ЖИЗНЬ ПОДВОРЬЯ

×

Ошибка

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но /20180316-1 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

Митрополит Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских

Митрополит Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских

16 марта 2018 года, в пятницу 4-й седмицы Великого поста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских Патриаршего Черниговского подворья.
 
Его Высокопреосвященству сослужили: проректор ОЦАД по учебной работе иеромонах Иоанн (Копейкин); секретарь Ученого совета ОЦАД иерей Димитрий Сафонов; инспектор ОЦАД иеромонах Николай (Оно); помощник проректора ОЦАД по учебной работе иеромонах Павел (Черкасов), аспиранты ОЦАД в священном сане.
{gallery}/20180316-1{/gallery}
 
В архипастырском слове по завершении богослужения Владыка сказал:
 
«Во время Великого поста по средам и пятницам мы совершаем Литургию Преждеосвященных Даров. И церковный устав предписывает эту Божественную литургию совершать вечером, так что она, если следовать богослужебному суточному кругу, относится к следующему дню, то есть не к среде или к пятнице, а соответственно к четвергу или к субботе. Святые, которые поминаются на этой Литургии, это святые следующего дня. Поэтому получается так, что на Преждеосвященной Литургии в пятницу вечером и на обычной литургии Иоанна Златоуста в субботу утром поминается один и тот же святой. 
 
Мы сегодня поминали святого благоверного князя Даниила Московского, в честь которого и завтра будем совершать полную Божественную литургию. Мы вспоминаем его как небесного покровителя стольного града Москвы, как благоверного князя, который в своей жизни явил пример несокрушимой веры в Господа, который всегда на первое место ставил волю Божию и всю свою государственную деятельность подчинял тому, чтобы эту волю Божию услышать, принять и воплотить в жизнь. 
 
Сегодня совершение нами Преждеосвященной Литургии совпало с тем чтением из Книги Бытия, в котором рассказывается об Аврааме и о том, как Господь призвал Авраама и сказал ему, что он, уже семидесятипятилетний старец, должен оставить свою землю, оставить насиженное место и вместе со всей своей огромной семьей, вместе со своим скотом двинуться в путь. Причем Господь не сказал ему, куда он должен идти. Он сказал: "Иди в землю, которую Я укажу тебе" (Быт. 12, 1). И Авраам, не раздумывая и не медля, взял всех своих сродников, всех своих домочадцев и весь свой скот и отправился в ту землю, о которой ничего не знал. Он отправился туда потому, что ему Бог это сказал, и потому, что его доверие к Богу было большим, чем доверие к самому себе. И когда Бог сказал ему, что теперь здесь будет его земля, он поверил и начал ее осваивать. И когда Бог сказал ему: "Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря" (Быт. 22, 17) – то и в это поверил Авраам, потому что Господь ему это сказал, несмотря на то, что сам он был человеком старческого возраста, несмотря на то, что и супруга его была уже в преклонных годах, и несмотря на то, что это Божие предсказание противоречило всякой человеческой очевидности и всякому здравому смыслу.
 
Авраам стал отцом не только народа израильского, который он родил по плоти и который был и остается многочисленным, но, наверное, не настолько многочисленным, как песок на берегу морском. Авраам, как говорит нам апостол Павел, стал и отцом всех верующих, всех тех, кто уверовал в Господа и кто принял Его единородного Сына Божия и как своего Бога и Спасителя. В Послании к Евреям святой апостол Павел говорит о вере Авраама: о том, что верою он повиновался призванию идти в землю, о которой ничего не знал, о том, что верою воспринял он обетование, что от него произойдет великий народ, о том, что верою обитал он в шатрах с Исааком и верою готов был принести в жертву своего сына, когда Господь этого потребовал. И примером безграничной веры он стал для многих поколений верующих.
 
Но, как говорит тот же святой апостол Павел, духовные потомки Авраама – это не только те, кто произошли от него по плоти, а прежде всего те, кто в Духе Святом стали наследниками обетования, то есть те, которые приняли произошедшего из чресл Авраама потомка его, Господа Иисуса Христа, как своего Бога, как Спасителя мира. И всякий раз, когда мы слышим в дни Великого поста об Аврааме, о его жизни, о том, как Господь его призвал, о том, как он ставил жертвенники Богу в тех местах, где Господь ему являлся, всякий раз, вспоминая этого ветхозаветного праведника, мы вспоминаем его как своего духовного праотца и как человека, который являет и нам пример несокрушимой веры. Той веры, которой призваны и мы по мере наших сил подражать.
 
А в чем мы можем подражать вере Авраама? Прежде всего в том, чтобы доверять Богу больше, чем самим себе. Очень часто мы полагаемся на свои силы, строим планы, сами хотим быть хозяевами своей жизни. И в какой-то степени это может у нас получаться. Но последнее слово всегда должно оставаться за Богом, и поэтому всякий раз, когда мы к Богу обращаем свои молитвы и когда мы просим Его о чем-то, чего нам хочется, что нам кажется полезным или важным, мы должны заключать эту молитву так, как Господь Иисус Христос заключил Свою молитву в Гефсиманском саду, когда Он говорил: "Отче мой, если возможно, да минует меня чаша сия"  (Мф. 26, 39). Тем самым Он изъявлял свою человеческую волю, но тут же прибавлял: "впрочем не как Я хочу, а как Ты" (Мф. 26, 39). "Не моя воля, но Твоя да будет!" (Лк. 22, 42). И наша молитва всегда должна заканчиваться этим прошением: "Не моя воля, но Твоя да будет!" Как и в молитве “Отче наш”, мы обращаемся к Богу не со словами: "Да будет воля моя, да исполнится то, чего я хочу!" – но мы просим Его: "Да будет воля Твоя и на земле, как на небе!". То есть прежде всего в моей собственной жизни да свершится то, что Ты обо мне предначертал, Твой Божественный Промысл да сбудется в моей жизни! Именно так мы сможем подражать ветхозаветному Аврааму, именно так подражали ему и наши духовные предки, в том числе и святой благоверный князь Даниил Московский, чью память мы сегодня совершаем.
 
Будем в дни Великого поста молиться Господу о том, чтобы Он помогал нам распознавать волю Божию о нас, и чтобы Он давал нам силы всегда этой Его святой воле подчиняться, даже если она, как кажется, входит в противоречие с нашей собственной волей, с нашими человеческими планами и надеждами. Аминь».
 
Пресс-служба ОЦАД
Научно-образовательная теологическая ассоциация Патриархия - сайт Церковь и время Учебный комитет Богослов.RU