Целью статьи иеродиакона Алексия (Очканова), кандидата исторических наук, докторанта ОЦАД, является анализ деятельности Содружества святого Албания и преподобного Сергия Радонежского по укреплению взаимосвязей между Русской Православной и Англиканской Церквами.
При написании статьи были использованы проблемно-хронологический и историко-генетический методы исследования, позволившие проанализировать деятельность Содружества на протяжении первых двадцати лет его существования. Особое внимание уделяется тематике проводимых Содружеством ежегодных англикано-православных съездов, в которых принимали участие видные деятели русского зарубежья. Главным результатом исследования стал вывод, что участникам Содружества удалось в какой-то степени добиться результатов в укреплении взаимоотношений между Церковью Англии и Русской Православной Церковью в условиях международной изоляции последней. Благодаря деятельности православных членов Содружества, с основами православного вероучения смогли познакомиться многие англиканские богословы и священнослужители. Несмотря на то, что участники Содружества не имели официальных полномочий говорить от лица своих Церквей и принимать какие-либо ответственные решения, их просветительская деятельность принесла значительную пользу англикано-православному диалогу, включив в его орбиту большие слои английской церковной общественности.
***
Введение
Диалог между Русской Православной и Англиканской Церквами, стартовавший в середине XIX в., успешно развивался вплоть до революционных событий 1917 г. в России. С началом гонений на Русскую Православную Церковь все её официальные международные контакты были прекращены. Однако на неофициальном уровне взаимоотношения с Англиканской Церковью были продолжены благодаря, прежде всего, русской диаспоре за рубежом. После революции и гражданской войны в эмиграции оказались сотни тысяч русских людей, для которых именно принадлежность к Русской Православной Церкви стала главным объединяющим и укрепляющим дух фактором. В последующие десятилетия русская эмиграция в Великобритании внесла огромный вклад в дело ознакомления английских христиан с православной традицией и способствовала укреплению англикано-православных связей.
1. Основание Содружества святого Албания и преподобного Сергия Радонежского
Как правило, в эмиграции каждая колония беженцев группировалась вокруг местного православного прихода. В Англии из-за высокого имущественного ценза оказалась довольно немногочисленная белоэмигрантская русская диаспора (по разным данным, от полутора до трёх тысяч человек), которая сплотилась вокруг русской посольской церкви и организованного ими «Русского дома». В связи с распадом Российской империи в октябре 1919 г. русская посольская церковь обрела новый юридический статус Лондонского Успенского прихода, взяв приходской устав, принятый на Поместном Соборе 1917–1918 гг.. Значительно возросло число прихожан, почти все они были представителями высшего класса и интеллигенции, сумевшими достаточно быстро обустроиться в новой стране и опосредованно (благодаря главным образом миссии присутствия) служить распространению идей православия на Английской земле.
В 1920-е гг. Лондонский Успенский приход, ставший средоточием белой эмиграции, дважды переезжал в новые здания, окончательно обосновавшись в Сити в здании бывшего англиканского храма Святого апостола Филиппа. С 1927 г. в связи с разрывом отношений между Синодом РПЦЗ и митрополитом Евлогием (Георгиевским) произошло и разделение прихожан Успенской церкви. Обе общины продолжали пользоваться одним церковным зданием, совершая службы поочерёдно. Впоследствии лондонская община РПЦЗ стала совершать службы во Всехсвятской церкви при архиерейском подворье. Такая ситуация была обусловлена тем, что Великобритания не являлась крупным центром русской эмиграции и необходимости в создании новых приходов не было.
Необходимо отметить, что основной вклад в развитие русско-английских церковных связей внесли «евлогиане», хотя община РПЦЗ также стремилась поддерживать хорошие отношения с Церковью Англии. Одним из сторонников митрополита Евлогия, посвятившим всю жизнь распространению православия на английской земле и укреплению англикано-православных взаимоотношений, был Николай Михайлович Зёрнов (1898–1980). Эмигрировав в 1921 г. с семьёй в Белград, Николай Зёрнов поступил на богословский факультет Белградского университета и сразу начал принимать активное участие в студенческом христианском движении.
