НОВОСТИ

logo-new.png

5 октября (пятница) в Общецерковной аспирантуре и докторантуре состоится лекция доктора богословия Института литургики г.Падуя (Италия) священника Адальберто Пйовано. Отец Адальберто является насельником монастыря Святой Троицы провинции Ломбардия (Италия). Предварительная тема лекции: «Историческое развитие западного монашества и сравнение некоторых его аспектов с православным монашеством».

Присутствие магистрантов и аспирантов дневной формы обучения Общецерковной аспирантуры и докторантуры является обязательным. Также приглашаем всех желающих принять участие в лекции.

Место проведения лекции: подклеть храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Черниговском переулке. Начало лекции в 14-00.

meetmagistr-2.jpg

1 октября 2012 года митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, провел встречу с учащимися. Владыка рассказал о том, какой работы и каких диссертаций ждет от студентов, ответил на вопросы и поделился с интернет-изданием «Татьянин день» впечатлениями от встречи.

В подклете храма Черниговского подворья, который относится к Общецерковной аспирантуре и докторантуре, светло и прохладно. В зале – два-три десятка магистрантов и аспирантов. Лишь трое из них – девушки, остальные – молодые ребята, а то и вовсе диаконы и священники.

- Батюшек у нас учится немало, - поясняет одна из магистранток.

Сегодня с учащимися встретится ректор ОЦАиД, митрополит Волоколамский Иларион, так что у них будет возможность задать ему любые вопросы, связанные с учебой, что-то выяснить по поводу научных работ или просто взять благословение. Наверное, не будет ошибкой сказать, что далеко не в каждом вузе студенты могут вот так вот пообщаться с ректором. Стремление к диалогу с учащимися – большой «плюс» Общецерковной аспирантуры.

Открывая встречу, митрополит Иларион пожелал своим подопечным прежде всего хорошей учебы. Еще бы: это главное, ради чего была создана Аспирантура. При этом он поясняет, что магистранты и аспиранты – люди достаточно взрослые, и главное, что от них требуется – развить в себе навыки самостоятельной работы с материалом.

meetmagistr-1.jpg

- Никакие учебные курсы не смогут собой подменить самостоятельную работу. Если, например, вы ходите на курс языковой, то каким бы он ни был интенсивным, все равно самый большой прогресс будет  в том случае, если вы будете заниматься самостоятельно, то есть читать на языке литературу, писать, слушать передачи и так далее.  Поэтому сразу хочу сказать: не ограничивайтесь только учебными курсами, старайтесь заниматься сами!

Цель Аспирантуры – подготовить хорошего специалиста, который сможет вести качественную научную работу.

- Задача, которую мы перед собой ставим в нашем учебном заведении – не просто дать вам какую-то сумму сведений, а помочь вам научиться самостоятельно работать с научным материалом, приходить  самостоятельно к научным выводам и чтобы каждый из вас в конечном итоге стал исследователем с высокой квалификацией, - говорит владыка.

Аспирантура как место, где можно выучить иностранные языки, устроиться на интересную стажировку и прослушать качественные лекции привлекательна для многих. Но важно понимать, что прежде всего ОЦАиД связана с Русской Православной Церковью.

- Хотел бы всем вам напомнить, что наше учебное заведение является церковным учебным заведением, - отмечает митрополит Иларион. - Поэтому мы прежде всего рассчитываем на то, что вы в дальнейшем  по окончании учебного заведения будете служить Церкви. Служить Церкви можно в разных качествах – в качестве священника, в качестве преподавателя богословия, в качестве преподавателя других дисциплин. Самое главное – чтобы вы связывали свое будущее с Церковью и чтобы именно служение Церкви мотивировало вас на учебу и на успехи в учебе.

Церковное служение – в том числе и для мирянина – и вообще церковная жизнь неразрывно связана с участием в богсолужениях.

- Хотел бы, чтобы вы все регулярно участвовали в богослужениях или на Черниговском подворье, или в храме в честь иконы иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке, или в приходах, где вы несете свое служение, чтобы вы не пропускали этот очень важный аспект в предстоящие годы вашего обучения, - отметил владыка.

После краткого вступительного слова студенты получили возможность задать вопросы. На минуту в зале воцарилась тишина – никто не решался, кажется, скорее ожидали каких-то слов от самого митрополита Илариона. После небольшой паузы последовал первый вопрос.

Вопросы задавали самые разные: о недавней поездке митрополита Илариона на Урал (владыка ответил в нескольких словах и обратил внимание на то, что нынешняя встреча организована, чтобы задавать вопросы именно по учебе в Аспирантуре), об отношениях с англиканской Церковью (один из студентов пишет работу по этой теме), об учебных курсах, требованиях к диссертациям, возможности организации библиотеки и так далее.

meetmagistr-3.jpg

Отвечая на один из вопросов по поводу того, что студенты «изголодались» по общению с ректором и хотели бы говорить с ним чаще, владыка остроумно заметил, что есть некоторые планы по поводу студентов, «изголодавшихся» в прямом смысле слова: с ближайшими к Аспирантуре ресторанами и кафе ведутся переговоры о том, чтобы на льготной основе они предоставляли питание учащимся ОЦАиД. Более того, возможно, что некоторую часть расходов на обеды будет компенсировать сама Аспирантуры.

По поводу организации библиотеки митрополит заметил, что, к сожалению, в ближайшее время не удастся организовать помещение, подходящее для хранения книг, поэтому Аспирантура будет обеспечивать доступ к книгохранилищам церковных и светских библиотек, в частности, библиотеки Московской духовной академии.

meetmagistr-4.jpg

О церковном служении спрашивали, что делать тем учащимся мирянам, которые не имеют навыка церковного чтения или пения. Владыка отметил, что это – существенный пробел, который надо срочно восполнять.

Естественно возник вопрос о темах будущих работ.

- Я бы хотел, чтобы ваши диссертации имели какую-то пользу для нашей церковной жизни, не были чисто теоретическими, - заметил митрополит Иларион. - Очень важно, чтобы тема была правильно сформулирована, так, чтобы уровень диссертации соответствовал объему материала. Если это магистерская диссертация, это одни объем, если кандидатская – другой, докторская – третий. Кроме того, когда вы уже пишете диссертацию, вы должны с самого начала четко понять и разъяснить читателю, что вы хотите этой диссертацией доказать.  Если этого не будет, вы можете написать 100 страниц, а читатель, в том числе тот, который ее будет оценивать, не поймет, для чего вы это писали. Мой учитель в Оксфорде, митрополит Каллист, говорил о лекции (но это относится и к написанию работ), что необходимо сделать три вещи: сказать людям, что вы им что-то скажете, потом это сказать, а после – сказать, что вы это сказали.  Каждая диссертация должна быть построена по такому плану.

Он также отметил, что на магистерском уровне допускается значительный уровень компилятивности и опоры на выводы других исследователей, докторская же диссертация должны быть самостоятельнымисследованием, разумеется, учитывающим опыт предыдущих исследований по выбранной теме.

Студенты просили митрополита Иларион отслужить литургию на Черниговском подворье, и тут же, проверив свое расписание, владыка сказал, что возглавит литургию 3 октября, в престольный праздник – день святых мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора.  Встречу назначили на 8.45, Божественную литургию – на 9 часов утра.

***

О встрече было интересно поговорить с самим митрополитом Иларионом.

meetmagistr-5.jpg

- Владыка, для чего Вы решили провести встречу со студентами? Каких результатов ожидаете от этого общения?

- Я думаю, что ректор учебного заведения должен знать своих студентов в лицо, должен знать, чем они живут, что их беспокоит, для того чтобы реагировать на озабоченность учащихся, на их проблемы, чтобы с учащимися всегда была обратная связь.

Профессорско – преподавательская корпорация не должна превращаться в закрытую корпорацию. Она должна очень чутко реагировать на запросы и настроения студентов. Думаю, что польза от таких встреч заключается именно в возможности интерактивного общения, возможности что-то сказать студентам, настроить их на рабочую волну и ВТО же время услышать, что их волнует и беспокоит.

- Если бы Вы сейчас в качестве студента присутствовали на встрече с ректором, каким образом использовали бы эту возможность, какие вопросы хотели бы задать?

- Если бы я был на месте только поступившего студента, я бы в первую очередь поставил вопрос о том, как правильно работать над диссертацией и что руководство учебного заведения ожидает от научных работ,  и такой вопрос был поставлен. Как я уже ответил сегодня, мы ожидаем, прежде всего, что наши студенты будут учиться самостоятельному исследованию. Мы ставим перед собой задачу не столько дать сумму каких-то базовых знаний – потому что предполагается, что такие базовые знания они уже получили на предыдущих этапах учебы – а именно научить их самостоятельно работать с материалом и заниматься самостоятельными исследованиями для того, чтобы их вклад в науку был реальным вкладом, а не просто компиляцией того, что уже было сказано кем-то другим. Кроме того, мне бы хотелось, чтобы темы диссертаций,  по крайней мере в своей абсолютном большинстве, были связаны с нашей реальной церковной работой и церковной жизнью, то есть чтобы это было не сухое оторванное от жизни  академическое богословие, а то богословие, которое принесет нам реальную пользу в нашей церковной жизни.

