НОВОСТИ

028.JPG

6 февраля 2017 года в Санкт-Петербурге открылась совместная аспирантская сессия Русской христианской гуманитарной академии и Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия по направлениям подготовки: 47.06.01 "Философия, этика и религиоведение; 37.06.01 "Психологические науки"; 44.06.01 "Образование и педагогические науки"; 51.06.01 "Культурология".

В ходе сессии аспиранты прослушают лекции профессора Д.К. Богатырёва ("Основы богословской антропологии"); профессора Д.В. Шмонина ("Методология научного исследования"); профессора С.П. Лебедева ("История и философия науки"); профессора В.А. Щученко ("Методология и методика исследования историко-культурного процесса") и других экспертов.

Пресс-служба Общецерковной аспирантуры  

new_logo-400-1.png

2 февраля 2017 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия состоялось заседание подгруппы по дисциплине «Патрология» рабочей группы по выработке единого образовательного стандарта и оценке учебных пособий для бакалавриата духовных школ. Заседание возглавил председатель Отдела внешних церковных связей, председатель Синодальной Библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион.

В заседании приняли участие: проректор по учебной работе ОЦАД иеромонах Иоанн (Копейкин); профессор Московской Духовной Академии А.И. Сидоров; преподаватель Московской Духовной Академии П.К. Доброцветов; декан факультета педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Т.В. Склярова; научный сотрудник ОЦАД М.Г. Калинин.

А.И. Сидоров представил участникам встречи текст первого тома учебника по дисциплине "Патрология". В ходе состоявшейся дискуссии обсуждались вопросы стиля подачи учебного материала и принципы его структурирования.

Итогом заседания стало утверждение календарного плана научного и методического редактирования текста учебника.

new_logo-400-1.png

2 февраля 2017 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия состоялось заседание подгруппы по дисциплине «Литургика» рабочей группы по выработке единого образовательного стандарта и оценке учебных пособий для бакалавриата духовных школ. Заседание возглавил председатель Отдела внешних церковных связей, председатель Синодальной Библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион.

В заседании приняли участие: проректор по учебной работе ОЦАД иеромонах Иоанн (Копейкин); проректор по научной и методической работе, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Воронежской Духовной Семинарии священник Константин Рева; профессор Московской Духовной Академии А.М. Пентковский; декан педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Т.В. Склярова; преподаватель ПСТГУ А.А. Лукашевич.

В ходе заседания священник Константин Рева и А.А. Лукашевич представили результаты проделанной работы по подготовке учебных пособий «Введение в литургику» и «Церковный устав и праздники». Участники заседания обсудили практические вопросы, возникшие в ходе подготовки учебных пособий. По итогам состоявшейся встречи был сформирован список поручений авторам и утвержден план дальнейшей работы над текстом.

new_logo-400-1.png

2 февраля 2017 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия состоялось заседание подгруппы по дисциплине «Введение в библеистику. Новый Завет» рабочей группы по выработке единого образовательного стандарта и оценке учебных пособий для бакалавриата духовных школ. Заседание возглавил председатель Отдела внешних церковных связей, председатель Синодальной Библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион.

В заседании приняли участие: проректор по учебной работе ОЦАД иеромонах Иоанн (Копейкин); доцент РГГУ М.Г. Селезнев; заведующий редакцией Священного Писания ЦНЦ «Православная энциклопедия» К.В. Неклюдов; научный редактор отдела богослужения и литургики ЦНЦ «Православная энциклопедия» А.А. Ткаченко; декан педагогического факультета Свято-Тихоновского гуманитарного университета Т.В. Склярова; научный сотрудник ОЦАД М.Г. Калинин.

В ходе заседания были определены план и авторский коллектив будущего учебного пособия. В дискуссии участники заседания сформулировали также общие принципы написания учебника. По итогам заседания авторы приступили к работе.

022.jpg

30-31 января 2017 года Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия совместно с Синодальным отделом по тюремному служению провела семинар для руководителей епархиальных отделов по тюремному служению.

Семинар был посвящен противодействию деятельности неоязычников и псевдорелигиозному экстремизму, их крайнему проявлению в социально-политической жизни общества – терроризму и проводился в рамках программы профессиональной переподготовки по должности категории «помощники начальников территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний России по организации работы с верующими».

Перед слушателями выступили: председатель Синодального отдела по тюремному служению Русской Православной Церкви епископ Красногорский Иринарх; президент Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского А.Л. Дворкин; руководитель Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Лев Семенов; преподаватель Перервинской духовной семинарии А.И. Солодков; академик Всемирной академии наук комплексной безопасности, полковник внутренней службы в отставке протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер; член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации Р.А. Силантьев.

Пресс-служба Общецерковной аспирантуры

Фото Пресс-службы Общецерковной аспирантуры

03.JPG

26 января 2017 года  в рамках ХХV Международных Рождественских  образовательных чтений в актовом  зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия прошел круглый  стол «Культурное и духовное наследие русского зарубежья». 

Организатором мероприятия выступило Управление по общественным связям и протоколу Общецерковной аспирантуры при участии Центра изучения современных проблем православной экклезиологии ОЦАД, а также Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына.

Возглавил заседание председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор ОЦАД митрополит Волоколамский Иларион.

В работе круглого стола приняли участие ученые, научные сотрудники Дома русского зарубежья, деятели культуры и образования.

В этом году тема Международных образовательных Рождественских чтений – «1917-2017: уроки столетия», напомнил собравшимся митрополит Иларион. «Круглый стол, который мы проводим сегодня, призван внести свой вклад в осмысление  исторического пути, который прошли Россия и Русская Церковь за последние сто лет, – сказал председатель ОВЦС. – Как вы знаете, в 2017 году отмечается 100-летие двух русских революций. И Русская Православная Церковь приняла решение посвятить этот год размышлениям о судьбе нашего Отечества, о судьбах наших людей – не для того, чтобы выносить некие осуждающие оценки и расставлять точки над «i» (эти точки уже расставила история, и Церковь ясно обозначила свое отношение к послереволюционному периоду, канонизировав более полутора тысяч новомучеников и исповедников), а для того, чтобы осмыслить уроки истории и воздать дань всем, кто пострадал от последствий этих двух революций. Речь идет о многих миллионах людей. Одни лишились жизни, другие – своих близких, а третьи лишились своей Родины. Именно о тех, кто в результате революционного лихолетья лишился Родины, мы будем говорить сегодня на заседании круглого стола».

В прозвучавшем далее выступлении митрополит Волоколамский Иларион, в частности, отметил, что появление миллионной русской эмиграции, в том числе церковной, стало одной из заметных страниц истории России в XX веке. Кроме того, трудно переоценить то духовное и культурное влияние, которое она оказала на страны своего рассеяния.

Социально-историческому феномену русской эмиграции первой волны был посвящен доклад члена-корреспондента Российской академии наук, президента Российского государственного гуманитарного университета Е.И. Пивовара. 

Член-корреспондент Российской академии образования, ректор Московского педагогического государственного университета А.В. Лубков выступил с докладом «Русское зарубежье и Россия: диалоги из зазеркалья». 

Богословие встречи в опыте русского зарубежья стало темой выступления доцента кафедры теории культуры и философии науки философского факультета Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина А.С. Филоненко.

Вторую часть заседания по благословению митрополита Волоколамского Илариона возглавил ректор МПГУ А.В. Лубков.

С докладом «Императорское православное палестинское общество и русская эмиграция (1917-2017)» выступила заместитель председателя ИППО Е.А. Агапова.

Ответственный сотрудник Папского совета по содействию христианскому единству священник Иакинф Дестивель в своем выступлении рассказал о диалоге деятеля Римско-Католической Церкви отца Ива Конгара с богословами русской эмиграции.

Научный руководитель Группы религиоведения Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино (ВГБИЛ) Е.Б. Рашковский представил доклад на тему «Русское зарубежье как всемирно-историческое явление: к постановке вопроса».

С материалами по истории русского зарубежья из коллекции Н.М. Зёрнова участников круглого стола ознакомил старший научный сотрудник Группы религиоведения ВГБИЛ А.Л. Рычков. 

Автобиографической прозе Владимира Варшавского посвятила свое выступление ученый секретарь Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына М.А. Васильева. 

Заведующая Отделом культуры российского зарубежья Дома русского зарубежья Т.В. Марченко выступила с докладом «“Каждое слово болит и жжется”: письма читателей в архиве Ивана Сергеевича Шмелева».

Ведущий научный сотрудник Отдела культуры российского зарубежья Дома русского зарубежья О.Т. Ермишин говорил о христианской историософии и апологетики в понимании В.В. Зеньковского.

Доклад «Россия и русская революция в творчестве матери Марии (Скобцовой)» представила ведущий научный сотрудник Отдела культуры российского зарубежья Дома русского зарубежья Н.В. Ликвинцева.

