализ
В своем понимании истории Ориген исходит из философской проблемы существования зла. Как христианский мыслитель, он не может допустить, чтобы ответственность за его существование нес благой Творец. Поэтому в русле предшествующей традиции обвиняет в нем человека и его свободную, изменчивую волю. Однако, как замечает богослов, существует зло, которое сложно объяснить возмездием за грех, например, условия рождения или врожденное физическое увечье. Такие вещи, по мнению Оригена, наводят на мысли о случайности и не согласуются с действиями благого Божественного Промысла. Поэтому, отвергнув развивавшиеся в то время традуционистскую (душа вместе с телом происходит от родителей) и креационистскую (творение души Богом в каждом отдельном случае) концепции творения, богослов приходит к теории предсуществования душ, подобной представлениям платонизма, очевидно, оказавшим влияние на христианского дидаскала. Проблема соотнесения метафизической картины античной философии с библейскими данными Божественного Откровения характерна не только для эпохи патристики, но и схоластики и считается «универсальной проблемой всей христианской философии» [5, c. 127].
Под влиянием платонизма Ориген видит совершенство Бога во владычестве над сотворенным миром, а значит, нельзя помыслить, чтобы Бог когда-то не был Творцом. Поэтому Ориген утверждает, что наш мир является одним из множества миров, вечно проистекающих от Бога.
Также Бог творит некоторое количество умов или духов, созданных по Его образу равными и совершенными. Одним из качеств творимых по образу Божию духов является свобода воли. Реализуя эту свободу, часть умов уподобились Создателю, составив общество небесных ангелов, часть из них противостояли Богу и стали бесами, а колеблющиеся духи, обратившись в чувственные души, были облечены в материальные тела и составили человеческий род. Именно наказанием за отпадение от Божества объясняет Ориген существование и степень распространения в тех или иных человеческих душах зла, которое он не наделяет онтологическим статусом и считает отсутствием добра: «Существует праведный суд Божественного Промысла, чтобы каждый мог получить по заслугам, соответственно разнообразию своих движений, возмездие за свое отпадение и возмущение» [6, с. 129].
Охладев в любви к Богу, человеческие души были низвержены из области божественного созерцания в сотворенные миры, представляющие собой комплекс условий для их исправления и восстановления. Основание для таких рассуждений Ориген находит в Священном Писании, в некоторых местах которого, где речь идет о сотворении или устроении мира, используется греческий термин καταβολή, буквальный перевод которого, по мнению богослова, означает «свержение вниз» или «низвержение» [6, с. 316].
Таким образом, физический мир «есть следствие ниспадения духовных существ» [7, с. 116]. Он представляет собой для чувствующих душ некое подобие темницы, в которую они заключены для своего исправления. Оказавшись в мире, они должны вновь возжаждать духовного состояния и созерцания Бога.
Отечественный ученый В. И. Гараджа справедливо отмечает, что, с точки зрения Оригена, человеческая история есть негативный процесс: это отступление от запланированного порядка и исправление ошибок [8, с. 13].
В отличие от животных, которым Бог дал какие-либо вспомогательные органы для добычи пищи и защиты от погодных условий, человек их промыслительно лишен. Это сделано с целью его интеллектуального развития через труд и хозяйство: «Бог создал человека существом, нуждающимся (в труде), с целью дать ему возможность всюду упражнять свои познавательные силыи через это не оставлять его бездеятельным, чуждым таких знаний, которые приводят к искусствам; только этим путем для удовлетворения своих нужд человек и ставился лицом к лицу перед необходимостью производить технические изыскания, могущие служить средством к поддержанию его существования и для оборудования его одежды» [6, с. 761].
Однако люди не лишаются попечения Божественного Промысла. Все космические силы призваны содействовать восстановлению нарушившегося порядка. Различные ангельские чины по велению Бога должны способствовать человеческому спасению. Даже звезды и небесные светила, которые являются ангелами, облеченными Господом в материю, поставлены на службу человечеству.
Один из духов-ангелов ни на миг не охладел в любви к Создателю, миновав грехопадения, и неразлучно пребывал в Нем, в конечном итоге, восприняв Сына Божия и сделавшись с ним одним целым. Через него и произошло пришествие обещанного Мессии, положившего начало новой эпохи человеческой истории. При этом условия его Воплощения, а также экспансия Римской империи выступают необходимыми промыслительными факторами, способствующими распространению евангельской проповеди и христианского учения. А христианско-имперский, надэтнический период является третьим и заключительным периодом человеческой истории после доэтнического и этнического, разделенного между собой событием Вавилонского столпотворения [9, с. 146].
Несмотря на центральное положение Христа в исторических построениях Оригена, последний не признает искупительной роли Бога-Слова. Так как согласно его представлениям все души сотворены равными и часть из них смогла собственными усилиями побороть злое стремление и стать ангелами Божьими, то, заключает Ориген, и человеку достаточно собственных усилий в деле спасения. Однако функция Христа не сводится лишь к педагогической или воспитательной, подобной деятельности ветхозаветного пророка Моисея, как это принято считать.