- Не кажется ли Вам, что обстановка во время встречи была несколько скованной? Кажется, студенты не столько стремились задать вопросы, сколько ждали каких-то слов от Вас.

- Очень многие вопросы студенты предпочитают задавать в личном порядке. Как вы видите, как только закончилась встреча, они начали подходить по одному и задавать вопросы о том, что у них наболело.

Фотографии Василия Терещенко.

по материалам интернет-издания "Татьянин день"

miron1

1 октября 2012 г. председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион принял директора Государственного архива Российской Федерации, заведующего кафедрой отечественной истории XIX - начала XX вв. Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова профессора С.В. Мироненко.

Беседа с высоким гостем прошла в стенах Общецерковной аспирантуры и докторантуры. В ходе нее были затронуты вопросы взаимодействия учебного заведения с архивом, насущные проблемы подготовки публикаций документов по истории Русской Православной Церкви и династии Романовых.

Митрополит Иларион поблагодарил гостя учебного заведения за содействие в подготовке курсов подготовки церковных архивистов, которые пройдут в ближайшее время в Общецерковной аспирантуре и в Российском государственном гуманитарном университете.

miron2

С.В. Мироненко и митрополит Иларион подписали соглашения о сотрудничестве Общецерковной аспирантуры и Государственного архива Российской Федерации.

На встрече присутствовал секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры А.И. Мраморнов, ответственный за взаимодействие учебного заведения с архивными учреждениями.

 

 

 

ekbsem-1.jpg

29 сентября 2012 года глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион, находившийся с рабочим визитом в Екатеринбурге, встретился с преподавателями и учащимися Екатеринбургской православной духовной семинарии и регентской школы. Встреча состоялась в духовно-культурном центре «Патриаршее подворье» возле екатеринбургского храма-на-крови в честь Всех святых, в земле Российской просиявших.

Митрополита Илариона приветствовал ректор семинарии митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.

ekbsem-2.jpg

Обращаясь к учащимся семинарии, митрополит Иларион отметил, что на нынешнем этапе развития церковной жизни возникли новые, ранее не известные большинству православных верующих трудности.  Для многих церковных людей события последнего года оказались неожиданными, они не были готовы к тому, что Церковь окажется под прицелом СМИ, станет объектом информационной атаки: «Некоторые из нас растерялись и до сих пор пребывают в недоумении: как такое могло произойти, кто за этим стоит и что нам делать?»

Митрополит Иларион убежден, что, отвечая на нынешние нападки, люди Церкви «не должны оправдываться, вставать в позу обиженного». «Самым правильным ответом на происходящее должно быть продолжение дела, которым Церковь занималась на протяжении веков, — нести, прежде всего, людям позитив, которого сегодня так не хватает в обществе, — продолжил председатель ОВЦС. — Сегодня мы окружены негативом, который льется через СМИ, приходит через окружающих нас  людей. В обществе очень высок градус агрессии, люди недовольны окружающим миром,  материальным положением, многими другими аспектами своей жизни, и это недовольство они выплескивают друг на друга и в общественное пространство, в том числе через СМИ и интернет».  Дополнительные возможности выплескивать свою агрессию создает анонимность в блогосфере, отметил далее иерарх: прячась под вымышленными именами, люди могут писать что угодно, не опасаясь, что их обнаружат.

Сегодня как никогда Церковь должна нести людям позитив, констатировал далее митрополит Иларион: «Господь наш Иисус Христос учит не отвечать злом на зло — когда нас бьют по одной щеке, мы должны подставить и другую. Значит ли это, что мы должны пассивно воспринимать то, что происходит вокруг нас? Нет. Мы должны защищать Церковь, отвечать на нападки, но не оправдываться, а доносить до людей тот позитив, которым Церковь живет».

Современные журналисты, с сожалением сказал далее архипастырь, в основном интересуются скандальными темами. Задавая вопросы о жизни Церкви, они, в первую очередь, спрашивают, почему тот или иной священнослужитель ездит на дорогой иномарке. Однако, продолжил митрополит Иларион, в большинстве случаев эти автомобили — служебные, и в скором времени тот, кто ими пользуется, может пересесть на «Жигули» или на трамвай. Абсолютное большинство священников (особенно в небогатых приходах) не ездит на дорогих машинах, но об этом пресса молчит, как молчит и о той огромной повседневной позитивной работе, которую проводит Церковь.

По словам председателя ОВЦС, отношение СМИ к Церкви можно уподобить их отношению к врачебному сообществу: почти никто не пишет о трудовых подвигах врачей, принимающих в день десятки пациентов, спасающих больных от смерти, стоя по многу часов у операционного стола. Но стоит врачу допустить ошибку или попасть в коррупционный скандал, об этом тотчас становится широко известно.

«Сегодня СМИ представляют людям окружающий мир таким образом, что может создаться впечатление, будто мы живем в королевстве кривых зеркал, — подчеркнул иерарх. — Однако такая информация не соответствует действительности: в нашей жизни куда больше позитива, чем в СМИ».

Сегодняшним семинаристам, считает митрополит Иларион, очень важно не только усвоить ту сумму знаний, которую дает духовная школа, но и получить определенный «позитивный заряд», которым они впоследствии смогут поделиться с людьми. Для того, чтобы овладеть этим искусством, надо работать над своей душой: «Что у человека внутри, то и снаружи, и редко кому удается скрыть внутреннюю темноту под личиной света». Если же кто-то и пытается это сделать, то люди быстро распознают фальшь и не верят проповеднику, который уподобляется фарисеям, напомнил архипастырь.

Митрополит Иларион напомнил собравшимся в зале слова святителя Григория Богослова: «Надо сначала очиститься — потом очищать; умудриться — потом умудрять; стать светом — потом просвещать; приблизиться к Богу — потом уже приводить к Нему других; освятиться — потом освящать».

«Источник этого Божественного света — Церковь и ее Таинства, прежде всего, Святая Евхаристия, — продолжил иерарх. — Желаю вам чаще приступать к Евхаристии как к главному источнику вдохновения, внутреннего мира, внутреннего содержания, которое вы будете передавать другим. Сегодня особенно актуальны слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Наверное, больше всего сегодня не хватает именно духа мирна. Люди раздерганы, взвинчены, каждый – словно пороховая бочка: поднеси фитиль, и он взорвется. Наша задача номер один — стяжать дух мирен, а задача номер два — передать этот дух другим».

Далее владыка коснулся темы духовного образования. В наше время, убежден митрополит Иларион, священнослужитель должен быть не только преданным Церкви и глубоко религиозным, но также и широко образованным человеком. «Мы должны говорить с людьми не только на узко церковные темы, но и обо всем, что их волнует, — отметил иерарх. — Чтобы иметь возможность общаться с людьми из разных общественных слоев, разного интеллектуального  уровня, мы сами должны получить хорошее образование». В Общецерковной аспирантуре и докторантуре, ректором которой он является, учащимся предоставляются очень широкие и разнообразные возможности обучения, отметил митрополит Волоколамский Иларион.

Он также подчеркнул, что очень большую пользу может принести обучение за рубежом – «не потому, что там обучают лучше, чем у нас, а потому, что это дает возможность существенно расширить свой кругозор». Так, студент получает возможность естественным образом изучить иностранный язык, общаясь с его носителями и находясь в соответствующей языковой среде.

«Вообще же я считаю, что самый эффективный способ изучить язык — написать на нем докторскую диссертацию, — продолжил владыка. — Если не получается написать сразу докторскую, можно начать с магистерской диссертации, пройти интенсивный языковой курс. Такие возможности сегодня имеются, в том числе, в Общецерковной аспирантуре и докторантуре». Те из семинаристов, которые по окончании духовной школы желают продолжить образование, могут сделать это, поступив на магистерский курс Аспирантуры.

Обращаясь к учащимся семинарии, архипастырь подчеркнул: «Обучение, которое вы проходите в стенах духовных школ, имеет значение не только для вас лично, ваших близких и тех людей, которым вы впоследствии, когда станете священниками, сможете оказать реальную пастырскую помощь. Оно имеет значение сегодня для всей нашей страны и всего народа, потому что сегодня народ как никогда нуждается в слове Церкви и ее присутствии во всех сферах жизни. Сегодня нужно, чтобы Церковь в лице своих самых достойных и образованных представителей обращалась к людям со спокойным словом, которое может утешить, умиротворить их и наставить на путь истинный».

Митрополит Волоколамский Иларион пожелал слушателям помощи Божией в учебе, служении Церкви, сказав далее: «Пусть Господь помогает всем нам идти достойно по нашему христианскому жизненному пути».

По завершении встречи председатель ОВЦС отбыл в Москву. В аэропорту уральской столицы владыку провожали митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, клирики митрополии, представители городской администрации.

Служба коммуникации ОВЦС

ekbgoruni-2.jpg

28 сентября 2012 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, находящийся в Екатеринбурге с рабочим визитом, посетил Уральский государственный горный университет.