Все выступившие на заседании круглого стола получили памятные свидетельства об участии в XXV Международных Рождественских образовательных чтениях «1917-2017: уроки столетия».

Перед участниками и гостями круглого стола выступили стипендиаты Международного благотворительного фонда Юрия Розума Афанасий Ступаков-Конев (скрипка) и Алена Ростовская (академический вокал), а также лауреат международных конкурсов Даниил Контуашвили (фортепиано), исполнившие произведения С.В. Рахманинова.

Пресс-служба Общецерковной аспирантуры / Служба коммуникации ОВЦС

Фото Пресс-службы Общецерковной аспирантуры

stepashin.jpg20 января 2017 года, по завершении Божественной литургии в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором Черниговского Патриаршего подворья, в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия состоялась встреча ректора ОЦАД, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона с председателем Императорского православного палестинского общества С.В. Степашиным. 

Во встрече приняла участие заместитель председателя ИППО Е.А. Агапова. 

В ходе беседы, прошедшей в дружеской атмосфере, митрополит Иларион и С.В. Степашин обсудили направления развития взаимодействия в контексте предстоящего 135-летия ИППО, 200-летия со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина) и 170-летия Русской Духовной миссии в Иерусалиме. 

Были затронуты вопросы сотрудничества Императорского православного палестинского общества с Русской Православной Церковью в ходе реализации гуманитарных и просветительских проектов в странах Ближнего Востока. 

Е.А. Агапова проинформировала архипастыря об инициативах возглавляемого ею Общественного центра ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. 

Митрополит Иларион поблагодарил С.В. Степашина за согласие возглавить Попечительский совет Межрелигиозного совета России.

Вместе с тем иерарх поддержал намерение ИППО принять участие в международной конференции по защите христиан, которая пройдет в марте текущего года в Женеве при участии Московского Патриархата и Святого Престола. 

Пресс-служба Общецерковной аспирантуры

(в репортаже использованы материалы официального сайта ИППО) 

10.jpg

20 января 2017 года, в праздник Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором Патриаршего Черниговского подворья.

Архипастырю сослужили проректор Общецерковной аспирантуры иеромонах Иоанн (Копейкин), руководитель Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Лев Семенов, секретарь Ученого совета ОЦАД, секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям священник Димитрий Сафонов, инспектор ОЦАД священник Михаил Немнонов, сотрудники и учащиеся ОЦАД в священном сане.

За богослужением молились руководитель Управления по общественным связям и протоколу ОЦАД, сотрудник Секретариата ОВЦС по делам дальнего зарубежья Мигель Паласио, руководитель Учебно-методического управления ОЦАД А.В. Гусев, профессор кафедры философии ОЦАД В.Н. Катасонов, члены профессорско-студенческой корпорации Общецерковной аспирантуры.

После сугубой ектеньи митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с праздником, который совершается ныне в нашем святом храме, посвященном Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну.

На второй день праздника Крещения Господня совершается Собор Иоанна Предтечи, то есть собрание верующих в честь этого великого святого – последнего из пророков и первого из апостолов, как говорили святые Отцы. Именно Иоанну Крестителю Господь судил уготовать путь грядущему в мир Мессии, и именно к нему пришел Спаситель мира, чтобы принять крещение.

Сегодняшнее евангельское чтение повествует о том, как Иоанн проповедовал на берегах Иордана, крестил людей и, увидев идущего к нему Иисуса, сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира» (Ин. 1. 29). Событие, о котором рассказывает евангелист Иоанн, происходило не во время Крещения Господа, а уже на другой день (Ин.1.29) – то есть уже в другой раз Иисус вновь приходит на Иордан к Иоанну, и тот, удостоверяя, что это и есть Крестящий Духом Святым Сын Божий, говорит народу: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем» (Ин. 1. 32).

О Крещении Господа Иисуса Христа повествуют евангелисты Матфей, Марк и Лука, а о том, как Господь приходил к Иоанну во второй и в третий раз рассказывает евангелист Иоанн. Значит, Христос приходил к Иоанну Крестителю не единожды, и не только за тем, чтобы принять от него крещение.

Некоторые толкователи полагают, что Господь Иисус Христос приходил к Иоанну, чтобы учиться у него. Подобное утверждение кому-то может показаться странным, ибо Христос прославляется нами как Учитель и неужели Он должен был чему-то учиться у людей? Но если внимательно вслушаться в слова евангелистов, которые говорят, что Христос, будучи ребенком и отроком, пребывал в повиновении у Своих родителей, то становится очевидным, что, конечно же, Он учился у них. Как повествует евангелист Лука, Иосиф и Мария возвращаясь в Назарет из Иерусалима после празднования Пасхи, потеряли двенадцатилетнего Иисуса, не заметив, что Он остался в Иерусалиме. Через три дня они нашли Его в храме сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их (Лк.2.46) — то есть, Он остался с учителями, чтобы послушать их учение, и как говорит евангелист, не они спрашивали Его, а Он спрашивал их.

Все это говорит о том, что до Своего выхода на проповедь Господь Иисус Христос готовился к Своей миссии и учился: у Своих родителей, у мудрецов Иерусалимского храма и у Иоанна Крестителя. И не случайно Свою проповедь Спаситель начинает теми же словами, что и Иоанн Креститель:«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4. 17). Это не могло быть случайным совпадением, ибо слова эти Господь Иисус Христос впервые услышал именно от Иоанна. Спаситель не раз применял в своей речи выражения из строгой обличительной проповеди Иоанна Предтечи, как, например, словосочетание «порождения ехиднины» (Мф.3.7; Мф.12.34), которым Христос пользовался, обращаясь к книжникам и фарисеям.

Господь Иисус Христос был Богом и Человеком. Как Бог Он вечно пребывает со Своим Отцом, и как Богу Ему все известно и ведомо – от Него, как и от Бога Отца, ничего не сокрыто. Но когда Он стал человеком, воплотился и пришел в этот мир, то, как говорят святые Отцы, Он стал подобен нам во всем, кроме греха. Он не грешил ни делом, ни словом, ни мыслью, но во всем остальном Он был полностью подобен человеку, а значит, подлежал обычным законам человеческого развития: возрастал, учился и преуспевал в премудрости, которую узнавал от людей – от Своих родителей, от мудрецов и от Иоанна Крестителя.

Этот пример Господа и Спасителя должен и нас, кто сегодня учится и трудится в стенах Общецерковной аспирантуры, научать тому, что одним из призваний каждого человека, живущего на этой земле, является обучение. Господь привел нас на эту землю для того, чтобы мы учились – сначала у своих родителей, потом в школе, в высшем учебном заведении, а затем, кому дано, получали кандидатские и докторские степени.

Но и на этом не должно прекращаться наше обучение – мы и впредь должны учиться каждый день. Господь для того и дает нам новый день жизни, чтобы мы за этот день научились чему-то новому и в следующий день вступили с еще большими знаниями.

Вся наша жизнь должна быть школой, и в течение всей жизни мы должны питаться духовной мудростью от Самого Господа и от тех, кто нас окружает.Человек может учиться не только у старших и учителей, но и поучаться из обстоятельств собственной жизни, из слов окружающих его людей, даже у своих учеников. Об этом знают многие профессоры, которые, будучи научными руководителями студентов, в процессе работы с ними порой узнают много нового, чего прежде не знали, ибо иной раз студенту удается глубже проникнуть в суть той или иной области, чем его профессору.

Учиться никогда не стыдно, и я хотел бы, чтобы именно такой урок мы извлекли из сегодняшнего евангельского чтения и из празднования Собора Иоанна Крестителя.

Будем просить Господа, чтобы Он даровал нам премудрость и усердие, способность вслушиваться в слова окружающих, дабы мы научались от них премудрости. Будем просить святого Пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, чтобы он помог нам подготовиться к встрече с Господом Спасителем так же, как подготовились те люди, которым он проповедовал и которых крестил во Иордане».

Далее митрополит Иларион вручил церковные награды ряду лиц, потрудившихся на благо Церкви. Наград были удостоены:

во внимание к помощи в реставрации Черниговского Патриаршего подворья г. Москвы председатель правления ОАО «ГАЗПРОМБАНК» А.И. Акимов – ордена святого благоверного князя Даниила Московского (III степени) (от имени А.И. Акимова награду получил заместитель председателя правления ОАО «ГАЗПРОМБАНК» Н.Г. Коренев);

во внимание к усердным трудам во славу Божию и на благо Русской Православной Церкви президент Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного В.И. Якунин – Патриаршего знака храмостроителя.

Юбилейные медали Русской Православной Церкви «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира» были вручены Председателю Императорского православного палестинского общества С.В. Степашину, заместителю председателя Совета министров Республики Крым, Постоянному Представителю Республики Крым при Президенте Российской Федерации Г.Л. Мурадову, научному сотруднику Синодальной библейско-богословской комиссии И.К. Языковой.

