Отец Сергий! 23 ноября в Москве проходят Седьмые Иеронимовские чтения, организованные при участии кафедры библеистики ОЦАД. Однако в Москве данная конференция состоится впервые. Где проходили предыдущие чтения?
Действительно, в текущем году Иеронимовские чтения состоятся в столице России. До этого они проводились в белорусской столице, в Минске. История этой конференции непосредственно связана с историей журнала «Скрижали». В 2011 году возникла и была реализована идея издания научного журнала по библеистике. Журнал задумывался как площадка для научного общения специалистов, занимающихся изучением Священного Писания. Однако подобное общение без реальных встреч было бы менее продуктивным. Я тогда активно занимался поиском будущих авторов журнала, что оказалось делом непростым. Конференция же могла помочь привлечь заинтересованных библеистов. Поэтому после того, как летом из типографии был получен первый выпуск «Скрижалей», было принято решение в октябре месяце собрать белорусских исследователей Библии на конференции в Институте теологии Белорусского государственного университета. Между прочим, первые выпуски издавались по рекомендации кафедры библеистики и христианского вероучения данного института. В дальнейшем, когда я возглавил кафедру библеистики и богословия Минской духовной академии, конференция стала проводиться в стенах академии. Ну а в этом году, поскольку я стал работать на кафедре библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры, появилась возможность организовать Иеронимовские чтения одновременно и в Москве, и в Минске.
Насколько видно из состава редакционной коллегии «Скрижалей» и авторов статей журнала, Ваше издание объединяет не только православных ученых. Конференция имеет такой же открытый характер?
И журнал, и конференция задумывались как место для общения всех исследователей, любящих и почитающих Священное Писание. Если бы мы ограничились только нашими церковными учеными, то на первом этапе у нас едва бы получилось собрать нужный объем материала для публикации. Институт теологии, где проводились первые наши собрания, имел богатый опыт межконфессионального диалога. Важно понимать, что Священное Писание – это то, что должно объединять людей, пусть даже они и относятся к разным христианским конфессиям. Библия – наилучшая основа для межконфессионального диалога. И в этом смысле удачной оказалась и личность блаженного Иеронима, который был избран нами в качестве покровителя конференции библеистов. Можно сказать, что в определенном смысле блаженный Иероним объединяет две христианские традиции – восточную и западную. Он был сформирован и получил образование в западной части Римской империи, языком, на котором он писал свои творения, был латинский язык. Однако он много времени провел в восточной части империи, продолжительное время жил в Святой Земле, где составил немало произведений, прославивших его имя. Среди толкователей Древней Церкви, скрупулёзно изучавших Священное Писание, он отличался своим стремлением исследовать священный текст Ветхого Завета на языке народа, в среде которого и возник этот текст. Для нас, современных русскоязычных исследователей Библии, это особенно важно.
К сожалению, языковая подготовка в наших учебных заведениях не всегда отличается высоким качеством и имеет, как правило, ознакомительный характер. Особенно это касается древних библейских языков. Если латинский и греческий языки преподаются на уровне бакалавриата, то освоить азы древнееврейского возможно только при последующей библейской специализации в магистратуре. В наших духовных школах изучение Писания происходит традиционно в патрологическом контексте, Писание рассматривается сквозь призму святоотеческих толкований. Во многом это правильно и оправдано. Однако развитие полноценной научной библеистики на современном этапе невозможно без серьезной историко-филологической подготовки. Недостаточное внимание к ней нередко превращает библейские исследования в сборники цитат древних церковных авторов.
Кроме того, у нас в русскоязычной библеистике сложилась необычная ситуация, когда по факту существует не только церковная библеистика, которая рассматривается как богословская дисциплина, но и светская библеистика, которая представлена рядом замечательных светских ученых, и эта светская библеистика позиционируется как историко-филологическая, а не богословская дисциплина. Это разделение сложилось в силу целого ряда факторов, среди которых – отсутствие в дореволюционной России университетского богословия и последующий атеистический период жизни нашего общества, когда активно развивалось востоковедение, изучение древних языков. В последнее время я пытаюсь активизировать дискуссию на эту тему. Представляется, что существующая у нас раздвоенность в восприятии библеистики в будущем может быть отчасти снято развитием университетской теологии.
Объединяя два государства, конференция уже может претендовать на международный статус. Планируются ли участники из дальнего зарубежья?
В Общецерковной аспирантуре и докторантуре уже сложилась традиция проведения международных библейских конференций высокого научного уровня, куда приглашаются ученые из дальнего зарубежья, хорошо известные во всем мире. Однако Иеронимовские чтения мне видятся несколько иными. На современном этапе у нас имеется насущная необходимость в объединении русскоязычных православных исследователей Священного Писания. Сейчас, когда возрождено множество духовных школ, открываются теологические факультеты и кафедры, формируется широкий круг преподавателей Священного Писания, которые ведут научную работу. Некоторые их них повышают квалификацию, продолжая свое обучение, в том числе в Общецерковной аспирантуре и докторантуре. И мне хотелось бы видеть среди участников конференции представителей различных региональных духовных школ.
В последнее время предпринимаются попытки объединения наших церковных библеистов. Тут нельзя не вспомнить и проводимые Учебным комитетом, Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом и Учебно-методическим объединением по теологии курсы повышения квалификации для преподавателей библейских дисциплин. Последние курсы, прошедшие в 2017 году в Санкт-Петербургской духовной академии, собрали большое количество преподавателей. Традиция проведения данных курсов важна для обмена педагогическим опытом и обсуждения проблем научно-практического характера. Хотелось бы, чтобы наши Иеронимовские чтения стали площадкой для научного общения, диалога, обмена исследовательским опытом тех преподавателей, которые активно занимаются научной работой, профессионально изучая Писание. Общецерковная аспирантура и докторантура подходит для этого как нельзя лучше, поскольку обучающиеся тут аспиранты и докторанты представляют самые разные регионы.