В УрГГУ председатель ОВЦС приехал по завершении заседания Совета ректоров Свердловской области, проходившего в Уральском федеральном университете. По прибытии митрополит Иларион в сопровождении ректора Уральского государственного горного университета Н.П. Косарева и митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла направился в университетский храм во имя святителя Николая.

Далее митрополит Иларион и ректор проследовали в актовый зал, в котором собрались члены преподавательской корпорации и студенты вуза.

На основании решения Ученого Совета УрГГУ в начале встречи председателю ОВЦС был вручен диплом почетного профессора университета.

Затем митрополит Иларион обратился к собравшимся со словом, отметив:

«Очень часто люди узнают о Церкви из средств массовой информации, а СМИ, как известно, «заточены» на всякого рода негатив, потому что позитив не воспринимается публикой с должным интересом — так, по крайней мере, считают многие руководители СМИ. Поэтому, когда происходит какое-то чрезвычайное происшествие или скандал, которым тем или иным образом затронуты представители Церкви, средства массовой информации старательно смакуют подробности. А весь  огромный позитив, который несет Церковь на протяжении многих веков миллионам людей, часто остается за скобками. Очень многие люди не только не слышат, но и не знают о той огромной работе, которую сегодня ведет Церковь.

В настоящее время очень многие получают высшее образование,  в нашей стране становится все больше людей, компетентных в самых разных отраслях человеческого знания и эрудированных в широком смысле этого слова — людей, которые хорошо разбираются в литературе, искусстве, в различных областях знаний. Но при этом одним из признаков нашего общества остается невежество в религиозной сфере.

К сожалению, такое невежество можно наблюдать даже у тех, кто хорошо образован: иной человек знает наизусть десятки страниц из произведений Гоголя или Салтыкова-Щедрина, с легкостью может отличить запись сонат Бетховена в исполнении Святослава Рихтера 1969 года от аналогичной записи 1967 года или проявляет завидную компетенцию в тех или иных областях знания, но как только дело доходит до Церкви, до религии вообще, до богословия, люди проявляют поразительное невежество. Так, я знал людей, которые на протяжении двадцати лет общались с приснопамятным Патриархом Алексием II и при этом так и не научились правильно произносить его имя и до сих пор называют его Патриархом Алéксием. Много есть и других подобных примеров:  люди не могут отличить архимандрита от архиепископа, путаются в самых элементарных вещах, что у нас, служителей Церкви, не может не вызывать улыбку. Происходит это чаще всего оттого, что люди в свое время не получили базовые знания в религиозной области. Сегодня же существуют возможности получить такие знания.

В этом смысле, говоря об организации кафедры теологии в светских учебных заведениях, о создании различных междисциплинарных центров, которые затрагивают религиозную проблематику, мы не ставим перед собой некую миссионерскую задачу, не пытаемся обратить поголовно студентов в православную веру, тем более, обратить  тех людей, которые принадлежат к иным религиям. Наша задача — восполнить лакуну, которая образовалась в результате насильственного насаждения атеизма в обществе и искусственного изъятия религиозной тематики из университетской и академической среды, изгнания Церкви из общественной жизни.

Сегодня кафедры теологии создаются во многих высших учебных заведениях, и я рад тому, что и в Уральском горном университете такая кафедра действует. Думаю, что плоды ее работы очевидны для всех, кто преподает или учится в университете, потому что кафедра теологии – это, прежде всего, возможность для всех желающих восполнить лакуны в области образования в сфере религиозной проблематики, терминологии. Это возможность лучше узнать свою собственную религиозную традицию и традиции других народов нашей страны.

Радует, что при одном заведующем кафедры, каковым является митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, на кафедре существуют два направления: православное и исламское. Учащийся может выбрать для себя направление, по которому он будет заниматься. Это очень простой и очень красноречивый ответ тем людям, которые говорят: а как же мы будем создавать кафедры теологии, когда у нас многоконфессиональная страна, как же мы будем допускать священнослужителей к преподаванию, когда у нас светский характер учебных заведений? Ваше учебное заведение является блестящим примером того, как сочетается светский характер образования с присутствием религиозного элемента, причем в его многоконфессиональном выражении. Это также пример того, как сочетается высокая компетенция и профессионализм в тех специальностях, ради которых создавался этот университет, с широкой эрудицией в разных областях, в том числе и в области теологии. В этом смысле можно говорить о вашем университете как о высшем учебном заведении, которое подает пример другим учебным заведениям области и многим другим учебным заведениям нашей страны.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в конце ноября в Москве мы планируем провести совещание, посвященное теме преподавания теологии в светских учебных заведениях. На это совещание мы планируем пригласить архиереев тех епархий, где имеются духовные семинарии или академии, или же кафедры теологии в светских вузах. К обсуждению путей взаимодействия будут приглашены ректоры университетов и ректоры духовных учебных заведений.

Я хотел бы воспользоваться случаем, чтобы пригласить Вас, уважаемый Николай Петрович, принять участие в этом совещании. На нем Вы сможете поделиться опытом создания кафедры теологии в возглавляемом Вами Уральском горном университете.

Теперь я бы хотел сказать несколько слов о том, зачем вообще нужна теология — ведь сегодня некоторые люди отказывают теологии в звании научной специализации и приравнивают ее к мифологии, ненаучным феноменам, существующим в человеческом социуме. Для нас — людей Церкви, священнослужителей и богословов — теология является не просто научной специальностью, потому что отождествляется с опытом религиозной жизни, с опытом встречи человека с Богом. Для нас теология — не отвлеченная наука, ибо рассказывает она об опыте этих взаимоотношений, о том, как понимается в той или иной религии Бог, какие пути к Нему предлагает та или иная религия, какие есть способы общения с Богом, какие аскетические и нравственные правила свойственны той или иной религии.

В то же время теология не может быть совершенно оторвана от  опыта человека. Когда некоторые люди говорят: «Я имею Бога в своей душе, но в Церковь не хожу, обряды не исполняю, потому что считаю это совсем ненужным», — я отвечаю на это, что религия предполагает не только теоретическое знание, но и практику. Как невозможно овладеть горными специальностями, ни разу не побывав в горах, как невозможно овладеть военным делом, ни разу не пройдя строевым шагом, не разобрав и не собрав автомат Калашникова и не надев военную форму, точно так же невозможно в полной мере овладеть богословием или теологией, если человек не практикует, как сегодня говорят, ту или иную религиозную традицию, если он не является, например, практикующим христианином.

Богословие как чистая наука может остаться для человека предметом чуждым и непонятным, если он не будет изнутри переживать те истины, о которых оно говорит. Невозможно быть богословом только в качестве стороннего наблюдателя. Как и всякая наука, богословие предполагает практику, и как раз практикой для теологического образования является посещение церкви. Поэтому вполне естественно, что там, где учреждаются кафедры теологии, как правило, создаются и домовые храмы, чтобы те студенты, которые желают проверить на собственном опыте, насколько религиозное учение является истинным, насколько оно может в реальной жизни помочь человеку, могли это осуществить через посещение храма, через участие в литургической жизни.

Еще один важный вопрос: зачем человеку вообще нужна Церковь, нужна религия? Ведь есть люди, которые живут без религии и, как будто, прекрасно без нее обходятся. Более того, религия не спасает человека от болезней или иных испытаний. Нельзя сказать, что религиозным людям везет в жизни больше, чем нерелигиозным. Поэтому у некоторых возникает вопрос: зачем нужна религия, если без нее можно прожить? Зачем нужно ходить по воскресеньям в Церковь, если можно использовать этот день, чтобы отоспаться, пообщаться с семьей, в конце концов, чтобы развлечься и отдохнуть?

На этот вопрос я хотел бы ответить следующим образом. В современном мире человек живет, окруженный различными возможностями. И эти возможности, как большой рынок, предоставляют человеку все, что кажется интересным, симпатичным. Каждый может выбрать для себя тот спектр услуг и развлечений, тот круг общения, который ему кажется интересным. И в этом смысле каждый человек в некоторой степени является творцом своего счастья: если ему удалось получить профессию, которую он хотел получить, и достичь в этой профессии успеха, если он удачно вступил в брак, если достиг определенного материального благополучия и карьерного успеха, то, кажется, жизнь состоялась. Чего же еще тогда ждать от жизни, зачем тогда нужна религия, что она может прибавить, если у человека и так все есть?

Жизненный опыт людей показывает, что дело обстоит совсем не так просто. Есть те, кто этого всего достиг, — у них есть все: материальное благополучие, постоянный карьерный рост, есть даже хорошая семья, но при этом почему-то нет счастья. И часто такие люди сами себе задают вопрос: а чего мне не хватает, почему нет счастья, хотя, вроде бы, все в жизни есть?

И во многих случаях оказывается, что счастья у человека нет, потому что он не понимает, зачем живет. Чувство неудовлетворенности нарастает у человека по мере того, как он приближается к некоему естественному порогу, каковым является смерть. О ней многие люди стараются вообще не думать. Сейчас принята даже определенная культура общения, которая исключает всякое упоминание о смерти. Частенько приходится слышать: «Давайте не будем говорить о грустном, зачем вы сообщаете, что кто-то умер или при смерти, зачем затрагивать в беседе тему могил, кладбищ? Давайте будем жить, как будто этого не существует».