За вклад в организацию и проведение мероприятий Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия архиерейской грамотой митрополита Волоколамского Илариона награждены народный артист Российской Федерации Ю.А. Розум, заслуженный артист Российской Федерации А.Ф. Скляр, руководитель Фонда развития культуры благотворительности в России М.В. Лаврентьева, руководитель проектов 3F GROUP А.С. Богачева.

Пресс-служба Общецерковной аспирантуры/Служба коммуникации ОВЦС

Фото Пресс-службы Общецерковной аспирантуры

01.jpg

20 января 2017 года в католическом колледже Хитроп (Лондонский университет) прошел День международных дискуссионных площадок.

В мероприятии принял участие аспирант кафедры внешних церковных связей и общественных наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, клирик Виленско-Литовской епархии священник Константин Лазукин.

Одна из встреч в рамках симпозиума была посвящена перспективам католической этики. Была представлена книга Джозефа Сэллинга "Перспективы: католическая богословская этика" (англ. "Reframing Catholic Theological Ethics"). Автор замечает, что западная моральная теология чрезмерно подчеркивает роль нормативной этики, тем самым лишая человека возможности совершать свой личный нравственный выбор. По мнению Дж. Сэллинга, это не единственная проблема, которая требует решений. В своей книге он предлагает возможные ответы и на другие этические вызовы.

В конференции также приняли участие преподаватели богословской этики из Европы и США, которые высказали критические мнения в адрес упомянутого выше издания и изложили свои позиции.

33.jpg

17 января 2017 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата ректор Общецерковной аспирантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион посетил Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ). Иерарха приветствовал исполняющий обязанности ректора вуза И.В. Манохин.

В университетской церкви во имя святой Марии Магдалины владыка отслужил благодарственный молебен по случаю 200-летия основания храма и десятой годовщины возобновления в нем молитвенной жизни. В числе сослуживших архипастырю были настоятель Илиинского храма в Обыденском переулке (к этому приходу приписана университетская церковь) протоиерей Максим Шевцов, секретарь Ученого совета ОЦАД, секретарь Отдела внешних церковных связей по межрелигиозным отношениям священник Димитрий Сафонов, клирик Илиинского храма иерей Андрей Дорохин.

В храме собрались исполняющий обязанности ректора МГЛУ И.В. Манохин, представители профессорско-преподавательского состава вуза, студенты.

Обращаясь к присутствовавшим, митрополит Волоколамский Иларион, в частности, сказал:

«Домовый храм в университете – место, куда могут прийти профессора и студенты и вознести молитвы Богу, Божией Матери и святым. Знаменательно, что храм посвящен святой Марии Магдалине, которая чаще других женщин упоминается на страницах Евангелий. Это единственная женщина, о которой говорится во всех четырех Евангелиях. И молясь ей – свидетельнице Воскресения Христова, которую Церковь назвала равноапостольной, ибо она подъяла на себя тот же подвиг, что и апостолы, – мы задумываемся о миссии, которая возложена на каждого человека.

Господь не случайно дал нам жизнь – она дана для того, чтобы мы на этой земле исполнили определенное служение. У каждого человека это служение свое, и апостолом Христовым может быть каждый – не только мужчина, но и женщина, потому что Господь хочет, чтобы мы проповедовали добро, несли людям свет, чтобы каждый человек был источником добра и света, как Сам Господь заповедал нам: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5. 16).

Желаю помощи Божией руководству университета, милости от Господа всем, кто приходит в этот святой храм, кто молится в нем. Хочу пожелать, чтобы помимо разовых посещений церкви, какие бывают, когда студент приходит перед экзаменом или перед защитой диссертации, чтобы поставить свечку, в этом храме также совершалось регулярное богослужение. Ведь храмы для того и создаются. Хотел бы, чтоб все православные студенты, которых в этом университете немало, могли приходить сюда по воскресеньям и праздникам, молиться Богу и участвовать в Божественной литургии».

В фойе университета была организована выставка книг митрополита Илариона. В экспозиции также была представлена книга «Патриарх Кирилл. Мысли на каждый день года», изданная в рамках совместного проекта Общецерковной аспирантуры и докторантуры и Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке.

В ходе посещения вуза состоялась беседа митрополита Илариона с исполняющим обязанности ректора МГЛУ И.В. Манохиным. Во встрече приняли участие и.о. проректора по научной работе ОЦАД Д.В. Шмонин, секретарь Ученого совета ОЦАД, секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям священник Димитрий Сафонов, руководитель Управления по общественным связям и протоколу ОЦАД, сотрудник Секретариата ОВЦС по делам дальнего зарубежья Мигель Паласио, представители руководства университета.

Затем в актовом зале началось расширенное заседание Ученого совета МГЛУ, на котором присутствовали многочисленные преподаватели и студенты.

Заседание открылось гимном Московского государственного лингвистического университета; его исполнила капелла вуза.

И.В. Манохин выступил с сообщением о научной и педагогической деятельности митрополита Волоколамского Илариона и огласил решение Ученого совета МГЛУ присвоить ему степень почетного доктора Московского государственного лингвистического университета.

Владыке были вручены диплом доктора и мантия. Капелла МГЛУ пропела «Многая лета». Затем были исполнены два произведения митрополита Илариона: «Святый Боже» и «Достойно есть». /p>

По предложению архипастыря все присутствовавшие почтили минутой молчания память генерал-лейтенанта художественного руководителя ансамбля имени А.В. Александрова Валерия Михайловича Халилова (именно он был автором музыки гимна МГЛУ), а также всех, кто вместе с ним погиб в авиакатастрофе над Черным морем.

Затем прозвучало выступление митрополита Волоколамского Илариона, в котором иерарх, в частности, рассказал о языковой подготовке будущих пастырей, о значении теологии в светском образовательном пространстве, разнице между теологией и религиоведением и важности изучения религиозных традиций для противостояния экстремизму и терроризму под религиозными лозунгами. Затем владыка ответил на многочисленные вопросы присутствовавших.

В завершение заседания исполняющий обязанности ректора МГЛУ И.В. Манохин вручил высокому гостю книгу «Храм Марии Магдалины Московского государственного лингвистического университета: история и современность». Предисловие к этому изданию, вышедшему в декабре 2016 года, написал митрополит Волоколамский Иларион.

Пресс-служба Общецерковной аспирантуры/Служба коммуникации ОВЦС

Фото Пресс-службы Общецерковной аспирантуры

book-presentation.jpg

13 января 2017 года в актовом зале Общецерковной аспирантуры  и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия была представлена книга «Патриарх  Кирилл. Мысли на каждый день  года». Издание подготовлено в рамках совместного проекта ОЦАД и Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке.

Президиум презентации составили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион; представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископ Богородский Антоний, президент Свято-Владимирской семинарии (Нью-Йорк, США) протоиерей Чад Хатфилд.

Гостями мероприятия стали управляющий Юго-западным викариатством Московской городской епархии, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря епископ Дмитровский Феофилакт, заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов), ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев), заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви игумен Митрофан (Шкурин), другие священнослужители.

В числе пришедших на презентацию книги – ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничий, ректор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского А.С. Соколов, ректор Московского педагогического государственного университета А.В. Лубков, президент Российского государственного гуманитарного университета Е.И. Пивовар, директор Государственной Третьяковской галереи З.И. Трегулова, заместитель начальника Военного университета Министерства обороны Российской Федерации по учебной и научной работе Е.Г. Князева, директор издательства ЭКСМО О.Е. Новиков.

На встрече присутствовали иностранные дипломаты: Апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Челестино Мильоре, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Болгария в Российской Федерации Бойко Коцев, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Македония в Российской Федерации Гоце Караянов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Австрийской Республики в Российской Федерации Эмиль Брикс, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Колумбия в Российской Федерации Альфонсо Лопес Кабальеро, представители посольств Соединенных Штатов Америки и Федеративной Республики Германия.

В презентации книги также участвовали проректор по учебной работе Общецерковной аспирантуры иеромонах Иоанн (Копейкин), преподаватели, сотрудники и учащиеся ОЦАД.

Ведущим выступил руководитель Управления по общественным связям и протоколу ОЦАД Мигель Паласио.

К собравшимся обратился митрополит Волоколамский Иларион, рассказавший о новом издании:

«Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства,
дорогие братья и сестры,
уважаемые господа послы!

Всех вас сердечно приветствую на презентации совместного издания Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия и Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке. Это издание на русском языке называется «Патриарх Кирилл. Мысли на каждый день года». Название английского издания в переводе на русский язык звучит примерно так: «Патриарх Кирилл. Своими собственными словами».

Хотел бы сказать несколько слов о том, что стало причиной создания этой книги, почему она была издана. С самого начала мы задумали эту книгу как совместное издание: ее следовало составить таким образом, чтобы она оказалась интересна и американскому, и русскому читателю.

