ВНЕШНИЕ ЦЕРКОВНЫЕ СВЯЗИ

О программе (Внешние церковные связи)

О программе (Внешние церковные связи)

«В рамках Аспирантуры осуществляется также программа, носящая название “Внешние церковные связи», − единственная такого рода 
специализированная программа в мировом Православии. Она мне особенно дорога, потому что фактическим инициатором 
ее создания был мой духовный отец − приснопамятный митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов). 
На стыке 60-х и 70-х годов, когда Церковь жила в условиях жесткого прессинга и контроля со стороны государства, 
владыка Никодим заложил основы этого образовательного цикла, отбирая лучших выпускников Московской и Ленинградской академий 
и создав на базе ОВЦС, который он в то время возглавлял, филиал Аспирантуры Московской духовной академии. 
Главной задачей филиала была подготовка ответственных работников в сфере церковно-общественных отношений. 
Через эту программу в свое время прошел и я, как и владыка Иларион и очень многие другие иерархи».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

 

Междисциплинарная магистерская программа «Внешние церковные связи» реализуется Общецерковной аспирантурой и докторантурой в очной форме по направлению подготовки 48.04.01 Теология. В 2020 году планируется сделать первый набор на заочную форму обучения.

Программа имеет государственную аккредитацию и реализуется во взаимодействии с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата.

Основная цель программы – преподать учащимся базовые знания об устройстве Церкви, общественной и политической сфер, основных принципах взаимодействия Церкви с государством, обществом, христианскими конфессиями и другими религиями; снабдить их адекватным богословским, социологическим и политологическим инструментарием для осуществления такого взаимодействия и познакомить с актуальными проблемами в сфере церковно-общественных и межцерковных отношений. Особый акцент в программе делается на современности (современных теориях, процессах, подходах, «кейсах» и т.д.) и переходе к постсекулярному обществу – социально-политическим трансформациям, связанным с процессами возвращения религии в публичное пространство.

Программа предлагает сбалансированный подход к теории и практике и опирается как на теологические подходы, так и на методы общественных наук, сочетание которых позволяет видеть полную картину современных религиозно-общественных процессов.

Для достижения заявленной цели в рамках программы предусмотрены курсы экклезилогии, политической теологии, социологии религии, политической теории, религиоведения, введения в межправославные и межхристианские отношения и др. Вариативный блок предлагает широкий спектр специальных учебных дисциплин по заявленным направлениям. Актуальные проблемы рассматриваются на специальных научно-исследовательских семинарах с участием сотрудников профильных синодальных отделов, а также с приглашением ведущих богословов, социологов, политологов и религиоведов.

Программа предназначена для подготовки квалифицированных специалистов для работы в церковных структурах (епархиальных и синодальных), отвечающих за взаимодействие с государством, обществом, средствами массовой информации, взаимодействие с другими христианскими конфессиями и религиями.

Программа реализуется в очной форме (2 года), которая предполагает полное включение в учебный процесс на протяжении всего срока обучения.

Для лиц, имеющих только высшее духовное образование, программа реализуется как программа, направленная на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций. Студенты в этом случае получают по окончании обучения диплом магистра богословия установленного ОЦАД образца.

Студенту (Внешние церковные связи)

Студенту (Внешние церковные связи)

ПРОСТЫНЯ

  • Документы
  • Учебный процесс
  • Социальная и богослужебная жизнь
  • Административные вопросы
  • Академическая мобильность
  • Заказать справку (будет гугл-форма, через которую можно будет заказать документ)
  • Обратная связь

Правила внутреннего распорядка в отношении миграционного учёта и визового режима иностранных граждан, обучающихся в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Правила внутреннего распорядка в отношении миграционного учёта и визового режима иностранных граждан-учащихся Общецерковной аспирантуры разработаны в соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 № 203-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания дополнительных благоприятных условий для обучения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства»,   Приказом ФМС России    от   30.10.2013 № 430 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз, иностранным гражданам и лицам без гражданства».

Настоящие Правила обязательны для выполнения всеми учащимися ОЦАД, осуществляющими миграционный учёт и оформляющими визы через Международный отдел ОЦАД.

Правила внутреннего распорядка в отношении миграционного учёта и визового режима иностранных граждан, обучающихся в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Правила внутреннего распорядка в отношении миграционного учёта и визового режима иностранных граждан-учащихся Общецерковной аспирантуры разработаны в соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 № 203-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания дополнительных благоприятных условий для обучения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства»,   Приказом ФМС России    от   30.10.2013 № 430 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз, иностранным гражданам и лицам без гражданства».

