НОВОСТИ

IMG_8376.jpg

7 июня 2016 года  в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялось заседание кафедры внешних церковных связей, на котором было проведено обсуждение подготовленной докторантом кафедры протоиереем Вадимом Суворовым диссертационной работы «Учение о первенствующем епископе в русском православном и католическом богословии в XX веке». В заседании приняли участие: первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов - научный консультант докторанта, доцент кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Валентин Васечко – внешний рецензент представленной диссертационной работы; заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей, секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры священник Димитрий Сафонов, преподаватель кафедры внешних церковных связей священник Алексий Дикарев – рецензент со стороны кафедры внешних церковных связей, докторант кафедры протоиерей Вадим Суворов, секретарь кафедры Е.Н. Сафонова.

После доклада докторанта состоялось обсуждение представленной работы. Были заслушаны отзывы научного консультанта и рецензентов. Докторант ответил на вопросы, замечания и предложения, высказанные присутствующими по тексту представленной работы. В ходе дискуссии были отмечены личное участие автора в получении результатов, изложенных в диссертации, их особая актуальность в сфере межцерковных и межправославных отношений, практическая значимость и новизна, соответствие уровня представленного исследования требованиям к диссертационным работам на соискание ученой степени доктора богословия. По итогам дискуссии было принято решение о необходимости корректировки темы представленного диссертационного исследования и его доработки к предварительной защите, намеченной на начало сентября 2016 года

ECR_2290.jpg

5 июня 2016 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Этот храм входит в комплекс Черниговского Патриаршего подворья, в зданиях которого размещается Общецерковная аспирантура и докторантура.

Архипастырю сослужили настоятель храма святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе, благочинный Покровского благочиния города Москвы протоиерей Александр Абрамов, проректор ОЦАД по учебной работе иеромонах Иоанн (Копейкин), сотрудники и учащиеся Общецерковной аспирантуры и докторантуры в священном сане.

В храме молились руководитель Учебно-методического управления Общецерковной аспирантуры Мигель Паласио, заведующий кафедрой философии В.Н. Катасонов, заведующий кафедрой библеистики ОЦАД М.Г. Селезнев, члены профессорско-преподавательской корпорации и слушатели ОЦАД.

За богослужением владыка Иларион совершил хиротесию референта председателя ОВЦС Александра Ершова во чтеца.

После сугубой ектеньи архипастырь вознес молитву о мире на Украине.

В архипастырском слове к собравшимся в храме митрополит Иларион сказал:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос Воскресе!

Продолжая праздновать Святую Пасху, мы в течение всего пасхального периода слышим чтения из Евангелия от Иоанна. И сегодня мы слышали о том, как Господь Иисус Христос даровал зрение тому, кто был от рождения слепым и никогда не видел Божьего света. Сжалившись над этим человеком и услышав его грустную повесть, Господь послал его на купальню Силоам для того, чтобы тот омылся водою. Исполнив сказанное, слепой прозрел.

Рассказ об этом исцелении в Евангелии от Иоанна предваряется вопросом учеников, которые, увидев слепца, спросили Христа: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9. 2). Подобные вопросы часто задают люди, когда слышат о детях с врожденными недостатками или видят этих детей.

Кто виноват? Бывает, в том, что люди рождаются больными, виноваты родители. К сожалению, дети носят на себе не только добрые качества своих родителей, но и их недостатки. И бывает, что появление на свет ребенка с врожденными дефектами является прямым следствием грехов родителей, но далеко не всегда кто-то напрямую виноват в том, что тот или иной человек родился с каким-либо физическим недостатком. Бывает так (и об этом говорит Господь Своим ученикам), что болезнь дается человеку для того, чтобы на нем была явлена слава Божия, чтобы человек, преодолевая свой недуг, совершал дело, которое Бог ему поручил совершить, и чтобы окружающие люди, помогая больному или неполноценному человеку, становились добрее и лучше.

Потому что очень часто бывает так, что когда у человека все хорошо, когда вокруг него все прекрасно, ему кажется, что нет никакой нужды в высшей силе, нет никакой нужды в Боге – можно и так прожить неплохо. Но когда в семье живет человек с задержкой развития или рождается ребенок с врожденными недостатками, тогда для того, чтобы помочь ему жить полноценной жизнью, требуются особые усилия от родителей, от близких, от врачей. И всякий раз это становится подвигом для окружающих людей, а также является поводом для того, чтобы они проявили свою человеческую доброту и чтобы через это являлась слава Божия.

Мы знаем удивительные случаи, когда люди, несмотря на тяжелейшие врожденные или приобретенные в раннем возрасте физические недостатки и увечья, тем не менее, прожили полноценную жизнь. Многие, наверное, слышали об оксфордском физике Стивене Хокинге, а кто-нибудь, может быть, и читал его книгу «Краткая история времени». Этот человек, еще будучи совсем молодым, заболел очень тяжелой болезнью, которая означала для него постепенную потерю способности говорить и двигаться при сохранении возможности слышать и воспринимать окружающий мир. Только это восприятие окружающего мира должно было для него стать дорогой с односторонним движением: он мог слышать вопросы, но не мог отвечать на них. И вот по мере того, как этот недуг становился все более тяжелым, близкие ему люди и медики изобретали более и более совершенные средства для того, чтобы он все-таки мог коммуницировать с внешним миром. Господь судил ему прожить долгую жизнь. Стивен Хокинг жив до сих пор, ему далеко за семьдесят. Он не может ни двигаться, ни говорить, однако при этом пишет книги, выступает с лекциями.

Очень часто в своих книгах он ставит вопрос: есть ли Бог? И на каком-то этапе, когда этот человек писал «Краткую историю времени», он, как мне кажется, был близок к тому, чтобы уверовать в Бога. Но потом какие-то обстоятельства сложились таким образом, что он пришел к убеждению, что Бога нет. А между тем люди, которые на него смотрят, которые видят постоянно и ежедневно происходящее вокруг него чудо, понимают, что и в его жизни, и в жизни тех, кто его окружает, несомненно, явлена слава Божия. Потому что Господь по каким-то одному Ему ведомым причинам послал Стивену Хокингу эту болезнь, но болезнь не стала ни для него препятствием к полноценной жизни, ни для других людей – препятствием к тому, чтобы помогать ему и через это становиться лучше и добрее.

И так бывает с очень многими людьми, которые, преодолевая врожденные недостатки, живут полноценной и полнокровной человеческой жизнью.