В России хорошо знают Святейшего Патриарха Кирилла, его голос хорошо слышен: с 1994 года он ведет свою телевизионную передачу, в центральных средствах массовой информации регулярно публикуются его статьи и интервью, его проповеди звучат на телеканалах «Спас» и «Союз». Таким образом, в России те, кто желает услышать голос Патриарха, могут его услышать. Но в Америке дело обстоит совсем не так – прямого доступа у Московского Патриарха к американской публике нет. Очень часто о Русской Православной Церкви, о ее Предстоятеле жители США узнают только из средств массовой информации, а американские СМИ далеко не всегда дружественны по отношению к России и Русской Церкви. Поэтому для нас с самого начала было очень важно, чтобы это совместное издание имело двойного адресата: с одной стороны, это наш читатель, с другой стороны – читатель американский.

Присутствующий здесь президент Свято-Владимирской семинарии протоиерей Чад Хатфилд расскажет о том, как эта книга была принята в Америке. Я же скажу несколько слов о том, как ее приняли у нас, и почему мы избрали именно такой формат.

Недавно Издательский совет Московского Патриархата подготовил полное собрание сочинений Святейшего Патриарха Кирилла в девяти томах. Это серьезное академическое издание, выполненное на очень высоком уровне. Но такое издание, конечно, не только не по карману рядовому читателю, особенно тем, кто живет не в столице, у кого невысокие доходы, но и осилить этот очень большой объем текста не всякий сможет. Поэтому мы подготовили небольшую по объему книгу, для которой выбрали мысли и высказывания Святейшего Патриарха на самые разные темы, причем распределили их по дням года. Так у нас получилось 366 цитат из проповедей, из интервью, из книг, из статей Святейшего Патриарха Кирилла. Хотелось бы, чтоб эта небольшая книжечка была у каждого православного верующего, дабы он мог положить книгу на прикроватную тумбочку и в зависимости от того, как он распределяет свой день, мог либо перед сном прочитать мысль Святейшего Патриарха, либо, наоборот, сделать это с утра, когда встанет. Таким образом на каждый день года у человека был бы повод для размышления, и тональность всего дня была бы задана мыслью Святейшего Патриарха.

При составлении книги, конечно, учитывались особенности церковного года. Здесь есть мысли, относящиеся к периоду Великого поста, основным церковным праздникам. Но мы не стали привязывать конкретное высказывание к определенной дате – просто каждый человек может читать по одной страничке в день. Конечно, кто-то может прочитать эту книгу не в течение года, а за один  или несколько дней, но мы все-таки считали важным построить материал именно таким образом, чтобы человек мог каждый день обращаться к мыслям Святейшего Патриарха.

Святейший Патриарх Кирилл, как вы знаете, говорит на самые разные темы. Иногда люди даже удивляются и спрашивают: «А почему Патриарх затронул именно эту тему?» Например, в ушедшем году он выступал в Московской городской думе и посвятил часть своего выступления вопросу, как правильно вывозить мусор с московских улиц для того, чтобы они были чистыми, чтобы город был опрятным. Кто-то может спросить, почему Патриарх интересуется такими вещами или высказывается на такие темы. Ответ очень простой: потому что он интересуется жизнью людей.

Совершенно неправильно думать, что Церковь интересует только церковная тематика – ее интересует все. Церковь является частью общества, а общество является частью Церкви. И взаимопроникновение Церкви и общества настолько сегодня ощутимо и очевидно, что невозможно главе Русской Православной Церкви не высказываться на самые разные темы.

Патриарх говорит о том, что волнует людей. До него доходит их голос: он получает письма, которые отправляют в адрес передачи «Слово пастыря», огромный поток посланий также идет в Московскую Патриархию. И мы знаем, что Патриарх читает эти письма, что не просто какие-то чиновники от его имени кому-то отвечают. Он читает письма верующих, сам готовит или диктует ответы, которые потом записываются и рассылаются. И, конечно, у него множество встреч. Он встречается с десятками и сотнями людей самых разных возрастов, разного социального положения. Поэтому у Патриарха есть полная картина того, чем интересуются люди, и все это отражается в его выступлениях, в его высказываниях, в телевизионных передачах.

Конечно, наша книга – не единственная. К 70-летию Святейшего Патриарха Кирилла было издано немало книг. Но я все-таки думаю, что у нее будет особое лицо, свой путь к читателю. Особенность распределения материала в ней должна способствовать тому, чтоб эта книга была доступной, недорогой, чтоб люди ее читали и через это знакомились с мыслями Святейшего Патриарха и узнавали позицию Церкви по основным актуальным вопросам».

Владыка Иларион рассказал о людях, которые работали над книгой, – это как сотрудники Общецерковной аспирантуры и докторантуры, так и представители Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке. «Наши две команды работали параллельно, практически на ежедневной основе у них была связь, – отметил архипастырь. – Они вместе обсуждали, какие выбирать отрывки, как компоновать материал. Я очень удовлетворен тем, что плодом доброго сотрудничества между Общецерковной аспирантурой и Свято-Владимирской семинарией стала эта книга».

«Общецерковная аспирантура – это учебное заведение, которое было основано по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла на первом же заседании Священного Синода после избрания его Предстоятелем Русской Православной Церкви, – напомнил ректор ОЦАД. – Патриарх является главой Наблюдательного совета Общецерковной аспирантуры. Мы придаем большое значение тому, чтобы мысли нашего Патриарха доходили до наших студентов, а также чтобы то, чему он учит народ, наша Общецерковная аспирантура доносила до широкого круга людей. В этом плане для нас очень важно сложившееся доброе сотрудничество со Свято-Владимирской семинарией в Нью-Йорке. Это крупнейший православный образовательный центр в Северной Америке, у Свято-Владимирской семинарии лучшее в Америке православное книгоиздательство с очень широкой сетью распространения. Поэтому мы недолго думали, когда решали, с кем делать это совместное издание».

Затем прозвучало выступление митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. «Для меня очень знаменательно событие, на котором мы сегодня присутствуем, – подчеркнул иерарх. – Я как многолетний архиерей помню то время в жизни Русской Православной Церкви, когда не только вот такие книги нельзя было распространять, но и говорить о Боге разрешалось только в храме, а за порогом храма это уже пахло преступлением, потому что таково было законодательство. И вот я, находясь с вами, отмечаю нынешнее событие как праздник Русской Православной Церкви. У нашего Патриарха есть мысли на каждый день. Особое значение он придает просветительскому служению Церкви, а также молодежи, детям. Думаю, что эта книга может быть настольной в воскресных школах, и наши дети – будущее России, будущее Церкви – смогут воспитываться на этих мыслях. Горячо поздравляю издателей с этим событием».

Владыка Ювеналий рассказал собравшимся, что это мероприятие проходит в канун знаменательной даты – пятнадцатой годовщины архиерейского служения митрополита Волоколамского Илариона. «Думаю, что все мы хотим, приветствуя издание этой книги, сердечно, от души горячо поздравить владыку с этим юбилеем и поблагодарить за его многогранное служение», – сказал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Присутствующие пропели «Многая лета» юбиляру.

Выступая на презентации, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон отметил: «Я называю Святейшего Патриарха Кирилла златоустом этого времени. Имея возможность встречаться с разными Предстоятелями, должен сказать, что еще не встречался с Патриархом, чьи слова, мысли вызывали бы в человеке столь сильный отклик. Его книги переведены на арабский язык.  Не могу вам передать, с каким уважением народ у нас на Востоке – мусульмане и христиане – к нему относится, видя в этом прекрасном человеке не только христианского лидера, но и выдающегося человека нынешнего времени. Это одновременно и великий архипастырь, и отец людям, патриот, который для нас является примером для подражания. Спасибо Богу, что у нас в православном мире есть такой Патриарх».

Митрополит Нифон поздравил председателя ОВЦС с 15-летием архиерейской хиротонии. «Как прекрасно нам, представителям Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем Престоле, сотрудничать с вами», – сказал иерарх Антиохийского Патриархата, добавив: «Святейший Патриарх Кирилл и владыка Иларион напоминают всем – и правителям, и народу – о христианских ценностях, о чем порой боятся даже говорить главы церквей в секулярном обществе».