Настоящие Правила обязательны для выполнения всеми учащимися ОЦАД, осуществляющими миграционный учёт и оформляющими визы через Международный отдел ОЦАД.

Правила внутреннего распорядка в отношении миграционного учёта и визового режима иностранных граждан, обучающихся в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Правила внутреннего распорядка в отношении миграционного учёта и визового режима иностранных граждан-учащихся Общецерковной аспирантуры разработаны в соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 № 203-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания дополнительных благоприятных условий для обучения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства»,   Приказом ФМС России    от   30.10.2013 № 430 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз, иностранным гражданам и лицам без гражданства».

Настоящие Правила обязательны для выполнения всеми учащимися ОЦАД, осуществляющими миграционный учёт и оформляющими визы через Международный отдел ОЦАД.

Правила внутреннего распорядка в отношении миграционного учёта и визового режима иностранных граждан, обучающихся в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Правила внутреннего распорядка в отношении миграционного учёта и визового режима иностранных граждан-учащихся Общецерковной аспирантуры разработаны в соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 № 203-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания дополнительных благоприятных условий для обучения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства»,   Приказом ФМС России    от   30.10.2013 № 430 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз, иностранным гражданам и лицам без гражданства».

Настоящие Правила обязательны для выполнения всеми учащимися ОЦАД, осуществляющими миграционный учёт и оформляющими визы через Международный отдел ОЦАД.

Правила внутреннего распорядка в отношении миграционного учёта и визового режима иностранных граждан, обучающихся в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Правила внутреннего распорядка в отношении миграционного учёта и визового режима иностранных граждан-учащихся Общецерковной аспирантуры разработаны в соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 № 203-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания дополнительных благоприятных условий для обучения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства»,   Приказом ФМС России    от   30.10.2013 № 430 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз, иностранным гражданам и лицам без гражданства».

Настоящие Правила обязательны для выполнения всеми учащимися ОЦАД, осуществляющими миграционный учёт и оформляющими визы через Международный отдел ОЦАД.

Правила внутреннего распорядка в отношении миграционного учёта и визового режима иностранных граждан, обучающихся в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Правила внутреннего распорядка в отношении миграционного учёта и визового режима иностранных граждан-учащихся Общецерковной аспирантуры разработаны в соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 № 203-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания дополнительных благоприятных условий для обучения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства»,   Приказом ФМС России    от   30.10.2013 № 430 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз, иностранным гражданам и лицам без гражданства».

Настоящие Правила обязательны для выполнения всеми учащимися ОЦАД, осуществляющими миграционный учёт и оформляющими визы через Международный отдел ОЦАД.

zheltow.jpgк.б. Доцент Московской духовной академии

 Образование:

Физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, кафедра компьютерных методов физики (1999)

Богословский факультет ПСТБИ, кафедра литургики (2001).


Профессиональная деятельность:

Член Синодальной Библейско-богословской комиссии, Межсоборного присутствия (с 2009) и Синодальной Богослужебной комиссии Русской Православной Церкви (с 2015).


Награды:

Патриаршая грамота за труды в Церковно-научном центре «Православная энциклопедия» награжден Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II (2000)

Орден прп. Сергия Радонежского III степени (2006).

Медаль Белорусской Православной Церкви прп. Евфросинии Полоцкой (2008),

Юбилейная медаль «1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира» (2015).

 


Публикации:

Автор более двухсот публикаций (в том числе в соавторстве), среди которых статьи в различных российских и зарубежных научных журналах и сборниках, статьи в «Православной энциклопедии» и «Большой Российской энциклопедии» и др.

1. Статьи в журналах и сборниках
1999

Желтов М.С. Паремии Рождества Христова// Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 1999 г. М., 1999. С. 71–92.

2000

Желтов М.С. Чин освящения храма и положения святых мощей в византийских Евхологиях XI века// Реликвии в искусстве и культуре восточно-христианского мира. М., 2000. С. 111–126.

Желтов М.С. Рукописи РНБ. Соф. 1056 и 526 как источники по истории формирования русского Чиновника архиерейского священнослужения// История Церкви в научных традициях XX века: Материалы научно-церковной конференции, посвященной 100-летию со дня кончины В.В. Болотова. СПб., 2000. С. 70–71.

Желтов М.С. Особенности анафор египетских литургий// Древний Египет и Христианство: Материалы научной конференции. М., 2000. С. 46.

