There was a problem loading image 'images/stories/news2014/12_dec/15/c/main_222445551.jpg'
There was a problem loading image 'images/stories/news2014/12_dec/15/c/main_222445551.jpg'
Информационная служба Общецерковной аспирантуры продолжает серию интервью с учащимися и выпускниками Общецерковной аспирантуры, обучающимися за рубежом.
Сегодня у нас в гостях диакон Сергий Черкасов, выпускник магистратуры Общецерковной аспирантуры, докторант Тюбингенского университета.
– Здравствуйте, отец Сергий! Первый вопрос: почему Общецерковная аспирантура? Ведь Вы окончили духовную семинарию, учились в государственном университете. Чем было вызвано решение поступить учиться в Аспирантуру?
– На последнем курсе обучения в семинарии у меня еще не было никаких планов относительно Общецерковной аспирантуры, потому что я, как и любой выпускник-семинарист, должен был проходить годичную практику на приходе. Только после этого можно было получить семинарский диплом и думать о продолжении образования.
Но практически перед самым окончанием моего семинарского курса в городе Владимире проходила конференция, в которой принимал участие секретарь Ученого Совета Общецерковной аспирантуры. Он рассказал ректору семинарии об Аспирантуре, и мое священноначалие приняло решение отпустить меня попробовать свои силы на вступительных экзаменах. Это стало возможным благодаря высокому статусу Общецерковной аспирантуры и тем образовательным задачам, которые она ставит перед учащимися. Я уехал в Москву сдавать экзамены, а затем был зачислен на магистерскую программу.
{gallery}stories/news2014/12_dec/15/c{/gallery}
– Что лично для Вас дала Аспирантура в научном плане?
– Самое яркое впечатление, связанное с обучением, осталось, прежде всего, от высококвалифицированных преподавателей Общецерковной аспирантуры. Своим стремлением к научной деятельности, искусством вести лекционные курсы они способны вдохновить так, чтобы после занятий хотелось углубляться в изученный материал.
Для многих преподавателей Аспирантуры наука стала образом жизни, требующим своеобразной аскезы, когда научный поиск заставляет сокращать даже базовые потребности.
– Обучение Вы совмещали с работой в Отделе внешних церковных связей. Сложно ли далось Вам это совмещение?
– Да, это было довольно сложно, но выполнимо. Думаю, если воспринимать любую деятельность как возможность послужить людям, то уйдет психологическое напряжение, связанное с внешними трудностями.
Вообще, на мой взгляд, вся жизнь представляет собой обучение, которое проходит не только в стенах школ или университетов. Каждая работа требует приобретения новых навыков, самообразования и развития себя. Это можно оценивать только положительно.
– Расскажите о Ваших научных интересах. Под влиянием чего они формировались и на каком этапе находятся Ваши научные изыскания?
– В Общецерковной аспирантуре я защитил магистерскую диссертацию, посвященную исследованию категории этической нормы в контексте аксиологических взглядов М. Шелера. Теперь продолжаю исследование, связанное с проблемами морального релятивизма в Тюбингенском университете. Интерес к этике формировался у меня постепенно, главным образом при столкновении с нерелигиозными людьми, для которых зачастую даже базовые моральные принципы бывают совершенно неочевидными.
Этика – это та часть философского знания, которая наиболее близка к нашей реальной жизни. Каждый из нас ежедневно стоит перед необходимостью решать различные этические задачи, которые касаются, например, честности и лжи, долга и отступления от него и т.д. Есть и более сложный уровень этических проблем, напрямую связанных с ценностью человеческой жизни, участием в ней современных технологий.
И если для человека с религиозным мировоззрением очевидно, что человеческая жизнь ценна сама по себе как дар Божий, то некоторым нерелигиозным людям непонятно, почему нельзя сделать смертельный укол безнадежно больному и страдающему человеку. Несмотря на то, что эту и подобные ей этические проблемы очень нелегко разрешить рациональным путем, польза от таких попыток есть. В рамках различных конференций, семинаров и круглых столов ведутся дискуссии, читаются доклады, и есть надежда, что этические концепции, отстаивающие базовые моральные ценности, будут услышаны и прочувствованы хотя бы некоторыми людьми.