В Белграде, как и в других центрах русской эмиграции, был основан молодёжный православный кружок, изучавший проблемы христианства в современном мире, а в 1923 г. организовано Русское студенческое христианское движение в изгнании (РСХД). Благодаря активному участию в создании и работе этих структур молодой Николай Зёрнов познакомился с секретарём американской Молодёжной мужской христианской ассоциации (YMCA) Ральфом Холлингером. Холлингер, поражённый высокой степенью богословской подготовки русских студентов, стал приглашать их на межконфессиональные студенческие конференции. Так, летом 1923 г. Зёрнов был участником съезда Студенческого христианского движения (СХД) Великобритании и Ирландии, на котором вместе с Н. А. Клепининым представлял Русское студенческое христианское движение в Белграде. А с 1925 г. Николай Зёрнов становится секретарём Русского студенческого христианского движения, пробыв на этом посту до 1932 г.
В 1923 г. Зёрнов предложил организовать русско-английскую студенческую встречу с тем, чтобы молодёжь обеих стран могла познакомиться с церковными традициями своих Церквей. В 1925 г. во время студенческого съезда в Манчестере он вновь выдвинул идею созыва межконфессионального съезда (конференции). Молодого активиста поддержали митрополит Евлогий и протоиерей Сергий Булгаков, который принял предложение возглавить русскую делегацию. Окончательное решение о созыве данного съезда было принято летом 1926 г. во время заседания комитета Всемирной студенческой христианской федерации, проходившего в Дании.
Осенью 1926 г. Николай Зёрнов приехал в Англию и посетил несколько англиканских богословских колледжей, в результате чего двадцать человек преподавателей и студентов согласились участвовать в предстоящей конференции. Российскую делегацию должны были представлять студенты и преподаватели основанного в 1925 г. в Париже Богословского института св. Сергия во главе с протоиереем Сергием Булгаковым.
Благодаря усилиям Н. Зёрнова, о. Георгия Флоровского, о. Сергия Булгакова, Николая Бердяева и Антона Карташёва, в предместье Лондона, в городе Сент-Олбанс, с 11 по 15 января 1927 г. состоялся первый англо-русский студенческий съезд, в котором участвовали двенадцать русских и тридцать английских делегатов. В российскую делегацию входили два профессора: Сергей Безобразов (будущий епископ Кассиан) и Лев Зандер, с англиканской стороны присутствовал епископ Чарльз Гор, сопредседателями выступили Николай Зёрнов и О. Ф. Кларк.
Участники съезда обсуждали богословские вопросы и устраивали совместные молитвы. Вначале им было сложно понимать друг друга как из-за языковых трудностей, так и из-за огромной разницы в мировоззрениях. Богословские интересы также не совпадали, православная делегация предпочитала делать акцент на экклезиологии и метаисторической тематике, а английская отдавала предпочтение библейской критике. На этом фоне решающим объединяющим фактором стало ежедневное совместное моление, во время которого исчезали идеологические, богословские и лингвистические преграды. Отец Сергий Булгаков внёс инновационное предложение: совершать православную и англиканскую Евхаристии поочерёдно на одном алтаре. Он считал, что совместное богослужение может принести хорошие результаты в деле межконфессионального взаимопонимания. В результате конференция оказалась достаточно успешной, и по её итогам было решено организовать подобную встречу через год.
