ВЫСТУПЛЕНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ

Календарь событий

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

Т. Н. Рейзвих, Д. В. Шмонин

О МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЕ «ТЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» И КАФЕДРЕ ПЕДАГОГИКИ И ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕЦЕРКОВНОЙ АСПИРАНТУРЫ И ДОКТОРАНТУРЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Краткое научное сообщение описывает общие задачи названной магистерской программы и специфику Кафедры педагогики и теории образования Общецерковной аспирантуры и докторантуры в Санкт-Петербурге, создающей собственную научную школу в теории образования на основе традиций православного богословия, а также российской и зарубежной педагогической науки.

Ключевые слова: Православное богословие образование (теология образования), магистерская программа.

T. N. Reizvikh, D. V. Shmonin

On the master's programme "Theology of Education" and the Department of Pedagogy and Theory of education of the Ss Cyril and Methodius Theological Institute of Post-Graduate Studies in St. Petersburg

The breif report describes general aims of the mentioned above master’s programme and specificity of the Department of Pedagogy and Theory of education of the Ss Cyril and Methodius Theological Institute of Post-Graduate Studies in St. Petersburg, as creating its own academic school in the theory of education on the basis of traditions of the Orthodox theology as well as Russian and foreign pedagogical sciences.

Key words: Orthodox theology of education, master's programme.

Теология образования — проект Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, ведущей подготовку кадров высшей квалификации (ученых, педагогов, церковных управленцев и дипломатов) для Русской Православной Церкви. Программа реализуется Кафедрой педагогики и теории образования Общецерковной аспи- рантуры в Санкт-Петербурге. Кафедра учреждена в 2014 г. по благословению Председателя Отдела внешних церковных связей, ректора ОЦАД митрополита Волоколамского ИЛАРИОНА. Особенность Кафедры состоит в том, что она 371 осуществляет свою деятельность на базе Русской христианской гуманитарной академии (РХГА) и обеспечивает представительство Общецерковной аспирантуры в северной столице и на Северо-Западе России.

В свою очередь, уникальность Русской христианской гуманитарной академии — в ее образовательной модели. РХГА, негосударственный вуз с более чем 25-летней историей, является одним из ведущих российских центров в сфере гуманитарных наук, в ней сформировалась Научно-педагогическая школа ценностно-культурологической педагогики, входящая в официальный Реестр ведущих научных школ Санкт-Петербурга (руководитель школы — доктор философских наук, профессор Д. К. Богатырёв).

Возглавляет петербургскую Кафедру Общецерковной аспирантуры руководитель магистерской программы «Теология образования» доктор философских наук, профессор Д. В. Шмонин.

Кафедра объединяет церковных и светских ученых, научный и педагогический интерес которых связан с соответствующими предметными областями. В число профессоров и преподавателей входят: Галина Владимировна Вдовина, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник; протоиерей Григорий Григорьев, заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, доктор богословия, профессор; иеромонахи Кирилл и Мефодий (Зинковские), доктора богословия, кандидаты технических наук; Александр Михайлович Прилуцкий, доктор философских наук; протоиерей Олег Скоморох, доктор богословия; протоиерей Владимир Хулап, доктор богословия; Ольга Николаевна Шилова, доктор педагогических наук, профессор; священник Хосе Мария Вегас, доктор философии; священник Игорь Лысенко, кандидат философских наук, кандидат богословия, Татьяна Николаевна Рейзвих, старший преподаватель, секретарь кафедры и куратор образовательной программы.

К преподаванию привлекаются ведущие ученые РХГА, Общецерковной аспирантуры, церковных и научных учреждений Санкт-Петербурга, Москвы, других городов России, зарубежные специалисты.

Мозаика научных и педагогических интересов профессоров и преподавателей, участвующих в образовательной программе, складывается в единый рисунок, центр которого — человек как участник образовательного процесса, христианское понимание ценности личности, идея образования как открытия человеком в себе образа Божия, преображения в процессе воспитания, обуче- ния, коммуникации, а также богословские, философские и психологические проблемы образования, теории и практики педагогической мысли.

Темы работ магистрантов связаны с различными аспектами богословской теории или практики образования, изучением библейско-богословских оснований психолого-педагогических наук, вопросами церковной образовательной политики, образовательного менеджмента, экспертизы в сферецерковного и светского образования, гражданско-патриотического воспитания и духовно- нравственного просвещения. Работы могут иметь теоретический, исторический или практический (прикладной) характер, при их выборе учитываются профессия, род занятий и личные исследовательские интересы магистранта.

Основные направления исследований преподавателей, аспирантов и магистрантов Кафедры: библейско-богословские основы воспитания и образования человека; педагогика высшей школы; методология научного исследования; православное богословие личности и образование; история и философия образования. Богословие материи и христианская антропология; история и методология теологии; управление и принципы организации работы в вузе; современное образование, ценности и моральный релятивизм; нетрадиционная религиозность в современной образовательной среде; светское и церковное образование в России. Информационные технологии в современной науке и образовании; модели принятия решений (теоретико-игровой подход); формальное и неформальное образование в современном информационном обществе; управление инновациями в образовательном процессе; проблемы государственной и церковной образовательной политики. Богословие образования в контексте богословских дисциплин; современное западное и российское теологическое образование; религия как предмет изучения в западной и российской школе; актуальные проблемы церковно-общественных отношений. Культурология образования и религиозная культура; православное духовное образование и богословская наука в России; приход как образовательное пространство; Русская Православная Церковь и пенитенциарная педагогика; Церковь и семейное воспитание, семейная педагогика.

Задачей магистерской программы «Теология образования» является «подготовка для Церкви и общества дипломированных специалистов — преподавателей, экспертов, руководителей различных уровней, которые смогут применять богословские знания к теории и практике образования, образова- тельному менеджменту, социальному служению в целом, будут профессио- нально компетентными в государственно-конфессиональных, межцерковных и иных аспектах организации педагогической деятельности и духовно-нравственного просвещения» (из Обращения ректора Общецерковной аспирантуры митрополита Волоколамского ИЛАРИОНА к учащим и учащимся программы «Теология образования» 11 ноября 2014 г.).

 

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2016. Том 17. Выпуск 2

Прошедшие выступления

Научно-образовательная теологическая ассоциация Патриархия - сайт Церковь и время Учебный комитет Богослов.RU