В ходе мероприятия также прозвучало выступление епископа Богородского Антония, руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Архипастырь подчеркнул важность того обстоятельства, что книга Святейшего Патриарха издается на русском и на английском языках. «Я по долгу своего послушания очень часто посещаю наши зарубежные приходы, расположенные в самых разных уголках земли, и могу свидетельствовать, что сегодня мы сталкиваемся с удивительным явлением, когда в наши храмы приходят не только русскоязычные люди, но и люди, не принадлежащие, так сказать, к русскому миру, однако очень интересующиеся Православием; при этом они не говорят на русском языке, – поделился владыка Антоний. – Совсем недавно в Исландии я встретился с одним человеком, исландцем, который сказал мне, что он, не зная ни одного слова на русском, каждую субботу смотрит передачу «Слово пастыря» и в интернете с удовольствием слушает проповеди Святейшего Патриарха Кирилла. Не понимая их смысла, он чувствует какую-то особенную силу, которая исходит от этих слов. Прощаясь, этот человек мне сказал, что молится каждый день о том, чтобы замечательные проповеди Святейшего Патриарха были доступны для как можно большего числа людей, чтобы это сокровище могло быть открыто и для тех, кто, к сожалению, не говорит на русском языке. Очень рад, что слова Святейшего Патриарха становятся доступными многим и многим людям».

О первом совместном проекте Общецерковной аспирантуры и Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке рассказал президент семинарии протоиерей Чад Хатфилд. «Я надеюсь, что это издание станет первым проектом из многих в ходе сотрудничества между нашими учебными заведениями, – сказал священнослужитель. – Особенно хотел бы поблагодарить владыку Илариона за благословение начать этот проект, над которым мы работали почти два года».

«Я служу в США и понимаю, что нам не достает слова Святейшего Патриарха Кирилла и сведений о возрождении Русской Православной Церкви при нем, – продолжил протоиерей Чад Хатфилд. – Эта книга позволит американскому читателю познакомиться с Патриархом Кириллом через его собственные слова, предоставит возможность для размышлений на каждый день года. Эти ежедневные чтения позволят нам встретить Святейшего Патриарха Кирилла через его собственные слова. Книга продается в Америке очень быстро, а когда мы вернемся в США, в продажу также будет запущена русская версия издания. Русская Православная Церковь с помощью этой книги дает нам инструмент для евангелизации. Мы благодарим братьев и сестер за этот инструмент».

«Мы присутствуем при очень значимом событии – презентации книги Святейшего Патриарха, – сказал ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничий. – Его Святейшество обладает удивительным сочетанием качеств, которые действительно делают его выдающимся, я бы сказал, гениальным: он выдающийся оратор, блестящий мыслитель, философ, ученый. В своих выступлениях и речах Его Святейшество обращает внимание на нравственное состояние общества и очень часто обращается к молодежи. Наверное, никто другой не может так сказать молодежи о главном – о нравственности, о культуре, об образовании, о науке, о соборности».

Эта книга может быть очень полезной и нужной молодым людям, школьникам, студентам, уверен ректор МГУ. «Книга удачная. То, что она вышла и на английском языке, – это безусловный успех. Она очень хорошо написана, очень хороший язык. Это книга, которая может быть действительно настольной», – считает В.А. Садовничий.

По мнению ректора Московского педагогического государственного университета А.В. Лубкова, для педагогов и студентов, которые обучаются в МПГУ и других университетах России, это издание может стать «источником знаний, духовного света, радости – того, что в русской национальной культуре было связано со схождением ума к сердцу и от него – к Богу». «Это  глубокая древняя традиция, которая заложена и в нашей российской культуре, и в нашем образовании. Я убежден, что эта книга и мысли Патриарха, которые связаны с каждым днем наступающего года, будут служить единению Церкви, общества и народа, возрождению духовных ценностей, представлений о христианстве в этом секулярном мире», – выразил уверенность А.В. Лубков.

От имени российских издателей выступил директор ЭКСМО О.Е. Новиков, сказавший: «Мне  хотелось бы поздравить наших читателей с тем, что такая книга появилась на свет. Мы получили возможность еще раз ознакомиться с мыслями и словами Патриарха, и они будут всегда под рукой у читателя.  Благодаря появлению таких книг и таких авторов роль и значение книги в жизни людей будет усиливаться и укрепляться». 

Проект, в рамках которого была подготовлена и издана на двух языках книга «Патриарх Кирилл. Мысли на каждый день года», имеет высокое международное значение, считает президент Российского государственного гуманитарного университета Е.И. Пивовар. «Эта книга имеет большое значение с точки зрения нравственных устоев и является важной скрепой в современной российской действительности. Она несет огромный просветительский заряд», – подчеркнул выступавший.

Поблагодарив всех участников презентации, митрополит Волоколамский Иларион констатировал, что путь книги к читателю только начинается, и выразил надежду, что у этого издания – очень большое будущее.

Пресс-служба Общецерковной аспирантуры/Служба коммуникации ОВЦС
Фото Пресс-службы Общецерковной аспирантуры

20170112_160853.jpg

12 января 2017 г. в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия прошло расширенное заседание кафедры внешних церковных связей, которое возглавил проректор по научной работе ОЦАД профессор Д.В. Шмонин.

На заседании состоялась предзащита кандидатской диссертации инока Елисея (Меняйлова) на тему: «Взаимоотношение Болгарской Православной и Русской Православной Церквей в контексте государственной вероисповедной политики в 1944–1962 гг.»  (научный руководитель диссертации - кандидат исторических наук, кандидат богословия, секретарь ученого совета ОЦАД священник Димитрий Сафонов).  Рецензенты - кандидат технических наук, преподаватель кафедры внешних церковных связей ОЦАД А.Ю.Хошев и кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории и политики стран Европы и Америки Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России Ю.А. Буланникова дали положительные отзывы о работе.

В заседании приняли участие: заместитель Управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского мужского монастыря, доктор церковной истории епископ Воскресенский Савва, выступивший с отзывом на диссертацию; профессорский стипендиат Московской духовной академии, Представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров); доктор богословия, ректор Православного института святого Иоанна Богослова, наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря игумен Петр (Еремеев); проректор по учебной работе ОЦАД иеромонах Иоанн (Копейкин); руководитель Секретариата по межправославным отношениям ОВЦС, преподаватель кафедры ВЦС ОЦАД протоиерей Игорь Якимчук; кандидат исторических наук, кандидат богословия Сотрудник УД МП, иеромонах Серафим (Амельченков); кандидат богословия, сотрудник Секретариата ОВЦС по межхристианским отношениям, преподаватель ОЦАД иерей Алексий Дикарев; доктор церковной истории иерей Александр Мазырин;(ПСТГУ) кандидат политических наук В.А.Подольский (ВШЭ); кандидат исторических наук, доцент Д.А.Цыганков (ПСТГУ), руководитель проектов издательства «Директ-Медиа», редактор православной литературы А.А.Войнова, преподаватели кафедры ВЦС, других кафедр, сотрудники и аспиранты Общецерковной аспирантуры.

По результатам выступления диссертанта, его ответов на вопросы, а также состоявшейся дискуссии, кандидатская диссертация инока Елисея (Меняйлова) была рекомендована к защите.

05.jpg

10 января 2017 года в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры состоялась встреча митрополита Волоколамского Илариона с группой католических священников из Франции, совершающих паломническую поездку в Москву и Санкт-Петербург. Во встрече также приняли участие проректор по учебной работе ОЦАД иеромонах Иоанн (Копейкин) и руководитель Управления по общественным связям и протоколу Мигель Паласио.

В своем слове митрополит Иларион кратко рассказал гостям об истории Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Значительная часть беседы была посвящена развитию двусторонних отношений между Московским Патриархатом и Римско-Католической Церковью на современном этапе в контексте встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска на Кубе 12 февраля 2016 года. Митрополит Иларион отдельно подчеркнул важность объединения сил двух Церквей в деле защиты христианского населения Ближнего Востока.

В завершение встречи ректор ОЦАД ответил на вопросы гостей.

33.jpg

26-28 декабря 2016 года в кафедральном соборе Берлинской и Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей прошел 35-й православный открытый семинар, который возглавил архиепископ Берлинский и Германский Марк. Участниками семинара стали более ста прихожан различных епархий РПЦЗ в Европе. В мероприятии по приглашению епархии и по благословению ректора ОЦАД митрополита Волоколамского Илариона принял участие секретарь Ученого совета ОЦАД  священник Димитрий Сафонов. 

Семинар открылся молебном, который возглавил ключарь кафедрального собора во имя новомучеников и исповедников Российских протоиерей Николай Артемов. В первый день работы форума архиепископ Марк рассказал об истории и современном состоянии соборности в Православной Церкви, своем отношении к архиерейскому совещанию на Крите в июне 2016 года, а также о своем служении на Святой Земле. Прозвучали выступления, посвященные русскому православному зарубежью, историческим связям РПЦЗ и Сербской Православной Церкви, практическим аспектам церковной жизни. Инокиня Васса (Ларина) рассказала о значении Священного Писания в жизни православного христианина. 

27 и 28 декабря в соборе клиром РПЦЗ с участием свящ. Д. Сафонова были совершены богослужения, посвященные дню памяти святителя Илариона (Троицкого). Перед началом вечернего богослужения и по окончании литургии священник Д. Сафонов, значительная часть научных трудов которого посвящена этому святителю, прочитал лекции, посвященные жизни и служению святителя Илариона. В своем выступлении отец Димитрий коснулся наиболее важных и малоизвестных фактов из жизни святителя. 

