НОВОСТИ

Митрополит Иларион возглавил первую сессию Пятой Международной патристической конференции "Священномученик Ириней Лионский в богословской традиции Востока и Запада"

Митрополит Иларион возглавил первую сессию Пятой Международной патристической конференции "Священномученик Ириней Лионский в богословской традиции Востока и Запада"

19 апреля 2018 года в актовом зале ОЦАД стартовала Пятая Международная патристическая конференция Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия на тему "Священномученик Ириней Лионский в богословской традиции Востока и Запада".

К участию в конференции приглашены ведущие исследователи трудов священномученика Иринея Лионского из России, США, Нидерландов, Италии, Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Швейцарии.

По окончании церемонии открытия свою работу начала первая сессия конференции, посвященная исследованию богословского учения священномученика Иринея Лионского. Модератором выступил митрополит Волоколамский Иларион. Владыка представил импульсный доклад на тему "Священномученик Ириней Лионский и его духовное наследие".

Ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры обратил особое внимание на то, что «священномученика Иринея можно было бы назвать посредником между эпохами и культурами… Деятельность священномученика Иринея Лионского пришлась на один из самых трудных периодов в истории Церкви, когда ей приходилось противостоять гностическим течениям, представлявшим для христианства величайшую опасность. Однако значение святого Иринея для Церкви не ограничивается историческими обстоятельствами его деятельности: он явился не только великим церковным полемистом, но и глубоким богословом, и в этом отношении его наследие сохраняет актуальность по сей день».

Говоря о биографии священномученика, докладчик сделал ряд замечаний относительно даты и места его рождения, подробно проанализировал факты, свидетельствующие об образовании святого Иринея, описал значимость для личностного становления будущего священномученика его учителя – Поликарпа Смирнского, отдельно остановился на свидетельствах особой духовной связи Иринея со своим наставником, преемником которого он станет со временем.

Подробно анализируются в докладе и литературные труды священномученика Иринея, а также его епископская деятельность: «Как епископ святой Ириней считал своим долгом противостоять многочисленным гностическим учениям, угрожавшим Церкви. Оценить размах гностицизма и степень его опасности для Церкви Ириней мог и в Малой Азии, и в Риме». Особое внимание докладчик уделил вопросу мученичества святого Иринея: «В православной и католической традициях Ириней почитается как священномученик. В древней церковной литературе неизвестно описание мученичества святого Иринея. Самое раннее известное упоминание об Иринее как о мученике принадлежит блаженному Иерониму, который называет его мучеником в комментарии на Книгу пророка Исаии. При этом в сочинении Иеронима "О знаменитых мужах", где есть специальная глава, посвященная Иринею, упоминание о его мученической кончине отсутствует. Поскольку книга "О знаменитых мужах" была написана раньше, чем комментарий на Книгу пророка Исаии, есть основания полагать, что Иероним не сразу получил сведения о мученической кончине святого Иринея».

Во второй части своего доклада митрополит Иларион подробно остановился «на двух аспектах богословия священномученика Иринея: на его теории искупления, вновь обретшей острую актуальность в православном богословии XX столетия, и на его роли в формировании и защите новозаветного канона». Иерарх проанализировал сочинение святого Иринея "Против ересей", особое внимание уделив теории искупления, согласно которой «все события жизни Христа рассматриваются как повторяющие события жизни Адама, только в обратном порядке… В научной литературе это учение получило название "теории рекапитуляции" (от лат. recapitulatio, соответствующего греч. ἀνακεφαλαίωσις — "возглавление"). Данный термин, используемый Иринеем, буквально означает "переоглавление", то есть перечисление глав списка в обратном порядке. Список дел, подлежащих переоглавлению, составляет все дела, который Адам либо не совершил вовсе, либо совершил не так, как было заповедано Богом. Для исправления и уврачевания того, что было нарушено прародителями, Христос стал новым Адамом…

Первозданные Адам и Ева, по учению Иринея, находились в состоянии духовного младенчества, они не были обучены совершенному образу жизни [Ириней Лионский. Против ересей 4, 38, 1]. В этой необученности и заключалась причина грехопадения Адама и Евы. Однако Сын Божий пришел в мир, «восстанавливая (букв. «переоглавляя») в себе все» [Там же]. По словам Иринея, «совершенный Сын Божий сделался младенцем, подобно человеку, и не Сам по Себе, но ради младенчества человека сделался настолько доступным, насколько человек мог принять Его» [Ириней Лионский. Против ересей 4, 38, 2]. Страдание Христа на кресте из послушания Богу Отцу было исправлением Адамова непослушания» [Ириней Лионский. Против ересей 5, 16, 3]».

Рассуждения и типологии, подобные мыслям священномученика Иринея, можно, по мнению докладчика, обнаружить позднее в трудах святителей Григория Богослова и Василия Великого.

Еще одним важнейшим аспектом деятельности священномученика Иринея митрополит Иларион назвал «свидетельство святого о подлинности Священного Писания. Пожалуй, не было никакого другого периода в истории Церкви, когда авторитет Священного Писания подвергался такой угрозе. В качестве доказательства истинности своих концепций гностики, с одной стороны, указывали на многочисленные апокрифические евангелия и деяния, а с другой стороны, подвергали сомнению авторитет новозаветных писателей.

