Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования Русской Православной Церкви
Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

×

Ошибка

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но /an-img/seminary/sept/11/ не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

Митрополит Иларион: «Между Господом Иисусом Христом и Иоанном Предтечей существовала глубокая духовная связь»

Митрополит Иларион: «Между Господом Иисусом Христом и Иоанном Предтечей существовала глубокая духовная связь»

b_1200_530_16777215_0_0_images_3_11.jpg

11 сентября 2017 года, в день, когда Церковь воспоминает Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором Черниговского Патриаршего подворья.
 
Архипастырю сослужили проректор Общецерковной аспирантуры по учебной работе иеромонах Иоанн (Копейкин), заведующий кафедрой библеистики ОЦАД, ректор Минской духовной академии архимандрит Сергий (Акимов), председатель Отдела по тюремному служению Санкт-Петербургской епархии протоиерей Олег Скоморох, заместитель заведующего кафедрой теологии Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» иеромонах Родион (Ларионов), секретарь Ученого совета ОЦАД, секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям священник Димитрий Сафонов, клирики храма.
 
В храме молились представители администрации, сотрудники, преподаватели и учащиеся Общецерковной аспирантуры и докторантуры, многочисленные прихожане.
   
После сугубой ектеньи митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.
{gallery}/an-img/seminary/sept/11/{/gallery}
 
По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим со словом проповеди:
 
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
 
Сегодня мы празднуем престольный праздник нашего храма – Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. И мы слышали рассказ евангелиста Марка о событии, которое сегодня вспоминаем. Можно ли это событие назвать праздником? Можно ли эту ужасающую историю, о котором нам рассказывает Евангелие, положить в основу торжественного празднования? Оказывается, можно, ибо Церковь смотрит на жизнь и на смерть человека не так, как на это смотрят обычные люди.
 
День Усекновения главы Иоанна Предтечи – день строгого поста. Строгий пост связан с тем, что мы вспоминаем совершившееся преступление, в котором участвовали несколько человек – члены семьи тогдашнего правителя Иудеи Ирода. Но в то же время это и праздник, потому что мы вспоминаем подвиг человека, который был верен Богу до конца, и который проложил путь к Спасителю не только своей жизнью и своей проповедью, но и своей смертью.
 
Господь на протяжении многих веков готовил человечество к приходу Спасителя. И в каждом поколении людей Бог избирал на пророческое служение тех, через кого Он передавал людям Свое слово. Это были самые разные люди. Они не отличались светским образованием или философской начитанностью. Многие из них имели простое происхождение. О многих мы ничего не знаем, кроме того, что они сами пожелали о себе рассказать в своих пророческих книгах. Но мы знаем, что каждого из них Господь призывал на служение, и не всегда они сразу же откликались на этот зов. Бывало так, что Господь призывал человека на служение еще в отроческом возрасте, как это было с пророком Самуилом. Он слышал голос Бога, но не мог распознать, что это Бог с ним говорит. Он думал, что это наставник с ним говорит. И только после того, как несколько раз Господь его позвал, и его наставник понял, что это голос Божий, Самуил научился распознавать этот голос и ему следовать.
 
А были такие, которых Господь призывал на служение, но они пытались отказаться и сопротивлялись, как, например, Моисей, который говорил: «Я человек косноязычный, избери другого». Но Господь все же избрал именно этого человека, ибо на нем Он поставил Свою печать. Были такие, которые говорили, что у них сил нет или что слишком молоды, или искали какие-то другие причины для отказа. Но все равно Господь призывал именно их человека и добивался от них того, чего хотел.
 
В Библии есть книга пророка Ионы, в которой рассказывается о том, как Господь повелел Ионе проповедовать в Ниневии, призывать к покаянию и угрожать погибелью этого города. Иона не хотел исполнить эту миссию и отправился в далекое путешествие, чтобы убежать от лица Божия. Это путешествие плохо для него закончилось. Началась буря, он понял, что буря из-за него, что из-за него могут погибнуть люди, и он сказал, чтобы его бросили в море. Когда его сбросили с корабля в бушующее море, его поглотил кит, который через три дня и три ночи изверг его на землю. И после этого Иона выполнил то, что Бог от него требовал. То есть сопротивление этого человека не имело никакого смысла и никакого значения, ибо, если Бог предопределил человека на служение, Он обязательно добьется того, чего Он хочет.
 