Существует незримая причинно-следственная связь между каждой индивидуальной душой и Божественным Нусом, или Логосом, второй Ипостасью, и эта формальная причинность служит условием возможности созерцательного размышления о божественном. Здесь Логос-Христос выступает как активный интеллект (nous poietikos), который с помощью собственных слов, атрибутов и имен освещает стремление каждой разумной души к единству с Богом и направляет человеческие речь и мышление. Именно Логос делает человеческий разум (сам по себе потенциальный) актуальным, заставляет его действительно знать, а познаваемое быть известным как знание. Все слова, атрибуты и имена Логоса, имеющие ноэтическое измерение, обозначают его в том виде, в котором он является миру как воплотившийся Мессия-Христос. Поэтому Логос является различным категориям душ в соответствии с их потребностями. Нуждающимся в руководстве он является как пастырь, больным и имеющим какой-либо недуг – как целитель. При этом Логос открывается каждой индивидуальной душе настолько, насколько она подобна ему. А количество мудрости, получаемое душами, зависит от той степени духовного созревания, в которой они способны постичь божественное восприятие.
Целью, содержанием и смыслом мировой истории у Оригена выступает всеобщее спасение, или апокатастасис, отдельные элементы учения о котором встречаются уже у учителя Оригена – Климента Александрийского. Согласно ему Божественный замысел в конечном итоге должен быть осуществлен, а мировой порядок восстановлен. А потому все разумные творения, включая Сатану и демонов, должны отказаться от греха и уподобиться своему Создателю, вечно пребывая в Нем: «Тогда уже не будет различия добра и зла, потому что зла не будет вовсе: Бог будет составлять все, а при Нем уже не может существовать зло» [6, с. 325].
Конец истории по Оригену представляет собой историю христианской церкви, т. е. приобщения ей всей разумной твари.
Смерть, ограничивающая распространение зла и греха в мире, выступает у Оригена даром Божественного Промысла, дающим надежду на вечную жизнь во всеобщем воскресении [10, p. 823], которое произойдет в обновленных телах, уже не материальных, а духовных. Затем произойдет Страшный суд, по результатам которого праведники вновь будут удостоены Божественного созерцания, а грешники будут подвергнуты наказаниям адского огня.
Вечность адских мучений Ориген понимает не как бесконечность или безвременность, а как существование в течение века или эона: «А остальные, которые по заслугам нуждаются в исправлении посредством огненных наказаний, пребудут в них до некоторого предела, который будет угодно Богу установить для тех, кто сотворен по Его образу, но кто жил против воли своей природы, созданной по образу [Божиему]» [11, с. 120–121].
«Вечный огонь» не имеет ничего общего с материальным физическим огнем. Это духовный огонь, имеющий очистительные свойства, с помощью которых грешники освобождаются от своих грехов. Причиняемые им мучения будут представлять собой муки совести за отпадение от Бога и греховную, бездеятельную жизнь: «Как члены тела, отделенные и оторванные от своих связей, производят – чувствуем мы – страшное и болезненное мучение, так и душа, когда окажется вне порядка и связи или вне той гармонии, в которой она сотворена Богом для добрых дел и плодотворного чувствования, будет чувствовать разлад с собою во всех своих разумных движениях, будет нести, нужно думать, наказание и муку (этого) разлада с собою и будет чувствовать возмездие за свое непостоянство и беспорядочность» [6, с. 218].
По истечении срока наказаний, продолжительность которого будет зависеть от степени греховности каждого отдельного индивида, мировой порядок будет восстановлен. Однако согласно циклическим представлениям Оригена умы могут снова отпасть от Творца, и тогда вновь начнется процесс восстановления, в котором будут задействованы все разумные твари.
Заключение
Человеческая история по Оригену является частью мирового космологического процесса и его отражением на Земле. Она есть результат мировой катастрофы и должна содействовать восстановлению изначального порядка. Целью, содержанием и смыслом мировой истории у Оригена выступает всеобщее спасение всех разумных тварей.
Несмотря на то, что Ориген не признает искупительной жертвы Спасителя Христа, он говорит о мистической связи каждого разумного творения с Божественном Логосом, с помощью которой возможно подлинное знание о Боге, устремляющее душу к воссоединению с благим Создателем.
Одним из первых Ориген выделяет воспитательное значение хозяйства и труда и их роль в деле исторического развития человеческого рода.
Размышления Оригена оказали влияние на развитие средневековой философской мысли как на Востоке, так и на Западе. Кроме сторонников оригенизма и ряда известных авторов, мы можем отметить широкое обсуждение идей Оригена в русской религиозно-философской традиции, которое представляется весьма любопытным. В частности, видится много параллелей между представлениями об историческом процессе Оригена и русского философа и богослова протоиерея Сергия (Булгакова).