2001

Желтов М.С. У истоков Иерусалимского устава. Часть 1: Завещание прп. Саввы // Богословский сборник. М., 2001. №7. С. 184–192.

Желтов М. С. Богослужение египетского монашества// История египетских монахов. М., 2001. С. 107–116.

Желтов М.С. Русский архиерейский формуляр литургии и его соотношение с иерейским// Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2000 г. М., 2001. С. 117–122.

Желтов М.С. Православное чинопоследование освящения храма в истории// Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2001 г. М., 2001. С. 88–97.

Желтов М.С. Обзор истории православного чинопоследования освящения храма// Московские епархиальные ведомости. М., 2001. № 11–12. С. 70–76.

2002

Желтов М.С. Греческая литургия IV века в папирусе Barcelon. Papyr. 154b–157b// Богословский сборник. М., 2002. № 9. С. 240–256.

Желтов М.С. Древние анафоры Александрийской Церкви// Культурное наследие Египта и христианский Восток: Материалы международных научных конференций. М., 2002. С. 123–128.

2003

Желтов М.С. Архиерейский чин Божественной литургии: история, особенности, соотношение с ординарным («иерейским») чином// Богословский сборник. М., 2003. № 11. С. 207–240.

Желтов М.С. Древние александрийские анафоры// Богословские труды. М., 2003. Сб. 38. С. 269–320.

2004

Желтов М.С. Литургические данные, содержащиеся в «Деянии о подати» (Praxis de tributo) святителя Николая Чудотворца (к вопросу о возможной датировке) // «Правило веры и образ кротости...»: Образ свт. Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004. С. 111–124.

Желтов М.С. Римский Папа — автор византийской литургии? К вопросу об авторстве литургии Преждеосвященных Даров// Византия и Запад (950-летие схизмы христианской Церкви, 800-летие захвата Константинополя крестоносцами): Тезисы докладов XVII Всероссийской научной сессии византинистов. М., 2004. С. 61–63.

Желтов М.С. Введение к книге: Успенский Н.Д. Труды по литургике. Том 1: Православная вечерня. Чин всенощного бдения. М., 2004. С. XXIII–XLVI.

Желтов М.С. Брак и Евхаристия: История православного чина венчания// Журнал Московской Патриархии. М., 2004. Вып. 11. С. 44–53.

2005

Виноградов А.Ю., Гайдуков Н.Е., Желтов М.С. Пещерные храмы Таврики: К проблеме типологии и хронологии// Российская Археология. М., 2005. № 1. С. 72–80.

Желтов Михаил, диак. Малоазийское богослужение начала VII в. по данным Жития прп. Феодора Сикеота// Житие преподобного Отца нашего Феодора, архимандрита Сикеонского, написанное Георгием, учеником его и игуменом той же обители/ Перевод с греч., предисл. и комм. Д.Е. Афиногенова. М., 2005. С. 173–183.

Желтов Михаил, диак. Две византийские молитвы на перенесение св. мощей// Богословские труды. М., 2005. Сб. 40. С. 122–127.

Бернацкий М.М., Желтов Михаил, диак. Вопросоответы митрополита Илии Критского: Свидетельство об особенностях совершения Божественной литургии в нач. XII в.// Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия [Труды кафедры Литургического богословия]. М., 2005. Вып. 14. C. 23–53.

Желтов Михаил, диак. Чины рукоположений по древнейшему славянскому списку: Рукопись РНБ. Соф. 1056, XIV в.// Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия [Труды кафедры Литургического богословия]. М., 2005. Вып. 14. С. 147–157.

Желтов М.С. Чин венчания и таинство Евхаристии: Взаимоотношение последований// Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2004 г. М., 2005. С. 156–165.

Желтов Михаил, диак. Церковное благословение повторных браков// Журнал Московской Патриархии. М., 2005. Вып. 8. С. 72–79.

2006

Желтов Михаил, диак. Анафора ап. Фомы из Евхология Белого монастыря // ΚΑΝΙΣΚΙΟΝ: Юбилейный сборник в честь 60-летия проф. И.С. Чичурова. М., 2006. С. 304–317.

Желтов Михаил, диак. Новый источник по истории русского богослужения: Кавычный экземпляр «Чиновника архиерейского служения» 1677 г.// Вестник церковной истории. М., 2006. № 2. С. 235–239.

Гайдуков Н.Е., Желтов Михаил, диак. Престолы пещерных храмов Юго-Западного Крыма // Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре: Материалы III Судакской международной научной конференции. Киев; Судак, 2006. Т. 2. С. 76–85.