В последний день семинара архиепископ Марк провел беседу о значении и практике совершения Иисусовой молитвы. Протоиерей Николай Артемов в своем докладе коснулся различных аспектов церковного разделения IX века. Выступление священника Д. Сафонова было посвящено диалогу Русской Православной Церкви с исламскими общинами. Семинар сопровождали братские трапезы и общение духовенства и прихожан.

01.jpg

28 декабря 2016 года в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия под председательством митрополита Волоколамского Илариона состоялось заседание Комиссии Московского Патриархата по регулированию студенческого обмена. В заседании приняли участие: руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископ Богородский Антоний, ректор Минской духовной академии архимандрит Сергий (Акимов), проректор по учебной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры иеромонах Иоанн (Копейкин), руководитель Управления по общественным связям и протоколу, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей ОЦАД Мигель Паласио.

На рассмотрение Комиссии духовными школами Русской Православной Церкви были представлены кандидаты на обучение за рубежом, являющиеся преподавателями и учащимися  Общецерковной аспирантуры, Московской, Санкт-Петербургской и Минской духовных академий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Нижегородской и Сретенской духовных семинарий, а также высших учебных заведений Украинской Православной Церкви. По итогам заседания ряд кандидатов был отобран для обучения в зарубежных вузах.

***

Комиссия Московского Патриархата по регулированию студенческого обмена учреждена в 2012 году решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Комиссию возглавляет председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион. Ежегодно силами Комиссии лучшие студенты учебных заведений Московского Патриархата, а также сотрудники синодальных и епархиальных учреждений направляются за рубеж для учебы и повышения квалификации.

20161223_153410.jpg

23 декабря 2016 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата прошло заседание кафедры внешних церковных связей, которое возглавил руководитель Управления по общественным связям и протоколу, заместитель заведующего кафедрой Мигель Паласио. 

Состоялась предзащита магистерской диссертации иерея Евгения Доли, выпускника кафедры внешних церковных связей 2016 учебного года. Тема работы – «Деятельность Американского экзархата Московского Патриархата в 1933-1953 гг. (по документам Государственного архива Российской Федерации)».

Были заслушаны отзывы на магистерскую диссертацию научного руководителя – кандидата исторических наук А.В. Попова, рецензента – кандидата исторических наук, кандидата богословия священника Димитрия Сафонова. Рецензент указал на актуальность направления по изучению церковных архивов, которое развивается в РГГУ более 25 лет и которое получило свое развитие на кафедре внешних церковных связей ОЦАД. Также отец Димитрий отметил большой объем работы, публикацию новых документов из архива ГАРФ.

Преподаватель кафедры А.Ю. Хошев дал высокую оценку диссертационному исследованию магистранта.

Состоялась дискуссия.

Решением кафедры диссертация была рекомендована к защите.

kniga.jpg

21 декабря 2016 года в Московском доме книги была представлена новая книга председателя Отдела внешних церковных связей, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии митрополита Волоколамского Илариона «Нагорная проповедь».

Она является второй в серии из шести книг под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение». Следующие книги серии – «Чудеса Иисуса», «Притчи Иисуса», «Агнец Божий. Иисус в Евангелии от Иоанна», «Смерть и воскресение». Эта серия стала совместным проектом Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, издательств Сретенского монастыря и «Эксмо».

Презентация книги «Нагорная проповедь» была организована Московским домом книги и Общецерковной аспирантуры.

В презентации приняли участие: председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент, епископ Дмитровский Феофилакт, заместитель министра образования и науки Российской Федерации В.Ш. Каганов, главный редактор Издательства Московской Патриархии и «Журнала Московской Патриархии» протоиерей Владимир Силовьев, генеральный директор издательства «Эксмо» О.Е. Новиков, директор Государственного литературного музея Д.П. Бак, представитель Попечительского комитета Межрелигиозного  совета России О.В. Блюдов, московское духовенство, представители общественности и деятели культуры.

На встрече присутствовали иностранные дипломаты – Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Куба в Российской Федерации Эмилио Лосада Гарсиа, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Сербия в Российской Федерации Славенко Терзич.

В числе пришедших на мероприятие – Апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Челестино Мильоре, начальствующий епископ Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) С.В. Ряховский.

В презентации книги также приняли участие проректор Общецерковной аспирантуры по учебной работе иеромонах Иоанн (Копейкин), сотрудники Общецерковной аспирантуры и Отдела внешних церковных связей.

Ведущим выступил руководитель Управления по общественным связям и протоколу ОЦАД Мигель Паласио.

В ходе презентации прозвучало выступление митрополита Калужского и Боровского Климента. «Евангелие – это основная книга для христианина, для каждого человека, – подчеркнул председатель Издательского совета Русской Православной Церкви. – Для России Евангелие имеет особое значение по той причине, что христианство способствовало формированию русской государственности, русской культуры; русская письменность принесена нам с христианством. Наши писатели золотого и серебряного веков всегда ориентировались на Евангелие, на Священное Писание; мы находим много мест из Евангелия в произведениях Пушкина, Достоевского, Гоголя и других писателей».

Как отметил выступавший, митрополит Иларион в своей книге использует и научный, и популяризаторский подходы. «Автор том за томом разбирает основные положения Евангелия, – напомнил митрополит Климент. – Второй том посвящен важному разделу Евангелия – заповедям блаженства, нравственному кодексу, который был определяющим в жизни всего нашего общества с момента принятия христианства. Заповеди блаженства постоянно поются за Литургией, их знает каждый человек. Конечно, в советское время у нас связь с этими заповедями и содержанием христианства была утеряна, но все равно народ не забывал заповеди Господни в своей жизни. Владыка Иларион постарался раскрыть их содержание, используя научные достижения, и в то же время язык и слог книги легко читаемы, что это очень важно. Каждый, кто возьмет в руки эту книгу, найдет для себя много интересного и поймет основы нравственного учения Христа».

В книгах серии «Иисус Христос. Жизнь и учение» их автор обращается к важным и сложным вопросам через призму представлений и языка современного человека, считает заместитель министра образования и науки России В.Ш. Каганов. «Мы часто сетуем, что наши дети отвыкли от книги, перестали любить классические произведения, созданные в XVIII-XIX веках, – отметил он. – Но иногда, когда дети читают, у них возникают вопросы: они не понимают некоторых слов, вышедших из употребления. Некоторые обороты, которые казались естественными, реже употребляются. С другой стороны, появились новые слова, даже новые смыслы вроде бы известных слов. И встает вопрос, как донести до нынешнего поколения ту глубину, которая когда-то была записана, сформирована. Все, что связано с русским языком, с традициями, с возможностями и новыми инструментами донесения традиций православный веры и русской культуры, – это чрезвычайно важно».

С приветственным словом к гостям вечера обратился гендиректор издательства «Эксмо». «Книга митрополита Илариона обладает неоспоримыми достоинствами: она написана очень хорошим литературным языком, в ней доступно и понятно, но очень глубоко анализируются как исторические проблемы, так и образ Христа, – сказал О.Е. Новиков. – Поэтому как подготовленный, так и неподготовленный читатель найдет в ней для себя много интересного и важного».

Изданная ранее первая книга серии «Начало Евангелия» адресована не только христианам, но самой широкой читательской аудитории, считает директор Государственного литературного музея Д.П. Бак, отметивший: «Создавая свою книгу, владыка Иларион работал поверх барьеров, и это самое сложное: постараться сделать так, чтобы слово достигло и тех, кто не уверен, кто только находится на пути к истине Православия. Именно такую задачу выполняет эта книга». По его словам, издание будет интересно не только тем, кто предпочитает исторические факты, но и любителям литературы: «В ней очень много подробностей о земной жизни Иисуса Христа – подробные маршруты Его странствий, сохранившиеся свидетельства о Его внешности и даже пищевом рационе. Но здесь сквозь все земное просвечивает духовное, сквозь все обыденное просвечивает свет Православия».

«Митрополит Иларион пишет о границах инновации, о границе новизны и предания – это самое глубокое, что может быть, – продолжил директор Государственного литературного музея. –Заблуждения, искушения, уклонения во множестве возникали на протяжении тысячелетий, когда перевес отдавался именно инновации, модернизации. В «Начале Евангелия» проводится мысль о том, что если предание не являет себя целиком, но это не есть его недостаток или недостаточное документирование, это есть его сокровенная природа. И там, где инновация работает на прояснение смысла предания, там верная дорога».

Выступая на мероприятии, митрополит Иларион сказал:

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, уважаемые участники презентации!

Скажу несколько слов о замысле этой книги в общем контексте серии «Иисус Христос. Жизнь и учение». Изначально эта серия была задумана как одна книга об Иисусе Христе. Но по мере работы с материалом я все больше убеждался в том, что вместить его в одну книгу невозможно. В итоге у меня получилось шесть книг, и вторая из них целиком посвящена Нагорной проповеди.