Список литературы
1. Milburn R. L. P. Early Christian interpretations of history. New York : Harper & Brothers, 1954. 221 p.
2. Михайлов П. Б. Тайна истории у Оригена: конфликт интерпретаций // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 1 (56). С. 16–30.
3. Нестерова О. Е. Философия Моисея, философия Соломона и определение порядка трех смыслов Писания у Оригена // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 93. С. 11–26. https://doi.org/10.15382/stur/202193.11-26
4. Легеев М., свящ. Вклад александрийской школы III века в богословие истории // Христианское чтение. 2018. №3. С. 45–59. https://doi.org/10.24411/1814-5574- 2018-10055
5. Даренский В. Ю. Основоположение евхаристической метафизики в труде С. Н. Булгакова «Христос в мире» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 2. С. 127–132. https://doi. org/10.18500/1819-7671-2018-18-2-127-132
6. Ориген. О началах; Против Цельса. СПб. : Библиополис, 2008. 792 c.
7. Шмонин Д. В. Тайна ответа: введение в рациональную теологию. СПб. : Издательство СПБДА ; Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. 460 с.
8. Гараджа В. И. Научная и христианская интерпретация истории. М. : Знание, 1980. 64 с.
9. Прокопьев С. М. Возникновение христианской исторической мысли: Ориген Александрийский. М. : Московский государственный университет печати, 2010. 175 с.
10. Ramelli I. The Christian doctrine of apokatastasis. Leiden ; Boston : Brill, 2013. 890 p.
11. Ориген. Против Цельса / пер. с гр. А. Фокин // Богословский сборник. М. : Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословного Института, 1999. Вып. 3. С. 114–136.
References
1. Milburn R. L. P. Early Christian interpretations of history. New York, Harper & Brothers, 1954. 221 p.
2. Mihajlov P. B. The mystery of history in Origen: A conflict of interpretations. Vestnik Pravoslavnogo Svyato Tikhonovskogo Gumanitarnogo Universiteta. Seriya II: Istoriya. Istoriya Russkoj Pravoslavnoj Tserkvi [St. Tikhon's Orthodox University. Series II: History. History of the Russian Orthodox Church], 2014, no. 1 (56), pp. 16–30 (in Russian).
3. Nesterova O. E. The Philosophy of Moses vs. the Philosophy of Solomon and the ranging of senses of Scripture in Origen. Vestnik Pravoslavnogo Svyato Tikhonovskogo Gumanitarnogo Universiteta. Se riya. I: Bogoslovie. Filosofiya. Religiovedenie [St. Tikhon's Orthodox University. Series I: Theology. Philosophy. Religious studies], 2021, no. 93, pp. 11–26 (in Russian). https://doi.org/10.15382/stur/202193.11-26
4. Legeyev M., priest. Contribution of the Alexandrian school of the III century to the theology of history. Hristianskoe chtenie [Christian Reading], 2018, no. 3, pp. 45–59 (in Russian). https://doi.org/10.24411/1814- 5574-2018-10055
5. Darenskiy V. J. Foundation of Eucharistic metaphysics in “Christ in the world” by S. Bulgakov. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2018, vol. 18, iss. 2, pp. 127–132 (in Russian). https:// doi.org/10.18500/1819-7671-2018-18-2-127-132
6. Origen. O nachalah; Protiv Cel’sa [About the Beginnings; Against Celsus]. St. Petersburg, Bibliopolis Publ., 2008. 792 p. (in Russian).
7. Shmonin D. V. Tajna otveta: vvedenie v racional’nuyu teologiyu [The Mystery of the Answer: An Introduction to Rational Theology]. St. Petersburg, SPBDA Publ., RGPU im. A. I. Gercena Publ., 2021. 460 p. (in Russian).
8. Garadzha V. I. Nauchnaya i khristianskaya interpretatsiya istorii [Scientifi c and Christian Interpretation of History]. Moscow, Znanie Publ., 1980. 64 p (in Russian).
9. Prokop’ev S. M. Vozniknovenie khristianskoj istoricheskoj mysli: Origen Aleksandrijskij [The Emergence of Christian Historical Thought: Origen of Alexandria]. Moscow, MGUP Publ., 2010. 175 p. (in Russian).
10. Ramelli I. The Christian doctrine of apokatastasis. Leiden, Boston, Brill, 2013. 890 p.
11. Origen. Against Celsus. In: Bogoslovskij sbornik [Theological Collection]. Moscow, Izdatel'stvo Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo Bogoslovskogo Instituta, 1999, iss. 3, pp. 114–136 (in Russian)
Источник: Бирюков А. А. Осмысление исторического процесса в богословском наследии Оригена Александрийского // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2023. – Т. 23, вып. 2. – С. 129–133.