Но рано или поздно человек с этой реальностью встречается либо в собственной жизни, либо в жизни окружающих. Как правило, чем старше человек становится, тем больше вокруг него оказывается смертей: близкие, сверстники и друзья начинают умирать, и тем острее он ощущает временный характер своей собственной жизни. И тогда он начинает понимать, что накопленные материальные блага он может передать своим детям, но ему самому ничего не останется за тем порогом, который должен будет переступить каждый. По окончании жизни он куда-то уйдет, но не знает, куда. Простой вопрос, зачем и почему человек умирает, заставляет многих людей задуматься о том, в чем смысл жизни. Зачем человек живет, если когда-нибудь ему все равно придется умереть? Зачем накапливать богатства, если рано или поздно он все равно их лишится? Зачем ему достигать успеха в каком-либо деле, если рано или поздно придется оставить это дело и кто-то другой его подхватит?

Так называемые вечные вопросы не могут не занимать ум человека, если это человек думающий и задающий себе вопрос о смысле жизни. Очень многие люди, не находя ответа на этот вопрос вне религии, не могут найти и смысл жизни. Отсюда происходят многие болезни, которыми сегодня страдает наше общество. Они свойственны и пожилым, и молодым людям, и преуспевающим, и неблагополучным,  и мужчинам, и женщинам. Среди этих недугов — алкоголизм, наркотики или иные формы зависимости. По сути дела, они представляют собой попытки уйти от того, что мучает человека и грызет его сердце, не дает жить спокойно. Это попытка уйти в некую иллюзорную реальность хотя бы на время, чтобы не задавать себе мучительные вопросы.

Удивительно, но этими зависимостями страдают часто именно люди преуспевающие, не бедные, у которых все не так плохо в жизни. Все равно внутренний червь, который их точит, не позволяет им насладиться земным счастьем в полной мере, не позволяет забыть о том, что это счастье временное и преходящее. Он заставляет их вновь и вновь возвращаться к вопросу о смысле жизни.

Религия дает человеку ответ на вопрос о смысле жизни. Более того, она дает этот ответ каждому человеку на каждом этапе его развития и в самых разных обстоятельствах. Этот ответ мы не можем вычитать в книгах — его мы получаем непосредственно от Бога в нашем религиозном опыте. Сила религиозной веры в том, что религия открывает человеку иное измерение жизни, которое вроде бы отсутствует в видимом мире, но присутствует в мире невидимом. Именно это измерение дает ответы на многие вопросы, в том числе на вопрос о смысле жизни, о смысле страданий. Часто люди спрашивают: почему человек совершает зло и при этом преуспевает, а другой делает всем добро и при этом страдает? Почему один умирает молодым и при несчастных обстоятельствах, а другой достигает старости и умирает в своей постели в преклонных летах, хотя, может быть, по своим делам он совершенно этого не заслужил?

Ответы на эти и другие вопросы, в том числе на «вечный» вопрос о причине и смысле страданий, особенно страданий детей (вспомним  Достоевского, писавшего о слезинке ребенка), можно найти в религиозной перспективе, когда человек не просто умом, но опытом своей жизни приходит к пониманию того, что земная жизнь – лишь некий отрезок того пути, по которому его ведет Бог. Он осознает, что земное поприще кончится — для кого-то раньше, для кого-то позже, — и после этого начнется некая иная жизнь, которая будет продолжением жизни земной, и качество ее во многом будет зависеть от того, как человек жил здесь, на земле.

Иной раз, когда люди размышляют о том, как Церковь учит о загробном мире, они представляют это таким образом: за добро в загробном мире человек получит воздаяние, а за зло – наказание. Это очень упрощенный взгляд на жизнь после смерти. Конечно, всякое добро будет вознаграждено, за всякое зло человек будет наказан. Но нельзя это воспринимать в неких судебных категориях. Человек своими поступками, своим образом жизни осуждает себя на то или иное будущее, и в этом смысле мы являемся творцами своего будущего не только здесь, на земле, но и в вечной жизни.

Я приведу очень простой пример. Человек, находящийся на одной из поздних стадий алкоголизма, уже в этой жизни испытывает страдания, которые люди будут испытывать, попав в ад. Страдающие наркоманией или алкоголизмом бывают подвержены галлюцинациям, им являются демоны — они уже в этой жизни живут так, как будто находятся в аду. И в этом смысле они сами себе выносят приговор, их жизнь после смерти будет естественным продолжением того, как они жили на этой земле. Это произойдет не потому, что кто-то другой этого захотел, не потому, что Господь решил наказать человека за те или иные проступки. Бог готов простить человека за любой совершенный им грех — в этом одна из тайн церковной жизни. Какой бы грех человек ни совершил, он может прийти на исповедь и покаяться, и этот грех будет ему прощен. Качество же жизни человека на этой земле будет прямым образом сказываться на качестве жизни его после смерти.

Есть противоположный пример: люди, которые приходят в церковь, участвуют в богослужении, в Таинствах, особенно в Таинстве святого Причащения, иногда испытывают такие духовные состояния, которые невозможно описать человеческим языком. Их невозможно перевести на язык человеческих понятий, слова «восторг», «вдохновение» или «эйфория» не смогут правильно отразить их.

Такое духовное состояние сродни райскому блаженству, и человек здесь и теперь, живя на этой земле и в этом материальном теле, начинает ощущать его — может, не всегда, а в какие-то особые минуты, в те моменты, когда он общается с Богом в молитве и в Таинствах. Очень многие верующие такие моменты пережили, и именно это дает возможность пережить трудные моменты жизни, когда человеку порой кажется, что Бог его оставил, и достойно идти по своему жизненному пути.

Опыт рая и ада, опыт общения с Богом и с силами тьмы — все это, по сути дела, мы приобретаем уже здесь, в человеческой жизни. И во многом от того, какой духовно-нравственный выбор делает человек на своем жизненном пути, зависит то, какой будет его жизнь на земле и жизнь после смерти, а также какой будет жизнь наших ближних. Не будем забывать, что создавая ад для самих себя здесь, на земле, мы, как правило, создаем его еще и для окружающих. А приобщаясь к райскому блаженству уже в этой земной жизни, мы и других людей начинаем приобщать к этому райскому блаженству.

Эту весть всегда несла и будет нести людям Церковь. Об этом вы не услышите из СМИ, а узнаете только тогда, когда сами придете в Церковь и воочию, на собственном опыте убедитесь в истинности христианской веры. Об этом вы даже, наверное, не узнаете на кафедре теологии. Но все-таки изучение теологии как научной дисциплины для многих людей пролагает путь к познанию Бога, ко встрече с Ним — встрече, дороже которой в жизни человека нет и не может быть ничего».

По окончании выступления преподаватели и студенты продолжили общение с архипастырем в формате вопросов и ответов.

В завершение встречи владыка Иларион передал в дар библиотеке УрГГУ два тома своей книги «Православие».

В тот же день митрополит Волоколамский Иларион и митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл посетили Екатеринбургскую консерваторию имени М.П. Мусоргского, где состоялся концерт духовной музыки.

По завершении концерта митрополит Иларион и заслуженный артист Российской Федерации  Д.П. Коган возглавили заседание Попечительского совета консерватории.

Служба коммуникации ОВЦС

ekbrectors-0.jpg

28 сентября 2012 года в Уральском государственном университете владыка Иларион принял участие в заседании Совета ректоров вузов города Екатеринбурга. В ходе заседания прозвучал его доклад, посвященный взаимодействию Церкви со светскими высшим образованием и наукой.

В своем выступлении митрополит Иларион, в частности,  отметил: «Если Церковь, опираясь на тысячелетнюю традицию, формирует мировоззрение, духовный облик и культурные предпочтения православных верующих, то вуз оказывает определяющее влияние на будущее поколение образованных граждан, обеспечивая их профессиональную подготовку, высокий уровень научной компетенции и эрудиции, а также формируя особый культурный тип российского специалиста и ученого XXI века». Именно поэтому, подчеркнул Владыка, «присутствие теологии в высшей школе оправданно, и прежде всего, по соображениям полноты культурного формирования, к которой призван классический университет, а в идеале – любой вуз».

ekbrectors-1.jpg

«Церковь не является врагом науки, — подчеркнул докладчик, — и современной науки в том числе. Церковь никоим образом не принижает разум; наоборот, она рассматривает его как способность, дарованную человеку Самим Богом. Позиция Церкви заключается в том, что научное знание не является единственным знанием, а так называемое «научное мировоззрение» – единственно возможным и правильным мировоззрением. Церковь настаивает на том, что разум не противоречит вере, в том числе религиозной. И она настаивает на том, что, наряду с научным знанием, существует значимое для человека и общества вненаучное знание: обыденное, художественное, философское, религиозное. Таким образом, религиозное знание можно назвать одним из видов «гуманитарного знания» – с той лишь оговоркой, что, с церковной точки зрения, это знание опирается на Божественное откровение».

Служба коммуникации ОВЦС

chemol-1.jpg

28 сентября 2012 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, посетивший Челябинск с рабочим визитом, встретился с молодежью столицы Южного Урала.