Нагорная проповедь – это своего рода квинтэссенция духовно-нравственного учения Иисуса Христа. Она занимает существенное место в Евангелии от Матфея: ей целиком посвящены 5, 6 и 7 главы. В своей книге я, прежде всего, останавливаюсь на том, как в современной новозаветной науке воспринимается Нагорная проповедь.

Зачастую о Нагорной проповеди говорят как о собрании изречений Иисуса Христа, которые Он произнес в разное время, и потом они были собраны неким автором, именовавшим себя Матфеем (возможно, считают подобные исследователи, имя было дано этому автору уже после), и в качестве собрания изречений проповедь затем вошла в корпус Евангелия от Матфея.

Есть, конечно, и более радикальная  критика, утверждающая, мол, мы никогда не узнаем, что в действительности говорил Иисус Христос, и Нагорная проповедь, как и другие Его поучения, вошедшие в Евангелие, – продукт более позднего творчества. Что в этих проповедях содержатся лишь отголоски того, что Иисус, может быть, говорил, но в основном они являются продукцией неких авторов конца I века, которые вкладывали в уста Иисуса Христа то, что они хотели бы, чтоб услышали их прихожане.

Я разбираю все эти теории, показываю их несостоятельность, показываю, что Нагорная проповедь вполне могла существовать как единый связный текст, что Господь Иисус Христос вполне мог произнести эту проповедь в том виде, в каком она дошла до нас в Евангелии. Мы знаем, что Он переходил из города в город, из селения в селение, вокруг Него постоянно собирались люди, и, несомненно, Христос много раз в разных аудиториях и местах повторял одни и те же вещи. А иногда Он мог говорить о том же, но при этом меняя отдельные выражения и формулировки.

Например, в Евангелии от Луки есть проповедь, которую Господь произнес на равнине. Частично она совпадает по тексту с Нагорной проповедью, но при этом она гораздо короче, и некоторые изречения приведены в совершенно другой редакции. В современной новозаветной науке, опять же, существует мнение, что вариант Луки более аутентичный и больше соответствует тому, что мог в действительности говорить Иисус Христос, а Матфей на основе этого варианта сделал свою расширенную версию, добавив в нее то, что он хотел, чтобы услышали его прихожане.

Эту теорию я также разбираю и показываю ее несостоятельность на очень простых примерах. Если мы посмотрим, как Господь Иисус Христос проповедовал, то увидим, что Нагорная проповедь произносится на горе, Он садится, вокруг Него рассаживаются люди, – то есть все находятся в спокойной обстановке, когда можно услышать достаточно продолжительное поучение. Проповедь на равнине Спаситель произносит стоя, и народ вокруг Него тоже стоит. Это достаточно простой пример: когда человек говорит, а люди слушают его стоя, чтобы они не устали, он говорит короче. Именно такую ситуацию мы видим в проповеди на равнине в Евангелии от Луки. Когда же люди сидят и сидит проповедник, то он может говорить дольше, – эту ситуацию мы видим в Нагорной проповеди.

Задаваясь вопросом, почему эта проповедь была произнесена на горе, я обращаю внимание на то, что в Евангелиях описано довольно много восхождений Иисуса Христа на возвышенности. Причем с чисто прагматических позиций это было совершенно не нужно, ибо Он вполне мог ходить по дорогам, переходить из селения в селение, и для того, чтобы людям что-то сказать, не требовалось восходить на гору. Христос часто восходил на гору для молитвы, Он взошел на гору, чтобы избрать двенадцать учеников из числа Своих последователей – значит, если Спаситель совершал восхождение на возвышенность, в этом была определенная цель. Я показываю, что уже в Ветхом Завете горы воспринимались как место особого присутствия Божия. Горы – то пространство, где очищается душа человека, где он более расположен услышать голос Божий. И Господь вновь и вновь поднимается на горы, Он ведет за Собой людей, чтобы те соприкоснулись с голосом Божиим, который через Него передается им непосредственно.

Основное содержание этой книги – собственно разбор Нагорной проповеди: предложение за предложением я рассматриваю эту проповедь, обращаюсь к различным ее толкованиям. Это толкования и Святых Отцов Древней Церкви, и современных авторов – православных и неправославных, как ученых, так и писателей. Например, я касаюсь того, как Нагорную проповедь понимал Лев Толстой, у которого был свой взгляд на христианство – взгляд, как известно, осужденный Церковью. Я рассматриваю позиции таких философов, как Сёрен Кьеркегор, который написал весьма проникновенные слова по поводу некоторых изречений Иисуса Христа в Нагорной проповеди, обращаюсь к наследию нашего великого философа Николая Бердяева, цитирую малоизвестное сочинение литературного критика Михаила Гершензона «Нагорная проповедь». Я обращаюсь к широкому спектру толкований, как древних так и современных, чтобы дать некое стереоскопическое ви́дение того, как Нагорная проповедь понималась в разные эпохи, в разных контекстах разными людьми.

На Нагорную проповедь как свод духовно-нравственных правил существовали разные взгляды. Некоторые исследователи говорили о том, что она содержит в себе максималистскую нравственность, то есть нравственную программу, которая заведомо недостижима для человека. Например, когда Иисус Христос говорит: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5. 39). Спросим себя, часто ли мы так поступаем? Способны ли люди жить по такому нравственному закону? Является ли этот закон универсальным? Можем ли мы так действовать во всех ситуациях или должны поступать подобным образом только в некоторых случаях?  Или когда Христос говорит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас» (Мф. 5. 44), – опять же, может ли человек жить в соответствии с таким нравственным законом? То есть, задают вопрос такие исследователи, Христос в Нагорной проповеди ставит очень высокую планку, и в какой степени человек должен на нее ориентироваться?

В своей книге я показываю, что в истории были люди, которые совершенно не считали нравственные увещания Нагорной проповеди невыполнимыми. Это святые – те люди, которые жили по Нагорной проповеди как своему духовно-нравственному кодексу. Они воплощали в жизнь то, чему учил Иисус Христос. Действительно, Христос ставит очень высокую нравственную планку, и не многие достигают того совершенства, о котором Он говорит в Нагорной проповеди. Ведь Он ни много ни мало говорил: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5. 48). Неужели человек может быть настолько совершенным, как Бог? А вместе с тем Иисус Христос призывает именно к этому.

Мне кажется, духовно-нравственная программа, которая заложена в Нагорной проповеди, прежде всего, является проекцией собственного духовного опыта Иисуса Христа на ситуацию, в которой живут и будут жить Его последователи. Прежде всего Иисус Христос доказал Своей жизнью, что возможно жить в соответствии с такими высокими нравственными принципами. Конечно, такая жизнь требует самопожертвования, в некоторых ситуациях даже мученичества, но, тем не менее, Он доказал Своей жизнью, что это возможно.

В конечном итоге мы, соприкасаясь с этим удивительным текстом, понимаем, что это не текст, написанный для конкретной аудитории. Это слово Божие, которое напрямую передается нам для того, чтобы мы видели, какой нравственный ориентир перед нами ставит Сам Бог. И Господь не снижает эту духовно-нравственную планку ни для кого. Другое дело, уже каждый человек ищет собственный ответ на то, что Он слышит от Иисуса Христа, и находит свою меру способности воплощать в жизнь учение Спасителя.

Нагорная проповедь – это не собрание изречений, адресованное древним людям и не имеющее отношения к современности. В своей книге я стараюсь показать, что Нагорная проповедь остается актуальной и выполнимой, по-прежнему являясь духовно-нравственным кодексом, по которому призваны жить христиане.

В ней Господь говорит о разных вещах, эта проповедь не является исчерпывающим сводом христианской нравственности. Если мы посмотрим на Евангелия, то увидим, что они не содержат в себе такого исчерпывающего свода. Есть многие вопросы, на которые Иисус Христос не дал ответа, – по крайней мере, до нас этот ответ не дошел. И уже первому поколению христиан приходилось многое додумывать из того, что относится к области духовной жизни и нравственности. Если мы посмотрим на послание святого апостола Павла, то увидим, что он затрагивает очень многие вопросы, которые никак не отражены в проповеди Иисуса Христа так, как она изложена на страницах Евангелий. Опять же, вчитываясь в Нагорную проповедь, мы понимаем, что Господь Иисус Христос задает некий вектор нравственного развития. Он показывает цель и указывает путь, но как идти по этому пути, как конкретно применять наставления Иисуса Христа в своей жизни, на это уже каждый человек должен найти свой ответ.

