18 мая 2012 г. в Орловском государственном университете завершилась научно-практическая конференция, организованная кафедрой теологии и религиоведения этого вуза совместно с Общецерковной аспирантурой и докторантурой и Орловско-Ливенским епархиальным управлением.
Были также прочитаны доклады, среди которых: «Структура монастырского комплекса на примере Авраамиево-Богоявленского монастыря Ростова Великого. Проблемы возрождения монастырей в наше время» докторанта Общецерковной аспирантуры и докторантуры, наместника Новоспасского ставропигиального мужского монастыря епископа Воскресенского Саввы; «О некоторых аспектах диалога науки и религии в постсекулярной ситуации» проректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерея Владимира Шмалия; «Некоторые аспекты десекуляризации современной церковной жизни» исполнительного секретаря Общецерковного диссертационного совета А.В. Шишкова.
В секционных заседаниях конференции принял активное участие аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры, настоятель храма св. Илии Пророка г. Выборг протоиерей Игорь Аксёнов, представивший два доклада: «Некоторые аспекты гомосексуализма и законодательные инициативы Санкт-Петербурга по запрету пропаганды гомосексуализма» и «Человек сотворенный и этические вопросы современных репродуктивных технологий» (публикуется на сайте Общецерковной аспирантуры и докторантуры).
Доклад, посвященный миссионерским монастырям Восточного Предкавказья, представила абитуриент кандидатской программы Общецерковной аспирантуры и докторантуры 2012 г. монахиня Анастасия (Ченикалова).
В ходе пленарного заседания второго дня прозвучал ряд докладов, а также заключительные слова. Президиум составили: архиепископ Орловский и Ливенский Антоний, ректор Орловского государственного университета Ф.С. Авдеев, заведующая кафедрой теологии и религиоведения Т.Г. Человенко, представитель правительства Орловской области, секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры А.И. Мраморнов.
Выступая на подведении итогов конференции секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры сказал:
Ваше Высокопреосвященство! Уважаемый Федор Степанович! Дорогие коллеги!
Я хотел бы от лица одного из организаторов данной конференции – Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – сказать несколько слов и отметить, что уровень актуальности докладов, которые прозвучали здесь, очень высокий. В той непростой общественной ситуации, которая характерна для жизни современной России, эта актуальность ощущается особенно. Заявленная тема секулярности и постсекулярности находится в гармонии со сложностью общественной обстановки.
Я не думаю, что доклады, прозвучавшие здесь, позволяют ответить на вопрос, продолжает ли наше общество оставаться секулярным, а иногда – и воинствующе-секулярным, или же оно, как общество многообразное и сложноорганизованное, встало на путь перехода к некоей новой модели отношения к религиозным и традиционным ценностям. Ответа на этот вопрос мы сразу не получим. Но, по крайней мере, выразить надежду на то, что такой переход начался, все мы, заслушав эти доклады, можем.
Также хочу сказать, что, на мой взгляд, сердцевиной, лейтмотивом большей части докладов стал вопрос о нравственности. Вопрос о возвращении традиционных религиозных нравственных ценностей, а я бы сказал откровенно – христианских нравственных ценностей – очень актуален. Насущной задачей является то, чтобы наше общество знало нравственное учение Христа. Именно в Евангелии содержится та этическая основа, которая может ныне, как и в предшествующие века и эпохи, оздоровить наше общество.
Я хотел бы на секунду вернуться к словам нашего проректора, протоиерея Владимира Шмалия, которые прозвучали вчера в его докладе. Действительно, мы никогда не забудем того, что произошло с Русской Церковью в XX веке, какая ужасная агрессия обрушилась на нее. И, как справедливо вчера отметил докладчик, сам народ и само наше общество занималось тогда тем, что уничтожало собственные святыни, своих сограждан, своих соседей – само себя.
К сожалению, в нашем обществе недостаточное, непропорционально малое внимание уделяется начавшимся в 1917 году после революции и продолжавшимся по крайней мере до начала войны событиям. Следует сказать, что это, пожалуй, самая страшная эпоха в истории всей нашей российской государственности, всего нашего общества, самая страшная эпоха для Русской Православной Церкви. Поэтому просто забывать о ней или, может быть, вспоминать о ней по каким-то особым датам, было бы неправильно. Но даже в эти особые даты и в период празднования юбилеев вспоминают о тех событиях и людях недостаточно.
Хотел бы напомнить, что в этом году мы отмечаем два скорбных юбилея: 75-летие пика массовых репрессий 1937 г. и 95-летие революции. Все это – поводы к тому, чтобы и общество, и государство, и Церковь еще больше задумались о тех событиях. Ради справедливости стоит сказать, что о тех событиях больше всего помнит как раз Русская Православная Церковь, которая почти 2000 человек канонизировала в лике святых. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл регулярно в своих проповедях указывает на высоту подвига новомучеников и исповедников Российских.
Но нужно задать вопрос: достаточно ли усилий Церкви и некоторых общественных организаций для всего нашего народа? Достаточно ли мы знаем даже о тех, кто был канонизирован? Достаточно ли мы знаем о тех, кто не был канонизирован, но пострадал за веру, а когда-то – просто за убеждения или был невинно обвинен, невинно осужден, чье имя осталось в истории неизвестным и пылится где-то в архивно-следственных делах?
Я думаю, что, конечно, мы недостаточно вспоминаем о тех событиях. И здесь, если мы вновь вспомним о теме нашей конференции, о желанности для многих здесь присутствующих перехода к постсекулярной эпохе, постсекулярной модели, в этом контексте было бы важно сформулировать четкую общественную позицию относительно архивов советской эпохи.
До сих пор в нашем государстве большая часть всей документации, которая связана с бурными процессами по уничтожению частью народа другой части того же народа, является секретной, закрытой. Мы, исследователи-гуманитарии, не можем получить доступ к значительной части этих документов. Данный вопрос имеет не только политическое и актуально-общественное звучание, но и чисто академическое.
Почему общество, которое хочет выздороветь от болезней прошлых эпох, не имеет права получить полного доступа к своей истории? Ведь когда профессиональный врач хочет излечить больного, поставив ему точный диагноз, он проводит по возможности полный анализ состояния своего пациента. Мы же не можем провести такой анализ собственного прошлого. Почему значительная часть нашей истории до сих пор сокрыта от нас? Мне кажется, что задуматься над этим вопросом по итогам нашей конференции было бы очень важно. Может быть, если в этой области Церковь и наука соединили бы свои усилия, мы бы ко всеобщей пользе могли бы преодолеть ту косность, которая по этому вопросу существует у государства и определенной части общества.
Тогда, наверное, наш народ получил бы очень хорошую прививку от того, чтобы события, подобные произошедшим в XX веке в нашей стране, не повторились, а нынешняя бурная общественная обстановка ни при каких условиях не привела бы к тому, чтобы одна часть народа по каким-то мотивам – идеологическим, социальным, классовым, каким-то иным – начала бы физически уничтожать другую его часть.
Сохранение такого социального мира могло бы осуществляться за счет подлинного изучения нашей истории – не просто выборочного рассмотрения жизни ярких исторических фигур (чего не избежал, к сожалению, и наш нынешний научный форум), но комплексного изучения прошлого. Необходимо внимание к судьбе каждого человека, погибшего в ту страшную эпоху, и создание поддерживаемой государством общероссийской базы памяти всех тех, кто тогда пострадал. Именно подобные механизмы, на мой взгляд, могут обеспечить мир в стране и привести к подлинному переходу к той постсекулярной модели, о которой мы два дня здесь говорили.