Встреча прошла в Южно-Уральском государственном университете. В конференц-зале вуза собралось более ста молодых людей, преподавателей и студентов различных факультетов.

Во встрече приняли участие митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан, заместитель губернатора Челябинской области В.М. Евдокимов, сенатор от Челябинской области К.В. Цыбко, ректор ЮУрГУ А.Л. Шестаков, президент ЮУрГУ Г.П. Вяткин.

chemol-2.jpg

После вступительного слова митрополита Илариона состоялось общение иерарха со студентами. Архипастырь ответил на вопросы присутствовавших. Его, в частности, спросили, какие действия нужно предпринять для того, чтобы получил развитие диалог между светским и церковным образованием. Владыка напомнил: важно, чтобы запрос на религиозное  образование в рамках университетского курса исходил не только от Церкви,  но в том числе и от самих студентов и преподавателей. Помимо дисциплин, относящихся к избранной учащимся узкой специальности, студенты параллельно имеют возможность изучать целый ряд предметов более широкого плана, например, литературу, историю. Нужно, чтобы люди могли в числе таких дисциплин изучать и основы религиозных традиций.

Подобные знания относятся к сфере общих компетенций человека, тогда как сейчас очень многие люди не имеют даже элементарных понятий о Церкви, ее устройстве, традициях. Для примера владыка привел военную иерархию: любой человек отличит генерала от лейтенанта, для этого необязательно служить в армии или быть увлеченным военной тематикой, тогда как очень многие не смогут отличить иерея от протоиерея, архимандрита от игумена. А ведь такой вопрос, как и в случае с воинскими званиями, также относится к сфере не специальных знаний, а общей культуры.

«Ускорить процесс диалога мы можем совместными усилиями, если и с вашей, и с нашей стороны будет постоянный интерес к тому, чтобы эти предметы преподавались», — сказал архипастырь.

Митрополиту Илариону был задан вопрос, каким, по его мнению, должно быть содержание курса «Церковное право», преподаваемого в настоящее время в рамках государственно-правовой специализации студентам юридического факультета.

«Церковное право очень существенно отличается от светского права в двух моментах: во-первых, оно распространяется только на церковных людей, а во-вторых, не предусматривает никаких уголовных наказаний — все наказания имеют исключительно церковно-дисциплинарный характер», — подчеркнул владыка, констатировав, что система дисциплинарных мер, которая существует в Церкви, направлена не на наказание, а на исправление человека.

«Очень важно, чтобы студенты юридических факультетов знакомились с этим предметом, потому что он позволяет понять, каким образом устроена Церковь и как она искореняет пороки в собственной среде», — полагает иерарх. Так, в случае, если церковный человек совершил поступок, нарушающий как светские законы, так и церковные установления, он понесет ответственность перед государством, но на него также будет наложено церковное наказание: в зависимости от тяжести совершенного деяния это может быть, например, для клирика запрещение в священнослужении, а для мирянина – отлучение от Причастия.

Председатель ОВЦС напомнил, что в Церковь люди приходят со своими духовными болезнями, как в больницу, и сколь важно поставить правильный диагноз, чтоб начать необходимое лечение.

Один из участников встречи выразил мнение, что изучение традиций и вероучения Православия было бы продуктивней вести в пространстве Церкви, а не вуза. Митрополит Иларион, отвечая на вопрос, подчеркнул, что хотя в Церкви ведется активная работа по религиозному образованию верующих, нельзя ограничить распространение знаний о религии только внутрицерковным пространством:  «Они необходимы и обычному, «среднестатистическому» гражданину нашего Отечества. Самые основные знания о религиозных традициях должны получаться в учебных заведениях параллельно с процессом изучения других областей знания, других областей культуры».

Отвечая на вопрос, выйдет ли продолжение его двухтомника «Православие», владыка сказал: «Я написал два тома этой книги до того, как стал председателем Отдела внешних церковных связей. К сожалению, я не успел даже начать третий том. Сейчас объем моих обязанностей таков, что он совершенно не оставляет возможности и времени для того, чтобы сидеть дома за компьютером. Поэтому пока этот проект отложен в долгий ящик, но я не снял его с повестки дня. Третий том в более или менее законченном виде есть у меня в голове, и я надеюсь, что когда-то представится возможность этот труд завершить».

Отвечая на вопрос о том, почему не все приходят к вере, митрополит Иларион сказал, что, по его убеждению, не существует в мире таких людей, которые в принципе  неспособны к восприятию религиозного знания и веры в Бога. В то же время, продолжил архипастырь, у людей есть свои внутренние барьеры, которые мешают им прийти к Богу: одни преодолевают эти барьеры более, другие – менее успешно, а иные и вовсе не преодолевают и даже не хотят этого.

«Для меня всегда оставалось загадкой, почему одних людей Церковь притягивает, а других – отталкивает, — сказал далее митрополит Иларион. – Я не нашел рационального объяснения этому факту. Думаю, существует некая тайна взаимоотношений человека с Богом. Верующий – это не просто тот, кто сам себя в чем-то убедил, – его привел к Себе Сам Бог».

Митрополит Иларион также отметил, что вне зависимости от того, верит человек или не верит, у него есть свои взаимоотношения с Богом: Бог заботится о каждом, ведет  его по жизни, даже если сам человек этого не осознает. «Иной раз бывает, что человек приходит к вере поздно и задним числом понимает, что в каких-то событиях его жизни явным образом участвовал Бог, но на том этапе он этого еще не осознавал», — добавил иерарх.

Отвечая на вопрос о том, как Русская Церковь решает вопрос с духовничеством, митрополит Иларион вновь вернулся к аналогии между Церковью и больницей. Подобно тому, как нелегко бывает найти хорошего врача, да еще успеть сделать это в срок, трудно найти и духовника. В миллионном Челябинске сегодня действует всего 15 храмов, напомнил архипастырь, — и этого явно недостаточно. Порой священник выходит к аналою, а перед ним стоит несколько сотен человек, которых он должен исповедовать за час-полтора. Конечно, в таких условиях он просто не имеет физической возможности внимательно выслушать всех. Митрополит Иларион выразил надежду, что эта проблема будет решена с ростом числа храмов и священников.

Далее в кабинете ректора митрополит Иларион, митрополит Феофан и руководство университета обсудили перспективы сотрудничества Церкви и ЮУрГУ.

В тот же день председатель ОВЦС покинул Челябинск и направился в Екатеринбург для встречи с научной общественностью и молодежью столицы Урала.

Служба коммуникации ОВЦС

cherectors-0.jpg

27 сентября 2012 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прибыл с рабочим визитом в Челябинск.

В аэропорту владыку Илариона встречали митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан и заместитель губернатора Челябинской области В.М. Евдокимов.

По приезде в город председатель ОВЦС дал пресс-конференцию совместно с заслуженным артистом России, советником губернатора Челябинской области по культуре Дмитрием Коганом.

В этот же вечер в челябинском Театре оперы и балета митрополит Иларион вместе с митрополитом Феофаном присутствовал на заключительном концерте II международного фестиваля «Дни высокой музыки на Южном Урале».

Утром 28 сентября митрополит Волоколамский Иларион в сопровождении Высокопреосвященного Феофана посетил епархиальное управление Челябинской митрополии и кафедральный Свято-Симеоновский собор. Далее в здании епархиального управления состоялся завтрак, в ходе которого митрополит Феофан рассказал о жизни и трудах челябинской митрополии.

Тем же утром в Южноуральском государственном университете владыка Иларион принял участие в заседании Совета ректоров Челябинской области. Председатель ОВЦС выступил с докладом перед членами Совета, рассказав о развитии богословского образования и науки в Русской Православной Церкви, о присутствии теологии в светских вузах, о диалоге Церкви и науки.

Говоря о роли и значении университетского образования, владыка подчеркнул, что университет призван отражать многообразие культуры, которая соединяет в себе различные аспекты общественной жизни – науку, философию, политику, искусство, право и, в том числе, религию. Университет со всем богатством научных и культурных традиций, которое он хранит и передает учащимся, является мощным ресурсом, позволяющим противостоять тенденциям упрощения и обеднения образа человека и общества, уверен архипастырь.

Обратившись к теме диалога богословия и науки, докладчик отметил, что «принципиальное противопоставление религии и науки, веры и разума является ложным… христианство не унижает разум; напротив, оно рассматривает разум как богодарованную способность человека, без которой невозможно не только освоение мира, но и духовная жизнь».

В завершение  доклада митрополит Иларион, обращаясь к ректорам вузов Челябинской области, сказал: «Перед нами стоит задача преодолеть доставшиеся от прошлого предрассудки и стереотипы относительно соотношения религии и науки, что возможно только на путях взаимоуважительного и открытого диалога. И нет лучшего пространства для такого диалога, чем университет, который является одновременно и местом проявления подлинной научной компетенции, и местом свободной академической дискуссии».

По окончании заседания владыка вручил участникам встречи памятные подарки.