Второй англикано-православный студенческий съезд проходил в том же Сент-Олбансе с 27 декабря 1927 г. по 2 января 1928 г., на него уже приехало сорок англикан и двадцать пять православных делегатов. На съезде был прочитан ряд докладов, по которым состоялись детальные обсуждения. Англиканский священник Хьюгс прочитал сообщение о роли англиканского прихода в жизни верующих, а отец Друри из Милфрида рассказал об истории возрождения монашеской жизни в Англии и об устройстве монашеских орденов в Англиканской Церкви. Затем господин Петерсон прочитал доклад «Богослужения Святой Недели», а профессор Николай Арсеньев «Церковная жизнь во время Святой Седмицы». Доклады продемонстрировали мистицизм русского подхода к церковной жизни и более практический подход в англиканстве. Далее обсуждались различные вопросы религиозной практики двух Церквей.
В последний день съезда отец Хьюгс и Дмитрий Клепинин выступили с докладами о таинствах Крещения и Миропомазания. Доклады вызвали живую дискуссию, в процессе которой были поставлены различные акценты и определились разные подходы, существующие в англиканстве и православии в отношении этих двух таинств. В ходе обсуждений участники пришли к выводу, что принципиальные позиции двух Церквей по данному вопросу во многом совпадают, но имеются значительные отличия в практике.
На заключительном заседании секретарь СХД пастор Уильям Тендалл озвучил общее желание присутствующих создать Содружество святого Албания и преподобного Сергия Радонежского. Целью Содружества стало бы взаимодействие православной и англиканской традиций и подготовка условий для их дальнейшего евхаристического единения. Содружество имело неофициальный статус и не претендовало на участие в формальных межконфессиональных мероприятиях, делая акцент на дружеском общении молодых христиан англиканского и православного исповеданий. Председателями Содружества стали митрополит Западноевропейский Евлогий и епископ Трурский В. Фрир, а вице-председателем отец Сергий Булгаков. Первое время в Содружество входили только участники двух конференций, в дальнейшем оно стало включать в себя всех заинтересованных лиц.
2. Деятельность Содружества и англиканоправославные съезды
Уже в июне 1928 г. Содружество выпустило первый номер своего ежеквартального издания «Журнал св. Албания и св. Сергия» (The Journal of St. Albans and St. Sergius), редакторами которого стали Эмброуз Ривз (будущий епископ Йоханнесбурга) и Ксения Брайкевич. С марта 1935 г. журнал получил новое название «Соборность» (Sobornost). В 1937 г. редактором журнала стал англиканин Э. Маскалл, а его помощником прот. Г. Флоровский.
По всей стране члены Содружества развернули широкую просветительскую деятельность с целью ознакомления англичан с православием: организовывали конференции и встречи, публиковали статьи в различных журналах, устраивали творческие вечера и концерты — все эти мероприятия способствовали умножению контактов между православными и англиканами. В рамках Содружества осуществлялись взаимные летние поездки русских студентов из Парижа в Англию и английских — в летние лагеря РСХД во Франции. Как правило, это были студенты богословских факультетов, и каникулы, проведённые в тесном общении с представителями другой конфессии, способствовали не только обогащению их знаний о религиозных традициях друг друга, но и взаимному сближению.
Продолжилась и практика созыва англикано-православных съездов, они проводились ежегодно вплоть до 1936 г. Среди участников преобладали английские и русские студенты богословских учебных заведений, а также преподаватели и священнослужители. С каждой очередной встречей число участников возрастало и в них принимало участие всё большее число русских профессоров. Итоги съездов подробно освещались в журнале Содружества «Sobornost».
Третий англикано-православный съезд состоялся в апреле 1929 г., на нём присутствовали уже около ста делегатов. Кроме русских и английских студентов, в работе съезда принимали участие русские священники Сергий Булгаков и Сергий Четвериков, с англиканской стороны — епископ Фрер, каноник Андерхилл, священники Верриер Элвин, Николас Бер, Джилет, Френч, Гейдж Браун, Мосс и Уиддрингтон. После двух вступительных речей остальное время было посвящено рассмотрению основных аспектов Божественной литургии. На эту тему было прочитано несколько докладов, затем последовали обсуждения в небольших группах. В часовне были отслужены англиканская, а на следующий день православная литургии, а также вечерние службы.