Но Господь напоминает также о том, что помимо физических недостатков имеются недостатки духовные. Бывает слепота физическая, а есть слепота духовная. И читая евангельский рассказ о том, как Бог даровал зрение слепому от рождения, мы видим, что на этом чудо не закончилось. Евангелист вполне мог завершить свое повествование об этом чуде тем, что слепой пошел в купальню Силоам, умылся и прозрел, однако рассказ с этого только начинается. И дальше апостол и евангелист Иоанн повествует о том, как этого прозревшего человека вызвали иудеи, допрашивали его, начали говорить ему, мол, Тот, кто тебя исцелил, не может быть праведником, потому что Он субботу нарушает. А исцеленный человек в диалоге с фарисеями постепенно все больше и больше укреплялся в вере в Господа Иисуса Христа. И в какой-то момент, когда его прямо спросили: «Ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи?», тот сказал: «Это пророк» (Ин. 9. 17).

Как показывает евангелист, и на этом история не закончилась, потому что для того, чтобы получить зрение не только телесное, но и духовное, этому человеку, слепому от рождения, нужно было уверовать в Иисуса Христа не только как в пророка, праведника или целителя, но как в Бога и Спасителя. Поэтому дабы довершить исцеление уже от духовной слепоты, Господь Иисус Христос Сам находит его в храме и спрашивает: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» Исцеленный отвечал: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» Иисус сказал ему: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою» (Ин. 9. 35-37). Евангельский рассказ завершается тем, что бывший слепой уверовал в Господа Иисуса Христа как Бога и Спасителя.

Очень часто люди открывают Священное Писание и начинают читать евангельские рассказы о жизни Господа Иисуса Христа. И очень часто, закрывая Евангелие, они думают, что прочли лишь еще одну из множества существующих книг о разных интересных людях. Есть такая серия «Жизнь замечательных людей» – в ней издано уже более тысячи томов. И вот можно было бы думать, что Евангелие – это одна из книг этой серии, что это описание жизни замечательного человека Иисуса Христа, Который говорил интересные вещи и совершал чудеса. Но прочитать Евангелие таким образом – это значит не понять самую его суть. Очень многие евангельские рассказы, в том числе и повествования о чудесах, завершаются тем, что тот или иной человек уверовал в Иисуса Христа. И именно для этого около двух тысяч лет назад было написано Евангелие – для того, чтобы люди открывали его, читали и понимали, что речь идет не о простом человеке, пусть даже и пророке (как поначалу сказал слепорожденный) либо об учителе нравственности или целителе. Речь идет о Боге, ставшем человеком.

И именно вера в то, что Иисус Христос есть Сын Божий, что Он Бог, ставший человеком, открывает человеку глаза на суть того, о чем говорится в Евангелии. Если веры нет, то это просто одна из книг серии «Жизнь замечательных людей». Но если Господь дает такую веру человеку, тот в каждом евангельском повествовании и в каждом слове Господа Иисуса Христа, запечатленном на страницах Евангелия, открывает для себя вечную жизнь. Тогда эта книга становится для него руководством к действию, и образ Господа Иисуса Христа становится для него тем сияющим идеалом, к которому человек стремится приблизиться в своей жизни.

Бог очень многим людям не дал этой веры. Не сомневаюсь в том, что Стивен Хокинг читал Евангелие, может быть, не раз и не два. Но Господь не открыл ему, что Иисус Христос есть Сын Божий. И прочитав Священное Писание, этот человек не уверовал в то, что Бог существует. Мы не знаем, почему одним людям Господь открывает веру, а другим нет, но помним слова Господа Спасителя: «Ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7. 7). Мы не сомневаемся в том, что если человек ищет Бога, он Его находит. Если человек открывает свое сердце навстречу Богу, Бог непременно к нему приходит. Если человек стремится к вере, то непременно получит ее.

Будем молиться о том, чтобы Господь всегда отверзал наши духовные очи, чтобы они никогда не были закрытыми на то, что происходит внутри и вокруг нас. Обратимся к Богу с молитвой о том, чтобы те наши близкие, которые еще не просвещены светом веры Христовой, по действию Самого Господа приходили к вере и открывали для себя то самое лучшее, что есть в человеческой жизни, – открывали для себя Бога и Возлюбленного Сына Его Господа Иисуса Христа. Аминь».

Далее владыка вручил Патриаршие награды ряду сотрудников Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Юбилейные медали «1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира» были вручены проректору ОЦАД иеромонаху Иоанну (Копейкину), руководителю административно-хозяйственного отдела М.А. Титову, секретарю ректора Карине Гандур, заместителю руководителя административно-хозяйственного отдела И.А. Парфенову, а также помощнику руководителя секретариата Синодальной библейско-богословской комиссии Е.И. Богдасаровой.

Затем митрополит Волоколамский Иларион вручил дипломы студентам, защитившим диссертации по магистерским программам Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

От лица выпускников со словами благодарности к ректору Общецерковной аспирантуры и докторантуры обратился протоиерей Александр Абрамов, отметив, в частности: «Это особое счастье, это особая честь, это милость Божия. Я хочу сердечно поблагодарить Вас как ректора, вашу администрацию, отца проректора и профессорско-преподавательскую корпорацию за то счастье, которое дал мне лично этот небольшой период времени почувствовать себя студентом. Это дает возможность почувствовать себя нужным и Святой Церкви, и нашему дорогому Отечеству… Сердечная благодарность от всех нас и поклон».

Служба коммуникации ОВЦС

photo_title.JPG

3 июня 2016 года завершились курсы повышения квалификации для руководителей епархиальных информационных служб, организованные Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия и Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Занятия проходили с 30 мая по 3 июня. Перед слушателями выступили: председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков, главный фотограф пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Игорь Палкин, преподаватель программ MBA, EMBA и DBA в бизнес-школах Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Т.А. Нестик, профессор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", писатель и публицист А.Н. Архангельский, исполнительный директор Ибероамериканского центра Московского государства института международных отношений Министерства иностранных дел России А.Л. Зенькович, генеральный директор международного информационного центра МИА "Россия сегодня" Д.К. Киселев и другие лекторы.

Основное внимание в учебной программе было уделено информационной политике Русской Православной Церкви и организации деятельности пресс-службы в епархиях.

Пресс-служба ОЦАД 

photo_title.JPG

2 июня 2016 года в рамках вторых курсов повышения квалификации для руководителей информационных отделов епархий состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия и  Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. 

Документ был скреплен подписями митрополита Волоколамского Илариона и В.Р. Легойды.

«Вы как руководители информационных отделов епархий являетесь в значительной степени связующим звеном между вашим правящим архиереем ― руководством епархии ― и внешним миром. Очень часто люди именно по вам судят о Церкви, о церковной жизни, о том, что происходит в ваших епархиях, и поэтому очень важно, чтобы ваши суждения были компетентными, грамотными», ― сказал владыка Иларион, обращаясь к собравшимся. В.Р. Легойда поблагодарил руководство и сотрудников Общецерковной аспирантуры за организацию учебного процесса, который, по его словам, "направлен на получение именно знания, а не информации". "Информация ― это категория не мировоззренческая и не ценностная, а знание ― как раз категория мировоззренческая и ценностная. Проходя обучение здесь, вы получаете, конечно, знания", ― отметил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Со стороны ОЦАД на подписании соглашения присутствовал исполнительный секретарь курсов повышения квалификации ОЦАД И.А. Парфенов.

