НОВОСТИ

07.jpg

22 апреля 2016 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации состоялся всероссийский симпозиум «Религия в аспектах философских, теологических, религиоведческих подходов: проблемы определения объекта и экспертизы».

Организаторами симпозиума выступили кафедра государственно-конфессиональных отношений Института государственной службы и управления РАНХиГС и Центр «Религия и общество» Института общественных наук РАНХиГС при участии Ассоциации российских религиоведческих центров и Межрелигиозного совета России.

С приветственными словами к участникам симпозиума обратились директор Института государственной службы и управления РАНХиГС И.Н. Барциц, начальник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике Е.В. Еремин, заведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС О.Ю. Васильева.

 

С докладом «Теология в светском образовательном пространстве» на симпозиуме выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион.

В числе докладчиков были проректор по научной работе Русской христианской гуманитарной академия, заведующий кафедрой педагогики и теории образования Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия Д.В. Шмонин и ректор Поволжского православного института имени святителя Алексия, митрополита Московского, протоиерей Дмитрий Лескин.

Заседание вели заведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС  О.Ю. Васильева и профессор кафедры национальных и федеративных отношений ИГСУ РАНХиГС доцент В.В. Шмидт. Среди участников симпозиума был проректор по учебной работе ОЦАД иеромонах Иоанн (Копейкин).

Присутствующие обсудили имеющие место в научной сфере современные подходы к пониманию религиозной тематики и перспективы их развития, а также актуальные формы межотраслевого, междисциплинарного научного взаимодействия.

В завершение заседания, обращаясь к участникам симпозиума, митрополит Иларион сказал:

«Уважаемые коллеги!

Я хотел бы отреагировать на тревожные нотки, которые прозвучали в разных выступлениях. Например, были высказаны опасения, что религиоведение будет поглощено теологией (по финансовым причинам), говорилось о «трагических последствиях» введения паспорта новой научной специальности «теология», прозвучали мысли, что теологи начнут использовать свое право на участие в дискуссии для обвинения религиоведов в аморальности, и так далее.

Свой доклад, с которого началась сегодняшняя встреча, я завершил на оптимистической ноте, и даже состоявшаяся сегодня дискуссия совсем не разубедила меня в том, что у нас есть общая почва для обсуждений и взаимодействия, что теологи церковные, теологи светские и религиоведы вполне могут найти общий язык. Более того, работы хватит всем; я также надеюсь, что на всех хватит и финансов.

Приведу параллель из мира, который мне близок по моему первоначальному образованию. Существует музыка и существует музыковедение. Вот есть люди, которые пишут музыку, есть те, кто ее исполняет, а есть музыковеды, музыкальные критики, которые нам помогают понять, какой композитор или исполнитель  хорош, а какой – плох. Еще по своей учебе в консерватории я помню определенное напряжение, которое существует, например, между композиторами и музыковедами. Композиторы считают, что музыковеды – это лишняя специальность, потому что они, как правильно, только портят им жизнь. Но для людей важно, чтобы существовала и критическая оценка «со стороны» того, что делается практиками.

Теология предполагает некую религиозную практику и, соответственно, «обслуживает» эту религиозную практику при помощи определенных методологических посылок, определенного методологического и научного аппарата. Религиоведение предполагает абстрагирование от религиозной практики. Это не значит, что религиовед непременно должен быть атеистом, – убежден в том, что могут быть и верующие религиоведы, которые совмещают свою личную религиозную практику с теми подходами, которые приняты в научном религиоведении.

Поэтому я считаю важным проведение демаркационных линий между различными смежными областями. Думаю, что никто из нас не заинтересован в том, чтобы эти демаркационные линии нарушать  и у кого-то «отнимать хлеб». Хотел бы высказать уверенность, что у всех нас найдется работа, что у нас будет почва для взаимодействия».

Итоги заседания подвел профессор кафедры национальных и федеративных отношений ИГСУ РАНХиГС В.В. Шмидт.

Служба коммуникации ОВЦС

09.JPG

21 апреля 2016 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия состоялась встреча Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Сербия в Российской Федерации доктора Славенко Терзича с сотрудниками и учащимися.

Перед началом встречи с приветственным словом выступил руководитель Учебно-методического управления, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей ОЦАД Мигель Паласио.

Доктор Терзич посвятил свое выступление, главным образом, историческому пути Старой Сербии (включает области Рашка, Косово и Метохия и Скопско-Тетовский регион), которая является "колыбелью Сербской Церкви и сербской культуры". Также ученый и дипломат рассказал о геополитической ситуации на Балканах в историческом контексте и межконфессиональных и межрелигиозных отношениях в этом регионе. 

По окончании выступления С. Терзич ответил на многочисленные вопросы. 



Высокий гость преподнес для библиотеки Общецерковной аспирантуры свою книгу "Старая Сербия: драма одной европейской цивилизации", изданную на русском языке в Москве в 2015 году.

На память о визите в ОЦАД Послу Сербии в России была вручена книга митрополита Волоколамского Илариона "Быть в мире, но не от мира".

Для гостя была проведена экскурсия по учебному корпусу Общецерковной аспирантуры и академическому храму Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором.

Пресс-служба ОЦАД

01.jpg

20 апреля 2016 года в актовом зале Московской духовной академии председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский  Иларион выступил с лекцией, которая была посвящена встрече Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска, состоявшейся в Гаване 12 февраля нынешнего года.

В актовом зале присутствовали председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений, представители профессорско-преподавательской корпорации, учащиеся духовной школы.

 

Перед началом лекции владыка Евгений, в частности, отметил: «Сегодняшнее выступление председателя ОВЦС посвящено важной встрече Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Кирилла с Папой Римским. Думаю, очень важно услышать об этом событии  от митрополита Илариона, который непосредственно участвовал в подготовке встречи, был ее свидетелем и участником».

В завершение своего выступления митрополит Волоколамский Иларион ответил на многочисленные вопросы присутствовавших.

По окончании встречи архиепископ Верейский Евгений поблагодарил председателя Отдела внешних церковных связей за рассказ и пожелал помощи Божией в трудах.

Служба коммуникации ОВЦС

01.jpg

19 апреля 2016 года в Православном  Свято-Тихоновском гуманитарном университете в Москве по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась научно-практическая конференция «Всеправославный Собор: мнения и ожидания».

В мероприятии приняли участие: Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, архиепископ Берлинский, Германский и Великобританский Марк, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений, ректор Санкт-Петербургских духовных школ, викарий Санкт-Петербургской епархии архиепископ Петергофский Амвросий, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре епископ Егорьевский Тихон, наместник московского Данилова ставропигиального монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев), заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов), ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, проректор ПСТГУ протоиерей Димитрий Смирнов, декан богословского факультета ПСТГУ протоиерей Павел Ходзинский, проректор ПСТГУ по научной работе протоиерей Константин Польсков, проректор ПСТГУ по международной работе протоиерей Георгий Ореханов, председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, первый заместитель председателя того же отдела А.В. Щипков, священнослужители, преподаватели духовных школ, общественные деятели.

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий огласил программу конференции. Предваряя обсуждение, иерарх констатировал, что предстоящий Всеправославный Собор не может не вызывать напряженный интерес у многих людей, и в преддверии такого исторического события важно достичь большего единомыслия и согласия внутри Русской Православной Церкви по вопросам, относящимся к Собору.

Затем с приветственным словом выступил митрополит Минский и Заславский Павел. Отметив, что тема, которой посвящена конференция, волнует многих, митрополит Павел констатировал: большинство священнослужителей с пониманием относятся к предстоящему Собору, и задача нынешней встречи – ответить на имеющиеся вопросы, разъяснить важность и значение Святого и Великого Собора Православной Церкви.