Будучи во втором поколении учеником апостолов, будучи хранителем Предания, восходящего к Самому Спасителю, святой Ириней противопоставил суждениям гностиков свидетельства очевидцев. С самых первых дней Своего общественного служения Иисус Христос избрал учеников для того, чтобы они запоминали то, что Он говорил и делал, и чтобы впоследствии они могли передать это потомкам…

Вопреки гностикам, Ириней подчеркивал, что Сам Христос избрал апостолов для того, чтобы доверить им передачу Своего послания; Сам Христос создал Церковь, чтобы она была продолжательницей Его дела и хранительницей Его учения, передавая его из поколения в поколения. Эти слова нужно напомнить и тем христианским теологам нашего времени, которые считают возможным реконструировать богословие Нового Завета, игнорируя церковное Предание.
Парадоксально, но в настоящее время мы снова стоим перед вызовами, на которые приходилось давать ответ священномученику Иринею».

Завершая свой доклад, митрополит Иларион отметил, что «слова священномученика Иринея вновь и вновь напоминают нам о важности того изначального устного предания, которое было положено в основу новозаветных письменных источников. И я убежден в том, что, следуя призыву святого Иринея, современные богословы – специалисты по Новому Завету – смогут избежать многих произвольных и ошибочных суждений, обретя путь к той сокровищнице церковного Предания, которая изначально хранила ключи для понимания Библии».

Следующий докладчик, епископ Сакраментский Ириней, почетный директор Института богословских исследований имени святых Кирилла и Афанасия (США), посвятил свое выступление вопросу о "младенчестве" и "детстве" Адама и Евы. В докладе "Младенчество спасения: возвращение к вопросу о детстве у преподобного Иринея" архиерей приходит к выводу о том, что «младенчество спасения предопределено стать его зрелостью, так как дети предопределены расти; и так все домостроительство спасения является поступью ребенка от младенческого праха его создания до зрелости его славы в воскресшем Христе».

Рассуждения профессора патристики Свято-Владимирской семинарии протоиерея Джона Бэра (США) касались того, как священномученик Ириней Лионский «увязывает две темы – преображения тела, о котором говорит апостол Павел, и славы Божией, о которой повествует евангелист Иоанн». В своем докладе "Плоть, окруженная светом Отчим: священномученик Ириней о преображении тела" он вслед за преподобным Иринеем подробно анализирует понятия “дыхания” и “Духа” в отношениях их с плотью, приходя к выводу о том, что «при воскресении нам будет дано не иное тело, но то тело, что ныне живет Духом, а не одушевляется дыханием». И «все домостроительство Божие… созидается так, чтобы мы могли познать истину о Боге и человеке и чтобы мы, в конце концов, могли стать человеком – славой Божией, в которой плоть наша облечена светом Отчим».

Все представленные на сессии доклады вызвали интерес у слушателей. Было сделано множество уточняющих вопросов и комментариев. Так, профессор кафедры богословия и литургики ОЦАД Алексей Фокин акцентировал внимание на связи идеи "рекапитуляции" и идеи "обожения", в том числе с точки зрения анализа трудов священномученика Иринея. Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы человеческие сыны стали сынами Божиими. Предполагает ли восполнение того, что не сделал или плохо сделал Адам, достижение какого-то более высокого состояния, которое может быть названо уже "обожением"? Есть ли эта мысль у Иринея? Отвечая на этот вопрос, митрополит Иларион отметил, что священномученик Ириней «является фактическим автором этой идеи». Это «своего рода встречное движение Бога и человека. Бог проходит свою часть пути, становясь человеком, проходя через все человеческие возрасты, через человеческое страдание, через человеческую смерть и даже сходя во ад. То есть весь путь навстречу человеку Он проходит. Но "обожение" не является улицей с односторонним движением. Здесь всегда требуется встречное движение человека, и все то, что святые отцы вслед за Иринеем писали: и необходимость аскетической практики, и многие страницы, посвященные мистической жизни, и то, что они говорили о нравственности, – все это, с точки зрения греческих отцов, по крайней мере, упаковывается в этот конверт идеи "обожения", которая очень тесно связана с идеей "рекапитуляции". И действительно, "обожение"… это некий бесконечный процесс, который, по-видимому, не останавливается после смерти, а продолжается в вечности. То есть сама жизнь человека на земле… человека, который встал на этот путь "обожения", является своего рода встречным движением к Богу, но после того, как человек переходит в вечность, это встречное движение не останавливается, он продолжает двигаться… то есть происходит некое приближение человека к Богу, а не просто какое-то статичное состояние, закрепленное после его смерти приговором на страшном суде. Я думаю, что в этом отношении идея "обожения" также имеет очень важное эсхатологическое измерение».

Пятая Международная патристическая конференция, посвященная трудам священномученика Иринея Лионского, включающая девять сессий, продлится на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия до 21 апреля 2018 года.

Пресс-служба ОЦАД

Научно-образовательная теологическая ассоциация Патриархия - сайт Церковь и время Учебный комитет Богослов.RU