В продолжение учебного дня первый заместитель ГАУК «Мосгорту» Н.Г. Лосева выступила перед слушателями курсов с лекцией «Медиа. Тренды 2016. Новые медиа: новые законы аудитории.», а заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе провел с участниками курсов деловую игру.

Завершился четвертый день занятий посещением международного информационного агентства "Россия сегодня", где состоялась встреча слушателей с генеральным директором Д.К. Кисилевым и начальником отдела "Религия и мировоззрение" О.В. Липич. Д.К. Киселев в своем выступлении отметил, что Церкви надо активнее входить в информационное пространство, осваивать новые технологии и поделился личным опытом интервьюирования Святейшего Патриарха и всея Руси Кирилла. Также участники имели возможность побывать в инфорумах и понаблюлать за работой  МИА "Россия сегодня".

Курсы для руководителей информационных отделов епархий продлятся до 3 июня.

Пресс-служба ОЦАД

ocadminobr.jpg

30 мая 2016 года приказом заместителя министра образования и науки России Л.М. Огородовой выдано разрешение на создание Объединенного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по специальности 26.00.01 – теология на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Московского государственного университета и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Этому беспрецедентному для российской истории событию предшествовала начавшаяся еще в 1990-х годах длительная и напряженная работа Русской Православной Церкви и других традиционных религий работа по созданию научной отрасли «Теология» в светском образовательном пространстве.

Диссертационный совет возглавил ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. В состав совета вошли доктора философских и исторических наук. Заместителями председателя стали профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Георгий Ореханов, заведующий кафедрой истории ОЦАД профессор А.Ю. Андреев и заведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений РАНХиГС О.Ю. Васильева. В состав совета вошел также председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент. Секретарем совета назначен Ученый секретарь ОЦАД, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей кандидат исторических наук священник Димитрий Сафонов.

В состав совета вошли представители Общецерковной аспирантуры В.Н. Катасонов, А.Р. Фокин, Д.В. Шмонин; Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета — К.М. Антонов, А.А. Кострюков, Н. Ю. Сухова; Московского государственного университета — М.В. Бибиков, Н.С. Борисов, Д.М. Володихин, К.А. Панченко, В.Я. Саврей; РАНХиГС — А.В. Ситников; Российской академии наук — Г В. Вдовина, А.В. Назаренко; Санкт-Петербургского государственного университета — С.Л. Фирсов; Российской христианской гуманитарной академии — М.В. Шкаровский; заведующий кафедрой теологии Пермского государственного университета протоиерей Алексей Марченко, заведующий кафедрой теологии Самарского государственного университета протоиерей Димитрий Лескин. Приказ и списочный состав совета опубликованы на сайте ВАК.

Теология была признана научной специальностью решением президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки 12 октября 2015 года.

photo_title.jpg

30 мая 2016 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия начались вторые курсы повышения квалификации для руководителей информационных отделов епархий Русской Православной Церкви. Курсы организованы Общецерковной аспирантурой и Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ в рамках подписанного ранее соглашения о сотрудничестве. 

От лица Общецерковной аспирантуры слушателей поприветствовал исполнительный секретарь курсов повышения квалификации ОЦАД И.А. Парфенов.

Программа курсов включает выступления председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора ОЦАД митрополита Волоколамского Илариона, председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойды, экспертов, общественных деятелей и ведущих специалистов в области информационных технологий.

В первый лекционный день первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипков рассказал слушателям об актуальных проблемах в сфере взаимоотношений Церкви с государством и обществом, сотрудница Пресс–службы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М.Е. Коровина - о связях с общественностью в работе организации и о базовых PR-документах для СМИ, специалист Управления делами Московской Патриархии Е.Е. Жуковская - о месте информационной деятельности в решениях органов церковного управления за 2009-2016 годы, преподаватель программы МВА Московского государственного института международных отношений Ю.Д. Анциферов – об эффективных и неэффективных способах продвижения в социальных медиа.

Курсы повышения квалификации для руководителей информационных отделов епархий Русской Православной Церкви продлятся до 3 июня.

Пресс-служба ОЦАД

photo_title.jpg

27 мая 2016 года завершились курсы повышения квалификации для руководителей епархиальных отделов по религиозному образованию и катехизации, организованные Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия совместно с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации.

Итоги работы курсов подвели исполнительный секретарь курсов повышения квалификации ОЦАД Иван Парфенов, руководитель Учебно-методического управления, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей ОЦАД Мигель Паласио и руководитель Информационной службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации, координатор Рабочей группы для изучения и выработки подходов к формированию учебных пособий для воскресных школ иеромонах Геннадий (Войтишко).

Курсы продлились с 23 по 27 мая. В рамках учебной программы перед слушателями выступили председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, заместитель председателя ОРОиК игумен Митрофан (Шкурин), проректор по учебной работе Общецерковной аспирантуры иеромонах Иоанн (Копейкин), руководитель Информационной службы ОРОиК, координатор Рабочей группы для изучения и выработки подходов к формированию учебных пособий для воскресных школ иеромонах Геннадий (Войтишко), ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Е.Ю. Малеванов, сотрудники Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

Руководители епархиальных отделов смогли ознакомиться с различными аспектами современного российского образования, обсудить методы и возможности совместной работы Русской Православной Церкви с государственными образовательными учреждениями, познакомиться с представителями Синодальных отделов, государственных организаций и ВУЗов.
         
Сайт "Православное образование"/Пресс-служба ОЦАД

jail_title_01.jpg

26 мая 2016 года завершились курсы повышения квалификации для руководителей епархиальных отделов по тюремному служению, организованные по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия совместно с Синодальным отделом по тюремному служению.

На закрытии курсов выступили исполнительный секретарь курсов повышения квалификации ОЦАД И.А. Парфенов и заместитель председателя Синодального отдела по тюремному служению Русской Православной Церкви Д.В. Комнов.

Перед слушателями выступили президент Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского А.Л. Дворкин, руководитель Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Лев Семенов, профессор кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры, начальник Управления по научной работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета А.В. Саввин, преподаватель Перервинской духовной семинарии А.И. Солодков, член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции России Р.А. Силантьев.

Курсы для священнослужителей, несущих послушание в местах лишения свободы, были организованы Общецерковной аспирантурой впервые.
 
Пресс-служба ОЦАД

ECR_1897.jpg

26 мая 2016 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион посетил Военный университет Министерства обороны России. Архипастыря сопровождали руководитель Учебно-методического управления, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей ОЦАД Мигель Паласио и сотрудник Секретариата ОВЦС по межправославным отношениям Д.И. Петровский.