С докладом «Позиция Русской Православной Церкви в ходе подготовки к Всеправославному собору» выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Далее прозвучало выступление архиепископа Берлинского и Великобританского Марка, представившего доклад на тему «Об обращении Синода РПЦЗ к клиру и пастве в связи с публикацией документов Всеправославного Собора».

Сотрудник ОВЦС диакон Феодор Шульга ознакомил присутствовавших с ходом дискуссии о подготовке Всеправославного Собора, ведущейся в Поместных Православных Церквах, а заместитель декана богословского факультета ПСТГУ диакон Павел Ермилов сделал обзор мнений о предстоящем событии.

После пленарных докладов митрополит Иларион выступил с комментарием:

«Я внимательно слушал доклады участников и хотел бы сделать несколько замечаний и разъяснений.

Действительно, очень часто, когда говорится о Всеправославном Соборе, вольно или невольно проводится аналогия со Вселенскими Соборами. Но, как справедливо отметил последний докладчик, эта аналогия не очень уместна, потому что Вселенские Соборы созывались в иных условиях для обсуждения совершенно иной тематики и имели совсем другой результат.

Вселенский Собор не был регулярным органом управления Православной Церковью, а каждый раз становился собранием чрезвычайного характера. Каждый Вселенский Собор созывался по поводу той или иной возникавшей ереси, которую необходимо было опровергнуть, и заканчивался отпадением от Церкви тех, кто представлял осужденное Собором мнение.

Действительно, на Вселенских Соборах у каждого епископа был свой голос, и решения принимались голосованием, но на этих Соборах никто и не ограничивал количество участников. Приезжали все, кто хотел, кто мог. И бывали случаи, когда кто-то не успевал приехать и потом оспаривал соборные решения.

Мы с самого начала предлагали: давайте соберем Собор всех епископов. Тогда принимаемые голосованием решения выражали бы, по крайней мере, мнение большинства. Но нам было сказано, что собрать такое большое количество епископов невозможно, и что пусть от каждой Церкви будет фиксированное число архиереев. Сначала предлагалось двенадцать, потом решили, что пусть их будет двадцать, и, в конце концов, согласились на том, что их будет двадцать четыре. Это значит, что от каких-то Поместных Церквей поедут все архиереи, а от каких-то Церквей, где, как у нас, около 350 архиереев, поедет незначительная часть. В этих условиях единственным приемлемым для нас решением, на котором мы настаивали, являлось решение о том, что голосом будет обладать не каждый член делегации, а Поместная Церковь. Иначе сложилось бы совершенно неправильное впечатление об общеправославном консенсусе. Мы не можем ехать на Собор, где существует угроза принятия какого-то решения, которое потом не устроит нашу Церковь.

Было также сказано о том, что инославные должны быть не наблюдателями, а ответчиками. Но в наших сегодняшних взаимоотношениях с инославными христианами мы не можем ссылаться на прецеденты эпохи Вселенских Соборов, потому что тогда православная догматика была в стадии терминологического уяснения: по тем или иным вопросам не было какого-то общепринятого решения, с которым готовы были бы сразу согласиться все. Вот почему эти Соборы созывались, вот почему на них спорили, и вот почему в результате потом отпадали от Церкви какие-то группы людей.

Но сейчас такой ситуации нет, догматическое учение Православной Церкви сформировано. Мы прекрасно знаем, где Православие, а где – ересь. Другое дело, надо ли нам при каждом удобном случае напоминать носителям ошибочных или еретических мнений о том, что они таковыми являются? Ведь если мы говорим о диалоге, то диалог все-таки предполагает определенный кодекс вежливости. Даже апостол Павел, когда пришел в афинский ареопаг, не стал говорить: «Вы язычники, безбожники, вы поклоняетесь идолам». Он сказал афинянам: «По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17. 22-23). Это миссионерский подход, с которым можно ожидать некоторого успеха. И то, заметим себе, апостол Павел не достиг успеха в афинском ареопаге, но достиг его спустя некоторое время. Этот миссионерский посыл и требует от нас того, чтобы мы вступали в диалог, при этом, конечно, никоим образом не поступаясь собственными позициями.

Документы, которые обсуждались сегодня на конференции, действительно имеют некоторые формулировки, которые нам хотелось бы улучшить. И, поверьте мне, мы приложили много усилий для того, чтобы эти документы стали лучше, чем они были вначале. Но, как я говорил в своем докладе, мы не во всем преуспели: некоторые наши поправки остались неуслышанными и непринятыми. Поэтому, если мы сегодня сможем сформулировать какие-то конкретные поправки к текстам, будет еще одна возможность эти попытки представить Всеправославному Собору. Вероятно, это сможет сделать сам Святейший Патриарх Кирилл в ходе намеченного на 17 июня собрания Предстоятелей, которое будет предшествовать Собору.

Наконец, хотел бы отметить звучавший в докладах важнейший вопрос о статусе Собора и соборных документов. Если мы вспомним историю Вселенских Соборов, то даже они утверждались в качестве таковых постфактум, общим консенсусом Поместных Церквей. Ведь были соборы, которые созывались как вселенские, а потом Церковь объявляла их разбойничьими: это собор 449 года, это Ферраро-Флорентийский собор, на котором присутствовали представители разных Церквей и подписали унию – все, кроме одного человека, Марка Эфесского. А потом они разъехались и поняли, что совершили ошибку. Поместные Православные Церкви начали одна за другой отзывать свои подписи от решений этого собора. В конце концов, отозвали все, и сейчас мы знаем, что это был вовсе не Вселенский Собор, хотя католики признают именно такой его статус. Тем более, если говорить сейчас о Всеправославном Соборе, мы не можем ожидать того, что будет создан некий орган, который сможет навязывать свои решения Церквам. Ключевым моментом для нас является вопрос о рецепции решений Всеправославного Собора. Эта рецепция происходит уже сейчас, и, как мы видим, происходит не вполне однозначно. Документы опубликованы, они встречают определенную критику, причем мы слышим ее с разных сторон, от разных Поместных Церквей, и на этот фактор нельзя не обратить внимание.

Я не говорю сейчас о провокационной критике, распространяемой просто для того, чтобы расшатать единство Церкви, – об этом я сказал в своем докладе, но о той вполне серьезной и конструктивной богословской критике, которая исходит от иерархов, от богословов, которая, надеюсь, прозвучит и на нашей сегодняшней конференции. Думаю, такая критика важна для того, чтобы потом решения, которые будут приняты на Соборе, не вызывали отторжение у наших верующих. Лучше мы услышим эти критические замечания и отреагируем на них сейчас, лучше мы их донесем до Всеправославного Собора, чем вся эта критическая волна двинется после Собора».

Затем состоялось свободное обсуждение поднятых вопросов. В завершение работы научно-практической конференции участники встречи приняли итоговую резолюцию, которая будет направлена Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.

Служба коммуникации ОВЦС

01.jpg

19 апреля 2016 года Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых Кирилла и Мефодия посетил генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России доктор технических наук, профессор Я.Л. Шрайберг.

Гостя приветствовал руководитель Учебно-методического управления, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей ОЦАД Мигель Паласио.

В рамках лекции "Открытый доступ: мировые тенденции и отечественные реалии" Я.Л. Шрайберг рассказал об истории создания архивов открытого доступа, охарактеризовал основные принципы их работы и современные достижения этой системы сохранения и предоставления информации.

"Открытый доступ дает библиотекам возможность на безвозмездной основе обслуживать читателей организованной и структурированной информацией, предоставляя доступ к множеству тематических репозитариев и других открытых архивов научной информации" - отметил глава ГПНТБ.