– Как происходит Ваше обучение по докторской программе в Тюбингенском университете?
– Акцент в докторской программе ставится, прежде всего, на написание диссертации. Именно ей уделяется основной бюджет времени. Четыре раза в семестр докторанты посещают коллоквиум, на котором те, кто уже работают определенное время над своим исследованием, презентуют первые результаты. Эти результаты обсуждаются всеми присутствующими, звучит множество вопросов. В ходе коллоквиума человек, сделавший презентацию, получает обратную связь. Он видит, как воспринимаются его наработки студентами и преподавателями, какие вопросы они вызывают, какие неясные места остаются в работе. Это помогает улучшить качество исследования. Я бы отметил еще и то, что при защите диссертации докторант принимает участие в комплексном экзамене, который предполагает вопросы по трем древним языкам (латинскому, древнегреческому, библейскому ивриту) и по базовым теологическим предметам (Ветхому и Новому Завету, церковной истории).
– Отец Сергий, Вы неоднократно ездили обучаться за рубеж, в том числе изучали немецкий язык в Австрии и английский – в Ирландии. Насколько важно современному человеку знать иностранные языки?
– У человека, знающего иностранные языки, есть много преимуществ, причем самых разноплановых. Язык дает возможность понимать и исследовать оригинальные тексты, с которыми приходится работать, занимаясь научной деятельностью. Язык становится ключом, который открывает дверь к познанию зарубежной культуры в целом, – через чтение литературы, через сам строй языка, отражающий ментальность. Кроме того, язык – это средство общения, и притом не только с людьми, но и с окружающими предметами. Каждый хорошо знает, сколько сейчас иностранных слов можно встретить, к примеру, на всевозможных уличных вывесках, одежде, в сфере работы с компьютерной техникой и т.д. А ведь слово – это носитель смысла. Не зная смысла вошедших в употребление иностранных слов, человек перестает понимать действительность, в которой живет. Это важно и для сохранения чистоты своего родного языка: ориентируясь в иностранном языке, можно понять значение излишних иностранных наслоений в современном русском языке и заменить их на родные слова. Для тех, кому не приходится читать иностранные тексты и интересоваться другими культурами, можно привести и самые прагматичные соображения. Изучение иностранного языка развивает головной мозг. Знаменитый русский нейрофизиолог академик Н.П. Бехтерева, посвятившая всю жизнь изучению человеческого мозга, отмечала несомненную пользу в освоении иностранного языка для укрепления памяти. Если мозг не тренируется, в старости ему грозит деградация.
– В прошлом году Вы участвовали в работе Х Генеральной ассамблеи Всемирного Совета Церквей. Расскажите о своих впечатлениях. Есть ли практическая польза для нашей Церкви от участия в этих ассамблеях?
– Я принимал участие в ассамблее в качестве стюарда, то есть помогал в организационной работе. Стюардов было более 100 человек, и все они отвечали за разные области работы – одни занимались регистрацией участников, другие обеспечивали работу компьютерной техники, третьи выполняли обязанности пресс-службы. Я попал в команду по работе с документами. Ежедневно мы обеспечивали пленарные и секционные заседания необходимыми документами, занимались их архивированием и сдачей в отдел переводов. Это был очень интересный опыт групповой работы, в которой требовалось умение вписаться в коллектив, состоящий из совершенно разных по характеру и национальности людей. В команде работали люди из Албании, Южной Кореи, США, Мадагаскара и Конго. Стюарды не участвовали в заседаниях ассамблеи, но у нас была отдельная программа, которая началась на неделю раньше. Там кроме технической подготовки необходимо было участие в дискуссиях по тем же вопросам, которые обсуждались впоследствии на ассамблее. Я заметил, что многие молодые люди, приехавшие не только из азиатских стран, но и из Европы, почти совсем ничего не знают о православии, не представляют, в чем его специфика и отличие от других конфессий. В ходе собраний у меня была возможность выразить православный взгляд на обсуждаемые вопросы. И я бы сказал, что у многих людей, особенно из стран Азии, православное понимание находило живой отклик. Думаю, что возможность на разных уровнях свидетельствовать о православии на подобных мероприятиях, без сомнения, можно рассматривать как проповедь.
Беседовал И.А. Парфенов
Информационная служба ОЦАД