Служба коммуникации ОВЦС

logo-new.png

28 – 29 сентября в Московской государственном университете им. М.В. Ломоносова проходит Международная научная конференция «От Древней Руси к Российской Федерации: история российской государственности». Председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии направил приветствие участникам конференции:

 Уважаемые коллеги — участники конференции!

Сердечно приветствую всех вас, собравшихся на научном форуме столь высокого международного уровня в стенах старейшего университета нашей страны!

1150-летие образования Российского государства дает нам серьезный повод для размышлений о становлении нашей цивилизации как цивилизации христианской.

На заре государственности к восточным славянам пришла христианская вера. Еще до Крещения Руси князья и их дружинники, а также и простые жители городов и селений становились христианами не только по имени, но прежде всего — по образу жизни и образу мыслей. Сегодня нам, с одной стороны, непросто представить те жесткие условия, в которые они тем самым ставили себя: ведь они продолжали при этом жить в достаточно агрессивной языческой среде. С другой стороны, наши условия — условия жизни и служения христиан Российской Федерации начала XXI века — имеют определенное сходство с жизнью первых христиан нашей земли. Десятилетия искусственно насаждаемого атеизма взрастили в нашем обществе агрессию, схожую с языческой. К сожалению, мы чувствуем ее и сегодня.

Между тем история российской государственности показывает, что наивысших моментов в своем культурном развитии страна достигала тогда, когда деятельность как ее предводителей, так и простого народа основывались на подлинных нравственных началах, а не на агрессии. Такой подлинно государственной, созидательной была позиция русских святителей периода образования русского централизованного государства. Достаточно вспомнить московских святителей Алексия и Макария, влияние их личностей на правителей государства, на развитие страны, на ее народ. Ничуть не меньшей была роль в созидании государственных начал и позднее. Можно упомянуть хотя бы митрополита Московского Филарета — не только ревностного архипастыря Церкви, преданного заветам Христовым, но и человека, мыслившего интересами государства и своего народа.

Переплетение событий гражданской и церковной истории нашего Отечества подсказывает необходимость тесного взаимодействия светских и церковных историков. Сегодня историки высших учебных заведений Русской Православной Церкви — Общецерковной аспирантуры и докторантуры, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Московской и Санкт-Петербургской духовных академий — открыты к сотрудничеству. Взаимодействие с историческими факультетами университетов и со структурами Российской академии наук уже активно осуществляется и, надеюсь, будет укрепляться. К этому призываю всех заинтересованных участников нынешней конференции.

Желаю участникам этого научного форума помощи Божией в ваших трудах.

greece.jpg

Во время визита в Грецию,  проходящего с 22 по 25 сентября по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, вечером 23 сентября в Афинах, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион встретился со студентами Русской Православной Церкви, проходящими обучение на богословских факультетах греческих ВУЗов.

В ходе непринужденной беседы, студенты рассказали о себе, поделились своими впечатлениями, которые у них сложились от учебы и жизни в Греции, своими успехами и планами на будущее. Беседа проходила на греческом языке.

26.jpg

19 сентября в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия состоялся первый семинар из запланированной серии дискуссионных встреч философов и богословов на общую тему «Богословие и современная философия». Семинар был посвящен теме «Хайдеггер и христианская теология».

В качестве основного докладчика выступила доктор философских наук, доцент философского факультета РГГУ Светлана Александровна Коначева, которая обозначила позицию философа по вопросу о соотношении философии и теологии на основе его работ раннего периода творчества. В содокладе доктора философских наук Н.З. Бросовой (Белгородский университет) эта тема получила развитие на материале более поздних работ Мартина Хайдеггера.

Затем состоялась содержательная и компетентная дискуссия, в которой приняли участие А.В. Михайловский (философский факультет Высшей школы экономики), И.В. Лупандин (МФТИ), В.Н. Катасонов (ПСТГУ), О.Е. Иванов (РХГА, Санкт-Петербург), И.С. Хромец (НПУ им. Драгоманова, Киев), прот. Владимир Шмалий (ОЦАЦ), А.П. Козырев (философский факультет МГУ), Н.С. Семенов (Институт теологии Белорусского государственного университета, Минск).

В ходе дискуссии обсуждался вопрос о влиянии философии М. Хайдеггера на христианскую теологию XX века, протестантскую, католическую и православную, а также более общий вопрос о том, насколько совместима эта философия с христианской мыслью. Были высказаны различные мнения: от призыва окончательно размежеваться с хайдеггеровской философией до утверждения полезности отдельных аспектов и категорий этой философии для развития христианского богословия.

Семинар продемонстрировал заинтересованность философов и богословов в совместном обсуждении перспектив взаимодействия в контексте современной интеллектуальной культуры.

logo-new.png

Вниманию студентов 1-го и 2-го года магистерской программы, а также аспирантов 1-го года кандидатской программы

Опубликованы новые расписания занятий в I триместре (24 сентября 2012 - 30 ноября 2012)

N.B. 24-го сентября 2012 года, в понедельник в 10.00 в подклети храма Черниговского подворья состоится первое объединенное занятие по языкам для студентов 1-го и 2-го года магистерской программы, а также аспирантов 1-го года кандидатской программы. На этом занятии состоится распределение по языковым группам. В дальнейшем занятия по древним и новым языкам будут проходить согласно утвержденному расписанию.

 

logo-new.png

По решению ученого совета Общецерковной аспирантуры и по благословению митрополита Волоколамского Илариона с 13 по 23 ноября 2012 г. в Общецерковной аспирантуре и докторантуре пройдут краткосрочные курсы повышения квалификации для преподавателей библеистики духовных учебных заведений.

Курсы посвящены знакомству с достижениями современной (прежде всего, европейской и американской) библейской науки, а также с перспективами их осмысления в православном мире.

В рамках курсов будут прочитаны циклы лекций по темам: «Текст и канон Ветхого Завета: русская Библия между масоретской Библией и Септуагинтой», «Введение в современную библеистику (Ветхий Завет)», «Введение в современную библеистику (Новый Завет)», «Проблемы библейской экзегезы: православный христианин перед лицом современной науки». Кроме того, предполагаются отдельные лекции по проблемам библейской археологии, Кумрана и экзегезы отдельных библейских книг.

Выпускники курсов получат удостоверения о повышении квалификации.

uchsov-1.jpg

20 сентября 2012 г. в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялось очередное заседание Ученого совета. Его возглавил ректор высшего учебного заведения, заведующий кафедрой внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.

В заседании участвовали члены Ученого совета: проректор протоиерей Владимир Шмалий; заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей протоиерей Сергий Звонарёв; заведующий кафедрой церковных искусств и археологии протоиерей Стефан Ванеян; заведующий кафедрой церковно-практических наук священник Михаил Желтов; помощник ректора по магистратуре иеродиакон Иоанн (Копейкин); заведующий кафедрой философии В.Н. Катасонов; заведующий кафедрой управления и канонического права С.Л. Кравец; заведующий кафедрой библеистики М.Г. Селезнев; заведующий кафедрой богословия А.Р. Фокин; заместитель заведующего кафедрой истории, секретарь Ученого совета А.И. Мраморнов. На заседании также присутствовали методист Общецерковной аспирантуры и докторантуры иеродиакон Родион (Ларионов) и системный администратор А.Б. Глозман.

Во вступительном слово владыка ректор отметил, что в 2012 году в Общецерковную аспирантуру было проведено два набора: в июне и сентябре. Количество поступающих оказалось рекордным по сравнению с тремя предшествующими наборами (2009 - 2011 гг.): более 120 человек заявили о желании поступить в Общецерковную аспирантуру и около 100 человек явились к сдаче экзаменов (в июне и в сентябре). Из них по результатам вступительных экзаменов на магистерскую программу было зачислено 19 человек, на кандидатскую - 30 человек, на докторскую - 13. Всего в настоящее время в Общецерковной аспирантуре обучается 214 человек.

Митрополит Иларион также сообщил членам совета об успешно проведенном заседании Общецерковного диссертационного совета, на котором состоялись две докторские защиты, в том числе члена Ученого совета Общецерковной аспирантуры В.Н. Катасонова.

Члены совета обсудили представленные кафедрами предложения по темам и научным руководителям (консультантам) вновь зачисленных аспирантов и докторантов. Большая часть предложений была одобрена Ученым советом, а в отношении некоторых тем и кандидатур научных руководителей (консультантов) Ученый совет сформулировал дополнительные поручения заведующим кафедрам.

Ученый совет также рассмотрел вопрос об аттестации докторантов и аспирантов 3-го года обучения, допуске к защите тех из них, кто подготовил в срок диссертационное исследование и о переводе в число соискателей или отчислении тех, кто своевременно не выполнил учебный план.

На заседании также был рассмотрен ряд вопросов, касающихся магистерской программы Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Ученый совет одобрил "Положение о защите магистерских работ", учебный план магистратуры. В календарный план магистратуры были внесены некоторые коррективы.

27.jpg

19 сентября в 14:00 в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия (ул. Пятницкая, д. 4/2, строение 5) состоится семинар на тему «Хайдеггер и христианская теология».