Лектор привел многочисленные российские и зарубежные примеры функционирующих таких систем архивов.

По окончании выступления Я.Л. Шрайберг ответил на вопросы учащихся.

Пресс-служба ОЦАД

15.jpg

16 апреля 2016 года, в завершающий день III Московского международного салона образования, состоялась дискуссионная панель на тему «Духовное образование и просвещение в России: задачи, особенности, взаимодействие со светскими вузами».

Модерировал обсуждение руководитель Учебно-методического управления, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия Мигель Паласио.

От имени ректора Общецерковной аспирантуры митрополита Волоколамского Илариона выступил проректор по учебной работе ОЦАД иеромонах Иоанн (Копейкин). Отец Иоанн напомнил позицию владыки Илариона, которая заключается в том, что вопрос присутствия религии в системе светского образования, как и вопрос преодоления религиозного невежества в целом, напрямую связан с обеспечением национальной безопасности России. «История и современность дают нам массу примеров того, как религиозное невежество влечет за собой распри, социальные травмы и такие разделения, которые мы не можем допустить в нашей стране», – подчеркнул отец проректор. По его словам, сфера теологической науки и образования должна стать площадкой для братского диалога традиционных религий. Для Русской Православной Церкви, как напомнил иеромонах Иоанн, одной из приоритетных задач является развитие богословского образования, что подразумевает «не просто преподавание определенного набора дисциплин в вузах, но выстраивание цельной системы теологического образования». «Задача Общецерковной аспирантуры – налаживать мосты между церковным и светским академическими сообществами. Речь идет об очень серьезном, глубоком и систематическом сотрудничестве с Министерством образовании и науки, а также с ведущими вузами нашей страны. В лице вузов мы находим полную поддержку, а не просто готовность формально сотрудничать», – заключил священнослужитель. 

Ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев) рассказал об особенностях возглавляемого им вуза, где параллельно существуют два вида образования – религиозное и светское. Как пояснил отец Петр, выбирая светскую область деятельности (экономику, юриспруденцию, психологию, филологию и т.д.), студент одновременно получает базовые знания православного вероучения. «Несмотря на то, что РПУ является православным учебным заведением, наряду с православными студентами у нас учатся инославные и неверующие студенты», – сказал игумен Петр. Он обратил внимание на реализуемую РПУ программу посещения учащимися монастырей, храмов, музеев Москвы, позволяющую им глубже узнавать православную традицию и культуру. Ректор Российского православного университета призвал религиозные объединения активно участвовать в развитии российского образования. 

Предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий выразил благодарность организаторам Московского международного салона образования за приглашение к участию, что впервые дало «возможность старообрядцам поделиться опытом образования как познания Бога». Высокопреосвященнейший Владыка отметил, что главное для человека – сохранение души, и провел сравнение образования с притчей о талантах, которая призывает каждого человека развивать свои таланты и приумножать свои возможности. Митрополит Корнилий выразил надежду, что Московский международный салон образования послужит тому, чтобы «мы познали Господа и узнали друг друга получше». Архипастырь прочитал стихотворение Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».

Директор средней школы № 259 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга А.Т. Кочарян, представлявшая Армянскую Апостольскую Церковь, поделилась своим опытом работы в многоконфессиональной школе.

Исламскую общину России представляли главный специалист отдела по взаимодействию с религиозными органами и религиозными учебными заведениями Комитета по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями Республики Дагестан Д.Р. Тумалаев и руководитель Научно-образовательного центра «Письменное наследие и археография» Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета Р.Р. Сафиуллина-Аль Анси. Д.Р. Тумалаев  подчеркнул, что, «развивая религиозное образование в светском пространстве, мы должны воспитывать у молодого поколения чувство национальной идентичности». Р.Р. Сафиуллина-Аль Анси рассказала о многообразии мусульманского образования, о его особенностях в Республике Татарстан. По окончании выступления она спела приветственную зикру на татарском языке.

Все спикеры сошлись во мнении о необходимости продолжать практику публичных дискуссий, посвященных межконфессиональному и межрелигиозному взаимодействию в сфере образования. 

Ряд слушателей задали вопросы и внесли предложения, касающиеся темы обсуждения. 

На полях Московского международного салона образования иеромонах Иоанн (Копейкин) и Мигель Паласио побеседовали с митрополитом Корнилием об укреплении образовательных связей между Общецерковной аспирантурой и Русской Православной Старообрядческой Церковью. Владыка подарил представителям ОЦАД книги о старообрядчестве и богослужебные календари. 

Согласно официальному сайту ММСО, «Московский Международный Салон Образования в 2016 году посетили 52500 человек, из них 14000 школьников, 6000 педагогов, 4000 директоров и руководителей учебных заведений, 8000 представителей коммерческого сектора в образовании. Прошло 530 мероприятий с участием более чем 1000 спикеров, на выставке приняли участие 400 компаний из 70 стран, было зафиксировано 99 тысяч уникальных посетителей сайта». 

Пресс-служба ОЦАД

journal.jpg

Вышел в свет первый номер журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом» за 2016 год, главной темой которого стал предстоящий Всеправославный собор: его подготовка, повестка и контекст. 

Приглашенным редактором-составителем номера выступил руководитель Центра изучения современных проблем православной экклезиологии Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии А.В. Шишков. 

В номере опубликованы статьи сотрудников ОЦАД – А.В. Шишкова, исполнительного секретаря магистерских программ А.В. Гусева, научного сотрудника А.И. Кырлежева. 

 От редакции журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом»

Настоящий номер нашего журнала посвящен особо значимому событию в жизни современной Православной церкви — Всеправославному собору, который должен состояться на острове Крит с 16 по 27 июня 2016 года. Это событие беспрецедентно в силу того, что после всеобщих соборов древности, именуемых Вселенскими, и после Великой схизмы 1054 года, разделившей церковь на Западную и Восточную, последняя не знала общецерковных, то есть общеправославных, соборов, хотя на региональном уровне, а также в отдельных поместных церквах соборная практика продолжалась и даже развивалась (пример — Всероссийский собор 1917 – 1918 гг.).

Древние Вселенские соборы фактически были соборами епископов Римской империи, но имели универсальный, «вселенский» характер не только в силу универсалистских притязаний христианства, но и потому, что сама империя рассматривалась как вся «обитаемая земля» — ойкумена. Расширение границ «обитаемого мира» до планетарного масштаба изменило саму идею пространственного универсализма. Сегодня «вселенский» характер Всеправославного собора определяется тем, что в нем участвуют представители всех общепризнанных православных автокефальных церквей, присутствующих не только на своих исторических территориях, но и во всех частях света в форме церковной диаспоры. Глобализация Православия ставит новые проблемы, касающиеся межправославных отношений, общеправославного свидетельства, а также церковного устройства и управления в масштабе всей Православной церкви.

Идея Всеправославного собора возникла в самом начале XX в. и получила развитие в 1920 – 1930-е годы. В данном случае можно говорить о двух главных внешних побудительных причинах. С одной стороны, это межхристианское сближение и сотрудничество в рамках экуменического движения минувшего века, в котором православные должны были выступать в качестве единой конфессии. С другой стороны, распад империй, Османской и Российской, в результате которого поместные православные церкви обрели собственную субъектность и оказались в ситуации именно меж-церковных отношений. Сегодня автокефальные православные церкви существуют в секулярном (или даже постсекулярном) контексте, в котором декларируется принцип отделения церкви от государства. Межправославные отношения в XX – XXI вв. уже не предполагают участия светских властей. 