Желтов Михаил, диак. Реликвии в византийских чинопоследованиях// Реликвии в Византии и Древней Руси: Письменные источники / Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2006. С. 67–108.

Желтов Михаил, диак. Чин Тайной вечери в представлениях современных литургистов // Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы 2005 г. М., 2006. Т. 1. С. 66–74.

Zheltov M. Byzantine Ecclesiastical Marriage: A history of the rite // Proceedings of the 21st International Congress of Byzantine Studies / Ed. by F. K. Haarer and E. Jeffreys. Aldershot, 2006. Vol. 3: Abstracts of communications. P. 238–240.

Желтов Михаил, диак. Предисловие к книге: Успенский Н.Д. Труды по литургике. Том 2: Византийская литургия. Анафора. М., 2006. С. V–L.

Желтов Михаил, диак. Комментарии к книге: Освящение храма. Сборник / Издательство Московской Патриархии. М., 2006. С. 343–413.

Желтов Михаил, диак. Каноны Божией Матери в ежедневном молитвенном правиле православного христианина// Богородичник: Каноны Божией Матери на каждый день. М., 2006. С. 501–510.

2007

Флоря Б.Н., Желтов Михаил, диак. Донесение юрьевского воеводы князя И.А. Хилкова об устройстве православного собора в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Юрьеве (Дерпте) // Вестник церковной истории. М., 2007. № 1 (5). С. 249–255.

Желтов Михаил, диак. Чин Божественной литургии в древнейших (XI–XIV вв.) славянских Служебниках// Богословские труды. М., 2007. Сб. 41. С. 272–359.

Желтов Михаил, диак. Описания Небесной литургии в евхаристических молитвах древней Церкви// Эсхатологическое учение Церкви: Материалы. М., 2007. С. 388–403.

Желтов Михаил, диак. Вступление в брак: библейское осмысление и церковное чинопоследование// Таинства Церкви: Материалы подготовительных семинаров Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах». М., 2007. С. 198–206.

2008

Zheltov M. The Anaphora and Thanksgiving Prayer from the Barcelona Papyrus: An Underestimated Testimony to the History of the Anaphora in the Fourth Century// Vigiliae Christianae. Leiden, 2008. Vol. 62. P. 467–504.

2009

Желтов М. С., свящ. Молитвы во время причащения священнослужителей в древнерусских Служебниках XIII–XIV в.// Древняя Русь: вопросы медиевистики. М., 2009. N 35. P. 75–92.

Zheltov M. Unity of Nature of Mankind: Theological Aspects and Scientific Insights // Faith and Philosophy. Charlottesville [VA], 2009. Vol. 26: 5 [= Science and Human Nature — Russian and Western Perspectives.]. P. 571–575.

Желтов М., диак. Историко-литургические аспекты сакраментологии // Православное учение о церковных Таинствах: Материалы V Международной богословской конференции РПЦ (Москва, 13–16 ноября 2007 г.) / Свящ. М. Желтов, ред. М., 2009. Т. 1. С. 124–133.

Желтов М., диак. Обзор истории чинов благословения брака в православной традиции// Православное учение о церковных таинствах: Материалы V Международной богословской конференции РПЦ (Москва, 13–16 ноября 2007 г.) / Свящ. М. Желтов, ред. М., 2009. Т. 3. С. 109–126.

Желтов М.С. Состав чинов обручения и венчания в древнейших славянских рукописях// Древняя Русь: вопросы медиевистики. М., 2009. N 37. С. 41–42.

2010

Zheltov M. The Sanctus and the First Epiclesis in the Anaphoras of the Egyptian Type // Studia Patristica. Leiden, 2010. Vol. XLV. P. 105–113.

Zheltov M. A Slavonic Translation of the Eucharistic Diataxis of Philotheos Kokkinos from a Lost Manuscript (Athos Agiou Pavlou 149) // TOXOTHC: Studi per Stefano Parenti / D. Galadza, N. Glibetić, G. Radle, eds. Grottaferrata, 2010. (Analekta Kryptoferres; 9). P. 345–359.

Желтов Михаил, свящ. Святитель Николай Мирликийский в византийской гимнографии// Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире/ А.В. Бугаевский, сост. и общ. ред. М., 2010. С. 208–221.

Желтов М. С. Чины обручения и венчания в древнейших славянских рукописях// Palaeobulgarica. София, 2010. N 1. С. 25–43.