Размышляя над всеми этими вопросами, я говорю о разных разделах Нагорной проповеди, о евангельских блаженствах, которые сами по себе являются некой квинтэссенцией духовно-нравственной программы Иисуса Христа. Я говорю о молитве «Отче наш», которая присутствует и в Евангелии от Матфея, и в Евангелии от Луки. Эту молитву Сам Господь Иисус Христос дал Своим ученикам, чтобы такими словами они молились Богу как своему Небесному Отцу. Я разбираю эту молитву прошение за прошением, слово за словом, нередко обращаюсь к ветхозаветным прототипам тех слов и понятий, которыми оперировал Господь Иисус Христос, и на основе этой широкой панорамы пытаюсь рассмотреть Нагорную проповедь как духовное завещание Господа Иисуса Христа.

Конечно, как и в предыдущей книге, как и в последующих книгах серии, которые еще будут изданы, я обращался к научной литературе – список ее приводится на последних страницах; в нужных местах также приводятся сноски на использованные источники. Но, как я говорил, представляя предыдущую книгу, это не труд, рассчитанный на ученых, – эта книга написана для широкого круга людей, более того, вовсе необязательно для читателя православного или вообще принадлежащего к христианской вере. В своих книгах я подчеркиваю и настаиваю на том, что Иисус Христос – абсолютно универсальная Личность, которую невозможно свести даже к определенной христианской конфессии.

Иисус Христос принадлежит всему миру, и я глубоко убежден, что в Его поучениях может найти для себя ответы на внутренние насущные вопросы любой человек – и христианин, и нехристианин, и верующий, и неверующий. Иисус Христос принадлежит всем и каждому, и именно это я стараюсь показать в своих книгах».

В конце встречи митрополит Иларион ответил на вопросы присутствующих.

По материалам Службы коммуникации ОВЦС

Фото Общецерковной аспирантуры

uchsovet.jpg

20 декабря 2016 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия состоялось очередное заседание Ученого совета, которое возглавил ректор ОЦАД митрополит Волоколамский Иларион.

Обращаясь к членам совета со вступительным словом, владыка подвел итоги уходящего года и обозначил приоритетные направления деятельности ОЦАД на будущий год. Митрополит Иларион подчеркнул, что к числу главных задач по развитию Общецерковной аспирантуры и докторантуры принадлежит лицензирование и аккредитация духовной школы. 

На заседании Ученого совета выступили: проректор по научной работе Д.В. Шмонин с докладом о планировании научной деятельности ОЦАД в 2017 календарном году; проректор по учебной работе иеромонах Иоанн (Копейкин) с сообщением о текущей учебной работе ОЦАД; секретарь Ученого совета священник Димитрий Сафонов с сообщением о функционировании Диссертационного совета по научной специальности «Теология».

На заседании также обсуждались научные планы кафедр и вопросы утверждения новых положений, обусловленных предстоящей аккредитацией и лицензированием ОЦАД. Секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии А.В. Шишков представил концепцию научного журнала Общецерковной аспирантуры.

Члены Ученого совета обсудили темы научных работ аспирантов, магистрантов и докторантов первого года обучения. 

В завершение заседания ректор вручил заведующему кафедрой богословия А.Р. Фокину и секретарю Синодальной библейско-богословской комиссии А.В. Шишкову юбилейные медали Русской Православной Церкви «В память 1000-летнего преставления равноапостольного великого князя Владимира». 

33.jpg

20 декабря 2016 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия под председательством ректора митрополита Волоколамского Илариона состоялось заседание Социального и воспитательного совета. 

В заседании приняли участие: проректор по учебной работе иеромонах Иоанн (Копейкин), и.о. проректора по научной работе Д.В. Шмонин, инспектор по воспитательной и внеучебной работе иеромонах Афанасий (Микрюков), руководитель Учебно-методического управления А.В. Гусев, секретарь председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Александр Карзан.

В ходе заседания были рассмотрены вопросы, касающиеся воспитательной части и богослужебной жизни Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

DSC_0023.jpg

18 декабря 2016 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Архипастырю сослужили сотрудники и учащиеся ОЦАД в священном сане.

После сугубой ектеньи митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшнее Евангельское чтение, дорогие братья и сестры, напоминает нам о благодарности. Господь Иисус Христос исцелил десять прокаженных, но только один из них, который был самарянином, вернулся, чтобы возблагодарить Бога. Увидев его, Спаситель сказал: «Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» (Лк. 17. 17-18).

Господь Иисус Христос исцелил десять человек от тяжелейшей болезни, которая делала их изгоями в обществе, не позволяла жить полноценной жизнью, причиняла неимоверные физические и душевные страдания. Своей Божественной силой Господь вернул им и здоровье, и полноценную жизнь. Но из десяти исцеленных только один оказался способным возблагодарить Бога, и его пример служит нам напоминанием, как мы должны воспринимать Божьи дары.

Очень часто Господь совершает по отношению к нам благодеяние, которое мы попросту не замечаем. Нам кажется, что все идет своим чередом, все вокруг нас хорошо, что так и должно быть. Свои успехи мы приписываем самим себе, а когда случается с нами что-то недоброе или неожиданное, то это мы объясняем неудачным стечением обстоятельств. А между тем, за всеми обстоятельствам нашей жизни стоит Господь, Который говорит нам: без воли Отца Небесного «даже волос головы с вашей не упадет» (Лк. 21. 17). Это означает, что все в нашей жизни происходит пред очами Божьими: если мы болеем — так угодно Богу, если получаем выздоровление — такова по отношению к нам Его милость. Если Бог посылает нам скорби и испытания, значит, Он хочет нас чему-то научить, если посылает нам радость, значит, дает облегчение от страданий, ниспосылая Свои небесные блага.

Мы все является членами Церкви Христовой, в которой особым образом приобщаемся к Богу. Мы не только Ему молимся, но и соединяемся с Ним через Таинство Святого Причащения. Его Тело становится нашим телом, Его Кровь становится нашей кровью, и богослужение, за которым все это происходит, называется Божественной литургией — «общим делом», ибо мы все в ней участвуем. А центральная часть Литургии называется Евхаристией – «благодарением». Мы подходим к Святой Чаше с благодарением – именно с таким настроем мы готовимся ко Святому Причащению. Благодарение, конечно же, сопряжено с покаянием за наши грехи, с надеждой на Божие милосердие и прощение.

Благодарение должно быть основной тональностью нашей христианской жизни. С благодарения Богу мы должны начинать наш день и благодарением должны его заканчивать.

Мы видим, сколько бедствий и несчастий происходит вокруг нас. Едва ли не каждый день мы слышим, что где-то взорвался автобус и погибли десятки людей; прогремел взрыв в храме, и снова погибли десятки человек. Где-то происходят землетрясения или стихийные бедствия, и вновь гибнут люди. А нас с вами Господь изо дня в день долготерпит, дает нам силы, здоровье, оберегает от опасностей, и зачастую мы воспринимаем это уже как должное и как само собой разумеющееся.

Между тем, за каждый прожитый день мы должны благодарить Господа, ибо этот день нам подарен Богом не за какие-то наши заслуги и не потому, что Господь от нас ждет чего-то особого. Каждый новый день жизни подарен нам по неизреченной любви Божией, ибо Господь дает нам возможность жить на этой земле, радоваться и творить добрые дела. Конечно, Господь ждет от нас добрых дел, Он ожидает, что наша жизнь будет приносить плоды. А когда человек исчерпывает свой потенциал на этой земле, то Господь переводит его в жизнь иную. Но мы должны быть благодарны Богу за все Его милости и щедроты, за Его долготерпение, за то, что, несмотря на наши грехи и недостатки, Он нас терпит и любит, и изо дня в день, из года в год дает нам возможность покаяться, исправиться и стать светом миру и солью земли.

Будем благодарить Бога за каждый прожитый день и час нашей жизни. Будем просить Его научить нас этой благодарности, чтобы мы могли видеть те благодеяния, которые совершаются Им по отношению к нам. Будем как можно чаще приходить на главное богослужение нашей Церкви, за которым мы возносим благодарение Богу за всю историю человечества, начиная от сотворения мира и человека. За каждой Литургией мы благодарим Господа, что Он стал человеком, спас нас Своей смертью и Своим воскресением, что Он преподает нам Самого Себя, Свое Пречистое Тело и Честную Кровь под видом хлеба и вина.

Пусть вся наша жизнь будет песнью хвалы Господу, подающему нам столько благ. И всякое наше дело, и всякое слово будем посвящать Ему. У нас нет ничего, что не принадлежало бы Богу. За Божественной литургией священнослужитель возглашает: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Все, что мы имеем, чем обладаем, – все это Его дары. Единственное, что мы можем и должны делать – с благодарностью возвращать Его дары и посвятить Ему свою жизнь, чтобы каждое наше дело было актом благодарения Его пречистой воле, Его милосердию и Его Божественному промыслу. Аминь».

 

Служба коммуникации ОВЦС

Научно-образовательная теологическая ассоциация Патриархия - сайт Церковь и время Учебный комитет Богослов.RU