Мы не знаем, каким образом Господь призвал Иоанна Крестителя. Нам известно только о том, как он родился, а вот каков был момент его призвания, как он вышел на проповедь — мы не знаем. Евангелие, в частности, Евангелие от Марка, отрывок из которого мы сегодня слышали, начинается с того,  что «явился Иоанн, крестя в пустыне» (Мк.1.4), а откуда и как он явился, как Господь его готовил к этому служению, мы не знаем.
 
Но евангелисты донесли до нас драгоценные свидетельства о его проповеди. И проповедь Господа Иисуса Христа начиналась с тех же самых слов, которые впервые прозвучали из уст Иоанна Предтечи: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3. 2). Господь Иисус Христос приходил на Иордан к Иоанну Крестителю не один и не два раза. Он приходил не только для того, чтобы принять от него крещение, но и еще несколько раз, о чем мы узнаём из Евангелия от Иоанна. И, опять же, евангелист не поясняет нам, почему Иисус приходил к Иоанну. Но Сын Божий слушал слова этого пророка, впитывал их, и потом приводил их и в Своей проповеди, по крайней мере, на начальном этапе.
 
Проповедь Иоанна Крестителя оставила неизгладимый отпечаток на проповеди Иисуса Христа. И многие выражения, которые впервые произнес Иоанн, Христос потом применял в Своей проповеди, например, когда называл фарисеев и книжников «змиями и порождениями ехидниными» (Мф. 12. 34).
 
Есть некая таинственная связь между Иоанном Предтечей и Иисусом Христом. Эту связь можно проследить по всем четырем Евангелиям. И мы знаем, что когда Господь Иисус Христос узнал о смерти Иоанна Крестителя, Он удалился от учеников и молился Своему Отцу. О чем и о ком Он молился? О том ли, кто предуготовал Ему Его собственный путь, или Он молился о Самом Себе, предвидя то, что Его ожидает? Об этом мы не знаем. Но нам известно, что между Господом Иисусом Христом и Его Предтечей существовала глубокая духовная связь. И святая Церковь сумела эту связь распознать.
 
Иоанн Предтеча – один из самых почитаемых святых в нашей Церкви. Не один и не два раза, а несколько раз в году мы совершаем празднование в его честь: мы вспоминаем его рождество, три обретения его мощей, усекновение его честной главы. Иоанн Предтеча незримо присутствует с нами в течение всего церковного года. И когда мы вспоминаем о Господе, о Его жизни, о Его искупительном подвиге, то рядом с Ним мы всегда видим Его Предтечу – того, кого Господь призвал, чтобы он уготовал Его путь.
 
Иоанн Предтеча свидетельствовал народу, что до того, как он встретил Иисуса Христа, он не знал Его. Ему было открыто Господом, что придет Мессия, Спаситель, но он не знал, Кто это. И только когда Иисус Христос появился на берегах Иордана, тогда Господь подсказал ему, что это и есть Агнец Божий, Который возьмет на Себя грехи мира.
 
Будучи уже в темнице Иоанн Креститель посылал к Спасителю учеников, чтобы те задали Ему прямой вопрос: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11. 3). И мы не знаем, почему Иоанн Предтеча послал своих учеников задать этот вопрос. Потому ли, что усомнился в тяжелую для него минуту или потому, как считают многие толкователи, что он тем самым хотел своих учеников укрепить в вере в пришедшего в мир Спасителя. Но Господь сказал: «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11. 4-6). Может быть, это было то последнее предупреждение, которое Христос послал Своему Предтече, то послание, которое он должен был получить и окончательно убедиться, что Иисус Христос есть Спаситель мира.
 
После того как произошло это страшное событие, когда была отсечена глава Предтечи, как верует Церковь, святой пророк и Предтеча спустился в адские бездны, чтобы и там уготовать путь Спасителю, прямыми сделать стези Его. И когда Господь Иисус Христос после Своей крестной смерти душой Своей сошел в адские бездны, то и там путь Его был уготован этим божественным человеком, который стоит на границе между Ветхим Заветом и Новым Заветом. И сегодня мы молимся Иоанну Предтече и просим его, чтобы он помог нам быть верными нашему призванию, на которое Господь нас поставил; чтобы Он помог и нам всегда распознавать глас Божий, обращенный к нам, слышать и исполнять то, что Господь нам повелевает.
 
Будем в этот день престольного праздника нашего храма молиться святому Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну, чтобы он помогал нам твердо хранить православную веру, быть истинными последователями и апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Аминь».
Пресс-служба ОЦАД/Служба коммуникации ОВЦС
Фото Пресс-службы ОЦАД

Научно-образовательная теологическая ассоциация Патриархия - сайт Церковь и время Учебный комитет Богослов.RU