Zheltov M. The Moment of Eucharistic Consecration in Byzantine Thought // Issues in Eucharistic Praying/ Maxwell E. Johnson, ed. Collegeville (MN), 2010. P. 263–306.

2011

Желтов М.С. Последование заупокойной панихиды в древнерусских Служебниках XIV в.// Смъртта и погребението в юдео-християнската литература. София, 2011. (= Studia mediaevalia Slavica et Byzantina. Т. 1). С. 220–231.

2012

Zheltov M. The Rite of the Eucharistic Liturgy in the Oldest Russian Leitourgika (13–14 cc.)// Journal of Eastern Christian Studies. Leuven, 2012. Vol. 12. P. 293–309.

Желтов Михаил, свящ. Чины вечерни и утрени в древнерусских Служебниках студийской эпохи// Богословские труды. М., 2012. Вып. 43–44. С. 443–470.

2013

Желтов Михаил, свящ. Предисловие к книге: Борнер Р. Византийские толкования VII–XV веков на Божественную литургию/ Пер. А. Гояль под ред. свящ. М. Желтова. М., 2013 [тираж задерживается].

Желтов Михаил, свящ. Греческие рукописи Божественной Литургии апостола Марка// Сретенский сборник. М., 2013. Вып. 4. С. 123–150.

2014

Zheltov M. The Byzantine Manuscripts of the Liturgy of Mark in the Sinai New Finds // ΣΥΝΑΞΙΣ ΚΑΘΟΛΙΚΗ: Beiträge... für Heinzgerd Brakmann zum 70. Geburtstag. Wien, 2014. S. 801–808.

Желтов Михаил, свящ. Литургическая традиция запада Византии в древнейших русских Служебниках// Кирилометодиевската традициjа и македонско-руските духовни и културни врски»: Зборник на трудови од Меѓународниот научен собир / И. Велев и др., ред. Скопье, 2014. С. 249–254.

Желтов Михаил, свящ. Сирийский (или палестинский?) чин Крещения в греческой рукописи Sinait. NE МГ 93 // Вестник церковной истории. М., 2014. Вып. 33–34. С. 116–126.

Виноградов А.Ю., Желтов М.С. «Завещание» митрополита Константина I Киевского и канон «на исход души»// Словҍне — Slověne: International Journal of Slavic Studies. М., 2014. № 3:1. 43–71.

Желтов Михаил, свящ. Неизданные каноны праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, I: канон авторства гимнографа Германа// Сретенский сборник. М., 2014. Вып. 5. С. 3–41.

2. Статьи в «Православной энциклопедии» и в «Большой Российской энциклопедии»
(в том числе, в соавторстве)

Православная энциклопедия

Богослужение Русской Церкви X–XX вв.; Аароново благословение; Агапа; Агиасма; Агнец, в православном богослужении; Адам; Аквилейский обряд; Акила и Прискилла; Аксиос; Accessus ad altare; Алавастр; Александрийское богослужение; Аллилуиарий; Аллилуия; Алмазов А. И.; Алфавитные стихиры; Альба; Альфа и Омега; Амвон; Амикт; Аминь; Анамнесис; Анафора; Анна, дочь Фануила; Антиминс; Антиохийское богослужение; Антифон; Апостол (книга); Апостолы; «Апостольские постановления»; Армянский обряд; Артос; Архидиакон; Архиерейское богослужение; Архимандрит; Афон; Балдахин; Барберини Евхологий; Барселонский папирус; Белого монастыря Евхологий; Библейские песни; Благовещение Пресвятой Богородицы; Благодарственные молитвы после Причащения; Брак; Варлаама Хутынского Служебник; Velatio; Великая пятница; Великая суббота; Великие понедельник, вторник, среда; Великий пост; Великий четверг; Великое славословие; Венчание брака; Вечерня; Вечеря; Вима; Водоосвящение; Воздвижение Креста Господня; Воздýх; Воскомастих; Воскресенье; Вседневные антифоны; Всенощное бдение; Встреча архиерея; Второбрачие; Вход; Вход Господень в Иерусалим; Входные молитвы; Входный стих; Георгия Мтацминдели Типикон; Гимнография; Главопреклонная молитва; свт. Григорий, еп. Акрагантийский; свт. Григорий Двоеслов; свт. Григорий Богослов; прп. Григорий Декаполит: Гимнография; свт. Григорий Палама; прп. Григорий Синаит; «Да исполнятся уста наша»; Дейр-Балайзы папирус; Диакон; Диаконикон; Диаконисса; Диалоги литургические; Дикирий; Догматик; Духов день; Евергетидский Типикон; Евхаристия; Евхологий; Ектения; Епископ; Жертва; Залог; Иеромнимон; Интронизация; Institutio; Канон; Карабинов И.А.; Катавасия; Кирилл Иерусалимский.