Владыку Илариона встречали начальник Военного университета генерал-полковник В.И. Марченков, заместитель начальника Военного университета по учебной и научной работе генерал-майор Е.Г. Князева, помощник начальника Военного университета по работе с верующими военнослужащими протоиерей Димитрий Солонин.

Архипастырь посетил действующий при Военном университете домовый храм во имя благоверного князя Даниила Московского. Здесь владыка совершил освящение Табынской иконы Божией Матери и хоругви с иконой святого Даниила Московского – небесного покровителя военно-гуманитарного факультета этого вуза.

Затем в конференц-зале митрополит Волоколамский Иларион выступил перед руководством, преподавательским составом и курсантами Военного университета, а также ответил на многочисленные вопросы слушателей.

Далее состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени равноапостольных Кирилла и Мефодия и Военным университетом.

Митрополит Иларион передал в дар университету икону святого благоверного князя Александра Невского, а также издания своих книг, включая труд «Православие» в двух томах.

Начальник вуза генерал-полковник В.И. Марченков подарил иерарху альбом, посвященный 95-летию Военного университета.

Служба коммуникации ОВЦС/Пресс-служба ОЦАД

title_01.jpg25 мая 2016 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия впервые открылись краткосрочные курсы для тюремных священнослужителей.

Данные курсы входят в цикл Высших академических курсов Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, проходящих в городе Рязань с 16 мая по 24 июня для тюремных священнослужителей в рамках программы профессиональной переподготовки в должностной категории «Помощники начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими».

Учебная программа курсов в Общецерковной аспирантуре посвящена противодействию деятельности неоязычников и псевдорелигиозному экстремизму, их крайнему проявлению в социально-политической жизни общества – терроризму. Главной темой лекций станет изучение профилактики осужденных от влияния упомянутых угроз.
 
На открытии курсов к слушателям обратились председатель Синодального отдела по тюремному служению епископ Красногорский Иринарх и исполнительный секретарь курсов повышения квалификации Общецерковной аспирантуры и докторантуры И.А. Парфёнов. 

Пресс-служба ОЦАД

sobor1917.jpg

20 мая 2016 года Ученый секретарь, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей ОЦАД священник Димитрий Сафонов выступил в Сретенской духовной семинарии с лекцией "Поместный собор 1917–1918 гг. и первые годы гражданской войны".

Лекция состоялась в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», организуемых для массовой аудитории Сретенским монастырем и духовной школой, действующей в этой святой обители. Отец Димитрий рассказал собравшимся о Поместном соборе 1917-1918 годов, посланиях святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, и его служении, о первых новомучениках среди духовенства и мирян, церковно-государственных отношениях в указанный период и истории церковного зарубежья.

По окончании лекции отец Димитрий ответил на вопросы аудитории.

С текстом лекции можно ознакомиться здесь: http://sdsmp.ru/news/n2701/

Пресс-служба ОЦАД

title.JPG

23 мая 2016 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия открылись курсы повышения квалификации для руководителей епархиальных отделов религиозного образования и катехизации. В курсах, впервые организованных по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, принимают участие представители более 40 епархии Русской Православной Церкви.

Церемонию открытия возглавили проректор по учебной работе Общецерковной аспирантуры иеромонах Иоанн (Копейкин) и заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин). На мероприятии присутствовали заведующий кафедрой педагогики и теории образования ОЦАД Д.В. Шмонин и исполнительный секретарь курсов повышения квалификации ОЦАД И.А. Парфенов.

 

Иеромонах Иоанн (Копейкин) приветствовал слушателей от лица ректора Общецерковной аспирантуры митрополита Волоколамского Илариона. Отец Митрофан отметил, "что впервые за 20-25 в Русской Православной Церкви стали говорить о необходимости серьезного подхода к образовательному процессу. И тон в этом задает Общецерковная аспирантура".

В первый день участники курсов прослушали лекции заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе, заведующего сектором катехизации Синодального отдела религиозного образования и катехизации Д.А. Туголукова и заведующего кафедрой педагогики и теории образования ОЦАД Д.В. Шмонина.

Учебная программа курсов посвящена организации деятельности воскресных школ, созданию центра дополнительного образования на приходе, подготовке и повышению квалификации педагогов для преподавания предметов духовно-нравственного содержания, конфессиональной аттестации православных образовательных организаций и другим вопросам, представляющим значимость для слушателей.

В рамках курсов повышения квалификации планируется подписание соглашения о сотрудничестве между Общецерковной аспирантурой и Синодальным отделом религиозного образования и катехизации.

Курсы продлятся до 27 мая.

Пресс-служба ОЦАД

01.jpg

18-19 мая 2016 года в Санкт-Петербургской духовной академии состоялась VIII международная студенческая научно-богословская конференция, в которой приняли участие учащиеся 29 отечественных и зарубежных духовных академий, семинарий и вузов. По благословению ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополита Волоколамского Илариона в конференции принял участие аспирант IV года обучения кафедры внешних церковных связей, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата И.Д. Кашицын.

18 мая на открытии форума было оглашено приветствие ректора СПбДА архиепископа Петергофского Амвросия, подчеркнувшего, что  богословие отвечает на те непростые вопросы, которые ставит современное общество перед Церковью. С приветствием к участникам также обратился исполняющий обязанности проректора по научной работе СПбДА священник Игорь Иванов.

 

Далее состоялось пленарное заседание. И.Д. Кашицын выступил с докладом, посвященным деятельности экстремистских группировок в отношении христиан Сирии и Ирака в последние годы. Докладчик выявил и проанализировал причины и формы преступлений, совершаемых боевиками против христиан, отметил угрожающие масштабы сокращения христианского присутствия в странах Ближнего Востока и необходимость солидарных усилий мирового сообщества для защиты преследуемых христиан.

По итогам выступления аспиранта ОЦАД состоялась оживленная дискуссия, участники которой отметили актуальность избранной тематики.

Конференция продолжилась секционными заседаниями и завершилась 19 мая принятием итогового коммюнике.

Вышел в свет "Сборник докладов. Материалы VIII международной студенческой научно-богословской конференции", где опубликован доклад И.Д. Кашицына.

Пресс-служба ОЦАД

6.jpg

18 мая 2016 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия состоялась встреча с директором Института экуменических исследований имени Йоханна-Адама Мёллера г. Падерборн (Германия), специалистом в сфере православно-католических отношений доктором Йоханнесом Ольдеманном. 

Гостя приветствовал руководитель Учебно-методического управления, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей ОЦАД Мигель Паласио.