На четвёртом съезде, состоявшемся в апреле 1930 г., присутствовали митрополит Евлогий и архиепископ Кентерберийский. Большой интерес вызвал доклад отца Сергия Булгакова «Свят святостью Церкви». Мысль, что Церковь как Тело Христово освящает всё, что с нею соприкасается, была очень важна для русских участников съезда. На четвёртый день конференции каноник Кларк прочитал доклад на тему «Святые Православной Церкви», который вызвал сложную дискуссию по поводу понятия святости. Англиканские делегаты были впечатлены концепцией возможности общения со святыми, которым и вместе с которыми можно молиться. Также состоялась обстоятельная дискуссия относительно частоты причастия, которая у англикан выше, чем у православных.
Пятый англикано-православный съезд состоялся в апреле 1931 г. На нём из числа русских делегатов выступили Г. Флоровский, отец Сергий Булгаков и историк А. В. Карташёв. По мнению английских участников, этот съезд был одним из самых успешных, так как принёс понимание важности православия для англиканства, прежде всего в свете более широкого видения англиканской миссии, озвученного на Ламбетской конференции 1930 г. Кроме того, несмотря на различие в подходах, в ходе работы съезда возникло ощущение особого духовного единства между англиканами и русскими. Участники пришли к выводу, что, несмотря на некоторые препятствия догматического характера, межконфессиональный союз, при условии устранения несущественных барьеров, вполне реален. Важным результатом проведённых дискуссий явилось то, что после богослужения все участники съезда подошли и поцеловали икону Распятия.
В апреле 1932 г. в Лондоне состоялся шестой съезд Содружества, посвящённый теме «Господь — податель жизни». На нём с докладами выступали с русской стороны профессора Николай Бердяев и Георгий Флоровский, а с английской — каноник Спенсер Эллис, священник К. Д. Кеннеди и другие участники. Н. Бердяев поднял в докладе вопрос о значении религии в политической и общественной жизни, а доктор Доудж и каноник Дуглас посвятили сообщения проблеме возможного воссоединения. По количеству и значимости обсуждаемых вопросов делегаты оценили эту конференцию как одну из самых успешных.
На седьмом съезде, состоявшемся в июне 1933 г., председатель Содружества доктор богословия Эрик Маскалл, Николай Зёрнов и священник Э. Фенн сделали обстоятельный доклад о работе Содружества за истёкший год и о текущем состоянии дел. Затем выступил отец Сергий Булгаков с речью, в которой проанализировал допустимые условия сближения между англиканами и православными на данном этапе межконфессионального диалога, в том числе и в рамках Содружества. Он сказал о необходимости помнить, что совместные службы являются, по сути, неканоническими, что христианское единство основывается прежде всего на догматическом согласии, поэтому общее служение — лишь подготовка к будущему союзу наших Церквей. Особенно это касается евхаристического общения, которое невозможно без согласия канонической власти. В то же время он предложил допускать англикан к православному причастию, попросив для этого у иерархов двух Церквей благословения на ограниченный интеркоммунион для членов Содружества. Другими словами, он предложил пока удовлетвориться принципом икономии, который на Западе известен как диспенсация, хотя между этими понятиями и есть некоторые различия. В качестве примера он привёл разрешение, которое существует у православных на получение Крещения и Причастия у англиканских священников и наоборот, перед смертью в ситуации отсутствия их собственного священнослужителя.
Мнения русской делегации по этому поводу разделились: в то время как Карташёв поддержал данное предложение, Флоровский высказался против. Возникшая по этому поводу дискуссия не привела ни к каким результатам, и было решено сначала изучить канонический, литургический и вероучительные аспекты этого вопроса. У англикан была своя точка зрения по данному предложению. Э. Маскалл, признав правильность рассуждений отца Сергия, высказал предположение: не являются ли канонические препятствия, упомянутые отцом Сергием, устаревшими в изменившихся обстоятельствах? Он считает, что основной подход к проблеме единения заключается не в том, что мы во многом обязаны согласиться друг с другом, а в том минимуме, при котором мы можем прийти к согласию и выступать сообща.