«Коммунистическое пленение» православия на Востоке и Юго-Востоке Европы помешало активизации межправославных отношений, однако с начала 1960-х годов стало возможным начать общеправославный предсоборный процесс. Растянувшаяся на долгие десятилетия, с перерывом после падения Советской империи, подготовка Собора вступила в заключительную фазу в 2014 году, когда было, наконец, принято окончательное решение о его безотлагательном проведении.

Всем этим перипетиям предсоборного процесса, а также другим аспектам соборной практики и посвящен настоящий номер журнала, полностью состоящий из оригинальных текстов, специально для него написанных.

Первый блок материалов «Главной темы» открывает обширная статья американского церковного историка и специалиста по русскому богословию Пола Вальера. В ней обозначаются основные вехи в истории соборной практики от раннехристианских времен до наших дней через призму авторской концепции собора как «выявления Церкви». В поле зрения автора — древние церковные соборы I – III вв.; соборы Римской империи, получившие название Вселенских; концилиаристское движение в Римско-католической церкви; соборная практика англиканского содружества церквей и методистов; Всероссийский поместный собор 1917 – 1918 гг. и Второй Ватиканский собор. Тему соборной практики продолжает Алексей Беглов в отдельной статье о Всероссийском поместном соборе 1917 – 1918 гг. как особом случае, отразившем новую парадигму организации собора в Православной церкви. Автор не только подробно описывает механизм функционирования этого собора (формат, состав, способ принятия решений и др.), но и говорит о том, как собор мыслил соборный процесс в Русской православной церкви в будущем.

Второй блок посвящен современному устройству Православной церкви. Он знакомит читателя с участниками Всеправославного собора — автокефальными церквами, которые на соборе будут представлять делегации в составе предстоятеля церкви и епископов (не более 24), причем каждая делегация обладает од- ним голосом. В статье Александра Кырлежева предлагаются различные подходы к типологизации четырнадцати общепризнанных автокефальных церквей-участниц, позволяющие увидеть многообразие организационных форм современного православия и сложность взаимных отношений между церквами. В статье французского политического географа Николая Казаряна рассматриваются соотношение и взаимодействие православных церквей в перспективе современных геополитических исследований.

Третий блок посвящен подготовке Всеправославного собора и его повестке. Андрей Гусев подробно излагает долгую историю предсоборного процесса (1923 – 2016). Алексей Юдин, сравнивая тематику II Ватикана и повестку Всеправославного собора на раннем этапе его подготовки (1960-е гг.), обращает внимание на их параллелизм и различия. Статьи Владимира Хулапа, Андрея Шишкова и Александра Агаджаняна посвящены отдельным темам соборной повестки и соответствующим дискуссиям: это проблема календаря, спорные экклезиологические вопросы (православная диаспора, провозглашение автокефалий и диптихи), социальная тематика.

Четвертый блок включает статьи исторического характера, так или иначе связанные с проблематикой межправославных отношений в предсоборный период и с реализацией идеи Всеправославного собора. Лора Герд рассказывает об отношениях между Русской и Константинопольской церквами в период, предшествующий началу предсоборного процесса. Статьи Павла Ермилова и Александра Мазырина посвящены частным вопросам: дискуссии о праве созыва Всеправославного собора в конце XIX — первой половине XX в. и неудачным попыткам созвать собор в 1920 – 1930-е годы.

В разделе «Современное богословие» публикуется статья американского православного богослова Аристотеля Папаниколау, в которой он предлагает свое видение места соборов в Православной церкви. Автор знакомит читателя с одним из основных направлений современного православного богословия — евхаристической экклезиологией, а также затрагивает вопрос о соотношении первенства и соборности в церкви, который сегодня обсуждается не только в православной, но также в католической и протестантской теологической среде.

Полный текст номера можно скачать на сайте журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом» http://religion.rane.ru/?q=ru/node/1108

sbbk.jpg16 апреля 2016 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан доклад митрополита Волоколамского Илариона, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии, о новом составе Комиссии.

Прежний состав Комиссии был утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви на заседании 25-26 декабря 2013 года (журнал № 159).

Синод утвердил следующий состав Синодальной библейско-богословской комиссии:

1. митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, — председатель комиссии;
2. митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин, председатель Синодальной богословско-канонической комиссии Украинской Православной Церкви;
3. митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий;
4. митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, управляющий делами Украинской Православной Церкви, ректор Киевской духовной академии;
5. архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии;
6. архиепископ Петергофский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии;
7. епископ Ирпенский Климент, председатель Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви, председатель Учебного комитета Украинской Православной Церкви;
8. епископ Бобруйский и Быховский Серафим, председатель Синодального отдела Белорусского экзархата по взаимоотношениям Церкви и общества, первый проректор Института теологии имени святых Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета;
9. епископ Бельцкий и Фэлештский Маркелл;
10. епископ Каскеленский Геннадий;
11. архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии, руководитель контрольно-аналитической службы Управления делами Московской Патриархии;
12. архимандрит Сергий (Акимов), ректор Минской духовной академии, заведующий кафедрой библеистики и богословия Минской духовной академии;
13. архимандрит Ириней (Стинберг), декан Института богословских наук имени святых Кирилла и Афанасия Александрийских, член Ученой комиссии при Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Церкви;
14. игумен Арсений (Соколов), представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока;
15. протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей;
16. протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
17. протоиерей Валентин Асмус, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доцент Московской духовной академии;
18. протоиерей Максим Козлов, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, профессор Московской духовной академии;
19. протоиерей Андрей Новиков, настоятель храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах г. Москвы;
20. протоиерей Димитрий Кирьянов, заведующий кафедрой богословия Тобольской духовной семинарии;
21. протоиерей Владимир Хулап, проректор по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии;
22. протоиерей Владислав Цыпин, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин, профессор Московской духовной академии;
23. протоиерей Димитрий Юревич, заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии;
24. иеромонах Иоанн (Копейкин), проректор по учебной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия;
25. священник Михаил Желтов, заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия;
26. Антонов Константин Михайлович, заведующий кафедрой философии и религиозных аспектов культуры Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
27. Бурега Владимир Викторович, профессор, проректор по научно-богословской работе Киевской духовной академии;
28. Катасонов Владимир Николаевич, заведующий кафедрой философии Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия;
29. Козырев Алексей Павлович, заместитель декана философского факультета Московского государственного университета;
30. Кравец Сергей Леонидович, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия»;
31. Кырлежев Александр Иванович, научный сотрудник Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия;
32. Легойда Владимир Романович, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации;
33. Малер Аркадий Маркович, председатель Византийского клуба «Катехон» при Институте философии Российской академии наук;
34. Малков Петр Юрьевич, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
35. Мартинович Владимир Александрович, заведующий кафедрой апологетики, доцент Минской духовной академии;
36. Неклюдов Константин Викторович, заведующий редакцией Священного Писания Церковно-научного центра «Православная энциклопедия»;
37. Селезнев Михаил Георгиевич, заведующий кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия;
38. Ткаченко Александр Анатольевич, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии, сотрудник Церковно-научного центра «Православная энциклопедия»;
39. Фокин Алексей Русланович, заведующий кафедрой богословия Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия;
40. Шишков Андрей Владимирович, руководитель Центра изучения современных проблем православной экклезиологии при Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, — секретарь комиссии;
41. Языкова Ирина Константиновна, доцент Библейско-богословского института имени святого Андрея Первозванного.

Патриархия.ru

IMG_05_title.jpg

15 апреля 2016 года завершились курсы повышения квалификации для руководителей епархиальных отделов по делам молодежи, организованные по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия совместно с Синодальным отделом по делам молодежи Русской Православной Церкви.