В рамках лекции "От полемики к диалогу. Линии развития и поля напряжения в диалоге между Православной и Римско-Католической Церквами"  доктор Ольдеманн затронул такие темы, как примат и соборность, богословие и история, идентичность и диалог.  Докладчик обратился к  "Равеннскому документу"  (2007 год) - итоговому документу X пленарного заседания Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной Церквами (не подписан Русской Православной Церковью). В документе подчеркивается, что на всех уровнях Церкви (на местном, региональном и вселенском) должна присутствовать взаимозависимость между первым (предстоятелем) и сообществом (община или коллегия епископов). Несмотря на "ограничивающие замечания", этот документ расценивался католической стороной как успех, так как православные впервые признали примат на уровне Вселенской Церкви, отметил немецкий ученый. Но принятый документ не только не способствовал развитию диалога, но стал камнем преткновения по причине спора внутри Православной Церкви. Известные еще до заседания в Равенне возражения Русской Церкви по поводу роли Константинополя были проигнорированы на заседании, проведенном в отсутствие делегации Московского Патриархата. "Это игнорирование было ошибкой", - подчеркнул доктор Ольдеманн.

 

После принятия "Равеннского документа" Смешанная православно-католическая богословская комиссия решилась на то, чтобы разработать документ о примате епископа Рима в первом тысячелетии. Это оказалось сложнее, чем предполагалось. Два текста, разработанные специальными комиссиями, как и два проекта, подготовленные координационными комитетами, были отвергнуты на совместных заседаниях в 2009, 2010 и 2014 годах. Проблема, по мнению докладчика, состоит в том, что с православной стороны "принципиально отвергается сама возможность сформулировать совместную позицию по примату Римского епископа в этот период церковной истории, в период неразделенной Церкви". А причина кроется в том, что вопросу взаимосвязи богословия и истории уделяется мало внимания в официальном диалоге. Однако неофициальная группа богословов – православно-католическая рабочая группа имени святого Иринея Лионского, основанная в 2014 году, занимается этим вопросом и сформулировала вывод: "Экуменический диалог не будет продвигаться дальше, если не будем принимать во внимание результаты церковно-исторических исследований, если в равной степени не постараемся понять другую традицию и ее своеобразие. Мы должны быть готовы изучить наши уроки истории…".  

Каждый откровенный диалог предполагает, что "я готов осмыслить свою идентичность, свои основополагающие убеждения, а также чтобы я мог объяснить их своему собеседнику". Открытый диалог требует принятия самоопределения собеседника, признания его идентичности. Такой диалог может быть успешен, когда оба партнера говорят на равных. Однако, как только для одного возникает опасность, что другой его не воспринимает всерьез, диалог распадается, отметил доктор Ольдеманн.

Лектор призвал подумать и о конкретных шагах. Чтобы прийти к лучшему взаимопониманию, мы должны строить диалог на широком базисе, поддерживать личные контакты между православными и католиками, между профессорами, между общинами верующих. Из диалога может вырасти настоящая встреча: я буду принимать другого не только как представителя его Церкви, но как личность, призванную Богом к жизни в вере. Он напомнил слова председателя Папского совета по содействию христианскому единству в 2001-2010 годах кардинала Вальтера Каспера о том, что "христиане Востока и Запада разделились потому, что стали жить отдельно друг от друга".

По окончании лекции доктор Ольдеманн ответил на вопросы, касающиеся, в частности, "исторического контекста", в котором Церкви вернулись к диалогу.

Пресс-служба ОЦАД

(по материалам агенства "Благовест-Инфо")

master-defence.jpg

18 мая 2016 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия состоялась очередная защита магистерских работ.

Диссертационный совет возглавил ректор ОЦАД митрополит Волоколамский Иларион.

В состав диссертационного совета вошли проректор по учебной работе ОЦАД иеромонах Иоанн (Копейкин), секретарь Ученого совета, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей ОЦАД, кандидат исторических наук, кандидат богословия иерей Димитрий Сафонов, руководитель Учебно-методического управления, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей ОЦАД Мигель Паласио, заведующий кафедрой истории ОЦАД доктор исторических наук, профессор А.Ю. Андреев, кандидат политических наук Е.Ю. Райкова, научные руководители и оппоненты диссертантов. Секретарем заседания выступил исполнительный секретарь магистерских программ ОЦАД А.В. Гусев.

 

На рассмотрение Диссертационного совета были предложены три магистерские диссертации, выполненные на кафедре внешних церковных связей.

Заседание началось с защиты работы протоиерея Александра Абрамова (научный руководитель – к.и.н., к.б. иерей Димитрий Сафонов; рецензент - кандидат богословия, преподаватель Московской духовной академии иерей Иоанн Кечкин) на тему «Основные направления развития межцерковных связей Московского Патриархата с Поместными Православными Церквами Балканских стран в 1917-1991 гг.». 

Другие диссертационные исследования посвящены теме преследования христиан в современном мире.

Магистрант 2015 года выпуска А.И. Сирота подготовил диссертацию на тему «Феномен гонений на христиан в прошлом и настоящем» (научный руководитель – доктор филологических наук, профессор Л.И. Маршева; рецензент – кандидат технических наук, преподаватель ОЦАД А.Ю. Хошев). Научный руководитель и оппонент отметили значительный объем проделанной диссертантом работы и высокий уровень исследования.

Выпускник магистерской программы 2016 года иерей Павел Анищик представил диссертацию на тему «Современные западноевропейские церковно-общественные и правительственные инициативы в области практической помощи преследуемым христианам Ближнего Востока» (научный руководитель – к.и.н., к.б. иерей Димитрий Сафонов; рецензент – кандидат исторических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Лев Семенов). Работа основана на анализе широкой базы источников, дает обширный материал для осмысления деятельности в области помощи гонимым христианам и содержит практические рекомендации. Председатель Совета митрополит Волоколамский Иларион дал высокую оценку выполненной отцом Павлом диссертации, особо подчеркнув ее практическую значимость.

По результатам тайного голосования Диссертационный совет принял решение о присуждении протоиерею Александру Абрамову, А.И. Сироте и иерею Павлу Анищику степени магистра богословия. Ректор ОЦАД митрополит Иларион поздравил защитившихся, призвал их продолжать научные труды и пожелал новых успехов в служении Церкви Христовой.

Пресс-служба ОЦАД

10.jpg

18 мая 2016 года Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых Кирилла и Мефодия посетила группа священников Падерборнской епархии Римско-Католической Церкви Германии во главе с директором Института экуменических исследований имени Йоханна-Адама Мёллера г. Падерборна доктором Йоханнесом Ольдеманном. 


Гости посетили Божественную литургию в академическом храме Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором, осмотрели учебный корпус ОЦАД.

 

Немецкую делегацию принял ректор Общецерковной аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион. Владыка тепло приветствовал священнослужителей, рассказал им о деятельности ОЦАД и современном состоянии отношений между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью.

Затем митрополит Иларион и доктор Ольдеманн подписали соглашение о сотрудничестве между Общецерковной аспирантурой и Институтом экуменических исследований имени Йоханна-Адама Мёллера.

В завершение встречи Владыка вручил членам делегации памятные подарки. 