Основной темой восьмого съезда Содружества, проходившего в июне 1934 г., было «Исцеление схизмы». Обсуждение опиралось прежде всего на тезисы, сформулированные в прошлом году отцом Сергием Булгаковым по вопросу совместного общения. Участники пришли к заключению, что объединение не имеет смысла, если оно достигнуто в малых группах, действующих неофициально, ибо евхаристическое общение не является частным делом. В то же время, как подчеркнули делегаты, не следует думать, что другие способы достижения единства бесполезны. Были уже достигнуты значительные результаты на уровне переговоров между иерархами, и необходимо терпеливо дождаться благоприятного времени для восстановления союза. Было также сказано, что дело единения должно осуществляться не только на уровне иерархов, но и на уровне народа. Кроме того, Православная Церковь имеет не одного главу, поэтому путь официальных переговоров является очень длинным.
В заключение были даны рекомендации, выражающие мнение большинства участников.
1) Содружество должно делать всё для продвижения дела воссоединения.
2) Исполнительному секретарю Содружества предложено рассмотреть практические действия, посредством которых Содружество может служить делу единения и достижения евхаристического общения между Англиканской и Православной Церквами.
3) Определить, как понимается Содружеством значение слова «Церковь», и предложить этот определение Архиепископскому комитету Англиканской Церкви.
4) Исполнительному секретарю рекомендовано организовать богословский комитет с целью подготовки следующего съезда.
5) Обсудить, как предложенная отцом Сергием Булгаковым практика совместных богослужений коснётся епископов, клириков и мирян, и будет ли она применяться в особых случаях или в качестве общей практики.
Девятый англикано-православный съезд проходил с 22 по 28 июня 1935 г., в его работе приняли участие более двухсот человек. В ходе заседаний острая полемика между участниками развернулась при обсуждении проблемы литургического общения между англиканами и православными. Проявив единодушие в вопросе о необходимости усиленно работать над осуществлением взаимного приобщения в таинствах, делегаты съезда разделились во мнениях относительно его практической реализации. Одни участники считали, что в настоящее время нет никаких преград к тому, чтобы начать общение в таинствах, поскольку уже имеется единство веры. Другие полагали, что сначала необходимо добиться единогласия по всем догматическим и церковным вопросам, и только после этого допустимо взаимное приобщение в таинствах. В числе планов на текущий год значилось привлечение симпатизирующих православию англичан к оказанию ими духовной и материальной помощи гонимой Русской Церкви. Также планировалось пригласить в Англию русский церковный хор и способствовать устройству православных студентов для обучения в британских богословских колледжах.
Десятый съезд проходил в 1936 г. в Париже усилиями Парижского отделения Содружества. На этом съезде опять встал вопрос о возможности восстановления евхаристического общения между англиканами и православными. В ходе работы съезда чувство единства между англиканами и православными достигло кульминации, все были вдохновлены верой в то, что восстановление евхаристического общения является достижимым делом. По приглашению митрополита Евлогия епископ Фрир совершил англиканскую литургию в соборе Святого Александра Невского в присутствии множества русских прихожан. Это был совершенно беспрецедентный случай в практике англикано-православных взаимоотношений, когда англиканское богослужение совершалось в православной церкви для русской общины. Кроме основных ежегодных съездов, Содружество проводило ещё местные небольшие конференции, центральным событием которых являлись православные литургии.
3. Деятельность Содружества после 1936 г.
После 1936 г. съезды Содружества не собирались, что было связано с несколькими факторами. Епископ Фрир, являвшийся ключевой фигурой данных мероприятий, заболел и в 1938 г. умер. Отец Сергий Булгаков перенёс операцию в связи с раком горла и был лишён возможности посещать съезды. Избрание нового англиканского президента епископа Дербийского Роулинсона почти совпало с началом войны, положившей конец первому периоду в истории Содружества.
