There was a problem loading image 'images/stories/news2013/11_nov/sebastian brok_01.jpg'
There was a problem loading image 'images/stories/news2013/11_nov/sebastian brok_01.jpg'
Профессор Оксфордского университета, крупнейший специалист в области сирийских исследований Себастьян Брок поделился своим опытом в методологии научной работы со студентами Общецерковной аспирантуры и докторантуры.
- Каким методом нужно пользоваться при изучении творений Отцов Церкви – сирийских, греческих или иных?
- Я всегда советую своим студентам, если они работают с конкретным автором или с конкретным текстом, читать текст много раз, и пусть автор сам расскажет о том, что ему интересно. Что вы не должны делать, так это подходить к автору с набором своих вопросов о том, что думает автор по тем или иным поводам, так как ваши вопросы озадачат автора. Вам важна именно авторская методология.
Однажды мне сказал один человек: «На вас лежит большая ответственность, когда вы пишете про конкретного автора, потому что он не может прийти и сказать: «Я этого не говорил или я не это имел в виду». Автор не может возразить. И очень важно действительно понять, о чем текст, над которым вы работаете, так как нужно говорить о том, о чем говорит автор. Для того чтобы сделать это, вам необходимо прочитать текст много раз. Вы должны очень хорошо знать контекст.
Так что основной совет, который я хотел бы дать: пусть автор сам говорит, не пытайтесь вложить в него свои мысли. И обязательно нужно хорошо знать контекст.
- Помимо работы с оригинальным текстом, что еще важно?
- Наверное, весьма важно – это хорошо изучить библиографию. Но вам не нужно читать всё. Важно знать, что уже обнаружили ученые по данному вопросу, на что были направлены их интересы. Иногда современные авторы очень полезны, поскольку они акцентируют внимание на чем-то интересном. Но иногда они совсем бесполезны. Так что это работа, которую надо проводить выборочно. С практической точки зрения, если вы найдете что-то интересное в статье современного автора - прочтите, если же нет - проигнорируйте.
- Как вы считаете, интересны ли в настоящее время в Европе исследования по богословию?
- Такие исследования представляют большой интерес, но на Западе они имеют очень ограниченную аудиторию. Например, каждые четыре года у нас в Оксфорде проводится патристическая конференция. Начались такие конференции после Второй мировой войны. Первая конференция прошла в 1954 году, и на ней было не так много людей. А потом, каждые четыре года, людей участвовало все больше и больше, и в последний раз там было, по-моему, человек восемьсот. Это по-видимому максимум.
Но ясно, что многие люди проявляют неакадемический интерес к этой тематике. И, к примеру, во Владимирской семинарии в Америке публикуют наиболее важных патристических авторов, чтобы люди с неакадемическим интересом тоже могли пользоваться этой литературой, и я думаю, это очень полезно.
Есть поэма одного сирийского автора, которая построена в виде диалога между Ангелом и Иосифом. Как-то Иосиф вернулся домой и обнаружил, что Мария беременна. Он отреагировал, как это сделал бы современный парень – смутился. Мария поняла, что произошло с ним, но Она имела веру. И вот наступила точка, когда разум уступает вере: все изменилось, когда Ангел явился Иосифу и объяснил, что произошло.
Я хотел бы надеяться, что такие стихи будут использоваться в детских воскресных школах. Они очень красивы с повествовательной точки зрения. И они подводят к пониманию библейского текста – это своего рода комментарии, но не научные, а поэтические. Они являют тот подход к Библии, который характерен и для литургической традиции Восточной Церкви.
- На Ваш взгляд, патристика – это часть богословия?
- Патристика, безусловно, часть богословия. Богословие основано на учении Отцов Церкви. Богословие, как и патристика – это руководство к добродетельной жизни.
В то же время Отцы Церкви не дают ответы на все вопросы, волнующие современного человека. И важно помнить, что в Восточной Церкви были и есть свои традиции, но они разные – в зависимости от места, времени, контекста. Я читал многие святоотеческие тексты, и это чтение помогло мне понять, что в богословских спорах эпохи святых Отцов возникало много недоразумений с разных сторон. Если вы хотите понять разницу, то вам нужно разобраться и понять каждую из сторон.
И очень важно не превращать эти противоречия в идола. Нужно попытаться понять, что говорит одна и другая сторона. И мы можем первыми протянуть руку понимания, и сделать это нужно в этом веке, другой возможности у нас не будет.
И еще одна вещь, которая мне кажется очень важной. Нет единого правильного определения веры: есть много правильных определений веры. Вы можете описать тот или иной догмат по-разному, используя разные термины. Вера одна, но терминологически она может выражаться по-разному.
Общецерковная аспирантура и докторантура