Пресс-служба ОЦАД 

05.jpg

С 9 по 10 мая 2016 года в католическом университете Святого Духа (г. Лёвен, Бельгии) состоялась конференция по нормативной биоэтики. В форуме принял участие аспирант кафедры внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия священник Константин Лазукин.

В ходе встречи обсуждались вопросы нормативной этики в разных культурных, религиозных и секулярных обществах. Участники конференции дискутировали над вопросами дальнейшего развития биоэтических исследований и их внедрения в жизнь.

 

Организаторами конференции выступили Центр по прикладной этики университета Дьюквесна (США), исследовательская группа в области богословия и сравнительной этики  и Центр по биомедицинской этики Лёвенского университета.

18.jpg

В ночь на 1 мая 2016 года, в праздник Воскресения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, проректор по учебной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия иеромонах Иоанн (Копейкин) совершил Пасхальные богослужения в храме Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором, входящем в комплекс Черниговского Патриаршего подворья.

Отцу Иоанну сослужили инспектор ОЦАД иеромонах Афанасий (Микрюков), клирики Черниговского Патриаршего подворья протоиерей Михаил Немнонов и священник Михаил Дубовицкий, учащиеся ОЦАД священник Павел Онищик и диакон Димитрий Коростелев.

 

Пасхальное Евангелие (Ин. 1, 1-17) было прочитано на греческом, латинском, немецком, еврейском, английском, французском, арабском, мьянманском, белорусском, польском, русском и церковнославянском языках.

По запричастном стихе заведующий кафедрой философии ОЦАД В.Н. Катасонов огласил Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

После заамвонной молитвы иеромонах Иоанн освятил артос.

В храме молились сотрудники и учащиеся Общецерковной аспирантуры, прихожане и гости Черниговского Патриаршего подворья.

Пресс-служба ОЦАД

28-04-simpozium-religion5.jpg

В Президентской академии состоялся всероссийский симпозиум «Религия в аспектах философских, теологических, религиоведческих подходов: проблема определения объекта и экспертизы», на который собрались религиоведы и теологи ведущих образовательных и академических центров России.

Участники симпозиума обсудили наиболее важные векторы развития религиоведения и теологии как отраслей гуманитарного знания. Они обменялись мнениями по вопросам разделения их предметных областей. Были конкретизированы задачи отраслевого развития и межотраслевого взаимодействия на ближайшую перспективу.

Собравшихся поприветствовал директор ИГСУ РАНХиГС Игорь Барциц, напомнив, что кафедре государственно-конфессиональных отношений Академии уже более 50 лет. Научный форум подобного уровня и значимости проходил в Академии более 10 лет назад – конференция «Философско-методологические проблемы изучения религии» (28–29 октября 2003 г.). Тогда основной проблемой дискуссии были подходы к определению объекта религиоведения как науки и разработка её понятийно-категориального, методологического аппарата. Как и прежде, организатором форума выступила кафедра государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС при участии Центра «Религия и общество» ИОН РАНХиГС, Ассоциации российских религиоведческих центров, Межрелигиозного совета России.

Открывая симпозиум, заведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС Ольга Васильева отметила, что для современной системы российского образования появление теологической отрасли является новацией: «До 1917 г., хотя церковные дисциплины в государственных университетах и были представлены (в основном на кафедрах церковной истории канонического права), но богословское образование в целом всё же оставалось в ведении религиозных организаций, в первую очередь Русской Православной Церкви». По мнению Ольги Васильевой, вопрос о роли религии в жизни российского общества более не является дискуссионным, но возникает иной – не случится ли подмены религиоведения теологией? Именно этот вопрос считается самым острым, и его необходимо обсудить с представителями научного сообщества на данном симпозиуме, уточнила эксперт.

Предметная область – есть ли спор?

Теология и религиоведение имеют общий объект исследования (сферу религиозного в ее полноте и многообразии феноменов), а их исследовательские фокусы имеют множество точек пересечения. Так, митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры свв. Кирилла и Мефодия, обращаясь к участникам симпозиума отметил, что о присутствии теологии в отечественных науке и образовании следует говорить в смысле того, что де-факто и де-юре состоялось вхождение теологии в научно-образовательное пространство страны. Были приведены данные, что по состоянию на 1 января 2016 г., теология преподается в 48 вузах России, треть из которых являются государственными: «В стране юридически закреплена и фактически действует система вузовского теологического образования, включающая в себя соответствующие уровни – бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, дополнительные образовательные программы», – уточнил Митрополит Иларион.

Ректор Поволжского православного института им. свт. Алексия, митрополита Московского, протоиерей Дмитрий Лескин рассуждал о категориях теологии и религиоведения. Он обратил внимание на различие: «Религиоведение изучает общество, то есть людей. Методологический принцип этой науки исключает феномен трансцендентного, что для теолога является неприемлемым». У теологии в отношении к религии есть особые задачи исследования, которые несвойственны религиоведению. «Несомненно, мы должны признавать сферу деятельности возможно осуществимую для теологии так же, как признаем для религиоведения, для иных отраслей социально-гуманитарных наук», – уточнил протоиерей Дмитрий Лескин. По его мнению, если будет учитываться та система координат, в которой действует каждая научная область (в том числе и область теологии), тогда не будет повода к конфликтам и противостоянию.

О проблеме отраслевой демаркации рассказали представители не только богословия, различные подходы к проблеме представили методологи науки и религиоведы. Например, руководитель группы «Онтология» сектора теории познания Института философии РАН, профессор Андрей Павленко отнёс операциональные категории, используемые в теологических дискурсах, к разряду переживаний и эмоций. По его словам, наука, кроме прочих, активно использует естественнонаучный инструментарий; в арсенале же теологии из научного инструментария лишь единственный – логический. Поэтому профессор Павленко предложил не спешить с научностью теологии, поскольку «с методологической точки зрения перед ней уже совсем скоро для нее самой откроются совершенно неожиданные горизонты».

Руководители ведущих религиоведческих кафедр МГУ и СПбГУ Игорь Яблоков и Марианна Шахнович, признавая за теологией право на научность, обратили внимание на такой критерий как профессионализм исследователя. Обращаясь к предметной области, профессор Яблоков подчеркнул: «Теология – это система знаний о том, что называется Богом, а религиоведение – система знаний о знаниях о Боге, таким образом, если нет первого, то и предмет религиоведения ускользает, тогда как у теологии предмет остаётся». Профессор Марианна Шахнович отметила: «В современном образовательном пространстве и в академическом дискурсе существовало противостояние теологии и философии, но граница здесь подвижна. Если и проводить демаркацию, то проходить она будет по профессионализму исследователя. Если мы хотим информировать, давать знания – это по ведомству религиоведения, а если мы хотим воспитывать, то это – сфера философии, сфера духовно-нравственных ценностей, сфера теологии», – заключила проф. Шахнович.

