18 мая 2016 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия состоялась встреча с директором Института экуменических исследований имени Йоханна-Адама Мёллера г. Падерборн (Германия), специалистом в сфере православно-католических отношений доктором Йоханнесом Ольдеманном.
Гостя приветствовал руководитель Учебно-методического управления, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей ОЦАД Мигель Паласио.
В рамках лекции "От полемики к диалогу. Линии развития и поля напряжения в диалоге между Православной и Римско-Католической Церквами" доктор Ольдеманн затронул такие темы, как примат и соборность, богословие и история, идентичность и диалог. Докладчик обратился к "Равеннскому документу" (2007 год) - итоговому документу X пленарного заседания Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной Церквами (не подписан Русской Православной Церковью). В документе подчеркивается, что на всех уровнях Церкви (на местном, региональном и вселенском) должна присутствовать взаимозависимость между первым (предстоятелем) и сообществом (община или коллегия епископов). Несмотря на "ограничивающие замечания", этот документ расценивался католической стороной как успех, так как православные впервые признали примат на уровне Вселенской Церкви, отметил немецкий ученый. Но принятый документ не только не способствовал развитию диалога, но стал камнем преткновения по причине спора внутри Православной Церкви. Известные еще до заседания в Равенне возражения Русской Церкви по поводу роли Константинополя были проигнорированы на заседании, проведенном в отсутствие делегации Московского Патриархата. "Это игнорирование было ошибкой", - подчеркнул доктор Ольдеманн.
После принятия "Равеннского документа" Смешанная православно-католическая богословская комиссия решилась на то, чтобы разработать документ о примате епископа Рима в первом тысячелетии. Это оказалось сложнее, чем предполагалось. Два текста, разработанные специальными комиссиями, как и два проекта, подготовленные координационными комитетами, были отвергнуты на совместных заседаниях в 2009, 2010 и 2014 годах. Проблема, по мнению докладчика, состоит в том, что с православной стороны "принципиально отвергается сама возможность сформулировать совместную позицию по примату Римского епископа в этот период церковной истории, в период неразделенной Церкви". А причина кроется в том, что вопросу взаимосвязи богословия и истории уделяется мало внимания в официальном диалоге. Однако неофициальная группа богословов – православно-католическая рабочая группа имени святого Иринея Лионского, основанная в 2014 году, занимается этим вопросом и сформулировала вывод: "Экуменический диалог не будет продвигаться дальше, если не будем принимать во внимание результаты церковно-исторических исследований, если в равной степени не постараемся понять другую традицию и ее своеобразие. Мы должны быть готовы изучить наши уроки истории…".
Каждый откровенный диалог предполагает, что "я готов осмыслить свою идентичность, свои основополагающие убеждения, а также чтобы я мог объяснить их своему собеседнику". Открытый диалог требует принятия самоопределения собеседника, признания его идентичности. Такой диалог может быть успешен, когда оба партнера говорят на равных. Однако, как только для одного возникает опасность, что другой его не воспринимает всерьез, диалог распадается, отметил доктор Ольдеманн.
Лектор призвал подумать и о конкретных шагах. Чтобы прийти к лучшему взаимопониманию, мы должны строить диалог на широком базисе, поддерживать личные контакты между православными и католиками, между профессорами, между общинами верующих. Из диалога может вырасти настоящая встреча: я буду принимать другого не только как представителя его Церкви, но как личность, призванную Богом к жизни в вере. Он напомнил слова председателя Папского совета по содействию христианскому единству в 2001-2010 годах кардинала Вальтера Каспера о том, что "христиане Востока и Запада разделились потому, что стали жить отдельно друг от друга".
По окончании лекции доктор Ольдеманн ответил на вопросы, касающиеся, в частности, "исторического контекста", в котором Церкви вернулись к диалогу.
Пресс-служба ОЦАД
(по материалам агенства "Благовест-Инфо")