Удостоверения об окончании курсов слушателям вручил ректор ОЦАД митрополит Волоколамский Иларион.

Курсы продлились с 11 по 15 апреля. В них приняли участие руководители молодежных отделов из 40 епархий.

В рамках курсов состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия и Синодальным отделом по делам молодежи Русской Православной Церкви.

Пресс-служба ОЦАД

02.jpg

13 апреля 2016 года в рамках Московского международного салона образования, проходящего на площадке ВДНХ, состоялась дискуссионная панель на тему «Теология и богословие в современном обществе: проблемы образования и профессиональной реализации».

Модератором дискуссии выступил руководитель Учебно-методического управления, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия Мигель Паласио.

В своем вступительном слове представитель администрации ОЦАД отметил важность проведения мероприятия, посвященного духовному образованию, на площадке авторитетного международного образовательного форума.

Секретарь Ученого совета, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры, исполнительный секретарь Межрелигиозного совета Российской Федерации священник Димитрий Сафонов посвятил свое выступление вопросу о статусе теологии как науки в современной России. 

Проректор по научной работе Русской христианской гуманитарной академии, заведующий кафедрой педагогики и теории образования ОЦАД Д.В. Шмонин подчеркнул значимость восстановления теологии в российской системе образования, а также поделился личным педагогическим опытом. 

 

Руководитель Департамента культуры, науки и образования Духовного управления мусульман Российской Федерации Ш.Р. Кашаф поприветствовал собравшихся от имени председателя ДУМ РФ муфтия шейха Равиля Гайнутдина. Он рассказал о современном исламском образовании в России. Ш.Р. Кашаф выразил благодарность Русской Православной Церкви и лично митрополиту Волоколамскому Илариону за содействие в развитии братских отношений между авраамическими религиями в России.

Главный специалист Отдела по взаимодействию с религиозными органами и религиозными учебными заведениями Комитета по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями Республики Дагестан Д.Р. Тумалаев обратил особое внимание на причины возникновения религиозного радикализма, являющегося «результатом религиозного невежества», и на опыт межрелигиозных связей в Дагестане.

Все спикеры отметили важность присутствия теологических дисциплин в общеобразовательном процессе.

В заключение Мигель Паласио поблагодарил выступавших, а также организаторов Московского международного салона образования - за данную представителям религиозных общин возможность провести публичную дискуссию.

Пресс-служба ОЦАД

22.jpg

13 апреля 2016 года в 75-м павильоне ВДНХ начал работу Московский международный салон образования. В нем принимают участие ведущие российские и зарубежные образовательные и научные организации, представители профильных министерств и ведомств, крупнейших предприятий-работодателей и компаний-партнеров, производящих учебное и техническое оборудование, создающих программное обеспечение, оказывающих различные услуги в сфере образования. Экспозaиция ММСО состоит из девяти тематических разделов-кластеров, представляющих наиболее актуальные направления в глобальном образовательном процессе.


Впервые в этой крупной образовательной выставке участвует высшее учебное заведение Русской Православной Церкви – Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия.

На торжественной церемонии открытия ММСО выступили заместитель Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец, Министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов и заместитель Министра промышленности и торговли РФ Г.М. Кадырова. В числе почетных гостей присутствовали ректор ОЦАД митрополит Волоколамский Иларион, ректоры вузов Российской Федерации, министры образования, послы, руководители образовательных учреждений из ряда других государств.

Общецерковной аспирантуре, наряду с другими крупными университетами и образовательными организациями, были вручены Благодарность Министерства образования и науки Российской Федерации «За реализацию проектов в сфере популяризации культурного наследия России среди детей и молодежи», а также золотая медаль Московского международного салона образования.

По завершении церемонии состоялась панельная дискуссия на тему «Мировые тренды в образовании». Модерировал обсуждение заместитель Министра образования и науки РФ В.Ш. Каганов. Спикерами выступили митрополит Волоколамский Иларион, президент ассоциации Didacta Вассилиос Фтенакис, президент Европейского университетского института Йозеф Вэйлер, старший директор по работе с системой образования корпорации Microsoft в Европе Ригина Моррей, генеральный секретарь Лиги образования Франции Жан-Марк Руаран, американский писатель Марк Пренски.

Митрополит Волоколамский Иларион в своем выступлении сказал: 

«Трудно переоценить значение образования для настоящего и для будущего не только нашей страны, но и для любой страны земного шара. Я думаю, что очень многие проблемы, которые сегодня омрачают жизнь людей, связаны с отсутствием или недостатком образования.

Я начну, возможно, с самой острой проблемы, от которой содрогается весь мир и все цивилизованное человечество – проблемы организованного терроризма. Когда мы говорим об организованном терроризме, то понимаем, что существуют террористические ячейки, лица, которые осуществляют террористические акты, но мы не всегда задаем себе вопрос: как молодые люди оказываются завербованы этими организациями? Я думаю, что одна из причин заключается в недостатке образования, в невежестве на религиозной почве.

К сожалению, терроризм очень часто, особенно в последние годы, выступает под религиозными лозунгами. Существует даже такое понятие – религиозный терроризм. Религиозного терроризма не бывает, но бывает терроризм под религиозными лозунгами. Бывают люди, которые свои преступные деяния прикрывают религиозными лозунгами и, вербуя в свои преступные организации молодежь, привлекают их не своей преступной деятельностью. Они не говорят: "Мы вас приглашаем для того, чтобы делать людям зло, для того, чтобы убивать и калечить". Они говорят: "Вы будете слугами Аллаха, за это вы получите награду на небесах, вы будете выполнять Божию миссию". Люди, которые плохо обучены или совсем не обучены основам своей собственной религии, втягиваются в эту пропаганду и становятся адептами антирелигиозной и античеловеческой секты, которая, к сожалению, сегодня захватила многие страны мира. Мы видим, что они делают на Ближнем Востоке и в других регионах мира. Вот почему я думаю, что в системе образования во всех странах мира религиозная составляющая будет только возрастать.

Еще десять-двадцать лет назад многие думали, что религия и теология – это какие-то отмирающие явления, что система образования должна становиться все более светской, что теология – наследие прошлого, что она будет все менее востребованной. Однако сейчас мы видим, что теология востребована, может быть, как никогда ранее, но, с другой стороны, мы знаем, что, например, на Западе все крупные университеты родились из школ теологии. Сначала создавались теологические факультеты, а потом на их базе развивались университеты. В этом смысле о теологии говорят как о матери наук.

С другой стороны, мы видим, что сейчас интерес к теологии возрождается по совершенно другим причинам. Для нашего Отечества внедрение и развитие теологии, в том числе в светском образовательном пространстве, представляет собой очень важную и насущную задачу. 

Я рад, что мы успешно решаем эту задачу в диалоге с Министерством образования, потому что для нас теология не просто отвлеченная наука. Мы хотим, чтобы люди знали основы своей собственной религиозной традиции и религиозную традицию своих ближайших соседей вне зависимости от того, какую религию они сами исповедуют (или, может быть, они никакую религию не исповедуют). Но мы должны знать, что такое христианство, ислам, иудаизм, буддизм, и мы должны знать, что из себя представляют секты и различные извращения религиозных традиций, чтобы мы и наша молодежь могли отличать белое от черного, добро от зла. Дабы наша молодежь знала, что то зло и те преступления, которые совершаются якобы во имя религии, к ней не имеют никакого отношения, что Бог никогда не хочет людям зла, что всякий человек, который сознательно идет на зло и на преступление, не может называть себя слугой Божиим. Он является слугой дьявола. 