Затем выступил руководитель Учебно-научного центра изучения религии РГГУ, профессор Николай Шабуров. По его мнению, теология существует в пространстве, но было бы неправильно не брать во внимание специфику теологии в сравнении с другими гуманитарными науками. Вне теизма, теистических систем теология невозможна: она основана на принципе Божественного откровения, которое выражено в определенных текстах. Эти тексты являются фундаментом, базой теологии как таковой. «Основной предмет теологии – это Бог, теология может быть только конфессиональной, и в этом главное отличие религиоведения от теологии, – обобщил спикер. – Религиоведение занимается религией как феноменом человеческой жизни, человеческого сознания».

Евгений Аринин, профессор Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, затронул вопрос о форме преподавания теологии в светских университетах. Эксперт выразил надежду, что компромисс будет найден: «Сегодня возрождаются религиозные ценности, и возникает вопрос, как преподавать религиоведческие дисциплины в университете. Как конкретную доктринально-вероучительную дисциплину, когда даётся знание о религиях, ввести в универсальный контекст?» Евгений Аринин заметил очевидность разницы между церковным богословием и теологией в университетском смысле: есть точка зрения Церкви, и есть университет.

Образ будущего: кто кого или взаимообогащающее партнерство?

Вадим Васильев – профессор кафедры истории зарубежной философии МГУ им. М.В. Ломоносова и председатель экспертного совета по философии, социологии и культурологии ВАК России – не исключил, что религиоведение может быть поглощено теологией. Рассматривая возможные сценарии, профессор обратил внимание на дискуссионность проблемы формирования одной УГС по религиоведению и теологии.

Доцент кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Апполонов, рассуждая о будущем двух дисциплин, также видит опасность усугубления конкурентной борьбы: «Вместо богословия, как оно должно было называться по российской традиции, мы имеем некую латинизированную теологию, которая занимается всем, кроме Бога». Эксперт считает, что это будет иметь серьезные последствия для религиоведения, потому что мы получаем две дисциплины, которые занимаются практически одним и тем же, и они будут конкурировать.

В ответ на обеспокоенность коллег, митрополит Иларион уверил: «Я, в частности, считаю, что возможно достичь хорошего взаимопонимания и сотрудничества с религиоведами. Теология не ставит своей задачей вытеснение религиоведения из университетского и академического пространства, не ставит задачи подмены собой, занятия позиций религиоведения. Именно потому, что мы, со своей стороны, видим предметно-методическую специфичность теологии по отношению к религиоведению, мы и не претендуем на ее академический удел. Напротив, мы считаем, что появление теологии в качестве научной специальности будет способствовать лучшему пониманию предметно-методической специфики религиоведения».

Руководитель Департамента образования науки и культуры Духовного управления мусульман России Шамиль Кашаф поддержал позицию митрополита Илариона. Он обратил внимание участников симпозиума на позицию шейха муфтия Равиля Гайнутдина: «На наш взгляд теология и религиоведение в их совокупности могут дополнять друг друга, и это может способствовать лучшему постижению мироздания, к чему нас призывает Всевышний Творец». Среди тех условий, которые ещё в 2000-м году обозначил духовный лидер мусульман России шейх Гайнутдин – то, что мусульманское богословие должно преподаваться мусульманами по учебным пособиям, которые были бы согласованы в первую очередь Минобрнауки России и утверждены ДУМ России для исключения противоречий российскому законодательству.

Итог теоретической части симпозиума подвел профессор кафедры национальных и федеративных отношений ИГСУ РАНХИГС Вильям Шмидт. «С 90-х гг. страна и общество претерпели существенные изменения – сегодня мы имеем факт сложившейся религиозной системы, не только ставшей неотъемлемой частью ее народохозяйственного комплекса, но имеющей в нем стратегическое значение», – подчеркнул эксперт. Комплексное развитие этой отрасли (повышение качества ее ресурсных баз, развитие инфраструктуры и инструментария) – задача, которая не может остаться без внимания со стороны как профессиональных сообществ, так и органов управления.

Значительные шаги на этом пути уже сделаны. В частности, идет активный профессиональный диалог между научными направлениями и школами и их представителями как на региональном, национальном уровне, так и международном (в октябре во Владимире пройдет уже III Религиоведческий конгресс). РАНХиГС совместно с ведущими религиоведческими центрами России и СНГ реализует проект «Антология отечественного религиоведения» – уже издано 9 томов, представляющих наследие советской эпохи. В сообществе накоплен неоценимый опыт подготовки нормативных текстов – изданы 2 фундаментальных отраслевых словаря «Религиоведение» и «Энциклопедия религий» (под ред. Е.С. Элбакян, А.П. Забияко, А.Н. Красникова. – М., 2006 и 2008). Нельзя обойти вниманием и уникальный опыт «Православной Энциклопедии».

«Размышляя над общими для нас (религиоведов, теологов, философов, историков, культурологов и т.д. – всех, кто занимается исследованием религии и вовлечен в отраслевое воспроизводство) задачами, хотел бы обратить внимание на один факт – в отличие от других стран и цивилизаций (например, европейцев, сформировавших PatrologiaLatina (более 280 томов) и Patrologia Graeca (более 160 томов), Россия в своем арсенале все еще не имеет "канонического корпуса текстов" на национальном языке», – сказал Вильям Шмидт и призвал сформировать антологию религиозной мысли «Патрологию Россика».

* * *

В ходе симпозиума прикладные проблемы религиоведения и теологии обозначил начальник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента РФ по внутренней политике Евгений Еремин. Он подчеркнул, что государство заинтересовано в кадрах, профессионально занимающихся религиоведческой и теологической тематиками. Экспертиза, выдаваемая профессиональным сообществом, должна ориентироваться на реалии современного российского законодательства.

Собравшиеся на симпозиум специалисты, акцентировали внимание на проблемах подготовки кадров религиоведческого и теологического профилей. Было подчеркнута необходимость формирования философско-религиоведческих и религиоведческо-теологических компетенций у специалистов всех отраслей хозяйства. Религиозный фактор оказывает все более существенное влияние на все сферы жизни общества. Особое внимание было уделено проблемам экспертной деятельности специалистов, вовлеченных в религиозную сферу жизни общества – уровню их компетенций, критериям оценки профессиональных навыков и ответственности.

Профессор кафедры Академии труда и социальных отношений Екатерина Элбакян обратила внимание на соотношения практического религиоведения и юридической практики. Она отметила: «Религиоведческая экспертиза является специализированным текстом, в котором в системном и логическом виде (с научных, религиоведческих позиций) представлены сведения о религии или религиозном направлении. Религиоведческая экспертиза должна отражать устоявшиеся в науке представления о конкретном явлении в конкретный момент времени».