Со вступительным докладом на семинаре выступит доктор философских наук, доцент философского факультета РГГУ Светлана Александровна Коначева, автор книги «Бытие. Священное. Бог. Хайдеггер и философская теология XX века» (М., 2010).

В семинаре примут участие философы и богословы из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Белгорода.

Данной темой открывается постоянный семинар «Богословие и современная философия», организатороми которого выступает Общецерковная аспирантура и докторантура совместно с философскими факультетами Московского государственного университета им. Ломоносова, НИУ «Высшая школа экономики» и Российского государственного гуманитарного университета.

zvonarev.jpg

Протоиерей Сергий Звонарев: Церковная дипломатия – это свидетельство окружающему миру о правде Божией

Продолжается серия репортажей интернет-издания "Татьянин день" об Общецерковной аспирантуре и докторантуре. О кафедре внешних церковных связей рассказывает заместитель заведующего, кандидат богословия, секретарь по делам дальнего зарубежья ОВЦС протоиерей Сергий Звонарев.

- Отец Сергий, как получилось, что именно вы стали заведующим кафедрой внешних церковных связей?

-Кафедра внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры и докторантуры была образована в 2009 году на базе филиала аспирантуры Московской духовной академии при ОВЦС. В 2006 году я, будучи сотрудником ОВЦС, поступил в этот филиал и по его окончании был назначен заместителем заведующего филиалом, то есть стал сопричастен учебному процессу, связанному с внешними церковными связями. Когда была образована Общецерковная аспирантура и в ее недрах - кафедра внешних церковных связей,-  митрополит Волоколамский Иларион стал ее заведующим, а мне предложил должность своего заместителя.

- Какие цели вы ставили, создавая кафедру?

- В моем поникании кафедра внешних церковных связей  должна была стать – и, надеюсь, уже таковой является, – площадкой для научного осмысления проблематики внешней деятельности Русской Православной Церкви. Кафедра внешних церковных связей – учебное и научное подразделение, призванное помочь Отделу внешних церковных связей в решении поставленных перед ним задач. Отдел занимается практической деятельностью, а кафедра призвана содействовать в её осуществлении путём аналитической работы и научных изысканий.

- Например?

- ОВЦС обеспечивает участие Русской Церкви в межправославном диалоге, межхристианских отношениях, межрелигиозном сотрудничестве. Многие темы в рамках указанных сфер требуют серьёзного анализа современной ситуации, который невозможен без богословского осмысления,  исторического экскурса. Мы стремимся, чтобы аспиранты и докторанты, слушатели магистерской программы избирали для диссертационных исследований соответствующие темы, результаты которых могли бы поступить в Отдел для использования в практической работе.

Можно привести и конкретный пример. Отдел внешних церковных связей осуществляет представительство нашей Церкви на площадках международных организаций, доносит церковную позицию по актуальным вопросам современности до международного сообщества. Эта важная работа нуждается в осмыслении исторического опыта и некоторой систематизации. Поэтому один из магистрантов второго года обучения готовит диссертацию на тему участия Русской Православной Церкви в деятельности международных организаций в 1990-х – 2000-х годах. Этот весьма интересный период характеризуется сменой тематики дискурса, в котором принимал участие Московский Патриархат. Уходят с первого плана повестки дня темы борьбы за разоружение, дело мира во всём мире, помощи угнетённым народам планеты и появляется проблематика нравственного осмысления таких тем, как аборты, эвтаназия, современные медицинские технологии, торговля людьми, легализации однополых союзов и проституции.

Также одной из важных задач кафедры является подготовка молодых специалистов в области внешней церковной деятельности, которые могли бы стать новой сменой, привнесли бы в деятельность Отдела интересные идеи и подходы в решении старых задач.

- Насколько совпадают цели, которые вы ставили при создании кафедры, и ожидания от кафедры абитуриентов?

- У абитуриентов очень разный уровень подготовки и разные ожидания.

Кого-то привлекает церковная дипломатия, возможность послужить Церкви на ниве внешней церковной деятельности, и тут наши ожидания в какой-то мере совпадают.

Многих привлекает сама личность митрополита Илариона, известного иерарха и  богослова. Работу под его начальственным руководством ребята воспринимают как хорошую возможность для собственного развития,  личностного и интеллектуального роста.

На кафедре обучаются студенты с базовым дипломатическим образованием, например, в потоке магистрантов 2-го года обучения имеются лица, в прошлом окончившие МГИМО и ещё продолжающие учёбу в этом дипломатическом вузе. Для них, занятия в ОЦАиД– возможность получить знания в области внешней церковной деятельности,  что немаловажно для всестороннего развития дипломата.

Не берусь судить, оправдываем ли мы ожидания всех студентов, обучающихся на кафедре. Полагаю, что наша первейшая задача - создать условия для образовательного роста учащихся: не преподать только лишь сумму знаний, но научить пользоваться знаниями, мыслить, находить решения. А потому и самоактуализация студентов, результат их пребывания в аспирантуре – в их собственных руках.

- Насколько абитуриенты готовы воспринять знания, которые будут давать на кафедре?

-  Если вести речь о сумме знаний, то нужно отметить, что её усвоение напрямую зависит от способностей обучающихся. Мы получаем абитуриентов, которые, по сути дела, не имеют базовых знаний в области внешних церковных связей, потому что ни одно учебное заведение Русской Церкви не готовит церковных дипломатов. Хорошо, если у наших будущих студентов есть высшее духовное или светское образование. Но всему, что касается внешней церковной деятельности, приходится учить с нуля.

Конечно, высшее духовное образование позволяет поступившим более четко понять нюансы внешней церковной деятельности, потому что церковная миссия за рубежом строится на тех же основаниях, что и внутренняя, – опирается на завет Христа идти и проповедовать, свидетельствовать о вере, противостоять тем разрушающим тенденциям в области общественной, личной, семейной жизни, которые способны разрушить базисные нравственные основы существования общества.

- Студенты ОЦАиД проходят практику в ОВЦС. Как она организована и как совмещается с учебой?

- Они сочетаются очень гармонично. Учебный год на магистерской программе разделен на три триместра. Два посвящены учебе, получению теоретических знаний и навыков, а третий, который начинается в летний период, – практике, которая длится два месяца.  Практика в ОВЦС обязательна для всех магистрантов кафедры внешних церковных связей.

В текущем году мы впервые провели учебную практику в Отделе. Магистранты, в соответствии с их пожеланиями, темами будущих диссертаций и потребностями Отдела, были распределены по разным подразделениям ОВЦС: в профильные секретариаты, службу коммуникаций, протокол, канцелярию и так далее. Магистрантам была предоставлена уникальная возможность познакомиться с деятельностью синодального учреждения, ответственного за внешние связи нашей Церкви. За каждым практикантом был закреплен куратор, который помогал в осуществлении практики и следил за её ходом.

Надеюсь, что те, кто прошел практику добросовестно, смогли подтвердить и расширить теоретические знания. А еще мне бы хотелось, чтобы практика помогла развеять некоторые мифы об ОВЦС – либо о том, что труды здесь – это как дорога, намазанная медом, с льготами и преференциями, или же, напротив, стереотип, что работа в Отделе – что-то непосильно трудное и мрачное. Я бы хотел, чтобы у студентов сложилась реальная, трезвая оценка деятельности ОВЦС.

- Разбор практики будет?

- После ее окончания каждый практикант пишет отчет о проделанной работе. Все вопросы, которые возникнут по окончании, можно будет адресовать руководителю  подразделения, в котором студент проходил практику.

- Митрополит Иларион неоднократно говорил о важности изучения иностранных языков, а для хорошего освоения языка необходима стажировка в стране изучаемого языка. Дает ли ваша кафедра возможность стажировки за границей?

- Кафедра внешних церковных связей не занимается стажировками за рубежом, но может рекомендовать студента в соответствующие подразделения ОЦАиД.

Заграничная стажировка по иностранному языку – это всегда индивидуальный проект, мы не придерживаемся  практики массового направления студентов за рубеж, поскольку это неэффективно. Перспективного студента, который хочет пройти стажировку, мы берём на заметку и стараемся сделать всё возможное, чтобы подобрать соответствующие языковые курсы.

- Изучение каких языков сейчас наиболее перспективно с точки зрения последующей работы в ОВЦС?

- Чтобы успешно осуществлять задачи в области внешних церковных контактов, необходимо свободно владеть английским языком. Кончено, приветствуется знание других иностранных языков, прежде всего – новогреческого,  поскольку значительную роль в деятельности ОВЦС играют межправославные связи, и, в первую очередь, с греческим миром. Востребован немецкий язык, поскольку он является одним из основных в контактах с немецкими протестантами, а также языком богословской мысли.  Важно знание итальянского, служащего инструментарием в диалоге с Римско-Католической Церковью.

- А что касается Латинской Америки?

- Это направления развивается. В ОВЦС, в частности в Секретариате, который я возглавляю, трудится сотрудник, которому, в том числе, поручено заниматься церковно-общественными и дипломатическими связями со странами Латинской Америки. Он свободно говорит по-испански, и все наши контакты с указанным регионом  осуществляются не без его участия.