Большая Российская энциклопедия

Агиасма; Агнец; Акафист; Аллилуиарий; Аллилуия; Богослужение; Великий пост; Вечерня; Воздвижение Креста Господня; Вознесение Господне; Всенощное бдение; Вход; Евхаристия; Ектения; Пасха.

3. Статьи в интернет-изданиях

Желтов Михаил, диак. Праздник Положения Пояса Пресвятой Богородицы // Патриархия.ru. 12.09.2005. [электронный ресурс].

Желтов Михаил, диак. Неделя первая Великого поста, Торжества Православия: История праздника// Патриархия.ru. 11.03.2006. [электронный ресурс].

Желтов Михаил, диак. Устав соединения служб Благовещения Пресвятой Богородицы и Великой субботы: Историческая справка // Патриархия.ru. 06.04.2007. [электронный ресурс].

Желтов Михаил, священник. Чин интронизации Патриарха Московского и всея Руси: история и современность. Часть 1. Интронизация епископов и Патриархов в древней Церкви и в Византии // Богослов.ru. 25.01.2009. [электронный ресурс].

Желтов Михаил, священник. Чин интронизации Патриарха Московского и всея Руси: история и современность. Часть 2. Интронизация митрополитов и Патриархов всея Руси // Богослов.ru. 29.01.2009. [электронный ресурс].

Желтов Михаил, священник. Общая композиция служб Страстной седмицы // Богослов.ru. 15.04.2009. [электронный ресурс].

Желтов Михаил, священник. Божественная литургия Великого четвертка и особые чинопоследования этого дня: освящение мира, омовение св. престола, общее маслоосвящение, умовение ног // Богослов.ru. 15.04.2009. [электронный ресурс].

Желтов Михаил, священник. Состав службы 12 Евангелий (утрени Великой пятницы) // Богослов.ru. 16.04.2009. [электронный ресурс].

Желтов Михаил, священник. Каноны Великой субботы // Богослов.ru. 17.04.2009. [электронный ресурс].

Желтов Михаил, священник. Пасхальное бдение: Содержание чинов вечерни и литургии Великой субботы и Светлой заутрени // Богослов.ru. 23.04.2009. [электронный ресурс].

Желтов М.С., свящ. Пятидесятница — ключевое событие в истории человечества// Татьянин день. 22.05.2010. [электронный ресурс].

Желтов Михаил, священник. Обзор истории православной литургической науки до конца XX века // Богослов.ru. 17.08.2011. [электронный ресурс].

Желтов Михаил, священник. Греческие песнопения праздника Рождества Христова// Богослов.ru. 07.01.2012. [электронный ресурс].

Желтов Михаил, священник. Происхождение Последования ко Святому Причащению // Православие.ru. 15.09.2013. [электронный ресурс].

Желтов Михаил, священник. Происхождение и содержание чина великого освящения воды на праздник Богоявления // Православие.ru. 18.01.2015. [электронный ресурс].

4. Рецензии

Виноградов А.Ю., Желтов М.С. Рецензия на книгу: Roca-Puig R. Anаfora de Barcelona i altres pregаries: Missa del segle IV. Barcelona, 1994 // Христианский Восток. СПб., 2002 [М., 2006]. Т. 4. С. 565–586.

Желтов М.С. Рецензия на книгу: Taft R. F. (A History of the Liturgy of St. John Chrysostom. Vol. 5:) The Precommunion Rites. R., 2000. (серия Orientalia Christiana Analecta; 261) // Византийский Временник. М., 2002. С. 218–223.

Желтов Михаил, диак. Рецензия на книгу: Дмитриевский А.А. Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах/ Подготовка текста и публикация А.Г. Кравецкого. М., 2004 // Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия [Труды кафедры Литургического богословия]. М., 2005. Вып. 14. С. 191–195.

Желтов Михаил, диак. Рецензия на книгу: Daley B.E. Gregory of Nazianzus. L.; N. Y.: Routledge, 2006. (The Early Church Fathers; s. n.) // Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия [Труды кафедры Литургического богословия]. М., 2007. Вып. 18. С. 162–165.

Вып. 18. С. 162–165.

Научно-образовательная теологическая ассоциация Патриархия - сайт Церковь и время Учебный комитет Богослов.RU