Сейчас очень много говорится о том, что образование должно быть не просто партикулярным, что оно должно быть универсальным. Недостаточно воспитать специалиста в той или иной области. Человек — это не робот, который предназначен только для какой-то конкретной функции, как, например, в сборочном цеху при сборке автомобиля. Вот есть цеха механизированные, а есть ручная сборка, где и робот, и человек выполняют примерно одинаковые функции, но даже если это так, то человек, который стоит на месте робота, не сводится к функции, выполняемой роботом. Помимо того, что человек закручивает гайку на колесе в автомобиле, он является членом гражданского общества, членом семьи, и от того, насколько он образован, какие у него знания, на основе какой духовно-нравственной системы ценностей им было получено образование, во многом зависит то, как он сам будет жить и как будут жить окружающие его люди. Это нравственная составляющая образовательного процесса.

В английском языке различают "education" и "formation". Education как приобщение человека к некой сумме знаний, formation как воспитание человека. Образовательная система в университете, в институте, в школе и даже в детском саду должна нести в себе обе эти функции. Мы должны людей образовывать, делать их знающими, культурными, разносторонними, но в то же время мы должны людей воспитывать. Так как образование человека во многом зависит от того, на какой духовно-нравственной системе ценностей оно будет построено.

Я хотел бы выразить надежду на то, что образовательная система и в нашей стране, и в других странах будет развиваться с учетом совокупности всех факторов, необходимых для того, чтобы люди в одной стране и люди на нашей планете, которая становится все более маленькой и уязвимой, потому что расстояния преодолеваются слишком легко, могли жить в мире и согласии. И для этого усилия образовательного сообщества сегодня как нельзя востребованы». 

Митрополит Иларион поблагодарил Министерство образования Российской Федерации за приглашение Общецерковной аспирантуры к участию в Московском международном салоне образования и за вручение благодарственной грамоты.

На дискуссионной панели присутствовали проректор по учебной работе ОЦАД иеромонах Иоанн (Копейкин), сопредседатель Комитета по взаимодействию с традиционными религиями России в Ассамблее Народов России, руководитель Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Лев Семенов, руководитель Учебно-методического управления ОЦАД Мигель Паласио, инспектор ОЦАД иеромонах Афанасий (Микрюков).

По завершении мероприятия для митрополита Илариона была проведена экскурсия по Московскому международному салону образования, где он ознакомился с экспозициями, в числе которых – стенд Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия.
 
Пресс-служба ОЦАД

 

34.JPG

1 – 2 апреля в рамках конференции «Актуальные проблемы философии науки», организованной Духовно-образовательным центром имени прп.Женевьевы Парижской (Русская духовная семинария во Франции), профессор ОЦАД В.Н.Катасонов прочел лекцию «Актуальная бесконечность как научная икона Божества», и представил лекцию-презентацию «Трансгуманизм: новый этап эволюционной утопии». На лекциях присутствовали студенты семинарии и коллеги из Парижских вузов. Обе лекции были выслушаны с большим интересом, вызвали много вопросов и комментариев.

31 марта в центре «Русско-французский диалог» на Елисейских полях профессор Катасонов сделал сообщение на тему «Россия против Untergang des Abendlandes». Лекция вызвала неподдельный интерес и многочисленные дискуссии.

В рамках конференции, организованной Русской духовной семинарией во Франции, проф. В.Н.Катасонов посетил Русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа и Собор Парижской Богоматери.

Профессор В.Н.Катасонов

IMG_01.jpeg

13 апреля 2016 года в рамках курсов повышения квалификации для руководителей епархиальных отделов по делам молодежи состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия и Синодальным отделом по делам молодежи. Документ был скреплен подписями руководителей двух учреждений – митрополита Волоколамского Илариона и епископа Выборгского и Приозерского Игнатия.

В слове, обращенном к собравшимся в актовом зале Общецерковной аспирантуры, владыка Иларион подчеркнул, что «наша задача – помочь молодым людям укрепить свою веру, изгнать из своего ума и сердца сомнения, а самое главное – прилепиться к Господу Иисусу Христу! Та работа, которую вы проводите, очень важна, потому что молодежь – это те люди, которым предстоит вести нашу Церковь в дальнейшем. Для нас важно удержать молодых людей от всех тех дурных влияний, которые оказывает на них современный мир: от наркотиков, алкоголя, разврата и от многого другого, чему сегодня эффективно противостоит Церковь. Самое сильное лекарство от всех этих влияний – Сам Господь Иисус Христос и Его Святое Евангелие. Поэтому вы призваны нести Евангелие в мир, нести Христа молодым людям и делать все возможное, чтобы слово Христово звучало в полную силу и входило в сердца людей».

В продолжение учебного дня заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодежи С.В. Чуев прочитал лекцию «Основные подходы и направления реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации».

Методист Службы милосердия и благотворительности при Российской детской больнице имени протоиерея Александра Меня А.А. Газарян рассказал об актуальных вопросах организации волонтерского служения.

Преподаватель программ MBA, EMBA и DBA в бизнес-школах Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Т.А. Нестик посвятил свое выступление тайм-менеджменту.

Старший преподаватель кафедры журналистики Российского православного университета Ж.Л. Карлова рассказала о фандрайзинге, уделив основное внимание организации сбора средств на реализацию социальных проектов.

Руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций С.В. Медведко представил лекцию «Законодательные аспекты государственно-церковных отношений».

Пресс-служба ОЦАД

1.JPG

11 апреля  2016 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия открылись курсы повышения квалификации для руководителей епархиальных отделов по делам молодежи. Курсы, на которые прибыли представители 39 епархий Русской Православной Церкви, организованы по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

На церемонии открытия присутствовали заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи  В.Ю. Квятковский, руководитель Учебно-методического управления ОЦАД Мигель Паласио, исполнительный секретарь курсов повышения квалификации ОЦАД И.А. Парфенов, руководитель управления по взаимодействию с епархиями Синодального отдела по делам молодежи священник Алексий Соловьев и инспектор ОЦАД иеромонах Афанасий (Микрюков).

 

Мигель Паласио приветствовал слушателей от имени ректора Общецерковной аспирантуры митрополита Волоколамского Илариона и отметил, что ОЦАД впервые организует курсы повышения квалификации для руководителей епархиальных отделов по делам молодежи. «Сегодня значение для Русской Православной Церкви работы с молодым поколением трудно переоценить. Совместно с нашими коллегами из Синодального отдела по делам молодежи мы постарались составить полезную и интересную учебную программу, включающую те дисциплины, которые будут реально полезны в Вашей практической работе», - сказал руководитель Учебно-методического управления ОЦАД.

В.Ю. Квятковский в своем слове назвал нынешние курсы повышения квалификации новым этапом в работе Русской Церкви с молодежью и поблагодарил Общецерковную аспирантуру за труды по организации курсов.   

В рамках первого лекционного дня руководитель Управления по взаимодействию с епархиями Синодального отдела по делам молодежи священник Алексий Соловьев рассказал об опыте и перспективах взаимодействия представляемого им Синодального отдела с епархиями, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда - о ключевых аспектах организации информационной работы. Также перед слушателями выступили руководитель Координационного центра молодежной работы по Центральному федеральному округу Синодального отдела по делам молодежи В.В. Степанов и советник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления внутренней политики Администрации Президента Российской Федерации А.В. Третьяков.

Курсы продлятся до 15 апреля. 