С 1934 по 1947 г. секретарём Содружества был Николай Зёрнов. Он много ездил по стране с проповедями и лекциями, основными темами которых были сравнение восточных и западных христианских традиций и гонения на Русскую Церковь в СССР. Везде, где бы он ни выступал, он знакомил англичан с богатством православной традиции и глубиной её духовного опыта. Особое внимание в своих выступлениях он уделял вопросам христианского единства и рассказывал о проблемах, с которыми в то время сталкивалась Русская Церковь. Зёрнов регулярно публиковал свои статьи в эмигрантских религиозных и светских журналах и в журнале Содружества «Соборность», многие из его работ были посвящены теме англикано-православного сближения. Именно Николай Зёрнов в 1930-е гг. познакомил с православием будущего архи епископа Кентерберийского Артура Майкла Рамсея.
Содружество тесно сотрудничало с «Russian Church Aid Fund» («Фондом помощи Русской Церкви»), основная функция которого заключалась в привлечении внимания английских христиан к бедственному положению Церкви в Советском Союзе. Многие члены Фонда и Содружества тесно общались между собой, оказывая друг другу помощь. Такое сотрудничество являлось ещё одним вкладом в общую копилку англикано-православного взаимодействия.
Большим событием для русских членов Содружества стал приезд в Англию делегации Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Крутицким Николаем (Ярушевичем) в июне 1945 г. Возможность пообщаться со своим церковноначалием доставила огромную радость этим верным чадам Церкви, так много сделавшим для популяризации православия на Английской земле в трудные для Российской Церкви годы. Митрополит Николай посетил 15 июня Лондонский Успенский приход и рассказал соотечественникам о жизни Матери-Церкви на родине, «о её широко раскрытых материнских объятиях», после чего всех благословил. Многие русские люди плакали и просили передать «низкий поклон матушке России», а после службы долго не расходились и называли встречу с митрополитом «второй Пасхой».
С 1947 по 1966 гг. Николай Зёрнов читал в Оксфордском университете курс по истории православной культуры. Необходимо отметить, что кафедра по данной дисциплине была специально учреждена в Оксфордском университете благодаря ходатайству английских друзей Зёрнова. На этих лекциях английские студенты имели возможность получить глубокие знания о православной традиции. Усилиями Зёрнова в Оксфорде был основан Дом св. Григория Нисского и св. Макрины — православный центр, в котором могли останавливаться приезжавшие в Великобританию православные деятели. Там также устраивались ежемесячные собрания и приёмы, на которых в качестве гостей присутствовали богослов Клайв Льюис и будущий митрополит Каллист (Уэр).
Заключение
Таким образом, взаимоотношение между представителями Русской и Англиканской Церквей не прерывалось даже в самые трудные годы существования Русской Православной Церкви. Необходимо отметить, что, несмотря на достаточно интенсивную деятельность Содружества святого Албания и преподобного Сергия Радонежского по межцерковному сближению, значимых результатов в данном направлении ему достигнуть не удалось. Это обусловлено как частным характером его деятельности, так и ограниченным числом участников, не имевших официальных полномочий от своих Церквей принимать какие-либо решения в столь ответственном деле. В то же время русские члены Содружества достигли значительных результатов в деле ознакомления широкой английской общественности с основами православия и с жизнью Русской Православной Церкви. Николай Зёрнов и его сподвижники посвятили этому вопросу всю жизнь, искренне веря в возможность межконфессионального воссоединения. Они познакомили с православием будущего архиепископа Кентерберийского А. М. Рамсея и других англиканских церковных деятелей, которые в 1940–1960-е гг. стали принимать активное участие в возобновившемся после войны диалоге между Русской и Англиканской Церквами. И самое главное, в условиях эмиграции, когда Русская Православная Церковь оказалась изолированной от каких бы то ни было международных контактов, они подхватили эстафету англикано-православного диалога и сделали для его развития всё, что смогли, что было в их силах и компетенции.