Латиноамериканский мир интересен тем, что сохраняет глубокие христианские корни. Сегодня в мировом дискурсе мы сталкиваемся с проблемой оспаривания традиционных ценностей, например, института брака и семьи, с легализацией абортов и однополых браков, и в этой ситуации ищем союзников. В первую очередь – в странах христианского мира, в том числе – католических. В этом плане Латинская Америка может быть нашим союзником в деле защиты традиционных ценностей, поэтому контакты с этими странами для нас важны.

- В июньском наборе нынешнего года нет девушек. Девушки не учатся на вашей кафедре?

- Среди наших студентов есть только одна девушка – учащаяся магистерской программы второго года обучения. Но это не потому, что мы ставим какой-то заслон по гендерному признаку, просто так складывается, что к нам идут в основном молодые люди. Пользуясь случаем, хочу пригласить девушек обучаться на кафедре внешних церковных связей, последующее служение которых на ниве зарубежных контактов нашей Церкви – востребовано.

- А может быть, у девушек и женщин и правда меньше перспектив и возможностей в плане работы в ОВЦС? Молодого человека ведь можно взять с собой в любой монастырь, на Афон, если нужно – привести в алтарь, а для женщин априори существуют некоторые ограничения.

- Конечно, определенные ограничения есть, и есть сферы служения, которые женщинам недоступны. Но что касается внешней церковной деятельности, их не так много. Церковь состоит и из мужчин и из женщин, и служение женщин на самых разных направлениях церковной деятельности нисколько не умаляется по сравнению со служением мужчин. Талантливая и образованная женщина сможет найти применение своим способностям и знаниям в нашем Отделе. Наравне с остальными она может быть включена в церковную делегацию, деятельно участвовать в переговорах, подготовить статью или информационное сообщение, быть переводчицей. Лицо Русской Церкви имеет не только мужские черты.

- Вы допускаете, что на кафедру внешних церковных связей поступают в том числе не ради дальнейшей работы в ОВЦС?

- Думаю, что значительный процент обучающихся на кафедре не предполагают связать свою жизнь с ОВЦС и лишь немногие планируют работать в Отделе. Это не пугает и не смущает, поскольку работа в ОВЦС – особое служение, в котором никогда не было массовости. В Отделе остаются люди, которые воспринимают работу здесь как нечто близкое их духу и характеру. Порой из целого потока студентов таковых наберётся 1-2 человека, но именно такие люди нам нужны. Бывает, что на работу в Отдел устраиваются случайные люди, но обычно они скоро уходят.

Я лично убеждён, что если человек получит образование на нашей кафедре, а после займётся иным церковным служением: станет приходским священником, миссионером или катехизатором, – у него все равно останется понимание важности внешней деятельности нашей Церкви. И это представление он сможет донести и до других. А потому мы трудились не зря.

- «Церковная дипломатия» – термин несколько спорный. В каком-то плане дипломатия – это искусство лицемерия и обмана ради достижения своих целей, и тут есть некое противоречие с христианством. Не отвлечет ли изучение дипломатических приемов, нюансов и тонкостей от каких-то базовых христианских ценностей и принципов?

- Я сторонник термина «церковная дипломатия». В науке существует огромное количество дефиниций термина «дипломатия», и только одна из трактовок связана с негативным отношением к дипломатии как к некоему искусству лжи и обмана для достижения поставленных целей. Большая часть трактовок характеризует дипломатическое служение как миссию, нацеленную на защиту законных интересов и справедливого мироустройства.

Церковная дипломатия – это свидетельство окружающему миру о правде Божией, справедливости, нравственном законе, которое опирается на Священное Писание и Предание Церкви; это проповедь слова Божия окружающему миру. Сила слова церковного дипломата не в кружевах витиеватой речи, обмане или лицемерии, но в Божественной простоте благовестия, заповеданного Христом Спасителем к распространению. Порой такого проповедника не слушают, могут освистать с высоких трибун. Однако мы помним слова Иисуса Христа «Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин. 15, 20). Это помогает нам в миссии внешнего церковного служения.

В связи с этим не думаю, что молодой человек, который избрал путь внешней миссии Церкви, потеряет что-то в вере, жизненных ориентирах, поскольку подлинный церковный дипломат – тот, кто, живя по вере, может донести эту веру до другого, например, до чиновника международной организации, государственного деятеля или политика.  Суметь выразить актуальные вопросы жизни современного общества сквозь призму религиозной веры -  это и есть церковная дипломатия. А тот, кто пытается действовать лицемерно или обманом, не является церковным дипломатом. Если он выбирает этот путь, значит, не понял, как должно свидетельствовать о Церкви Божией.

- Что нового ожидается на кафедре внешних церковных связей в будущем учебном году?

- Мы будем продолжать развивать учебный процесс в рамках магистерской программы, в частности, у нас стартует новый модуль по межхристианским отношениям. Также мы планируем совершенствовать учебно-методическую базу: на протяжении нескольких месяцев ведётся подготовка учебника по внешним церковным связям. Этот учебник будет первым в своем роде, поскольку раньше никто не описывал и не систематизировал в учебном контексте внешнюю деятельность Русской Церкви. Надеемся, что он поможет нашим магистрантам, аспирантам и докторантам, студентам Московской духовной академии, где преподаётся курс по внешним церковным связям, а также будет интересен и полезен широкому кругу читателей.

К подготовке учебника мы подходим тщательно, поэтому предпочитаем не торопиться, а получить хорошую, выверенную и качественную книгу.

Источник

vcs1.jpg

6 сентября 2012 года в ОВЦС прошёл вступительный экзамен для абитуриентов кандидатской и докторской программ, поступающих на кафедру Внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В состав приемной комиссии вошли: заместитель заведующего кафедрой, секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук и секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям протоиерей Димитрий Сизоненко.

vcs2.jpg

Абитуриентам были предложены вопросы, относящиеся к проблематике межправославного диалога, межхристианских связей, а также отношений Русской Православной Церкви с общественно-политическими кругами зарубежных государств.

Среди поступающих на кафедру Внешних церковных связей — клирики и миряне, представляющие различные епархии Русской Православной Церкви.

 

 

 

Служба коммуникации ОВЦС

logo-new.png

В Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия по благословению ректора митрополита Волоколамского Илариона начались вступительные экзамены второго набора. Первым экзаменом у абитуриентов докторской, кандидатской и магистерской программ было сочинение.

Источник

sept_zachisl.jpg

7 сентября 2012 года собеседованием с ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополитом Волоколамским Иларионом завершились вступительные испытания второго набора 2012 года.

Владыка Иларион принял лично каждого абитуриента магистерской, кандидатской и докторской программ, сдавших все экзамены на положительный балл.

По результатам экзаменов и состоявшейся беседы с ректором было принято решение о зачислении в Общецерковную аспирантуру и докторантуру.

Список зачисленных в соответствии с подписанными ректором приказами публикуется на сайте учебного заведения.

logo-new.png

Список зачисленных (сентябрь 2012)

 

Докторская программа:

на кафедру богословия:
1.    Духанина Валерия Николаевича
2.    Хандогу Николая Анатольевича
3.    Диакона Димитрия Цыплакова

на кафедру библеистики:
4.    Иерея Андрея Выдрина

на кафедру внешних церковных связей:
5.    Иерея Антония Борисова
6.    Вишневского Александра Константиновича
7.    Козлова Дениса Владимировича

на кафедру церковной истории:
8.    Иерея Димитрия Долгушина
9.    Иеродиакона Иова (Чернышева)
10.    Кудина Алексея Анатольевича

на кафедру управления и канонического права:
11.    Игумена Мефодия (Илюточкина)
12.    Протоиерея Тимофея Фетисова

 

Кандидатская программа

I.    По очной форме обучения:

на кафедру богословия:
1.    Брагину Елену Юрьевну
2.    Отто Дарью Александровну

на кафедру библеистики:
3.    Гороховца Антона Владимировича

на кафедру внешних церковных связей:
4.    Кашицына Илью Дмитриевича

на кафедру управления и канонического права:
5.    Иерея Николая Овсянникова

II.    По заочной форме обучения:

на кафедру богословия:
6.    Иерея Андрея Ломакина

на кафедру библеистики:
7.    Иерея Алексия Раздорова

на кафедру внешних церковных связей:
8.    Иеромонаха Зосиму (Балина)
9.    Иеромонаха Илариона (Мокрицкого)
10.    Диакона Иоанна Логинова
11.    Иерея Михаила Поваляева
12.    Тельтевского Романа Владимировича

на кафедру церковной истории:
13.    Иеромонаха Дорофея (Пурис)
14.    Протоиерея Максима Кокарева
15.    Диакона Евгения Кузнецова
16.    Иерея Аркадия Маковецкого
17.    Послушницу Инну Тарасову
18.    Диакона Даниила Храмова

на кафедру церковно-практических наук:
19.    Волкова Андрея Алексеевича
20.    Протоиерея Вячеслава Дроговоза
21.    Протоиерея Георгия Каратецкого

на кафедру церковных искусств и археологии:
22.    Ким Екатерину Сергеевну

Научно-образовательная теологическая ассоциация Патриархия - сайт Церковь и время Учебный комитет Богослов.RU