Пресс-служба ОЦАД 

1.jpg

5 апреля 2016 года в рамках выездного занятия по курсу "Источниковедение внешних церковных связей" (преподаватель заместитель заведующего кафедрой, ученый секретарь ОЦАД свящ. Д. Сафонов) магистранты Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия посетили музей истории Императорского Православного Палестинского Общества. Музей был открыт 1-го ноября 2013 года в Центре Императорского Православного Палестинского Общества. Музей посвящен истории Императорского Православного Палестинского Общества, которое было основано в 1882 году. Экскурсию для учащихся провел директор музея истории Императорского Православного Палестинского Общества Григорий Михайлович Маневич.

 Экспозиция Музея строится на исторических источниках, разрозненных событиями XX века по различным музеям, архивам, библиотекам и частным собраниям. Документальный ряд представлен материалами Архива внешней политики Российской Империи МИД РФ (ф. Палестинского Общества), а также фрагментами архива и библиотеки ИППО, сохранившимися в Москве и на Сергиевском подворье в  Иерусалиме. В основу изобразительного ряда легли материалы фототеки Палестинского Общества, хранящейся в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге, а также личные собрания членов Общества.

01.jpg

8 апреля 2016 г. прошло заседание кафедры внешних церковных связей, которое возглавил кандидат исторических наук, кандидат богословия, секретарь Ученого совета, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей священник Димитрий Сафонов.

Состоялась предзащита магистерской диссертации Андрея Ивановича Сироты на тему: «Феномен гонений на христиан в прошлом и настоящем». Были заслушаны отзывы на магистерскую диссертацию научного руководителя доктора филологических наук, профессора Ларисы Ивановны Маршевой, рецензента – аспиранта кафедры внешних церковных связей ОЦАД 4-го года обучения Ильи Дмитриевича Кашицына. В  отзыве рецензента, который готовит к защите кандидатскую диссертацию по проблематике гонений на христиан и практически занимается, связанными с этой темой вопросами ОВЦС содержался ряд конкретных замечаний. Священник Димитрий Сафонов также высказал ряд замечаний и пожеланий. Состоялась дискуссия.

 Решением кафедры работа была рекомендована к защите после доработки текста  с учетом замечаний, высказанных на предзащите.

121.jpg

В издательстве Библейско-богословского института в Москве вышла в свет книга выпускника Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока игумена Арсения (Соколова) «Пророк и блудница. Комментарий к 1-3 главам Книги пророка Осии».

Аннотации к книге написали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион и заведующий кафедрой библеистики ОЦАД М.Г. Селезнев.

«Область научных интересов игумена Арсения – библейские пророческие книги. В 2012 году он защитил в Общецерковной аспирантуре и докторантуре докторскую диссертацию, посвященную исследованию Книги пророка Амоса, и сейчас продолжает свои исследования как самой пророческой письменности, так и ее многогранной интерпретации в истории и современности, ‒ констатировал митрополит Иларион. ‒ Комментарий о. Арсения к столь непростым для понимания страницам Ветхого Завета, какими являются первые три главы Книги пророка Осии, несомненно,  найдет своего читателя и внесет вклад в развитие возрождающейся отечественной библеистики».

Как отмечает заведующий кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия М.Г. Селезнев, Книга Осии относится к числу самых древних (и потому самых трудных для понимания) частей Библии: «Ее образы и мотивы станут впоследствии центральными для Ветхого Завета и восходящих к нему религиозных традиций: метафора брака для описания отношений Бога с избранным народом; образ супружеской измены для описания того, как избранный народ ведет себя; обида и боль разрыва; надежда на примирение. Автобиография пророка (реальная? вымышленная? символическая?) накладывается на историю древнего Израиля, превращая первые три главы книги Осии в удивительный текст, смысл которого становится все глубже и глубже по мере того, как ты вчитываешься в его труднопонимаемые строки, в его архаическую поэзию. Это уже не просто про древнего пророка, это уже не просто про древний Израиль… Это вообще про судьбу рода людского, про грех, разрыв и прощение».

В предисловии, которое написал митрополит Волоколамский Иларион, говорится:

«Читатель, впервые открывающий Книгу пророка Осии, а вместе с ней и всю Книгу Двенадцати малых пророков, обычно испытывает удивление и недоумение. Наверное, еще более разительно действовало начало пророческой книги на ее первых благочестивых читателей. Бог повелевает своему пророку совершить нечто аморальное и противозаконное: «Иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда» (1:2). Далее на протяжении трех глав описываются так называемые символические действия пророка, связанные с его взаимоотношениями с этой блудницей, причем их описание ведется то в третьем лице, то от первого лица. Отвратительный для пророка брак, имена детей от этого брака и сопровождающие все это пророческие речи шокирующе-наглядно объясняют отношения Израиля с YHWH, его Богом. И самое важное – отношение Бога к своему народу.

Супружеская метафора, введенная Осией в VIII веке до Р.Х. – самая яркая метафора для изображения этих отношений. Есть у пророка и другая метафора, изображающая взаимоотношения Бога и Израиля – «отец и сыновья» (11:1 сл.), но книга начинается именно этой, «муж и жена». Писатель-пророк делает это намеренно: в этой метафоре – ключ к объяснению всей истории избранного Богом народа. Более подходящего начала для книги – и для книги пророка Осии, и для всей книги Двенадцати – невозможно себе представить.

Во второй половине VIII века Израиль оказался на краю гибели, на краю полной политической катастрофы, и этому должно быть духовное объяснение. Осия объясняет: причина катастрофы – измена Богу».

Сайт Представительства Русской Православной Церкви
при Патриархе Антиохийском
/
Служба коммуникации ОВЦС

DSCN6343.JPG

9 марта 2016 года в рамках дисциплины «Источниковедение внешних церковных связей» для студентов 1 курса магистратуры Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия профессором и заведующим кафедрой всеобщей истории Сибирского федерального университета, доктором исторических наук В.Г. Дацышеным была прочитана гостевая лекция на тему: «Православие в Китае».

В начале занятия почетного гостя поприветствовал и представил  преподаватель дисциплины «Источниковедение внешних церковных связей» кандидат исторических наук, кандидат богословия, священник Димитрий Сафонов.

В ходе лекции В. Г. Дацышен рассказал слушателям об истории возникновения Китайской Православной Церкви, а также об истории Российской Духовной Миссии в Китае.

Рассматривая современное состояние Православия в Китае, лектор отметил важную роль для дальневосточного региона Японской Православной Церкви.

Завершая лекцию, В. Г. Дацышен остановился на особенностях источниковой базы изучения истории Православия в Китае.

В завершение встречи гость Общецерковной аспирантуры и докторантуры ответил на вопросы слушателей.

3.jpg

31 марта 2016 года Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых Кирилла и Мефодия посетил декан факультета мировой экономики и мировой политики Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор исторических наук, профессор С.А. Караганов.

Гостя приветствовал руководитель Учебно-методического управления, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей ОЦАД Мигель Паласио.

В своей лекции для преподавателей и студентов Общецерковной аспирантуры С.А. Караганов рассказал, в частности, о современных тенденциях глобализации, роли новых центров мировой политики и экономики, месте России в международных отношениях.

 

«Современный мир столкнулся с таким явлением, как "вторая глобализация", которая является неожиданным и отрицательным процессом, - отметил известный ученый. - В результате происходят информационная революция, реидеологизация мира, ценностные расколы, а также меняется тип человеческого поведения. В данной ситуации каждому необходимо учиться оценивать информацию».

Профессор Караганов подчеркнул весомое значение Русской Православной Церкви для стабильного развития российского общества.  

По окончании выступления, вызвавшего живой интерес к слушателей, С.А. Караганов ответил на многочисленные вопросы. На память о лекции в ОЦАД ему был вручен сборник докладов и выступлений митрополита Волоколамского Илариона «Быть в мире, но не от мира». 

