НОВОСТИ

×

Ошибка

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories/news2014/04_april/03 не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

В ОЦАД состоялась презентация монографии заведующего кафедрой богословия д.ф.н. А.Р. Фокина

В ОЦАД состоялась презентация монографии заведующего кафедрой богословия д.ф.н. А.Р. Фокина

Монография заведующего кафедрой богословия д.ф.н. А.Р. Фокина «Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике» была представлена научно-академическому сообществу в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых Кирилла и Мефодия 3 апреля 2014 г.

На данный момент это уже четвертая монография автора. Труд, вышедший на базе докторской диссертации А.Р. Фокина, был опубликован в книжной серии «Патристические исследования и переводы» Издательства Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых Кирилла и Мефодия.  Коллегу поздравили члены профессорско-преподавательской и студенческой корпорации ОЦАД, а также многочисленные представители российского научного сообщества.

В своем вступительном слове автор книги рассказал о предыстории ее появления, ее концепции и главных результатах своего исследования. А.Р. Фокин, в частности, сказал:

«Предметом моей новой книги являются не отдельные тринитарные учения латинских раннехристианских мыслителей, а весь процесс формирование тринитарной доктрины в латинской патристике II–VIII вв. как единой духовно-интеллектуальной традиции. В книге я предлагаю свою оригинальную реконструкцию процесса формирования латинского тринитаризма и раскрываю внутреннюю логику развития этого процесса, обусловленного влиянием на него как со стороны различных философских школ поздней античности, так и со стороны современного ему греческого тринитарного богословия».

{gallery}stories/news2014/04_april/03{/gallery}

«Я показываю, как в раннем латинском тринитаризме возникает тенденция к бинитаризму, т.е. отождествлению второго и третьего Лиц Троицы, которое достигло своей кульминации у Лактанция, но также во многом обусловило появление в конце IV века на христианском Западе учения о «двойном исхождении» Святого Духа».

«Мне удалось обнаружить и убедительно доказать наличие в западном тринитарном учении эпохи арианских споров двух различных и даже противоположных тенденций, которые я назвал греческой и латинской «тринитарными парадигмами». К первой относится триадология св. Илария Пиктавийского и св. Амвросия Медиоланского, которые рассматривали классическую тринитарную формулу Тертуллиана: una substantia tres personae в свете греческой формулы μία οὐσία τρεῖς ὑποστάσεις, где между сущностью и ипостасями проводится такое же различие, как между общим и индивидуальным, а в основу кладется так называемая «социальная аналогия».

«Латинская «тринитарная парадигма» своим появлением обязана таким выдающимся западно-христианским мыслителям, как Марий Викторин и блаженный Августин. Оба они испытали на себе сильнейшее влияние неоплатонической философии. Марий Викторин в качестве наиболее перспективной модели для построения своего учения о Божественной Троице выбрал неоплатоническую теорию «умопостигаемой триады», в которой Бог–Троица рассматривается в как необходимое единство трех основных Божественных атрибутов: бытия, жизни и мышления».

«Эту модель усвоил и переработал блаженный Августин, который ок. 400 г. создал к так называемую «психологическую теорию» Троицы, основанную на конструировании и анализе различных «психологических тринитарных моделей» (быть – знать – хотеть; быть – знать – любить; ум – знание – любовь; память – мышление – воля и т.п.), в которых внутренняя жизнь Божественной Троицы познается по аналогии со структурой самосознания индивидуальной души».

«Эта «психологическая теория» Троицы, легшая в основу «латинской тринитарной парадигмы», стала наиболее значительным и оригинальным вкладом Августина в развитие учения о Святой Троице; она была и остается уникальным и неповторимым явлением в патристике, предопределившим собою все дальнейшее развитие тринитарного учения на Западе и в то же время его существенные отличия от триадологии греческих Отцов Церкви».

«В своей книге я также доказываю, что учение Августина о «двойном исхождении» Святого Духа было закономерным результатом развития всего латинского тринитаризма в II–IV вв. Впоследствии в V–VIII вв. оно быстро получило широкое признание и распространение в трудах латинских богословов в самых разных частях западного мира, приобретя классическую форму учения о Filioque у Римских пап св. Льва и св. Григория Великих, а также в так наз. «Афанасиевском Символе» и на Толедских соборах в Испании в VI–VII вв., когда оно впервые стало рассматриваться в качестве необходимого догмата христианской веры».

Выступившие на презентации ученые были единодушны, отметив монографию А.Р. Фокина как беспрецедентный научный труд по данной тематике и важную веху в истории отечественного богословия.  

Общецерковную Аспирантуру и докторантуру им. Кирилла и Мефодия представили проректор ОЦАД по научной работе, профессор Владимир Шмалий; заведующий кафедрой древних и новых языков ОЦАД, профессор Иоанн (Гуайта) и секретарь кафедры богословия ОЦАД Е.А. Пилипенко. Коллеги отметили систематичность  и  логическую стройность работы, ее масштаб, не только фундаментальный, но прикладной характер монографии, являющейся не только колоссальным научным исследованием, но и отличным учебным пособием.

От Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова выступили доктор филологических наук, профессор кафедры византийской и новогреческой филологии Д.Е. Афиногенов и кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Церкви исторического факультета П.В. Кузенков.  Ученые высоко оценили филологическое достоинство работы, поблагодарили коллегу за освещение ранее не проясненных богословских вопросов и восстановление симметрии исторически смещенных ракурсов отечественной научной мысли на богословские парадигмы Западной и Восточной Церквей.  

От ПСТГУ выступили заведующий кафедрой систематического богословия и патрологии, кандидат философских наук П.Б. Михайлов; доцент кафедры всеобщей истории исторического факультета, кандидат исторических наук Г.Е. Захаров; заведующий кафедрой теологии факультета дополнительного образования, кандидат богословия П.Ю. Малков. По словам ученых, научный труд такого уровня обещает стать платформой для дальнейших исследований, потребность в которой особенно остро чувствуется в отечественном богословии после кризиса, пережитого им в XX веке. Работа уже была использована преподавательским составом ПСТГУ в учебном процессе.

Сотрудники института философии РАН поздравили коллегу в лице доктора исторических наук, заведующего сектором философии религии, профессора В.К. Шохина и старшего научного сотрудника того же сектора, кандидата философских наук К.В. Карпова. Коллеги отметили колоссальный труд, проделанный А.Р. Фокиным по работе над источниками, высоко оценили исследовательский метод научной объективности как свидетельство высокой степени компетентности ученого в исследуемой области знаний. 

Представители научного сообщества пожелали Алексею Руслановичу дальнейших успехов в исследовательской работе и выразили надежду в скором времени увидеть новые работы  ученого.

В конце презентации А.Р. Фокин кратко представил публике новые книги кафедры богословия ОЦАД, которые в ближайшее время будут изданы в книжной серии «Патристические исследования и переводы». Был упомянут сборник материалов Первой международной патристической конференции ОЦАД «Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие» (Москва, 10–11 октября 2013 г.); переводы антилатинских сочинений святителя Фотия Константинопольского, в том числе его переписка с папой Николаем I, Окружное послание и знаменитая «Мистагогия». Шла речь и о публикации новых переводов отдельных сочинений и посланий блаженного Августина, посвященных различным догматическим и этическим вопросам.

Презентация завершилось неформальным общением автора с его коллегами за дружеским чаепитием.

Научно-образовательная теологическая ассоциация Патриархия - сайт Церковь и время Учебный комитет Богослов.RU