О тонкостях внедрения особо значимой для эпистемологии и религиоведческой экспертизы понятия «фундаментализм» рассказала заведующая кафедрой политологии Московского православного института св. Иоанна Богослова Анастасия Митрофанова. По ее мнению, фундаменталисты обращаются к ценностям своего общества, которые это общество (по их мнению) забыло. Очевидно, что традиционность, традиционализм и фундаментализм не всегда пересекаются, но фундаментализм под собой всегда имеет установки, характерные для местной культуры, идентичные их мировоззрению.

О соотношении религиозной традиции и идентичности рассказала директор Центра религиоведческих исследований Тамбовского госуниверситета Татьяна Пронина. Спикер обратила внимание на то, что «религиозная идентичность – это (как правило) те критерии, по которым определяется религиозный характер объединения и его деятельность. В продолжение данной темы профессор кафедры философии и религиоведения Военного университета Минобороны России Михаил Курочко привёл примеры рисков, связанных с фундаментализмом. По его словам, вновь возникающие религиозные движения, будучи содержательно деструктивными и радикальными, под видом возрождения веры, активно вербуют сторонников в свои ряды: «К сожалению, практика показывает, что сегодня нет подготовленных специалистов, которые могли бы вести мониторинг и дать адекватную оценку религиозным организациям и движениям».

Участники дискуссии сошлись во мнении, что круг поставленных проблем требует специального рассмотрения и будет продолжен в рамках симпозиума «Религия как фактор этно-культурной и национально-государственной идентичности» в Орловском госуниверситете, намеченного на 18–19 мая.

* * *

По итогам симпозиума, с учетом задач по демаркации предметных областей и отраслевой институциализации теологии, участники пришли к консолидированному мнению о необходимости проведения не только «ревизии» отрасли, но и придания официального статуса профессиональному сообществу исследователей религии. Именно в компетенции этого сообщества и находятся вопросы качественного преобразования и воспроизводства отрасли в целом, включая систему отношений – координации и обеспечения профессиональной коммуникации.

Обзор подготовили: В. Шмидт, Ш. Ризоев

02.jpg

25 апреля 2016 года председатель Отдела  внешних церковных связей Московского  Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион посетил гимназию № 1529 имени А.С. Грибоедова.

При входе в учебное заведение владыку Илариона приветствовали учредитель благотворительного Фонда святителя Григория Богослова В.С. Якунин с супругой и директор гимназии М.А. Соловьева.

М.А. Соловьева рассказала гостям об истории учебного заведения и его современной структуре. В гимназии № 1529 углубленно изучаются языки, в том числе древние и редкие. Сотрудничество учебного заведения с Министерством иностранных дел России осуществляется на основе взаимодействия с курсами редких языков. После девятого класса гимназисты продолжают обучение по одному из трех направлений: гуманитарному, социально-экономическому или естественнонаучному.

 

В актовом зале председатель ОВЦС выступил перед учениками гимназии, их родителями и педагогами, рассказав им о содержании и значении книг Нового Завета.

Владыка Иларион объяснил, почему существует четыре Евангелия и зачем евангелисты повторяют одну и ту же историю. «Небольшие расхождения, которые имеются между Евангелиями, являются очень убедительным доказательством того, что история, описанная евангелистами, – это не что-то выдуманное, – сказал архипастырь. – Если бы ее захотели выдумать, то эти четыре человека посидели бы вместе, сличили бы свои повествования и позаботились о том, чтобы не было расхождений. Но тогда их труд был бы уже не свидетельскими показаниями, а результатом определенного сговора – это был бы коллективный труд. В том-то и сила этих свидетельств, что коллективного труда не было: каждый из четырех записал либо то, что он видел своими глазами, либо то, что слышал от очевидцев».

Архипастырь рассказал слушателям о боговоплощении и о сути искупительной жертвы Христа. «Чтобы понять суть Нового Завета, нужно иметь два ключа, – сказал митрополит Иларион. – Один ключ – это убеждение в том, что Иисус Христос был реальной исторической личностью, реальным, живым земным человеком, который испытывает эмоции и чувства, может плакать и гневаться, который устает и спит от усталости, хочет есть и пить, то есть обладает всеми свойствами обычного земного человека из плоти и крови, как и мы с вами. И в то же время – и это второй ключ, при помощи которого раскрывается образ Иисуса Христа, – Он был не просто человек, Он воплотившийся Бог, Который стал человеком для того, чтобы спасти людей».

Совершая чудеса, Господь часто напоминал людям о силе веры. «Евангелие показывает, что чудо всегда является плодом совместного творчества Бога и человека: человек отдает Богу свою веру, а Бог в ответ на нее совершает  чудо, в котором человек нуждается», – подчеркнул владыка Иларион, напомнив, что Господь при этом не нарушает человеческую свободу, не навязывает Себя, не заставляет человека в Себя верить: Бог ждет от него веры как свободного волеизъявления, свободного решения.

Самое главное, что Иисус Христос принес в жизнь человека, – это иное качество самой жизни, резюмировал митрополит Иларион: «Христиане ничем не отличаются от других людей, они в этом мире живут по тем же самым законам, по каким живут и другие. Когда человек становится христианином, он не избавляется ни от проблем, ни от болезней, но его жизнь приобретает иное качество. И происходит это не просто потому, что он прочитал книгу и решил по этой книге жить. Если бы Христос пришел только для того, чтобы оставить нам книгу, так были и другие учителя, которые оставляли поучения  – и Будда, и Магомет, были древнегреческие философы, от которых до нашего времени дошли очень интересные книги. Там есть нравственные наставления, там есть много ценных мыслей. Но ценность Нового Завета заключается в том, что книгой здесь все не исчерпывается. Самое главное в этой книге – это Сам Иисус Христос, Его живая личность».

Каждое из четырех Евангелий завершается рассказом о том, как Иисус Христос умер и воскрес, и для каждого из четырех евангелистов именно это является самым главным, что он хочет рассказать своему читателю, напомнил иерарх. «Сам Бог стал одним из нас, он прожил нашу человеческую жизнь, принял на Себя наши человеческие страдания», – засвидетельствовал владыка, подчеркнув, что Господь оставил нам Церковь, в которой Он живет, присутствует и действует.

На вопрос директора гимназии, каким ему представляется образ учителя в XXI веке, митрополит Иларион ответил: «Самый лучший образ учителя – это Иисус Христос. У Него были очень разные способы преподавать Свое учение людям. Одним из Его характерных качеств было то, что к Его учению никогда не относились равнодушно: некоторые были против, многие были за, но никому не было с Ним скучно. Думаю, что в этом, как и во многом другом, учителя могут брать с Него пример». Архипастырь также ответил на вопросы учеников гимназии.

Каждому из участников встречи председатель ОВЦС подарил по экземпляру Нового Завета.

Служба коммуникации ОВЦС

Научно-образовательная теологическая ассоциация Патриархия - сайт Церковь и время Учебный комитет Богослов.RU