Затем гость посетил храмы Черниговского Патриаршего подворья.

Пресс-служба ОЦАД

ECR_4970.jpg

28 марта 2016 года председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Меодия митрополит  Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме святителя Николая в Кузнецкой слободе.

В этот день настоятелю храма, ректору Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерею Владимиру Воробьеву исполнилось 75 лет.

Владыке Илариону сослужили председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. В числе сослуживших также были: протоиерей Владимир Воробьев; настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее, декан миссионерского факультета ПСТГУ протоиерей Николай Соколов; настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерей Александр Салтыков; настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, профессор ПСТГУ протоиерей Валентин Асмус; председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, проректор ПСТГУ протоиерей Димитрий Смирнов; настоятель церкви Всех святых в Красном Селе, заведующий кафедрой гомилетики ПСТГУ протоиерей Артемий Владимиров; декан богословского факультета ПСТГУ протоиерей Павел Ходзинский; проректор ПСТГУ по научной работе протоиерей Константин Польсков; проректор ПСТГУ по международной работе протоиерей Георгий Ореханов; секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям священник Дмитрий Сафонов; сонм преподавателей и сотрудников Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в священном сане.

За богослужением пел сводный хор ПСТГУ и Свято-Петровской гимназии.

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.

В слове по окончании богослужения председатель ОВЦС сказал:

«Ваше Высокопреосвященство,
Ваше Преосвященство,
Ваше Высокопреподобие дорогой отец Владимир –
юбиляр, в честь которого мы сегодня собрались в этом святом храме,
дорогие отцы, дорогие братья и сестры!

Мне особенно приятно сегодня по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совершить богослужение в этом древнем московском храме и от имени Его Святейшества, от своего имени и, думаю, от имени всех собравшихся здесь поздравить Вас, дорогой отец Владимир.

Ваш жизненный путь является примером для очень многих. Вы получили светское образование, но избрали путь служения Церкви и уже долгие десятилетия беспорочно несете священническое служение. Вы стали добрым пастырем для великого множества людей. Вы стали учителем и наставником для нашего православного студенчества.

И сегодня мы стоим в переполненном храме, слышим два университетских хора, которые поют за богослужением, видим собравшийся сонм духовенства числом 48 человек. И все эти пастыри и диаконы являются либо Вашими собратьями и коллегами, либо Вашими учениками и воспитанниками.

Очень радостно, что Вы встречаете свой 75-летний юбилей в прекрасной физической форме, сохранив силы для несения не только пастырского, но и ректорского служения, которое возлагает на Вас огромную ответственность и многочисленные обязанности.

Я хорошо помню, как создавался Православный Свято-Тихоновский гуманитарный  университет. Он начался с пастырско-богословских курсов, которые ютились в различных чужих аудиториях, потому что своих помещений не было. Помню, как мы читали лекции в стенах Московского университета, гостеприимно предоставившего свои аудитории для преподавателей и студентов вуза, который в то время еще назывался Свято-Тихоновским институтом.

Я был свидетелем того, как на протяжении четверти века Свято-Тихоновский институт, а потом и университет, расширял свою деятельность, разрастался и занимал новые площади. Может быть, кульминацией этого процесса было состоявшееся недавно освящение исторического здания в Лиховом переулке, где проходил Поместный Собор, избравший Святейшего Патриарха Тихона на Патриарший престол. И неслучайно, конечно, в самом начале 90-х годов имя святителя Тихона было дано создававшемуся православному институту.

Но вряд ли тогда кто-то мог представить, каких масштабов достигнет это благое начинание. Вряд ли кто-то мог представить, что тысячи и тысячи студентов пройдут через университет и получат свои дипломы, что благодаря самоотверженному труду и Вас как ректора, и Ваших помощников будет создана огромная община людей, которые несут в мир слово Христово, делая это ответственно и компетентно.

Время, когда создавался Свято-Тихоновский университет, было периодом глубокого кризиса для нашей страны. Казалось бы, это не самая лучшая пора для того, чтобы начинать какое-то большое дело. Но Вас не остановили трудности экономического, финансового характера, с которыми все мы тогда сталкивались. Вы смело предприняли это благое начинание, и сегодня можете, по слову пророка, «на подвиг души своей смотреть с довольством» (Ис. 53. 11).

Но пастырское сердце никогда не успокаивается, и Вам никогда не было свойственно почивать на лаврах. Я вижу, как и сегодня Вы самоотверженно трудитесь для того, чтобы воспитывать наше православное студенчество, чтобы созидать этот приход, чтобы укреплять основы семейной жизни в нашем обществе, в котором под влиянием светской секулярной идеологии само представление о семье, к сожалению, подверглось искажению. Вы делаете многое для того, чтобы теология присутствовала не только в церковном, но и в светском образовательном пространстве, вносите свой весомый вклад в повышение уровня нашего богословского образования.

Можно вспомнить, что Святейший Патриарх Кирилл в свои юные годы мечтал получить образование за границей, и митрополит Никодим сказал ему, тогда еще семинаристу: «Ты будешь учиться в Оксфорде». Но потом, когда академия им была окончена, митрополит Никодим сказал: «Следующее поколение будет учиться в Оксфорде». Я принадлежу как раз к тому поколению, которое отучилось в Оксфорде. Однако с тех пор прошло время, и появилось еще одно поколение – ему уже не надо учиться там, потому что мы на своей отечественной почве создаем образовательное пространство, которому, думаю, в чем-то и Оксфорд может позавидовать. Я не помню, чтобы, учась в Оксфорде, когда-нибудь видел, что студенты богословского факультета участвуют вместе со своим ректором в Божественной литургии и вместе воспевают славу Божию.

Да, конечно, западная наука многого достигла в плане изучения Священного Писания, древних текстов, но было сделано и много ошибок. И сегодня мы имеем возможность пользоваться в православной науке всем тем, что накопили наши предшественники на отечественной почве, и в тоже время критически оценивать достижения, которые накопила западная богословская наука. Сейчас время созидать на нашей отечественной почве систему богословского образования, не уступающую самым лучшим западным образцам. Я думаю, что с Божией помощью мы эту систему уже создали и теперь должны ее только совершенствовать. В процессе создания и обновления нашей системы духовного образования, наряду с духовными школами, огромную роль играет и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

Дорогой отец Владимир! Хотел бы в этот знаменательный для Вас день пожелать Вам доброго здоровья, долголетия, крепости сил, мужества. Желаю, чтобы Вы на долгие годы сохраняли присущие Вам бодрость духа и способность руководить столь огромным коллективом, каким является Свято-Тихоновский православный университет».

Митрополит Волоколамский Иларион подарил юбиляру наперсный крест.

В свою очередь настоятель  храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев произнес слова глубокой благодарности в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и участников празднования.

Обращаясь к митрополиту Илариону, он в частности, сказал: «Благодарю за Ваши слова, за Ваш удивительный вклад в жизнь Церкви и жизнь нашей системы образования, борьбу за преподавание теологии в вузах, которую Вы возглавили. Благодарю Вас за сегодняшнюю замечательную Литургию, за любовь, которая является самой главной движущей силой в нашей жизни».

В качестве памятного дара он преподнес председателю ОВЦС образ Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали», пожелав: «Дай Бог, чтобы по молитвам Божией Матери многие печали, которые сопутствуют всякому большому делу, утолялись, чтобы помощь Божия содействовала Вам во всех Ваших добрых делах, в трудах на пользу Православной Церкви».

Служба коммуникации ОВЦС

Научно-образовательная теологическая ассоциация Патриархия - сайт Церковь и время Учебный комитет Богослов.RU