Библиография
За рубежом: Белград — Париж — Оксфорд (Хроника семьи Зёрновых, 1921–1972). Париж: YMCA-Press, 1973.
Зёрнов Н. М. Девятый Англо-Православный съезд // Путь. 1935. № 49. С. 81–85.
Зёрновы Николай и Милица. Содружество святого мученика Албания и преподобного Сергия. Исторический очерк // Соборность: сборник избранных статей из журнала Содружества св. Албания и преп. Сергия. https://predanie.ru/book/219485-sobornostsbornik-izbrannyh-statey-iz-zhurnala-sodruzhestva-sv-albaniya-i-prep-sergiya/#/ toc1
Казнина О. А. Русские в Англии. Москва: Наследие, 1997.
Каллист Уэр. Николай Зёрнов (1898–1980) // Соборность: сборник избранных статей из журнала Содружества св. Албания и преп. Сергия. [Электронный ресурс]. URL: РОЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДИАСПОРЫ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ 121 https://predanie.ru/book/219485-sobornost-sbornik-izbrannyh-statey-iz-zhurnalasodruzhestva-sv-albaniya-i-prep-sergiya/#/toc1 (дата обращения 22.06.2022).
Маковецкий А., прот. Белая Церковь: вдали от атеистического террора. Санкт-Петербург: Питер, 2009.
Николай (Ярушевич), митр. Поездка в Англию // ЖМП. 1945. № 8. С. 27–48.
Сарни М. Русская Церковь в Лондоне. От Петра Великого до наших дней [The Russian Church in London. From Peter the Great to the Present Day]. Лондон; Москва: Изд. Сурожской епархии Русской Православной Церкви, 2012.
Хмыров Д. В. Спорные вопросы истории РПЦЗ (1920–1945). Санкт-Петербург: Изд. СПбГУ, 2014.
Шкаровский М. В. Русско-английские связи в ХХ веке. [Электронный ресурс]. URL: http:// spbda.ru/publications/m-v-shkarovskiy-russko-angliyskie-cerkovnye-svyazi-v-xx-veke/ (дата обращения 22.06.2022).
Bishop F. H. Editorial // Journal of the Fellowship of St. Alban and St. Sergius. June 1932. № 16. P. 1–3.
General Report of the Fellowship Conference, June 1933 // Journal of the Fellowship of St. Alban and St. Sergius. 1933. № 19. Р. 11–16.
Green A. Impressions of the Fifth Annual Conference, Held at High Leigh, April 16–21, 1931 // Journal of t he Fellowship of St. Alban and St. Sergius. 1931. № 12. Р. 13–15.
Editorial // Journal of the Fellowship of St. Alban and St. Sergius. June 1928. № 1. Р. 1–4.
Kallistos of Diokleia. The House of St. Gregory and St. Macrina. The First Quarter Century // Sobornost. 1984. Vol. 6. № 2. Р. 55–63.
Reeves R. A. Editorial // Journal of the Fellowship of St. Alban and St. Sergius. June 1929. № 5. P. 1–5.
Report of Conference Held at High Leigh June 26–28, 1934 // Journal of the Fellowship of St. Alban and St. Sergius. September 1934. № 25. P. 3–7.
Turner A. J. Some Impressions of the Fourth Annual Conference of the Fellowship of SS. Alban and Sergius // Journal of the Fellowship of St. Alban and St. Sergius. 1930. № 9. P. 10–13.
Zernov N., Zernova M. The History of the Fellowship of St. Alban and St. Sergius. A Historical Memoire. London: The Fellowship of St. Alban and St. Sergius, 1979.
Источник: Алексий (Очканов), иерод. Роль русской православной диаспоры в Великобритании в укреплении англикано-православного взаимодействия в 1920–1940- е годы // Богословский вестник. – 2022. – № 2 (45). – С. 107–121.